Конспект урока музыки для 3 класса по теме «Музыка- язык чувств, язык общения между людьми».
Подготовила: учитель музыки МБОУ СОШ №64 г. Казань РТ
Хрусталёва Лариса Алексеевна.
Урок составлен на основе Федерального государственного стандарта общего образования в соответствии с содержанием программы «Музыка 1-4 классы» авторы – Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, В.В. Алеев, Т.И. Науменко. Разработанной в соответствии с основными положениями художественно - педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и отражающей потребности учителей музыки в обновлении содержания и технологий массового музыкального образования.
Цель: На музыкальных примерах показать, что музыка не имеет границ, она понятна всем без перевода.
Воспитательная задача:
- На основе эмоционального восприятия музыки композиторов П.Чайковского, Э.Грига, А.Луппова воспитывать интерес, любовь к музыке, потребность в общении с искусством.
- Воспитывать интерес к народной музыке других народов.
Образовательная задача:
- Формировать культуру слушания музыки.
-Умение её анализировать, сравнивать и обобщать.
- Выявлять характерные особенности музыки разных народов мира.
Развивающая задача:
- Развивать умение высказывать своё мнение через активную творческую деятельность.
- Развитие и закрепление певческих умений и навыков.
Оборудование: CD, видео запись.
Портреты композиторов: П. Чайковского, Э.Грига, А. Луппова.
Просмотр содержимого документа
«"Музыка -язык чувств,язык общения между людьми" »
Тема урока: «Музыка – язык чувств, язык общения между людьми.
Цель: На музыкальных примерах показать, что музыка не имеет границ, она понятна всем без перевода.
Воспитательная задача:
- На основе эмоционального восприятия музыки композиторов П.Чайковского, Э.Грига, А.Луппова воспитывать интерес, любовь к музыке, потребность в общении с искусством.
- Воспитывать интерес к народной музыке других народов.
Образовательная задача:
- Формировать культуру слушания музыки.
-Умение её анализировать, сравнивать и обобщать.
- Выявлять характерные особенности музыки разных народов мира.
Развивающая задача:
- Развивать умение высказывать своё мнение через активную творческую деятельность.
- Развитие и закрепление певческих умений и навыков.
Оборудование: CD , видео запись.
Портреты композиторов: П. Чайковского, Э.Грига, А. Луппова.
У- Здравствуйте, ребята. Сегодня тема нашего урока называется: «Музыка – язык чувств, язык общения между людьми.
- Можем ли мы музыку назвать языком общения?
Д- Музыка это такой язык, на котором люди разговаривают друг с другом.
У- Чём заключается этот разговор?
Д- В выражении в музыке чувств, мыслей, настроения.
У- чем музыкальный язык отличается от разговорного?
У- В отличи от разговорного языка, музыкальный язык понятен всем народам без перевода.
Д- А если это будет вокальное произведение язык которого мы незнаем?
У- Нам поможет музыка, её настроение, название произведения.
Д- Сегодня продолжая общение с музыкой, в конце урока скажете, согласны ли вы с высказыванием, что музыка не нуждается в переводе.
-Сейчас прозвучит произведение известного русского композитора, кто он? (повесить портрет).
Д- П.И.Чайковский.
У- Какой есть известный фп. цикл у П.Чайковского ?
Д- Цикл «Времена года».
Этот фп. цикл был написан по заказу петербургского издателя Бернар для нотного приложения к ежемесячному музыкальному журналу «Нувеллист». В фп. пьесах композитор передал настроение происходящии в окружающем мире каждого месяца.
-С каким произведением вы знакомы из этого цикла?
Д- Октябрь « Осенняя песня».
У- Как называется музыка, которая имеет название, сюжет, эпиграф?
Д- Программная музыка.
У- Сегодня мы послушаем новое произведение, попытаемся почувствовать настроение , какое время года и месяц, хотел изобразить композитор в этой фп. пьесе? (название не называю).
Некоторые ребята получают индивидуальные карточки с эмоциональными терминами, иллюстрациями и репродукциями.
- Слушание музыки. Март « Песнь жаворонка» П. Чайковского.
У – Какое время года, месяц?
Д- Весна, март.
У- Как вам музыка помогла это почувствовать?
Д- Звучит в начале тихо, спокойно, мелодично в высоком регистре, затем быстрее отрывисто, звонко, громче, минорный лад.
У- Жаворонок полевая птица, первое её пение можно услышать в конце марта, а постоянно когда станет совсем тепло, жаворонок поёт в полёте мелодично и продолжительно.
-Как бы вы назвали это произведение?
У- С каким зарубежным композитором П.И. Чайковский поддерживал дружеские отношения?
Д- Норвежским композитором Э. Григом (повесить портрет). Что им помогало дружить, общаться между собой, что их объединяло?
Д- Музыка. Любовь к родине, родной природе, любовь к своему народу. В музыке объединяло мелодичность, лиричность.
У- Что вы вспомните из музыки Э.Грига?
Д- «Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт».
У- Сейчас исполним вокальное произведение «Заход солнце». Наша задача передать настроение и картину захода солнца.(на доске фото близкие по образу и настроению романса)
Исполнение романса.
Напеть интонацию из татарской народной песни «Эпипя».
У- Сейчас прозвучит произведение нашего современника, композитора России и Татарстана Анатолия Борисовича Луппова, он живёт в нашем городе, работает преподавателем Казанской консерватории. Исполнит произведение известный оркестр не только в Татарстане, но и за рубежом оркестр «Ля Примаверо» под руководством Рустэма Абязова.
Название произведения не говорю, оно построено в форме импровизации.
Импровизация- вид творчества при котором сочинение музыки происходит вовремя исполнения. Импровизация бывает концертная в виде фантазий и вариаций на заданную тему, композитор сам сочиняет моменты импровизации.
Видео прослушивание.
- Что для себя знакомое услышали в этом произведении?
- У каких инструментов прозвучала импровизация?
Д- татарская песня «Эпипя», импровизацию исполняют скрипка и фп.
У- Почему русский композитор написал произведение на татарскую песню?
Д- Понравилась песня.
У- Что сохранил композитор в произведении?
Д- Быстрый, шуточный, задорный.
У- Наверно это не просто так, что в творчестве Луппова есть произведения на татарские народные мелодии. Луппов родился в семье священника, семья была вынуждена переезжать с места на место, пока не оказались в самой глубинке России в марийском селе, где жили марийцы, русские, татары. Здесь он стал знакомиться с традициями, культурой, фольклором этих народов. Это изучение в дальнейшем нашло отражение в его музыкальном творчестве. Однажды он сказал, я уже 30-40 лет как мыслю по- татарски.
Для поклонников и слушателей А.Б.Луппов считается одним из татарских композиторов.
- Сейчас проведём музыкальный тест, проверим ваши знания той музыки, которая звучала на уроках в этой четверти (раздаются карточки с тестом, проверили, получили оценки).
- Понятна была композиторам музыка других народов?
- Перед тем как написать свои произведения композиторы изучали народную музыку, обычаи, культуру, жизнь этих народов.
- Какие композиторы писали музыку под впечатлением посещенных стран?