Рабочая программа 5 класс по музыке(Т.И.Науменко, В.В.Алеев).
Рабочая программа 5 класс по музыке(Т.И.Науменко, В.В.Алеев).
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского.
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. - 90, [6] с.)
Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры;
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
В 5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка и другие виды искусства», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения.
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода. При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
слушание музыки,
выполнение проблемно-творческих заданий,
хоровое и сольное пение.
Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Содержание образовательной программы раскрывается в 4-х крупных разделах – «Что стал бы с музыкой, если бы не было литературы», «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки», «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать живопись?». Поурочный тематизм, плавно переходящий от урока к уроку, позволяет показать глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между всеми искусствами; помогает осознать, что искусства возникают не на пустом месте – они рождены самой жизнью.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы – интонация, предложение, фраза);
изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);
мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);
русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природ
2. Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Программа состоит из трех разделов, соответствующих темам «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство», «Музыка и кино, театр». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Виды музыкальной деятельностина уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся проявляется в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
Предусматриваются следующие (новые по сравнению с начальной школой) формы организации процесса обучения:
экскурсия
конкурс
викторина
самостоятельная работа
творческая работа
путешествие
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Настоящая программа «Искусство. Музыка. 5—9 классы» составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 5—7 классах из расчета не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе), «Искусство. Музыка» в 8—9 классах из расчета не менее 70 часов (по 35 часов в каждом классе), при выпадении уроков по расписанию на праздничные дни на изучение предмета может отводиться 34 часа в год.
При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности — литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. В связи с этим авторы в различной мере ориентировались на учебные программы по указанным предметам для 5—9 классов.
4. Содержание учебного предмета.
Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»
Рассказать о роли музыки в семье искусств, о ее влиянии на другие искусства. Сформировать представления о песне, как истоке и вершине музыки. Показать взаимосвязь музыки и литературы. Знакомство с жанром вокализ, кантата, опера, балет. Сформировать представление о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров.
1.Музыка рассказывает обо всем.
Древний союз
Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины. Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Искусства различны – тема едина. Слушание музыки К. Дебюсси «Снег танцует», П. Чайковский «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь», Р. Шуман «Первая утрата», М. Таривердиев «Маленький принц». Разучивание песен П. Аедоницкого «Красно солнышко», Г. Струве «Музыка». Иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта «Природа в искусстве»
Зрительный ряд: А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский «Чёрное море», Леонардо да Винчи «Джоконда», Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого», И. Репин «Портрет А.Г. Рубинштейна», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», И. Бродский «Опавшие листья».
2.Истоки.
3.Искусство открывает мир.
4.Искусства различны, тема едина.
Часть первая.МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
Показать как музыка, выступая главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу - помогает в трудную минуту. Проанализировать каким образом музыкальные звуки помогают дорисовывать поэтический текст. Помочь учащимся выбрать более вдумчивое отношение к жизни. Проследить каким образом музыка воздействует на человеческие чувства, мысли.
Слово и музыка
Слово и музыка – два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М. Глинка «Я помню чудное мгновенье», Ф. Шуберт «В путь», В. Моцарт симфония №40 I часть, П. Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III часть, М. Мусоргский «Кот Матрос». Разучивание песен С. Старобинского «Песенка о словах», А. Куклина «Песенка о песенке». Сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор). Решение кроссворда.
Зрительный ряд: Ян Вермеер «Художник в мастерской», В. Серов «Портрет Ф.И. Шаляпина», В. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина»
5.Два великих начала искусства.
6.«Стань музыкою, слово!»
7.Музыка «дружит» не только с поэзией.
8.Заключительный урок - концерт
Песня
Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира. Слушание музыки: В. Баснер «С чего начинается Родина?», русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон», Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Разучивание песен Ю. Тугаринова «Если другом стала песня», А. Александрова «Уж ты зимушка-зима». Дневник музыкальных наблюдений стр. 8.
Зрительный ряд: И. Шишкин «Среди долины ровныя», В. Поленов «Монастырь над рекой», И. Левитан «Вечерний звон».
9.Песня — верный спутник человека.
10.Мир русской песни.
11.Песни народов мира.
Романс
Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Внимание и любовь к окружающему миру – главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир человеческих чувств. Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира человека, его счастья, мечты, одиночества. Слушание музыки: М. Глинка «Жаворонок», С. Рахманинов «Ночь печальна», Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней». Разучивание: М. Глинка «Жаворонок».
Зрительный ряд: И. Левитан «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь «Февральская лазурь».
12.Романса трепетные звуки.
13.Мир человеческих чувств.
Хоровая музыка
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая музыка. Звуковое пространство хорового звучания. Слушание музыки: Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Разучивание песен: канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно».
Зрительный ряд: К. Юон «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин «Преображённый Китеж».
14.Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.
15.Что может изображать хоровая музыка.
16.Заключительный урок - концерт
Опера
Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Из чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). Слушание музыки: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Разучивание: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды». Иллюстрации декораций.
Зрительный ряд: А. Головин «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков «Сады Черномора»; А. Васнецов «Берендеевка», «Снегурочка». Дневник музыкальных наблюдений стр. 11.
17.Самый значительный жанр вокальной музыки.
18-19Из чего состоит опера.
Балет
Единство музыки и танца. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. «Русские сезоны» в Париже. Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Слушание музыки: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик». Разучивание песен: Е. Адлер «Песня менуэта». Костюмы балетных персонажей.
Зрительный ряд: С. Сорин «Тамара Карсавина в «Шопениане»», Б. Кустодиев «Масленица», «Ярмарка», А. Бенуа «Петербургские балаганы».
20-21Единство музыки и танца.
22.«Русские сезоны в Париже».
Музыка звучит в литературе
Музыкальность слова. Многообразие музыки в литературе (поэзия, проза). Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Античность. Миф об Орфее. Слушание музыки: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика». Разучивание песен: М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер».
23.Музыкальность слова.
24.Музыкальные сюжеты в литературе.
Часть вторая.МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие жизни., разные искусства по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и тоже жизненное содержание. Проанализировать каким образом в музыкальном и изобразительном искусстве создают одни и тот же образ. Сопоставить произведения живописи и музыки. Ввести понятие «Музыкальный пейзаж».
Образы живописи в музыке
Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Изобразительное искусство и музыка. Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона. Слушание музыки: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка», О. Лассо «Эхо», П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т), М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный». Разучивание песен: Г. Струве «Весёлое эхо», Е. Поплянова «Как поёшь?»
Зрительный ряд: И. Ромадин «Иней», А. Саврасов «Вид в швейцарских Альпах», К. Моне «Стог сена в Живерни», Э. Дробицкий «Жизнь и смерть».
25.Живописность искусства.
26.«Музыка — сестра живописи».
Музыкальный портрет
Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин. Слушание музыки: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Разучивание песен: Г. Гладков «Песня о картинах». Иллюстрации к прослушанным произведениям.
Зрительный ряд: Н. Репин «Протодьякон».
27.Может ли музыка выразить характер человека?
Пейзаж в музыке
Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа – прекрасный образец для творчества художников, композиторов, писателей. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир. Слушание музыки: П. Чайковский «Апрель. Подснежник», И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная», М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака». Разучивание песен: В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей». Иллюстрации к прослушанным произведениям.
Зрительный ряд: В. Борисов-Мусатов «Весна», Н. Рерих «Поцелуй земли», К. Моне «Река в Аржантае», «Впечатление»; П. Сезанн «Гора Святой Виктории».
28.Образы природы в творчестве музыкантов.
29.«Музыкальные краски» в произведениях композиторов - импрессионистов.
«Музыкальная живопись» сказок и былин
Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке. Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик», И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки», А. Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т), М. Мусоргский «Богатырские ворота». Разучивание песен: С. Никитин «Сказка по лесу идёт», Былина о Добрыне Никитиче. Иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.
Зрительный ряд: Б. Анисфельд Три эскиза костюмов к опере «Садко». А. Головин «Кащеево царство»; Л. Бакст два эскиза костюмов Жар-птицы, В. Васнецов «Бо-гатыри»; И. Билибин «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Знакомство с понятием «Музыкальность» картин. Музыка может изображать потому что у не есть свои краски. Знакомство с творчеством художников – импрессионистов, Проследить взаимосвязь музыки и живописи, через песенность и пейзажность русской народной песни. Взаимосвязь иконописи и музыки. Воплощение образа матери в светском и духовном искусстве.
30.Волшебная красочность музыкальных сказок.
31.Сказочные герои в музыке.
32.Тема богатырей в музыке.
Музыка в произведениях изобразительного искусства
Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Слушание музыки: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т). Разучивание песен: В. Синенко «Птица-музыка».
Зрительный ряд: Караваджо «Люнист», А. Аппиани «Парнас», Т. Ромбо «Песня», Э. Дега «Оркестр оперы», М. Пепейн «Придворный бал», Э. Делакруа «Портрет Шопена», И. Репин «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой Елены».
33.Что такое музыкальность в живописи.
34-35.«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия». Подводим итоги.
5. Результаты изучения курса
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки(в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Анализируют художественное произведение как процесс и как результат.
Умение
анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
ВК
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Анализировать художественное произведение как процесс и как результат. (П.)Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. (К.)
Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни. Развитие познавательного интереса.
4.09
2
Что я знаю о песне?
1
К
Компьютер, DVD
Диски с музыкальн. произведениями
Понимают возможность различных интерпретаций одного музыкального произведения.
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
ВК
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Понимать возможность различных интерпретаций одного музыкального произведения. (П.) Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию. (Р)Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)
Находят взаимосвязь слова и мелодики в народной песне.
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Текущий
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи
Понимать возможность различных интерпретаций одного музыкального произведения. (П.) Уметь действовать по плану. (Р.) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах. (К.)
Развивать интерес к художественной деятельности
18.09
4
Песни без слов
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с музыкальн.
произведениями
Узнают значения слов «Вокализ» и «инструментальная песня».
Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Т
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи
Понимать возможность различных интерпретаций одного музыкального произведения. (П.) Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию. (Р.) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах. (К.)
Развивать интерес к художественной деятельности. (
25.09
5
Другая жизнь песни
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с музыкальн. произведениями
Делят художественное произведение на смысловые части.
Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Т
Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. (П.)
Делить художественное произведение на смысловые части. (П.)
Составлять исполнительский план и действовать в соответствии с ним. (Р.) Обсуждать разные точки зрения на одно явление и вырабатывать общую (групповую) позицию.
Развитие потребности в общении с произведениями отечественной художественной культуры
2.10
6
Жанр кантаты
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с музыкальн. произведениями
Узнают значение слова «Кантата».
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Т
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.)
Расширять представление о диалогическом развертывании в инструментальной музыке. (П.) Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.)
Принимать участие в коллективном обсуждении и исполнении художественного произведения. (К.)
Развитие потребности в общении с произведениями зарубежной художественной культуры. (Л.)
09.10
7
8
Опера
2
К
И
Компьютер, DVD
Диски с музыкальн. произведениями
Узнают значение слова опера. Слушают и анализируютКолыбельную Волховы из оперы «Садко» Римского-Корсакова.
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты, знать виды опер, из чего состоит опера.
Развитие вокально-певческих навыков
Т
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. (П.)
Моделировать содержание художественного произведения. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (Р)
Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)
Эмоционально-ценностное отношение к творческим достижениям выдающихся композиторов. (Л.)
16.10,23.10
9
10
Балет
2
Компьютер, DVD
Диски с музыкал. произведениями
Узнают значение слова балет. Смотрят фрагменты балета П. Чайковского «Щелкунчик»Слушают фрагменты из балета «Чиполлино» К. Хачатуряна
Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.)
Понимать информацию, представленную в неявном виде. (П.)
.) Уметь действовать по плану(Р.)
Участвовать в обсуждении художественных произведений. (К.)
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков людей. (Л.)
30.10,13.11
11
Превращение песен в симфонические мелодии.
Обобщение по теме «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»
1
УКЗУ
Компьютер, DVD
Диски с музыкальн. произведениями
Слушают и исполняют музыку по желанию.Делают вывод – обобщение по теме.
Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
СР
Расширять представления
о разнообразии культурных и социальных традиций. (П.)
Моделировать развитие музыки до ее прослушивания. (П.)
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. (Р.) Формулировать собственное мнение, подтверждать его примерами из художественного произведения. (К.)
Развитие познавательного интереса. (Л.)
20.11
12
Музыка – главный герой сказки
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с музыкальн. произведениями
Слушают сказку «Музыкант-чародей». Делают сравнение: сказка и правда жизни. Сказка и быль.
Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
. Понимать информацию, представленную в неявном виде. (П.)
Иметь опыт пересказа текста художественного произведения от лица разных героев. (П.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (К.)
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков людей. (Л.)
27.11
13
Музыка – главный герой басни
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с музыкальн. произведениями
Знакомятся с камерной музыкой.
Слушают 2-ой квартет Бородина
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Т
Представлять произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.)
Прогнозировать целое на основе его части. (П.) Адекватно воспринимать
оценку учителя и одноклассников. (Р.) Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. (К.)
Развитие познавательного интереса. (Л.) Углубление представления о связи отечественной и мировой музыкальной культуры. (Л.
04.12
14
Чудо музыки в повестях К. Паустовского
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с музыкальн. произведениями
Представляют произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Т
Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (. (П.)
Представлять произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.)) Делить художественное произведение на смысловые части. (П.). Осознавать место возможных ошибок при исполнении произведения и находить пути их преодоления.(Р) Коллективно обсуждать прослушанное, доказывать собственное мнение, опираясь на музыку произведения. (К.)
Развитие познавательного интереса. (Л.) Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.)
11.12
15
«Я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Э. Григ »
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с музыкальн. произведениями
Предпологают на развитии каких интонаций композитор построил произведение.Слушают фрагмент 1 ч. концерта для фо-но с оркестром Грига
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Т
Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.)
Представлять произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.) Делить музыку части на смысловые разделы. (П.) Осознавать место возможных ошибок при исполнении произведения и находить пути их преодоления. (Р-) Коллективно обсуждать
художественное произведение, подтверждать свою точку зрения музыкальными примерами. (К.)
Развитие познавательного интереса. (Л.) Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.)
18.12
16
Музыка в кинофильмах
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с музыкальными произведениями
Распознают жизненное
содержание художественного произведения.
Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Т
Распознавать жизненное
содержание художественного произведения. (П.)
Выделять существенные характеристики для решения поставленной задачи. (П.) Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.) Обсуждать с одноклассниками смысл происходящих изменений. (К.)
Уважение к защитникам Родины. (Л.)
25.12
17
Можем ли мы увидеть музыку?
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с музыкальными произведениями
Раскрывают смысл олицетворения образов природы в художественном произведении.
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Т
Распознавать жизненное содержание художественного образа. (П.)
Раскрывать смысл олицетворения образов природы в художественном произведении. (П.) Устанавливать связи, невысказанные в тексте напрямую, объяснять их. (П.)
Развитие эмпатии и сопереживания героине, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.)
15.01
18
Музыка передает движение
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с музыкальными произведениями
Анализируют песни: К. Листов «Песня о тачанке», Е. Крылатов «Крылатые качели». Ф. Шуберт «В путь» или С. Рахманинов «Весенние воды» (по выбору)
Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Т
Распознавать жизненное содержание художественного образа. (П.)
Выделять существенные характеристики в явлении для решения поставленной задачи. (П.) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения.
Бережное отношение к родной земле и своему народу. (Л.)
Эмоционально-ценностное
отношение к образам природы. (Л.)
22.01
19
Богатырские образы в искусстве
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с музыкальными произведениями
Соотносят желания и поступки героев с нравственными нормами.
Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Т
Сопоставлять разные точки зрения на одно явление. (П.)
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Р.) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах. (К.) Анализировать видеофрагмент первого действия оперы, соотносить музыкальные и сценические образы. (П.)
Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.)
Соотносить желания и поступки героев с нравственными нормами. (Л.)
29.01
20
Богатырские образы в искусстве
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с музыкальными произведениями
Участвуют в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения.
Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Т
Распознавать жизненное содержание художественного образа. (П.)
Обобщать характерные черты польских танцев. (П.) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Р.)Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.)
Ориентация в нравственном содержании помыслов героев оперы. (Л.) Уважительное отношение к культуре других народов. (Л.)
05.02
21
Музыкальный портрет
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с музыкальными произведениями
Знакомятся с творческим содружеством «Могучая кучка», знакомятся с жанром «музыкаль-ный портрет».
Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Т
) Распознавать жизненное содержание художественных образов. (П.) Устанавливать причинно-следственные связи. (П.)
Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Искать необходимые данные для решения творческой задачи.(П.) Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности и действовать по плану (Р). Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах и группах (К).
Развитие симпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л. Понимание и адекватная опенка чувств и мыслей героев. (Л.)
12.02
22
Музыкальный портрет
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с музыкальн.
произ-ями
Учатся понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций.
Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Т
Понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций. (П.)
Понимать прямой и переносный смысл текста художественного произведения. (П.) .) Отбирать способы решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.)
Углубление познавательного интереса к музыкальным занятиям. (Л.) Приобретение опыта эмоционального переживания жизненных проблем других людей, сочувствия людям, находящимся в трудной ситуации. (Л
19.02
23
Музыкальный портрет
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с муз. произведен.
Разучивают и анализируют арию Кутузова из оперы «Война и мир» С. Прокофьева
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Т
Расширение представлений о культурных (обрядовых) традициях народа. (П.)
.) Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. (Р.) Принимать участие в исполнении по ролям диалога Антониды и девушек. (К.) Распознавать жизненное содержание художественных образов. (П
Понимание и адекватная опенка поступков, чувств и мыслей героев. (Л.) Расширение опыта эмоционального сопереживания, сочувствия героям, находящимся в трудной ситуации. (Л.)
26.02
24
Картины природы в музыке
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с муз. произвед.
Узнают понятие «музыкаль-ный пейзаж». Слушают и анализируют вступления в опере «Хованщина»«Рассвет на Москве-реке» Мусоргского, «Утро», Э. Грига
Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Т
Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивать, восполнять недостающие компоненты. (П.)
Прогнозировать развитие художественного образа. (П.) Расширять опыт использования монологической и диалогической речи (Р).Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения (К)
Понимать душевное состояние героя и сопереживать ему. (Л.)
04.03
25
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность.
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с муз-ми произ.
Слушают и анализируют произведенияДебюсси «Облака», М. Равель «Игра воды»; П. Чайковский «Апрель. Подснежник»
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Т
Прогнозировать итог художественного произведения. (П.)
Сопоставлять, сравнивать, выявлять существенные характеристики фрагментов художественного произведения. (П.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе учебной деятельности.(К.)
Принятие нравственных ценностей своего народа. (Л.) Сохранение памяти о людях, отдавших жизнь за независимость Родины. (Л.)
11.03
26
27
Музыкальная живопись сказок и былин
2
Компьютер, DVD
Диски с музыкальными произведениями
Предпологают в чем выражается волшебная красочность музыкальных сказок.
Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Т
Анализировать сквозное развитие образов в художественном произведении (П.)
Сравнивать и обобщать язык противоборствующих героев художественного произведения (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)
Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении
фрагмента художественного произведения (К). Расширять опыт вербального и невербального общения (К)
Становление гражданской идентичности на основе знакомства с историческим прошлым своего народа, представленным в художественном произведении. (Л.) Понимание связи Российского государственного праздника «Дня народного единства» и исторических событий, отраженных в опере «Иван Сусанин» Глинки. (Л.)
18,03 8.04
28
Музыкальные краски
1
Компьютер, DVD
Диски с музыкальными произведениями
Анализируют сквозное развитие образов в художественном произведении
Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Т
Анализировать сквозное развитие образов в художественном произведении (П.)
Сравнивать и обобщать язык противоборствующих героев художественного произведения (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)
Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения.(К.
Становление гражданской идентичности на основе знакомства с историческим прошлым своего народа, представленным в художественном произведении. (Л.)
15.04
29
Музыкальная живопись и живописная музыка
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с музыкальными произведениями
Узнают историю создания струнных инструментов Знакомятся с направлением в искусстве – имперессио-низм. Слушают фрагменты произведений К. Дебюсси
Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Т
Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.)
Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Принимать и сохранять учебную задачу. (Р.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении художественных произведений. (К.)
Эмоционально-пенностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.)
22.04
30
Настроение картины и музыки
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с музыкальными произведениями
Слушают и анализируют Р.н.п. «Вечерний звон».
Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Т
Воспроизводить художественное произведение подробно и сжато. (П.)
Выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. (К.)
Признание и уважение художественных ценностей культуры России. (Л.)
29.04
31
Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с музыкальными произведениями
Анализируют художественный мир произведения, выявляют неразрывные связи искусства и жизни.
Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Т
Воспроизводить художественное произведение подробно и сжато. (П.)
Анализировать художественный мир произведения, выявлять неразрывные связи искусства и жизни. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)
Расширение представления о взаимосвязи отечественной и зарубежной музыкальных культур. (Л.)
06.05
32
Вечная тема искусства
1
К
И
Компьютер, DVD
Диски с музыкальными произведениями
Находят взаимосвязь иконописи и музыки. Слушают и анализируют Ф. Шуберта «Аве Мария», С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»
Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
Т
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Анализировать художественное произведение как процесс и как результат. (П.)Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. (К.)
Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни. Развитие познавательного интереса.
13.05
33
34
Заключительный урок «Взаимосвязь музыки, живописи и литературы»
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Понимать возможность различных интерпретаций одного музыкального произведения. (П.) Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию. (Р)Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)
Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.
По итогам освоения программы 5 класса обучающиеся должны знать/понимать:
содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;
знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;
знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;
знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля;
уметь:
находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;
выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);
использовать приобретённые знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста.
Учебно-методический комплект
Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005г.
Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007г.
Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005г.CD - дисках )
Дополнительная литература для учащихся
Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
Дополнительная литература для учителя
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.