Конспект урока музыки для 3 класса по теме «Музыка славянских народов».
Подготовила: учитель музыки МБОУ СОШ №64 г. Казань РТ
Хрусталёва Лариса Алексеевна.
Урок составлен на основе Федерального государственного стандарта общего образования в соответствии с содержанием программы «Музыка 1-4 классы» авторы – Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, В.В. Алеев, Т.И. Науменко. Разработанной в соответствии с основными положениями художественно - педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и отражающей потребности учителей музыки в обновлении содержания и технологий массового музыкального образования.
Цель: Познакомить учащихся с особенностями музыки славянских народов.
Воспитательная задача:
- Воспитать уважительное отношение к творчеству славянских народов.
- Воспитывать речевую культуру, умение слушать.
Образовательная задача:
- Обогатить представления учащихся об истории, быте и специфических особенностях музыкального искусства славянских народов.
У - Тема урока сегодня «Музыка славянских народов.
- Какие народы входят в группу славянских народов?
Д – Русские, украинцы, белорусы.
У – В далёком прошлом эти народы составляли единое племя восточных славян, живших единой семьёй, образуя единую тогда древнерусскую народность. К 1X веку у восточных славян сложились предпосылки для появления государства, в результате чего были созданы два государственных объединения с центрами в Новгороде и Киеве. Эти народы стали жить самостоятельно развивая свою культуру, язык и быт, появились свои народные песни, пляски, музыкальные инструменты.
- Так как эти народы долгое время жили вместе, поле разделения у них сохранилось что –то общее? В чём?
Д – В истории, культуре, языке, праздниках, обычаях.
У – Когда появились народные песни?
Д – Народные песни сочинялись ещё в далёкое от нас время, когда музыке никого не учили, когда не было музыкальных школ, и встретить музыкального грамотного человека было почти невозможно.
У – Кто же сочинял песни?
Д – Песни сочиняли самоучки, любители мастера петь и играть на музыкальных инструментах. Мелодия и слова почти всегда сочинялись одновременно, часто одним человеком.
У – Почему авторы песен нам не известны?
Д – Народные песни не записывали, так как люди не знали музыкальной грамоты, а пели на слух, передавали от одного человека к другому, от семьи к семье, от деревни деревни. С переездом людей в город переезжала с ними и песня.
У – Какие изменения происходили в песне?
Д – Изменения в мелодии, появлялись варианты слов.
У – Можно сказать, что народная песня – это душа народа, зеркало его жизни и быта?
Д – В народных песнях отражается история народа, его повседневная жизнь, традиции, обычаи, праздники, думы и мечты о счастье.
У – Еще в прошлых столетиях началось изучение лучших образцов народного творчества. Большой вклад внесли композиторы – классики М. Балакирев, Н. Римский – Корсаков, П. Чайковский, Лядов. Они записывали, обрабатывали и изучали мелодии народных песен. Обрабатывая народные мелодии, сумели сохранить и передать всю самобытность народного искусства. В современное время создавались музыкальные экспедиции, которые ездили по деревням и записывали песни. В наше время есть фольклорные ансамбли, в которых продолжается жизнь народного творчества: песни, пляски, обычаи, традиции.
У – Давайте, узнаем из каких песен, записаны музыкальные интонации по ритмическому рисунку и движению мелодии.
1) « Вниз по матушке по Волге» русская народная песня – исполнение песни.
2) « Ревёт и стонет Днепр широкий» украинская народная песня – слушание.
У – Кто исполнил украинскую песню?
Д – Мужской хор в сопровождении ансамбля бандуристов. У каждого народа есть народные инструменты: у русского - гусли, у украинского – бандура.
Д – Песня написана на стихи поэта – революционера Т. Шевченко. Долгие годы песня считалась народной. прежде чем стало известно имя композитора сочинившего её - Даниила Крыжановского.
У – Как вы считаете, близки эти песни друг другу?
Д – Поётся о великих реках: русской Волге, украинской - Днепре, о народной к ним любви. Звучат широко, протяжно, мощно передаётся раздолье, могущество рек.
У – Давайте, обратимся еще к одной музыкальной интонации, ( записана на доске) откуда она?
Д – Украинская народная песня « Веснянка». ( Исполнение песни).
У – Близка эта песня с предыдущими песнями, чем?
Д – Мелодичностью, распевностью, протяжностью.
У – Когда на Украине исполняли эту песню?
Д – На празднике «Масленица».
У – А у русского народа отмечается этот праздник? Давайте, вспомним одну из за кличек весны (исполнение песни «Жаворонушки»).
У - Есть сходство в построение мелодии? Какому жанру относятся?
Д – Строятся на повторяющейся интонации, устойчивые звуки. Календарные.
У – С каким обрядом сопровождалась песня?
Д – Празднично одетые девушки и дети ходили по селу. Подбрасывая, вверх выпеченные из теста фигурки птиц и пели, коротенькие заклички.
У – А что за праздник «Масленица».
Д – Это праздник весны и проводы, изгнание зимы, он длиться целую неделю.
У – Как называется последний день масленицы.
Д – Воскресенье прощеный день, проводы.
У – Как же народ провожает зиму?
Д – Делается чучело из соломы и сжигается.
У – Что пекут на масленицу?
Д – Блины.
У – Почему именно блины?
Д – В них передаётся облик солнца.
У – Глядя на фото, какую музыку можем услышать?
Д – Плясовую музыку.
У – Давайте, некоторые из них вспомним.
1 ряд «Светит месяц»
2 ряд «Калинка»
3ряд «Ах вы сени, мои сени»
Поют, выполняя танцевальные движения, по рядам играют на музыкальных инструментах.
У.- Многие русские композиторы обращались к народной песне.
Каких вы можете назвать композиторов, в произведениях которых звучит народная песня?
Д - П. Чайковский симфония №4, концерт для фп. с оркестром №1,Р. Щедрин «Озорные частушки», А. Даргомыжский вариация на тему «Вниз по матушке по Волге».
У – Давайте, вспомним фрагмент произведения. У какого композитора звучит мелодия народной песни, изменилось ли настроение и звучание мелодии?
Д – На Украине, на празднование масленицы. Ему понравилась песня, сам разучил, и под впечатлением радостного праздника, появилось это произведение.
У – Сейчас прозвучит произведение, которое на уроке ещё не звучало. В исполнении белорусского народного инструмента – цимбалы.
Из какой народной песни прозвучит мелодия? Изменится ли её настроение?
В какой музыкальной форме произведение построено?
Д – Прозвучала мелодия из белорусской народной песни «Перепёлочка».
Ускорился темп, из песенной мелодии превратилась в танцевальную музыку.
У – Давайте назовём произведение.
Д – Вариация на тему белорусской народной песни «Перепёлочка».
Итог:
Сегодня прозвучала музыка народная и композиторская, разная по характеру во многом близкая друг другу. Но каждому народу присуща своя музыкальная интонация, свой народный колорит, который отличает музыку одного народа от другого.
В заключении урока исполним песню «Музыка и дети» Салушко.