Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на МО учителей
начальных классов
Протокол от_______2015 г
№ ___
Согласована
ЗДУВР
_______ Г.В.Богданова
«___»______ 2015 г.
Утверждена
приказом директора
МОУ СеменовскаяСОШ
_____Бобрышева Е.Н.
Приказ от _____2015 г
№_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 1 класса
срок реализации – 1 год
на 2015 – 2016 учебный год
Разработала: Шипилова Наталья Владимировна
Учитель I категории
стаж работы 22 года
с. Семёновка
2015 г.
Пояснительная записка
Цели программы:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Разработана рабочая программа в соответствии: Законом Российской Федерации «Об образовании», Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей) МОУ Семёновская СОШ (Приказ от 21.09.2012 года № 107).
Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, авторской программы Е.Д. Критской, гл. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка»; примерной рабочей программы по системе «Перспектива» (Волгоград, издательство «Учитель» 2012 год).
Обоснование выбора данной программы для составления рабочей программы:
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Информация о внесенных изменениях в программу: изменения в программу не внесены.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа:
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).
Количество часов в неделю по программе - 1
Количество часов в неделю по учебному плану – 1
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная:
традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок);
• нестандартные уроки (уроки –концерты, путешествия, экскурсии и т.д.)
Технологии обучения: личностно ориентированное обучение, дифференцированное и индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ, метод проектов, здоровьесберегающие.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Виды и формы контроля:
Тест
Контрольное упражнение
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Учебно – тематический план
№
Наименование разделов
Всего
часов
В том числе на:
экскурсии
1
Музыка вокруг нас
16 ч
1
2
Музыка и ты
17 ч
1
Итого
33
2
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса обучающиеся научатся:
воспринимать музыку различных жанров;
эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1.Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева. Музыка. Учебник для 1 класс.
2. Музыка. Рабочая тетрадь для 1 класса
3.Музыка 1 класс. Аудиокассеты (4 шт.)
4. Портреты композиторов
5. Фотографии и репродукции картин художников.
6. Интернет-ресурсы.
Технические средства обучения
Классная доска
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Телевизор
DVD
Содержание программы
Тема раздела
Содержание учебного материала
Характеристика деятельности учащихся
Контрольные
мероприятия
I.
Музыка вокруг нас
16ч
«И Муза вечная со мной!»
Хоровод муз
Повсюду музыка слышна Душа музыки – мелодия
Музыка осени
Сочини мелодию
«Азбука, азбука каждому нужна…»
Музыкальная азбука
Музыкальные инструменты. Народные инструменты
«Садко». Из русского былинного сказа Музыкальные инструменты
звучащие картины
Разыграй песню
Пришло Рождество, начинается торжество Родной обычай старины
Добрый праздник среди зимы
Познакомиться с правилами поведения на уроке музыки, правилам пения, воспринимать учебный материал небольшого объёма со слов учителя, умение внимательно слушать.
Определять различные настроения в музыке, учиться передавать их в своём исполнении.
Рассмотреть рисунки в учебнике, сравнить их, Прослушать музыкальную пьесу и определить, как звучит мелодия. Назвать песню с таким же характером.
Узнавать изученные музыкальные произведения, высказывать своё отношение к различным музыкальным сочинениям, исполнять знакомые песни.
Ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России. Называть музыкальные инструменты.
Понимать роль музыки в жизни человека. Давать определения общего характера музыки. Накопление музыкально- слуховых представлений и воспитание художественного вкуса.
Урок - зачет
II
Музыка и ты
17ч
Край, в котором ты живешь Поэт, художник, композитор
Музыка утра
Музыка вечера.
Музыкальные портреты
Разыграй сказку. «Баба Яга» – русская народная сказка
У каждого свой музыкальный инструмент
Музы не молчали Музыкальные инструменты
Мамин праздник
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент
«Чудесная лютня»
(по алжирской сказке). Звучащие картины
Музыка в цирке Дом, который звучит
Опера-сказка
«Ничего на свете лучше нету…»
Афиша. Программа
Узнавать освоенные музыкальные произведения. Давать определения общего характера музыки. Накопление музыкально- слуховых представлений и воспитания художественного вкуса.
Приобретать опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. Придумать ритмический аккомпанемент к песне.
Определить характер музыки, сравнить с картинами художников. Составлять исполнительский план, исходя из сюжетной линии стихотворения. Находить нужный характер звучания, импровизировать.
Понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, состояние природы, как связаны между собой разговорная и музыкальная речь.
Сопоставлять, сравнивать различные жанры музыки.
Урок - зачет
Календарно-тематическое планирование по музыке в 1 классе
№п/п
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика деятельности учащихся
Виды и формы контроля
дата
По
плану
Факти
чески
I.Музыка вокруг нас (16ч)
1
«И Муза вечная со мной!»
1
Познакомиться с правилами поведения на уроке музыки, правилам пения, воспринимать учебный материал небольшого объёма со слов учителя, умение внимательно слушать.
Определять различные настроения в музыке, учиться передавать их в своём исполнении.
Рассмотреть рисунки в учебнике, сравнить их, Прослушать музыкальную пьесу и определить, как звучит мелодия. Назвать песню с таким же характером.
Узнавать изученные музыкальные произведения, высказывать своё отношение, к различным музыкальным сочинениям, исполнять знакомые песни.
Ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России. Называть музыкальные инструменты.
Понимать роль музыки в жизни человека. Давать определения общего характера музыки. Накопление музыкально- слуховых представлений и воспитание художественного вкуса.
Фронтальный
2
Хоровод муз
1
Фронтальный
3
Повсюду музыка слышна
1
Фронтальный
4
Душа музыки – мелодия
1
Фронтальный
5
Музыка осени
1
Фронтальный
6
Сочини мелодию
1
Фронтальный
7
«Азбука, азбука каждому нужна…»
1
Фронтальный
8
Музыкальная азбука
1
Фронтальный
9
Музыкальные инструменты. Народные инструменты
1
Фронтальный
10
«Садко». Из русского былинного сказа
1
Фронтальный
11
Музыкальные инструменты
1
Фронтальный
12
Звучащие картины
1
Фронтальный
13
Разыграй песню
1
Фронтальный
14
Пришло Рождество, начинается торжество
1
Фронтальный
15
Родной обычай старины
1
Фронтальный
16
Добрый праздник среди зимы
1
Фронтальный
II. Музыка и ты (17ч)
17
Край, в котором ты живешь
1
Узнавать освоенные музыкальные произведения. Давать определения общего характера музыки. Накопление музыкально- слуховых представлений и воспитания художественного вкуса.
Приобретать опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. Придумать ритмический аккомпанемент к песне.
Определить характер музыки, сравнить с картинами художников. Составлять исполнительский план, исходя из сюжетной линии стихотворения. Находить нужный характер звучания, импровизировать.
Понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, состояние природы, как связаны между собой разговорная и музыкальная речь.
Сопоставлять, сравнивать различные жанры музыки.
Фронтальный
18
Поэт, художник, композитор
1
Фронтальный
19
Музыка утра
1
Фронтальный
20
Музыка вечера.
1
Фронтальный
21
Музыкальные портреты
1
Фронтальный
22
Разыграй сказку. «Баба Яга» – русская народная сказка
1
Фронтальный
23
У каждого свой музыкальный инструмент
1
Фронтальный
24
Музы не молчали
1
Фронтальный
25
Музыкальные инструменты
1
Фронтальный
26
Мамин праздник
1
Фронтальный
27
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент