Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Мир музыки» для учащихся начальных классов (общекультурное направление)»
Муниципальное образование город Армавир муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 7 имени Г.К. Жукова
«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №7
имени Г.К. Жукова
_________Шаламов Р.Ю.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мир музыки»
для учащихся начальных классов
(общекультурное направление)
Программа дополнительного образования детей 8-10 лет
Срок реализации программы – 2 года
Автор : учитель музыки Коцурова С.В.
муниципальное образование город Армавир
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кружковая работа (в соответствии с ФГОС начального общего образования) направлена на достижение основной цели:
формировать основы музыкальной культуры обучающихся как составляющей их общей культуры.
Деятельность кружка решает следующие задачи:
формировать начальное представление обучающихся о влиянии музыки на жизнь людей, о ее роли в нравственном развитии;
формировать основы музыкальной культуры, с использованием материала музыкальной культуры малой родины (родного края), развивать художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
уметь воспринимать музыку, а также выражать отношение к тому или иному музыкальному произведению;
использовать музыкальные образы для создания театрализованных или музыкально-пластических композиций, исполнять вокально-хоровых произведения, импровизировать;
знакомиться с основными элементами музыкальной грамоты, с игрой на различных музыкальных инструментах;
совершенствовать художественный вкус обучающихся, воспитывать нравственные и эстетические чувства, формировать умение чувствовать и ценить эстетику;
развивать творческие, в частности музыкальные, способности младших школьников.
Направление содержания программы «Мир музыки» художественно–эстетическое, общекультурное; форма организации – кружковая, рассчитана на 2 года обучения.
В основе музыкальной деятельности данной программы находятся следующие принципы:
- системность – предполагается преемственность знаний, комплексность их усвоения;
- дифференциация – выявление у школьников склонностей к различным направлениям творчества и развитие их способностей;
- увлекательность - один из важнейших принципов, в котором учитываются возрастные, а также индивидуальные особенности каждого учащегося;
- коллективизм – развитие разносторонних способностей детей в коллективно-творческих делах, формирование потребности приносить общую пользу и радость;
- междисциплинарная интеграция – связь в обучении смежных наук (литература, музыка, изобразительное искусство, технология, вокал);
- креативность – максимальная ориентация на творческие способности детей, на развитие их психофизических чувств и ощущений, раскрепощение личности.
Отличительная особенность данной программы – деятельностныйподход в воспитании и развитии школьников различными средствами музыки, когда обучающиеся могут выступать в роли композиторов, исполнителей или слушателей.
Актуальность программы заключается в следующем – общество требует развития эстетических и нравственных качеств человека. Средства музыкальной деятельности дают возможность формировать социально активную творческую личность, которая способна воспринимать общечеловеческие ценности, испытывать гордость за достижения отечественной культуры и искусства, способна заниматься творческой работой, сочинять, импровизировать, фантазировать.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников связана с их возрастными особенностями:
- разносторонние интересы,
- любознательность,
- увлеченность,
- инициативность.
Данная кружковая программа помогает расширять творческий потенциал учеников, обогащать их словарный запас, формировать нравственные и эстетические чувства. Именно в начальном звене закладываются основы творчества личности, закрепляются базовые нормы нравственного поведения в обществе, формируются духовные ценности.
Возраст школьников для участия в реализации программы: 8 - 10 лет.
Программа кружка рассчитана на 2 учебных года.
Формы и методы работы.
Форма занятий:
- групповые занятия (со всей группой одновременно),
- индивидуальные занятия (с солистами для отработки сольных партий),
- музыкальные игры,
- беседы,
- встречи с музыкантами,
- конкурсы,
- викторины,
- концерты,
- инсценировки сценариев школьных праздников,
- постановки музыкальных номеров к конкретным школьным мероприятиям,
- театральные постановки музыкальных сказок, фрагментов из литературных произведений.
Эта работа направлена на приобщение школьников к музыкальному искусству и мастерству.
Продвижение от простого к сложному даст ребятам возможность постигать науку увлекательного музыкального мастерства, приобретать опыт публичных выступлений и творческих работ. Необходимо, чтобы в кружке школьники учились взаимодействовать в коллективе, работать в паре (с партнером), учились общению со зрителями, вокально-хоровой деятельности в работе над характерами героев, над мотивами их действий, творчески преломляли музыкальные произведения в выступлениях на сцене. Обучающиеся выразительно исполняют музыкальные произведения на шумовых инструментах, народные песни и попевки, осмысляют и формируют умение прочувствовать созданный ими музыкальный образ, привносят в эту деятельность элементы собственных идей, свое представление о концертных программах, об оформлении музыкальных сказок.
Важная форма занятий музыкального кружка – встречи с музыкантами краевой филармонии, экскурсии в драматический театр, просмотры и совместные обсуждения музыкальных спектаклей, мультипликационных фильмов, посещения театральных постановок, концертов, написание отзывов на просмотренные концертные программы и спектакли.
Во время бесед о музыке ребята в доступной им форме знакомятся с особенностями музыкального искусства, с его видами и жанрами, раскрывают для себя общественную и воспитательную задачу музыки, развивают свою духовную культуру.
Программный материал усваивается в теоретическом и практическом виде, преобладает в основном практическое направление. Занятия включают в себя следующие части: организационную, теоретическую и практическую. Организационный этап – это подготовка к работе, теоретическая часть – компактное отражение необходимой информации по теме, практический этап – применение полученных знаний в собственной деятельности.
Режим занятий
Занятия кружка строятся из расчета одного занятия в неделю. Длительность каждого занятия – 40 минут. Учебный процесс построен в соответствии с психологическими и возрастными возможностями школьников, это позволяет корректировать время и режим занятий.
Программа ориентируется на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»:
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-готовность и способность к саморазвитию;
-понимание основных моральных норм (справедливость, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность).
-чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной и мировой культурой;
-эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
-оценивание правильности выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-внесение необходимых корректив;
-умение планировать работу и определять последовательность действий.
- адекватного использования голоса для вокально-хоровой, сольной деятельности;
- активизации сил и энергии при волевых усилиях в ситуациях мотивационных конфликтов.
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
-самостоятельное включение в творческую деятельность;
-осуществление выбора видов музыкальной деятельности в зависимости от цели.
-осознанного и произвольного строительства музыкальной деятельности в разных жанрах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
-понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
-учитывание разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
-адекватного использования музыкальных средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Планируемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня.
Школьники приобретут знания об общественных нормах поведения в различных местах, в театре, на концертах.
У ученика будут сформированы:
- внутренняя позиция, основанная на положительном отношении к школе;
- включение в творческую деятельность под руководством учителя;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- осуществление музыкальной деятельности в различных жанрах.
Результаты второго уровня.
Школьники получат опыт переживания и позитивного отношения к ценностям общества.
- уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов;
- чувство прекрасного и эстетические чувства, сформированные на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.
Результаты третьго уровня.
Школьники получат опыта самостоятельных общественных действий.
У ученика будут сформированы:
- умение вносить необходимые коррективы в собственную деятельность;
- умение планировать свою работу и определять последовательность действий;
- адекватное использование голоса для вокально-хоровой или сольной деятельности;
- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Результаты четвёртого уровня.
Школьники научатся проявлять настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.
У ученика будут сформированы:
- навык оценивания правильности выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- умение осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах.
К концу 2 года занятий ученик
ЗНАЕТ:
1. Что такое музыка.
2. С чего зародилась музыка.
3. Чем отличается музыка от других видов искусств.
4. Кто создаёт музыкальные произведения.
5. Какие виды музыкальной деятельности существуют.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ:
1. Об элементарных музыкальных средствах исполнения.
2. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
3. О вокально-хоровой деятельности (распевании).
УМЕЕТ:
1. Образно мыслить.
2. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в музыкальном пространстве.
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Работы в паре с одноклассником.
2. Элементарного музыкального мастерства.
3. Коллективного творчества.
4. Образного восприятия музыкального произведения.
Кроме того, учащиеся избавляются от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляд со стороны", приобретают навык общительности, открытости, бережного отношения к музыкальным инструментам, голосу, ответственности перед коллективом.
Формы подведения итогов кружковой деятельности:
- выступления на школьных праздниках, торжественных и тематических концертах,
- участия в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах,
- участия в мероприятиях младших классов,
- инсценировки музыкальных сказок, сценок из жизни школы,
- творческие работы обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа курса «Мир музыки» включает следующие разделы.
Вводное занятие - знакомство с программой кружка, правилами поведения, противопожарный инструктаж обучающихся. В конце занятия проводится музыкальная игра «Угадай мелодию».
1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»
Комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, которые обеспечивают развитие музыкальных способностей школьника, пластическую выразительность телодвижений в ответ на музыкальные и шумовые звуки, снижение последствий учебной перегрузки.
Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.
Формы – музыкально-театрализованные упражнения, конкурс «Шумовые и музыкальные загадки», «Шумовой оркестр».
Методическое обеспечение:
Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. «Музыка», учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста – Москва, 1998,
«Детский оркестр» – музыкальные записи,
музыкальная игра «Угадай мелодию» (презентация).
2. Тема «Разбудим голосок»
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.
«Голос – одежда нашей речи». Различают голоса сильные и слабые, высокие и низкие, чистые и нечистые, звонкие и глухие, визжащие и ворчащие. Данная классификация указывает на отличительное качество (признак, примету) голоса: силу, объем, чистоту, характер, окраску.
Богатство голоса определено объемом, его регистровым диапазоном. В голосе каждого человека присутствуют 2-3 ноты, приятно звучащие и образующиеся без какого-либо напряжения. Это звуки нормального (натурального) голоса.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос необходимо беречь, упражнять, развивать, совершенствовать, обогащать.
Методическое обеспечение:
В. Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург – 2000,
М. Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н. Стрельниковой - Москва "Метафора" – 2005,
фортепиано с записывающим устройством, микрофон.
3. Тема «Развитие голоса»
Музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, детские песенки, попевки, небольшие рассказы и сказки о музыке. Различные по характеру музыкальные образы. Образы героев детских песен, их внешние и внутренние характеристики, логика поведения героев. Нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Обогащение словарного запаса, развитие логики построения сюжетов, выбор музыкальных и художественных элементов для создания яркости образа, формирование чувства вкуса.
Формы – групповые игры, сольное и хоровое пение.
Методическое обеспечение:
В. Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург – 2000,
Е.И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999
4. Тема «Фольклор»
Предания, традиции, обряды, игры и праздники русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица; неразрывная связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Русские народные жанры: сказки, песни, игры, пословицы, дразнилки, считалки.
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.
Методическое обеспечение:
Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки.
Рождество» - пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». №11/1997.
Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 1993
видеокамера, компьютер, проектор, экран.
5. Тема «Музыка»
Музыка как вид искусства; музыкальное искусство в формировании личности. Беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видеопросмотры и аудио-прослушивание музыкальных произведений, участие в концертах, Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях. Приобретение профессиональных навыков, развитие игрового поведения, эстетические чувства, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы – экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.
Методическое обеспечение:
Д.Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - М.: Просвещение, 1989
В.Б. Григорович, З.М. Андреева «Слово о музыке». - М.: Просвещение, 1990
Н.А. Капишников «Музыкальный момент». - М.: Просвещение, 1991
видеокамера, компьютер, проектор, экран.
6. Тема «Творчество»
Музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбор простейших мелодий. Создание различных по характеру музыкальных образов. Проживание вместе с героем его действий и поступков, эмоциональная реакция на его внешние и внутренние характеристики, понимание логики поведения героя. Обсуждение музыкальных произведений, воспитание интереса к работе друг друга, самокритичность, формирование критериев оценки качества работы. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное и в жизни, и в искусстве. Обогащение словарного запаса, развитие логики построения сюжета, выбор музыкальных и художественных элементов для создания яркого образа, формирование чувства вкуса.
Формы – творческие игры, конкурсы.
Методическое обеспечение:
Е.И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - М. "Аквариум" – 1999
Т.А. Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" – 2010
Л.В. Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010
видеокамера, компьютер, проектор, экран.
7. Тема «Радуга талантов»
Выступление перед младшими школьниками, родителями, учителями, работа с отрывками, постановка фрагментов музыкальных сказок. Проявление творчества, самостоятельный выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок.
Выбор главных исполнителей музыкальных сказок, сольных партий. Коллективное выполнение эскизов декораций, костюмов, их изготовление. Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Прогонные и генеральные репетиции, выступления. Организация показа концерта: подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, выбор ответственных за декорации, костюмы, музыкальное сопровождение.
Методическое обеспечение:
сборник сценариев О. Емельяновой.
видеокамера, компьютер, проектор, экран.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Компьютер,
фортепиано,
видеокамера для анализа выступлений,
музыкальный центр (караоке),
диски с записями музыкальных произведений, сказок,
диски с музыкой (классической и детской),
различные музыкальные инструменты.
Тематический план занятий
№
п/п
Тема занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Примечание
1
Вводное занятие.
Групповая игра (занятие в классе)
1
2
«Шумовые и музыкальные звуки». Музыкальная игра «Угадай мелодию»
Групповая игра (занятие в классе)
1
3-4
Ритмические игры и упражнения на шумовых инструментах.
Групповая и индивидуальная игра
2
5-6
«Музыкальные движения». Развитие двигательных способностей ребёнка.
Групповая игра
2
7-8
«Разбудим голосок». Распевание.
Групповая игра (занятие в классе)
2
9-10
«Вокальная гимнастика».
Вокально-хоровые и дыхательные упражнения (занятие в классе)
2
11-12
Упражнение на развитие дыхания.
Парная и индивидуальная деятельность.
2
13-14
«Развитие голоса». Вокально-хоровая работа
Сольная и хоровая деятельность
2
15-18
Разучивание детских песен.
Занятие в классе
4
19-22
Работа над музыкальной сказкой «Бременские музыканты»
Групповое и индивидуальное занятие (занятие в актовом зале)
4
Выбор главных героев
23-26
«Голос нежнейший и тончайший инструмент»
Групповая игра (актовый зал)
4
27-30
«Музыка». Встреча с музыкантами или поездка в филармонию
Групповая
4
Посещение филармонии
31-34
Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки»
Групповая игра
4
35-37
«Музыка-здоровье-жизнь»
Групповое и индивидуальное занятие
3
38-42
«Я хочу услышать музыку»
Работа в ансамбле (занятие в классе)
5
43-46
«Композитор – исполнитель – слушатель»
Музыкальная игра (занятие в классе)
4
47-48
«Мир музыки»
Групповая игра (занятие в классе)
2
49-50
Постановка выступления для родителей (родительское собрание)