Программа внеурочной деятельности "Музыкальная гостиная"
Программа внеурочной деятельности "Музыкальная гостиная"
В соответствии с ФГОС второго поколения для учащихся предусмотрены уроки расширяющие программу по музыку и углубляющие содержание школьных уроков - "Музыкальная гостиная". В рамках занятий данной внеурочной деятельностью предусмотрены - исполнение вокальных и инструментальных импровизации, углубление музыкального кругозора. Как следствие, воспитание гормоничного и грамотного слушателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Музыкальная гостиная"»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании примерных программ внеурочной деятельности (М.: «Просвещение», 2011).
Содержание программы рассчитано на 33 часа (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Мир музыки огромен и неповторим. Не хватит и жизни, чтобы познакомиться с этим наследием, которое оставило нам прошлое, и узнать то, что окружает в настоящем. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо и незаменимо. Какое бы образование не получил человек, музыка в его жизни присутствует всегда.
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека. Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображения. Расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
Язык слов и язык музыки. На первый взгляд, они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств – разговор сердец.
Занятия в «Музыкальной гостиной» тесно переплетаются и базируются на теоретических и практических знаниях и навыках, получаемых детьми на уроках музыки.
В программе «Музыкальная гостиная» школьники приобщаются к музыкально-теоретическому искусству, развивается творческая активность детей.
Цели и задачи программы:
Дать верное направление музыкально-эстетическим запросам детей.
Непосредственно общаться с музыкальным искусством, постигая закономерности его развития.
Индивидуально-личностное развитие детей, их интересов, мотивов через развитие творческих способностей и освоение практических способов деятельности.
Удовлетворение ребенка в пении.
Формирование коллектива единомышленников, объединение вокруг общей идеи.
2. Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты :
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
- уважительное отношение к культуре;
- реализация творческого потенциала;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи деятель-ности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально – эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у первоклассников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме.
Предметные результаты изучения курса отражают опыт учащихся в музыкально – творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления и музыкальной картине мира;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
3. Содержание учебного материала:
Музыка в жизни человека. (4ч) Музыка в жизни ребенка. Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно – эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
Музыкальные инструменты. (18 ч) Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры – драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка.
Великие композиторы мира.(11 ч) Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова – краски - звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке.
Разделы программы:
Музыкально-теоретические знания (формирование элементарных основ музыкальной грамотности).
Вокал и хоровое пение ( освоение навыков вокального и хорового пения).
Классическая музыка (формирование сознательной слушательской установки при прослушивании классической музыки, развивать эмоционально-образное мышление школьников в процессе восприятия классической музыки).
Движения под музыку (учить двигаться соответственно музыке и силе ее звучания (громко, тихо). Улучшать качество исполнения танцевальных движений. Развивать умение двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения.
4. Календарно-тематическое планирование
№
заня
тия
Тема занятия
Примечание
Дата
1
Музыка в жизни человека. (4ч)
Музыка вокруг тебя.
2
Язык музыки понятен всем!
3
Нам весело. Музыка радости.
4
Нам грустно. Музыка грусти.
5
Музыкальные инструменты. (18 ч)
Разнообразие музыкальных инструментов.
6
Древние музыкальные инструменты. Барабан.
7
На параде и в бою.
8
Деревянные музыкальные инструменты. Дудочка и флейта.
9
Раковина и рог. Медные музыкальные инструменты.
10
Струнные музыкальные инструменты. Гусли.
11
Балалайка и гармонь.
12
Гитара.
13
Ложки. Скоморохи – потешники.
14
Новогодняя сказка. Бубенцы Деда мороза.
15
Народный танец.
16
Бал в средневековом замке.
17
Скрипка.
18
Ноты – крюки.
19
Бродячие музыканты – трубадуры.
20
Оркестр.
21
Зачем нужен дирижёр?
22
Сюиты и менуэты.
23
Великие композиторы мира.(11 ч)
Мир чудных звуков.
24
Музыка И. Баха.
25
Музыка В. Моцарта.
26
Музыка Л. Бетховена.
27
Музыка И. Штрауса.
28
Музыка великих русских композиторов. «Могучая кучка»