kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Музыка славянских народов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока  музыки  для  3 класса  по  теме  «Музыка славянских народов».

Подготовила:  учитель  музыки  МБОУ  СОШ №64 г.  Казань  РТ

Хрусталёва  Лариса  Алексеевна.

Урок  составлен  на  основе Федерального  государственного  стандарта  общего  образования  в соответствии  с  содержанием  программы «Музыка 1-4 классы»  авторы – Е.Д. Критская,  Г.П. Сергеева,  В.В.  Алеев,  Т.И. Науменко.  Разработанной  в  соответствии  с  основными   положениями  художественно  -  педагогической  концепции  Д.Б.  Кабалевского  и  отражающей  потребности  учителей  музыки  в  обновлении  содержания  и  технологий  массового  музыкального  образования.

Цель: Познакомить учащихся с особенностями музыки славянских народов.

Воспитательная задача:

Воспитать уважительное отношение к творчеству славянских народов.

- Воспитывать речевую культуру, умение слушать.

Образовательная задача:

Обогатить представления учащихся об истории, быте и специфических особенностях музыкального искусства славянских народов.

Развивающая задача: Развивать ассоциативное мышление,  вокально – хоровые навыки учащихся.

Оборудование: СD, портреты композиторов, нотная таблица, иллюстрации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Музыка славянских народов" »



Конспект урока по музыке для 3 класса.

Тема «Музыка славянских народов»



Цель: Познакомить учащихся с особенностями музыки славянских народов.

Воспитательная задача:

- Воспитать уважительное отношение к творчеству славянских народов.

- Воспитывать речевую культуру, умение слушать.

Образовательная задача:

- Обогатить представления учащихся об истории, быте и специфических особенностях музыкального искусства славянских народов.

Развивающая задача: Развивать ассоциативное мышление, вокально – хоровые навыки учащихся.

Оборудование: СD, портреты композиторов, нотная таблица, иллюстрации.

Ход урока

У - Тема урока сегодня «Музыка славянских народов.

- Какие народы входят в группу славянских народов?

Д – Русские, украинцы, белорусы.

У – В далёком прошлом эти народы составляли единое племя восточных славян, живших единой семьёй, образуя единую тогда древнерусскую народность. К 1X веку у восточных славян сложились предпосылки для появления государства, в результате чего были созданы два государственных объединения с центрами в Новгороде и Киеве. Эти народы стали жить самостоятельно развивая свою культуру, язык и быт, появились свои народные песни, пляски, музыкальные инструменты.

- Так как эти народы долгое время жили вместе, поле разделения у них сохранилось что –то общее? В чём?

Д – В истории, культуре, языке, праздниках, обычаях.

У – Когда появились народные песни?

Д – Народные песни сочинялись ещё в далёкое от нас время, когда музыке никого не учили, когда не было музыкальных школ, и встретить музыкального грамотного человека было почти невозможно.

У – Кто же сочинял песни?

Д – Песни сочиняли самоучки, любители мастера петь и играть на музыкальных инструментах. Мелодия и слова почти всегда сочинялись одновременно, часто одним человеком.

У – Почему авторы песен нам не известны?

Д – Народные песни не записывали, так как люди не знали музыкальной грамоты, а пели на слух, передавали от одного человека к другому, от семьи к семье, от деревни деревни. С переездом людей в город переезжала с ними и песня.

У – Какие изменения происходили в песне?

Д – Изменения в мелодии, появлялись варианты слов.

У – Можно сказать, что народная песня – это душа народа, зеркало его жизни и быта?

Д – В народных песнях отражается история народа, его повседневная жизнь, традиции, обычаи, праздники, думы и мечты о счастье.

У – какие жанры народных песен знаете?

Д – Лирические, трудовые, плясовые, хороводные, бурлацкие, календарные, солдатские, частушки, городские.

У – Еще в прошлых столетиях началось изучение лучших образцов народного творчества. Большой вклад внесли композиторы – классики М. Балакирев, Н. Римский – Корсаков, П. Чайковский, Лядов. Они записывали, обрабатывали и изучали мелодии народных песен. Обрабатывая народные мелодии, сумели сохранить и передать всю самобытность народного искусства. В современное время создавались музыкальные экспедиции, которые ездили по деревням и записывали песни. В наше время есть фольклорные ансамбли, в которых продолжается жизнь народного творчества: песни, пляски, обычаи, традиции.

У – Давайте, узнаем из каких песен, записаны музыкальные интонации по ритмическому рисунку и движению мелодии.

1) « Вниз по матушке по Волге» русская народная песня – исполнение песни.

2) « Ревёт и стонет Днепр широкий» украинская народная песня – слушание.

У – Кто исполнил украинскую песню?

Д – Мужской хор в сопровождении ансамбля бандуристов. У каждого народа есть народные инструменты: у русского - гусли, у украинского – бандура.

Д – Песня написана на стихи поэта – революционера Т. Шевченко. Долгие годы песня считалась народной. прежде чем стало известно имя композитора сочинившего её - Даниила Крыжановского.

У – Как вы считаете, близки эти песни друг другу?

Д – Поётся о великих реках: русской Волге, украинской - Днепре, о народной к ним любви. Звучат широко, протяжно, мощно передаётся раздолье, могущество рек.

У – Давайте, обратимся еще к одной музыкальной интонации, ( записана на доске) откуда она?

Д – Украинская народная песня « Веснянка». ( Исполнение песни).

У – Близка эта песня с предыдущими песнями, чем?

Д – Мелодичностью, распевностью, протяжностью.

У – Когда на Украине исполняли эту песню?

Д – На празднике «Масленица».

У – А у русского народа отмечается этот праздник? Давайте, вспомним одну из за кличек весны (исполнение песни «Жаворонушки»).

У - Есть сходство в построение мелодии? Какому жанру относятся?

Д – Строятся на повторяющейся интонации, устойчивые звуки. Календарные.

У – С каким обрядом сопровождалась песня?

Д – Празднично одетые девушки и дети ходили по селу. Подбрасывая, вверх выпеченные из теста фигурки птиц и пели, коротенькие заклички.

У – А что за праздник «Масленица».

Д – Это праздник весны и проводы, изгнание зимы, он длиться целую неделю.

У – Как называется последний день масленицы.

Д – Воскресенье прощеный день, проводы.

У – Как же народ провожает зиму?

Д – Делается чучело из соломы и сжигается.

У – Что пекут на масленицу?

Д – Блины.

У – Почему именно блины?

Д – В них передаётся облик солнца.

У – Глядя на фото, какую музыку можем услышать?

Д – Плясовую музыку.

У – Давайте, некоторые из них вспомним.

1 ряд «Светит месяц»

2 ряд «Калинка»

3ряд «Ах вы сени, мои сени»

Поют, выполняя танцевальные движения, по рядам играют на музыкальных инструментах.

У.- Многие русские композиторы обращались к народной песне.

Каких вы можете назвать композиторов, в произведениях которых звучит народная песня?

Д - П. Чайковский симфония №4, концерт для фп. с оркестром №1,Р. Щедрин «Озорные частушки», А. Даргомыжский вариация на тему «Вниз по матушке по Волге».

У – Давайте, вспомним фрагмент произведения. У какого композитора звучит мелодия народной песни, изменилось ли настроение и звучание мелодии?

Д – Темп - быстрый, ритм - отрывистый, острые акценты, динамика – меццо- форте.

У – Где Чайковский услышал эту песню?

Д – На Украине, на празднование масленицы. Ему понравилась песня, сам разучил, и под впечатлением радостного праздника, появилось это произведение.

У – Сейчас прозвучит произведение, которое на уроке ещё не звучало. В исполнении белорусского народного инструмента – цимбалы.

Из какой народной песни прозвучит мелодия? Изменится ли её настроение?

В какой музыкальной форме произведение построено?

Д – Прозвучала мелодия из белорусской народной песни «Перепёлочка».

Ускорился темп, из песенной мелодии превратилась в танцевальную музыку.

У – Давайте назовём произведение.

Д – Вариация на тему белорусской народной песни «Перепёлочка».

Итог:

Сегодня прозвучала музыка народная и композиторская, разная по характеру во многом близкая друг другу. Но каждому народу присуща своя музыкальная интонация, свой народный колорит, который отличает музыку одного народа от другого.

В заключении урока исполним песню «Музыка и дети» Салушко.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
"Музыка славянских народов"

Автор: Хрусталёва Лариса Алексеевна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 241910

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "«Через века несущие свет»: Познавательный час, посвященный празднованию  Дня славянской письменности и культуры "
    ["seo_title"] => string(127) "chieriez-vieka-niesushchiie-sviet-poznavatiel-nyi-chas-posviashchiennyi-prazdnovaniiu-dnia-slavianskoi-pis-miennosti-i-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "219848"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434386483"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока музыки "Не молкнет сердце чуткое Шопена""
    ["seo_title"] => string(56) "konspekt_uroka_muzyki_ne_molknet_serdtse_chutkoe_shopena"
    ["file_id"] => string(6) "474182"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1529848197"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Урок музыки по программе обновленного содержания образования. Музыка народов Казахстана. Славянские народы."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_muzyki_po_proghrammie_obnovliennogho_sodierzhaniia_obrazovaniia_muzyka_naro"
    ["file_id"] => string(6) "471272"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1527502222"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Внеклассное мероприятие "День славянской письменности" "
    ["seo_title"] => string(59) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-dien-slavianskoi-pis-miennosti"
    ["file_id"] => string(6) "192699"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427489749"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "День славянской письменности и культуры "
    ["seo_title"] => string(41) "dien-slavianskoi-pis-miennosti-i-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "156902"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421504389"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства