Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке 6 класс. Алеев»
6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена на основе примерной программы (В.В.Алеев (научный руководитель). Т.И.Науменко), «Искусство. Музыка» . Данная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Данная программа является продолжением программы для 1-4 классов.
Рабочая программа по музыке составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов, для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;
Примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по предмету (письмо департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 199 ;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на соответствующий учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 19. 12. 2012 № 1067;
Приказ комитета образования «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области, реализующих программы общего образования, на последующий год обучения № 254мот 27. 05. 2013 г.;
Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета ОблИПКПР в 2013 – 2014 учебном году;
Приказ МБОУСОО «Школа № 15» пос. Биракан № 45 от 18. 08. 2015 «Об утверждении учебного плана».
Закон ЕАО от 06.03. 2014 г. № 472- 03 «Об образовании ЕАО»
Приказ образовательного учреждения «Об утверждении учебного плана на соответствующий учебный год» от 18. 08. 2015 год.
1.1.Общая характеристика предмета
Рабочая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально–эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководителем Д.Б.Кабалевским.
1.2.Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 35 часов в год, один час в неделю, в том числе контрольных работ 4.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
- Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- творческая работа;
- музыкальная викторина;
- тест.
Промежуточная аттестация на основе локальных актов школы
Цель программы:приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать развитию интереса к музыке в процессе творческого самовыражения, проявляющегося в размышлениях о музыке, собственном разнообразном творчестве, практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- формировать музыкально-эстетическую культуру школьников на основе приобщения к шедеврам музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
- заложить систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (понимание характерных признаков музыкально–исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Планируемые результаты освоения учащихся программы по музыке для 6 класса
Учащийся научится:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем взаимодополнение выразительных средств- звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу художественно-творческой деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально эстетической жизни школы, района, города и др. ( музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно эстетической точки зрения.
Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании разностороннего, интеллектуально — творческого и духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поли культурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
1.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира;
развитое музыкально–эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов и различных творческих задач.
Метапредметные результаты
Познавательные
Учащиеся научатся:
анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях;
Учащиеся получат возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основеприменения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии)и выводы на основе аргументации.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;
оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней;
определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельнои адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения целии выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудностькак меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достиженияцели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудностии препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
Учащиеся получат возможность:
участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности
применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Сведения о программе
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6] с.
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 6 класс» (М.: Дрофа, 2012), дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 КЛАСС.
№ П/П
РАЗДЕЛЫ.
КОЛ – ВО ЧАСОВ.
1.
Музыка души.
9
2.
Как создаётся музыкальное произведение
22
3.
Чудесная тайна музыки.
4
ИТОГО:
35
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ
№ урока
Тема урока
Кол- во
часов
Тип урока
Элементы основного и дополнительного
Музыкальный материал
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Домашнее задание
Дата проведения
план
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Тема года: «В чем сила музыки»
Раздел I. Музыка души (9 ч)
1
Музыка души
1
Комбинированный
Музыка - она везде и нигде,
она в нас живёт и в нас
умирает. Музыка задевает струны нашей души. Музыка - гармония нашей души. Как влияет музыка на настроение? Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальное воплощение. Музыка как часть духовного опыта человечества
Е. Дога. Вальс
(из кинофильма
«Мой ласковый и нежный зверь»); А. Рыбников, И. Кохановский. «Цветные сны» (хоровое пение)
Знать и понимать
определение «музыка души».
Уметь характеризовать состояние и настроение, вызванное музыкой; исполнять выразительно песню, применяя отработанные вокально - хоровые навыки
Устный
опрос.
Хоровое пение
Приду
мать ритмический рисунок
2-3
Наш вечный спутник. Искусство и фантазия
2
Комбинированный
Музыкальные фантазии.
Симфония - жанр симфонической инструментальной
музыки; музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов. Особенности музыки различных эпох
М. Глинка. Вальс -
фантазия (фрагмент);
И. Брамс.
Симфония № 3.
III часть (фрагмент); Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение)
Знать о роли искусства в жизни чело
века.
Уметь приводить
примеры воздействия музыки на человека; исполнять песню лирического характера певуче, в умеренном темпе, применяя певческое дыхание, легкое звуковедение
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Подобрать
песни
по теме
урока
4
Искусство -
память человечества
1
Комбинированный
Виды оркестров: духовой,
симфонический, народных
инструментов и др. Оркестр – многочисленный инструментальный ансамбль, коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах и
совместно исполняющих
музыкальное произведение.
Как в произведениях искусства воплощена память человечества (обсуждение
примеров)
М. Мусоргский.
«Старый замок»
(из фортепианного
цикла «Картинки
с выставки»).
Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный
корабль» (хоровое
пение)
Знать виды оркестров, их состав, вы
дающиеся оркестры
мира, знаменитых
дирижеров оркестров.
Уметь определять
вид оркестра на слух, называть основные инструменты, характеризующие тот или иной вид оркестра, исполнять подвижно протяжную мелодию
песни
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Подготовить сообщение
о концертной
деятельности
одного
из видов
оркестра
5
Какой бывает музыка
1
Комбинированный
Многообразие мира музыки. Музыка эпохи Средневековья - период развития музыкальной культуры, охватывающий промежуток примерно с V по XIV века н. э. Особенности музыки различных эпох. Музыкальная культура нового типа
М. Мусоргский. «Старый замок»; Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение)
Уметь объяснять понятие «музыкальная культура»; приводить примеры, характеризующие богатство мировой музыкальной культуры; применять приобретенные вокально-хоровые навыки в исполнительской деятельности; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке
Устный опрос. Хоровое пение
Составить устный рассказ о том, какой бывает музыка
6
Волшебная сила музыки
1
Комбинированный
Основные образно-эмоциональные сферы музыки и многообразие музыкальных жанров и стилей. Разнообразие вокальной, вокально- инструментальной, камерной, симфонической и сценической музыки. Инструментальная музыка. Вокальная музыка. Музыкальное произведение представляет собой единство содержания и формы. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства
Л. Бетховен. Симфония № 7; Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль»( хоровое пение)
Знать различные классификации музыкальных произведений (исполнители, жанры, темы). Уметь воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров
Подготовить сообщение
7-8
Музыка объединяет людей
2
Комбинированный
Воздействие музыки на общество и на каждого человека в отдельности. Музыка может объединять людей разных народов. Музыкальная картина современного мира
К. Дебюсси. «Сирены»;
Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение)
Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей; познавать мир через музыкальные формы и образы
Устный опрос. Хоровое пение
Придумать ритмический рисунок, характерный для музыки импрессионистов
9
Тысяча миров музыки (заключительный урок раздела)
1
Комбинированный
Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Обобщение полученных знаний. Музыкальная викторина
Я. Дубравин, В. Суслов. «Всюду музыка живет» (хоровое пение)
Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия, слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении
Устный опрос. Хоровое пение
Вспомнить песни, разученные в течение четверти
Раздел II. Как создается музыкальное произведение (22 ч)
10
Единство музыкального произведения
1
Комбинированный
Особенности музыкального искусства (средства музыкальной выразительности: мелодия, тембр, ритм, лад и др.). Виды ритмов. Ритмический рисунок танцев - мазурки, вальса. Единство содержания и формы в классической музыке
Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор. И. Штраус. Вальс «Сказки Венского леса»
Знать средства музыкальной выразительности, виды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок.
Уметь аргументировать свою точку зрения по поводу музыкальных произведений; сочинять свой ритм и воспроизводить его на простейших музыкальных инструментах или хлопками (ударами)
Устный опрос. Хоровое пение
Подготовить сообщение о роли музыкального искусства в жизни человека и общества
11
Вначале был ритм.
1
Комбинированный
Ритм в музыке - неразмеренное соотношение длительностей звуков(нот)в их последовательности. Многообразие отражения окружающего мира в музыкальных произведениях посредством ритма
JI. Бетховен. Симфония №5.1 часть (фрагмент); Г. Струве, А. Барто. «Бьют тамтамы» (хоровое пение)
Подготовить сообщение о ритмической организации в окружающем мире (творческий проект, презентации)
12-13
О чем рассказывает музыкальный ритм
2
Комбинированный
Ритм. Обозначение длительностей. Основное деление. Овал. Штиль. Такт. Тактовая черта. Ритмический рисунок может характеризовать музыкальные жанры (марш, вальс, мазурка, полька и т. п.). Музыкальный темп
А. Бородин. «Половецкие пляски» (из оперы «Князь Игорь»); А. Хачатурян. «Танец с саблями» (фрагмент из балета «Гаянэ»)
Знать виды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок. Уметь сочинять свой ритм, объяснять его принадлежность к определенному музыкальному жанру, характеризовать его особенности; воспринимать и анализировать музыкальные художественные образы
Устный опрос. Хоровое пение
Составить устный рассказ
«Диалог с музыкальным искусством»)
14
Диалог метра и ритма
1
Комбинированный
Метр в музыке - порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма. Метры бывают простые, сложные, смешанные. Метрические акценты. Метроном (слушание, анализ)
И.-С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи» (слушание, анализ)
Знать понятия метра и ритма.
Уметь различать понятия ритма и метра в музыке, схематически оформлять ритмические рисунки
Устный опрос
Придумать ритмический рисунок, характерный для определенного жанра музыки, прокомментировать его особенности
15-16
От адажио к престо
2
Комбинированный
Темп, характер музыкального произведения, их зависимость.Adagio (итал.) - медленно, спокойно. Значение: медленный темп исполнения музыкальной пьесы (либо её части)
Дж. Россини, К. Пеполли. «Неаполитанская тарантелла»; Ж. Бизе. «Утро в горах»; Е. Крылатое, Я. Дербенев. «Три белых коня» (хоровое пение)
Знать определение темпа в музыке, средства музыкальной выразительности.
Уметь объяснять зависимость выбора темпа композитором от характера музыки; петь хором и сольно
Устный опрос. Хоровое пение
Подобрать подвижную, веселую песню для исполнения
17
Мелодия - душа музыки
1
Комбинированный
Интонационная и временная основы музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности: мелодия. Определение (выявление) роли мелодии в музыке. Музыкальные понятия темп, характер. Назначение метронома. Мелодия - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности
Ф. Шуберт, Л. Релъштаб. «Серенада»; В.-А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». 1 часть (фрагмент); Е. Крылатое, Ю. Энтин. «Крылатые качели» (хоровое пение)
Знать: виды мелодий, определение высоты мелодии, диапазона; назначение метронома. Уметь определять виды мелодий; познавать мир через музыкальные формы и образы; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении
Устный опрос. Хоровое пение
Подготовить сообщение об особенностях мелодического склада и музыкальном образе произведения (по выбору учащегося)
18-19
«Мелодией
одной звучат
печаль и радость...»
Мелодия угадывает нас
самих. Регистр
2
Комбинированный
Средства музыкальной выразительности: регистр. Регистром называют часть
музыкального диапазона
инструмента или голоса,
отличающуюся характерной
звуковой окраской. Слово
«диапазон» означает «через все», в музыке - «через все звуки»
В.-А. Моцарт. «Реквием. Лакримоза»;
П. Чайковский.
«Па-де-де» (из балета «Щелкунчик»); Е. Крылатов, Ю. Энтин.
«Крылатые качели» (хоровое пение)
Знать определение
регистра, диапазона,
какие бывают регистры, что понимают
под музыкальным
диапазоном.
Уметь слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; выразительно исполнять песню хором (сольно)
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Подготовить сообщение
о выражении
печали
и радости
на музыкальном художественно- образном материале (по выбору учащегося)
20
Что такое
Гармония в музыке
1
Комбинированный
Круг интонаций, выражающих внутренний мир чело
века и восприятие им окружающего мира. Гармония в музыке и окружающем нас мире. Гармония - соразмерность, согласованность. Гармония (от греч. harmozo — приводить в порядок) - согласие, благополучие. В более узком смысле гармония - учение об аккордах и их связях. Гармонией, или аккордами, называется соединение трех или более различных звуков по терциям. Гармония - одновременное звучание нескольких тонов. Гармония имеет дело с вертикалью и совместным звучанием тонов
Н. Римский-Корсаков. «Шествие чуд морских» (из оперы «Садко»); Г. Струве, И. Исакова. «Музыка» (хоровое пение)
Знать определение
гармонии, значение
гармонических сочетаний в музыке, по каким законам строится гармония в музыке.
Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия; характеризовать фрагменты произведений классической музыки; применять выразительные средства в вокально-певческой деятельности
Устный
опрос.
Хоровое пение
Составить устный рассказ «Гармония в музыке» (или
«В музыке только гармония есть...»)
21
Два начала гармонии
1
Комбинированный, проблемный
Особенности гармонического строения в музыкальных произведениях. Знакомство с различными фактурами на примере музыкальных произведений. Чтение и обсуждение стихотворений Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе», И. Гейне «Радость и горе». Рассматривание и обсуждение картин: Ван Гог. «Автопортрет»; неизвестный автор XIX в. «Парусник». Состав симфонического оркестра. Понятия «гармония» и «дисгармония» в музыке и жизни. С помощью обычных музыкальных звуков, красок, слов можно передать всю гармонию (дисгармонию) мира и состояния человека. Гармония - выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении
И.-С. Бах. Прелюдия до мажор (1 т. хорошо темперированного клавира; фрагмент); В.-А. Моцарт. Симфония № 40 (фрагмент); П. Хиндемит. Марш (фрагмент); Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен»; Г. Струве, И. Исакова. «Музыка» (хоровое пение)
Знать основные понятия «гармония» и «дисгармония», особенности гармонического строения в музыкальных произведениях.
Уметь использовать различные приемы работы с учебником; проявлять слушательскую и певческую культуру; применять междисциплинарные знания, собственный музыкальный опыт в монологическом высказывании
Устный опрос. Хоровое пение
Придумать ритмический рисунок с опорой на собственный музыкальный опыт
22
Эмоциональный мир музыкальной
гармонии
1
Комбинированный
Искусство - это торжество
гармонии и единство истины, добра и красоты. Эмоциональный строй высшей
сферы в музыке сопровождается переживанием огромной величественности
мира, освещенного красотой и добром. В творчестве
В.-А. Моцарта универсальное значение получила идея
динамичной гармонии как
принципа видения мира,
способа художественного
преобразования реальности.
Изобразительные (вырази
тельные) возможности гармонии необычайно велики,
крайне разнообразны и вы
ступают в их синтезе. Закон
гармонии - эстетическое
единство в организации изобразительного материала.
Инструментальный состав
оркестров. В музыке важнейшую роль играет сочетание чувства гармонии, творческого подхода и технологического (исполнительского) мастерства
В.-А. Моцарт.
Симфония № 40
(слушание);
Г. Струве, И. Исакова. «Музыка»
(хоровое пение)
Знать о роли гармонии в создании музыкальных образов,
выразительные возможности гармонии
в произведениях
Моцарта; использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др.
Уметь различать
особенности музыкального языка, художественных
средств выразительности, специфики
музыкального образа; применять выразительные средства и вокально-хоровые навыки в хоровой исполнительской деятельности
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Подготовить проект презентации
(сообщения)
«Выразительные
возможности
гармонии
в произведениях
Моцарта» (или
«Художественный мир
Моцарта»)
23
Красочность
музыкальной
гармонии
1
Комбинированный
Дисгармония в музыке как
средство выразительности.
Дисгармония в музыке - отсутствие или нарушение гармонии, неблагозвучие, несозвучность. Гармония как средство координации музыкальной ткани. Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. Тональность. Знакомство с ладом
И.-С. Бах. Прелюдия до мажор (I т. хорошо темперированного клавира (слушание); Г. Струве, И. Исакова. «Музыка» (хоровое пение)
Знать о роли гармонии и дисгармонии
в создании музыкальных образов; что такое тональность, лад.
Уметь определять ведущую гармонию в произведении; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении
Устный
опрос.
Хоровое пение
Подготовить со
общение «Как познать мир через музыкальные формы и образы»
24-25
Мир образов полифонической музыки. Философия фуги
2
Изучение нового
материала;
комбинированный
«.. .Обращение к полифонии
можно только приветствовать, потому что возможности многоголосия практически безграничны. Полифония может передать все: и
размах времени, и размах
мысли, и размах мечты, творчества». (Д. Д. Шостакович.) Мир образов полифонической музыки. Философия и фуги. Полифония (от греч. многочисленный и звук) - многоголосие, наука о многоголосной музыке. Полифония - склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких равноправных мелодий (голосов). Фуга - одночастное произведение, представляющее собой полифоническое изложение и последующее развитие одной мелодии, темы. Подголосочная полифония. Имитационная полифония. Контрастно-полифоническая музыка в творчестве Баха, Генделя, Хиндемита, Шостаковича, Стравинского. Канон - форма, в которой тема звучит сначала в одном голосе, а потом в другом без изменений
И.-С. Бах. Токката
и фуга ре-минор
для органа; П. Хиндемит. «Мария»
(фрагмент); «Камертон» (норвежская народная песня, обработка Г. Струве), «Во поле береза стояла» (русская народная песня, обработка Г. Струве) (пение приемом подголосочной полифонии)
Знать определение
полифонии, канона,
контрапункта, фуги;
философское и теософское содержание
полифонии; полифонические произведения известных композиторов; каким законам подчиняется полифония; что значит «мыслить полифонически». Уметь различать количество мелодий и типы полифонии; слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; характеризовать музыкальные образы
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Подготовить сообщение
по теме
урока
26-27
Какой бывает музыкальная фактура. Пространство фактуры.
2
Изучение нового материала; комбинированный
Окраска звучания. Какой бывает музыкальная фактура. Пространство и фактура. Фактура - строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающие ее подголоски или полифонические голоса, аккомпанемент и т. д. Фактура (лат. facluro - обработка) - склад,
устройство музыкальной
ткани, совокупность ее элементов. Элементы фактуры -
это то, из чего она складывается - мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса
и др. Музыкальная фактура
имеет свои свойства, отвечающие за ее эмоциональное
содержание: во-первых, это
расположение музыки по регистрам (то есть по высотной оси), во-вторых, во времени. Это конкретный звуковой облик произведения.
Что выражает музыка
С. Рахманинова, Ж. Бизе?
С. Рахманинов, Е. Бекетова. «Сирень»; С. Рахманинов, Ф. Тютчев. «Весенние воды»; Ж. Визе. «Утро в горах». Антракт к III действию (из оперы «Кармен»)
Знать определение фактуры в музыке, её роль в создании образов, различные фактуры на примере музыкальных произведений, элементы фактуры.
Уметь использовать различные приемы работы с учебником
и «Дневником музыкальных размышлений»; слушать, воспринимать, анализировать музыкальные
произведения (фрагменты), характеризовать элементы и
свойства фактуры
Устный опрос. Хоровое пение
Составить устный рассказ- раздумье «Где находится гармония в вашей жизни, что необходимо
сделать,
чтобы
она как
можно
ближе
оказалась
к вашей
мечте?»
28-29
Тембры – музыкальные краски. Соло и тутти.
2
Изучение нового
материала;
комбинированный
Тембры - музыкальная
краска. Соло и тутти.
Тембр - характерная окраска звука, голоса или инструмента. Роль тембра в музыке. Как композиторы
учитывают роль тембра
в инструментовках своих сочинений
И.-С. Бах. Скерцо.
Из сюиты № 2 для
оркестра.
Н. Римский-Kopcaков. «Полет шмеля» (из оперы
«Сказка о царе
Салтане...»)
Знать определение
тембра в музыке,
основные тембры
голосов и инструментов.
Уметь определить
тембровую окраску
разных инструментов в музыкальных произведениях
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Приду
мать ритмический
рисунок,
характеризующий
напряженность, тревожность, беспокойство
30-31
Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков
2
Изучение нового
материала;
комбинированный
Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Динамика, оттенки
динамики. Динамика - сила,
громкость звучания. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального
повествования («динамика
развития»)
Л. Бетховен. Симфония № 6. IV
часть «Гроза. Буря»; К. Дебюсси.
«Лунный свет»
(из «Бергамской сюиты»); М. Минков, Ю. Энтин.
«Дорога добра»
(хоровое пение)
Знать определение
динамики, роль динамики в музыкальном произведении,
её зависимость от
характера музыки.
Уметь определять
динамические
оттенки, различать
особенности музыкального языка, художественных
средств выразительности, основные
жанры и стили музыки; исполнять
песню выразительно,
применяя выработанные вокально-хоровые навыки
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Подготовить со
общение
«Что выражает
музыка
Л. Бетховена»
(или «Импрессионизм
в музыке»)
Раздел III. Чудесная тайна музыки (4 ч)
32-33
По
законам красоты
2
Комбинированный
Вечные темы в художественных образах музыки,
изобразительного искусства
и литературы. Программная
инструментально-симфоническая музыка: характеристика особенностей музыкального языка, выражения художественных образов и внутреннего мира человека
М. Мусоргский.
«Балет невылупившихся птенцов»
(из фортепианного
цикла «Картинки
с выставки»);
К. Сен-Санс. «Карнавал животных»
Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон
музыки, о средствах
музыкальной выразительности.
Уметь слушать, воспроизводить и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты -
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Подготовить со
общение
«Музыкальные
шедевры»
34
«В чем сила музыки» (заключительный урок)
1
Комбинированный
Проверка практических знаний и вокально-хоровых навыков: постановки и развития голоса, усвоения содержания хорового и сольного репертуара, исполнения различных ритмических рисунков (в т. ч. синкопы), связного, плавного пения. Подведение итогов работы за учебный год
Е. Подгайц, Л. Яковлев. «Будем добрыми друзьями»; М. Дунаевский, Ю. Ряшенцев. «Песня о дружбе»
Уметь применять знание теоретического материала и практические навыки, приобретенные в результате изучения курса; определять музыкальные произведения и их авторов по фрагментам; выразительно исполнять произведения, передавая с помощью выработанных вокально-хоровых навыков его образное содержание
Устный опрос. Хоровое пение
Подготовить сообщение «Музыкальная культура как неотъемлемая часть духовной культуры»
35
Музыка радостью нашей стала (концерт)
1
Обобщение и систематизация ЗУН
Свойства музыкального звука: высота, громкость, тембр, длительность. Многообразие мира музыки. Простейшее музицирование на инструментах. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, гармония, лад, тембр, фактура, динамика. Характеристика особенностей музыкального языка
Разученный песенный репертуар (по выбору учащихся и учителя); произведения для слушания и анализа на усмотрение учителя
Уметь исполнять одно- и двухголосные произведения с аккомпанементом, a capella со сценическими движениями и импровизациями на музыкально-шумовых инструментах (коллективно и сольно), петь хором, зная содержание исполняемого произведения
Устный опрос. Хоровое и сольное пение; импровизации; практическая работа
.
Основными видами учебной деятельности школьников являются:
слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений
Механизмы формирования ключевых компетенций:
Работа с карточками;
Работа с тетрадью по музыке;
Разгадывание кроссвордов;
Работа с тетрадью по музыке.
Виды деятельности:
восприятие;
музыкально- теоретическая деятельность;
музыкально — историческая деятельность;
музыкально — ориентированная полихудожественная деятельность.
Технологии обучения:
Проблемное обучение
Проектная деятельность
Информационно – коммуникативные
Базовые образовательные технологии.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, самостоятельная работа, устный опрос, взаимоопрос, синквейн, творческая работа.
Практические творческие работы:
Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных шедевров русской и зарубежной классики (фрагментарно и полностью).
Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация.
Музицирование на простейших музыкальных инструментах (в том числе на электронных).
Музыкально-пластическое движение. Выражение через пластику образного содержания музыкального произведения.
Драматизация музыкальных произведений.
4. Планируемые результаты изучения предмета «Музыка»
иметь представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки;
проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным видам музыкально-творческой деятельности;
понимать интонационно-образную природу музыкального искусства и средства художественной выразительности;
знать основные жанры музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
рассуждать о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведений и стилях музыкального искусства в целом;
применять специальную терминологию для классификации различных явлений музыкальной культуры;
постигать музыкальные и культурные традиции своего народа и разных народов мира;
расширять и обогащать опыт в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
осваивать знание о музыке, овладевать практическими умениями и навыками реализации собственного творческого потенциала.
находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений и создавать музыкальные рисунки;
определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально – изобразительных жанров;
знать имена композиторов – К.Дебюсси и М.Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
проявление навыки вокально–хоровой деятельности: исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пенть а capella в унисон, правильно распределять дыхание в длинной фразе, использовать цепное дыхание.
Средства обучения:
Печатные пособия:
Комплект портретов композиторов.
Информационно-коммуникационные ср.
Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD).
«Пасха», «Великий пост» (CD).
3.Технические средства обучения:
- компьютер,
экран проекционный,
музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование:
музыкальный инструмент (Баян, шумовые музыкальные инструменты)
Печатные пособия:
Комплект портретов композиторов.
Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD).
Технические средства обучения:
- компьютер,
-диски
- экран проекционный,
- музыкальный центр.
- учебно-практическое оборудование:
-музыкальный инструмент,
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 6 класса заключаются:
в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;
в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отразить это понимание в размышлениях о музыке;
в умении находить связь между жизненными явлениями и их художественным
воплощением в образах музыкальных произведений;
в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными на уроках;
в изучении новых терминов и понятий - прелюдия, оратория, романтизм, фуга, серенада;
в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);
в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности.
Научно- методическое оснащение
Науменко, Т. И. Музыка. 6 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2009.
Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 6 класс [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2010.
Музыка. 6 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2006. - 248 с.: ноты.
4. Музыка. 6 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 2 CD / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2009.-2 электрон, опт. диска (CD-Rom).
Дополнительная литература
Методические пособия для учителя:
Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст] / Э. Б. Абдуллин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.
Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
Гришанович, Н. Музыка в школе [Текст] : методическое пособие для учителей / Н. Гриша- нович. - Минск: Юнипресс, 2006.
Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.
Клёнов, А. Там, где музыка живёт [Текст] / А. Клёнов. - М.: Педагогика, 1985.
Могилевская, С. У лиры семь струн [Текст] : научно-художественная литература / С. Мо- гилевская ; худож. Н. Мищенко. - М.: Детская литература, 1981.
Музыка. 6 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009.
Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности [Текст] : теория и практика / Г. М. Цы- пин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе [Текст] / Л. В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Дополнительная литература для учащихся:
Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. - СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.
Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Прохорова, И. А. Зарубежная музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.
Прохорова, И. А. Советская музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.
Саймон, Генри У. Сто великих опер и их сюжеты [Текст] / Генри У. Саймон ; пер. с англ. А. Майкапара. - М.: КРОН-Пресс, 1998.
Саминг, Д.-К. 100 великих композиторов [Текст] / Д.-К. Саминг. - М.: Вече, 1999.
Финкелыитейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкелынтейн. - СПб.: Композитор, 1997.
Интернет-ресурсы
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki
Житие преподобного Романа Сладкопевца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rostl/842.html
Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc_music
Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru
Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents. nsf/ dic_mus ic
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru.
6 КЛАСС (35 ч)
Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?
Введение в тему года «В чем сила музыки». Объяснить что курс 6 класса посвящен изучению вопросов художественной выразительности музыкального искусства. Слушание польки «Трик-трак» Ф. Шопена и прелюдии соль минор Рахманинова. Разучивание песни Г. Струве «Школьный корабль». Письмо Богине Музыке.
«Тысяча миров» музыки
Наш вечный спутник. Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь. Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Проблема добра и зла в музыке. Слушание музыки Ж. Брель «Вальс», П. Чайковский «Сентиментальный вальс», фрагмент симфонии №6, Ф. Шопен «Блестящий вальс», И. Штраус, вальсы, М. Мусоргский «Старый замок», Глюк, фрагменты оперы «Орфей и Эвридика», фрагменты оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский», фрагменты симфонии № 9 и № 5 Л. Бетховена, песни И. Дунаевского и В. Баснера.
Разучивание песен А. Островского «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», Г. Струве «Полонез дружбы».
Зрительный ряд: П. Федотов «Сватовство майора», В. Пукирев «Неравный брак», М. Врубель «Пан», портреты композиторов
Как создается музыкальное произведение
Единство сторон музыкального произведения. Ритм – основа музыки. Звук, который выражает слово. Единство содержания и формы. Музыкальные тембры. Музыкальная динамика. Музыкальные жанры: песня, романс, симфония, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М.Равель «Болеро», Хачатурян «Танец с саблями», Шостакович фрагменты симфонии №7 «Ленинградской», Бетховен, увертюра «Эгмонт», Шуберт «Серенада», Моцарт «Реквием, Лакримоза», Сен-Санс «Лебедь», И. Бах, органные фуги, «Весенние воды» С. Рахманинов, песни о войне: «Священная война», «Дороги», «День Победы». Создание устных журналов «Недаром помнит вся Россия», «Песни, звавшие на подвиг». Изучение новых музыкальных терминов: ноктюрн, баллада, романс, полифония, сюита, рондо, серенада.
Разучивание: Е. Крылатов «Прекрасное далёко», «Звуки музыки», «Баллада о солдате», и др.
Зрительный ряд: портреты композиторов
Чудесная тайна музыки
В чем сила музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя. Слушание: Г. Свиридов «Время, вперёд», Н. Римский-Корсаков, фрагменты оперы «Снегурочка»,
Зрительный ряд: музыкальные инструменты, портреты композиторов.