Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании примерных программ внеурочной деятельности (М.: «Просвещение», 2011).
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь теснейшую связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.
Познавательные, воспитательно-эстетические и созидательные функции искусства должны определять процесс его изучения в школе, однако творческая функция искусства оказывается наименее доступной для учащихся. Познание красоты без эмоционального личностного переживания неминуемо оборачивается глубоким непониманием ее. Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, приобщения школьников к отдельным видам художественного творчества, сколько через процесс активного наблюдения – переживания различных сторон окружающего мира в произведения искусства на основе собственной творческой деятельности детей в доступных для них формах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кружок "Музыкальная гостиная" »
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании примерных программ внеурочной деятельности (М.: «Просвещение», 2011).
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь теснейшую связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.
Познавательные, воспитательно-эстетические и созидательные функции искусства должны определять процесс его изучения в школе, однако творческая функция искусства оказывается наименее доступной для учащихся. Познание красоты без эмоционального личностного переживания неминуемо оборачивается глубоким непониманием ее. Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, приобщения школьников к отдельным видам художественного творчества, сколько через процесс активного наблюдения – переживания различных сторон окружающего мира в произведения искусства на основе собственной творческой деятельности детей в доступных для них формах.
2. Общая характеристика учебного предмета
Мир музыки огромен и неповторим. Не хватит и жизни, чтобы познакомиться с этим наследием, которое оставило нам прошлое, и узнать то, что окружает в настоящем. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо и незаменимо. Какое бы образование не получил человек, музыка в его жизни присутствует всегда.
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека. Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображения. Расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
Язык слов и язык музыки. На первый взгляд, они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств – разговор сердец.
Занятия в «Музыкальной гостиной» тесно переплетаются и базируются на теоретических и практических знаниях и навыках, получаемых детьми на уроках музыки.
В программе «Музыкальная гостиная» школьники приобщаются к музыкально-теоретическому искусству, развивается творческая активность детей.
Цели и задачи программы:
Дать верное направление музыкально-эстетическим запросам детей.
Непосредственно общаться с музыкальным искусством, постигая закономерности его развития.
Индивидуально-личностное развитие детей, их интересов, мотивов через развитие творческих способностей и освоение практических способов деятельности.
Удовлетворение ребенка в пении.
Формирование коллектива единомышленников, объединение вокруг общей идеи.
3. Описание места курса в учебном плане
Содержание программы рассчитано на 70 часов (2 часа в неделю).
4. Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Основной задачей является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
5. Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
- уважительное отношение к культуре;
- реализация творческого потенциала;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи деятель-ности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально – эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у первоклассников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме.
Предметные результаты изучения курса отражают опыт учащихся в музыкально – творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления и музыкальной картине мира;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
6. Содержание учебного материала:
1. Введение.– 1 час. Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения. Форма: Занятие-беседа.
2.Знакомство с голосовым аппаратом. – 1 час. Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса. Форма: Занятие – знакомство.
3. Детские песни в нашей жизни. -5 часов.Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара.
Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
4. Песенки из мультфильмов. – 7 часов.Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов.
Форма. Занятие-путешествие (игровая деятельность)
5.Колыбельные песни. – 3 часа. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен.
6. В гостях у сказки.-5 часов. Прослушивание песен из сказок.
Форма. Музыкальный спектакль (игровая деятельность)
7. Добрым быть совсем не просто…-5 часов. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца. Форма. Занятие – впечатление.
8. Новогодний карнавал.-5 часов. Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран.
Форма. Занятие – путешествие по странам (игровая деятельность)
9. Веселей встречай друзей.— 5 часов. Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении. Форма. Тематическое занятие.
10. Озорные песенки из мультфильмов.- 5 часов. Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду. Форма. Занятие - путешествие (игровая деятельность).
11. Песни детских кинофильмов.-5 часов. Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни – музыкальная викторина «Угадай-ка». Форма. Занятие – путешествие (игровая деятельность).
12. Вокальный портрет сказочных героев.- 5 часов. Песни-драматизации. Вокальное исполнение песен сказочных героев. Форма. Тематическое занятие в стиле «Русских посиделок».
13. Картины природы в песнях и сказках.- 5 часов. Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки. Форма. Занятие – рассуждение.
14. Россия – Родина моя.- 5 часов. Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка». Форма. Познавательное занятие, с использованием регионального компонента.
15. Маленькая страна – школа моя.-3 часа. Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках. Форма. Комплексное занятие.
16. Лето: поэт, художник, композитор.– 3 часа. Времена года — лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года - лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете. Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
17. Сколько песен мы с вами вместе…-2 часа. Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения. Форма. Игровая и концертная деятельность.