Просмотр содержимого документа
«Проект "Музыкальная лаборатория"»
Проект
«Музыкальная лаборатория»
Слайд 1
Тема: «Развитие познавательной активности, потребности детей в творческом самовыражении с помощью простейших опытов с музыкальными и немузыкальными звуками»
Слайд 2
Цель: Развивая у детейпознавательную активность, способствовать развитию природной музыкальности, креативного потенциала дошкольников в процессе экспериментирования со звуком, интереса к миру звуков
«Ум – это не сосуд, который
нужно наполнить, а факел,
который необходимо зажечь».
Плутарх
Слайд 3
Условия для реализации проекта
Музыкальное развитие ребенка начинается еще до его рождения», начиная с 6 месяца внутриутробного развития, зародыш не только слышит биение сердца матери, звучание ее голоса, музыку, шумы, его мозг анализирует звуки, пытается их различать. Малыш растет, становится крепче, умнее, у него появляется жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск новых знаний, в том числе о мире звуков.
Но зачастую мы, взрослые, не даем возможности ребенку в полной мере насладиться звуками дудочек, барабанчиков и т.п., исследовать различные бытовые предметы (кастрюли, бокалы, коробочки, палочки и т.д.), которые издают звуки. Эта громкая какофония мешает, раздражает, и мы думаем: «Лучше бы малыш что-нибудь тихо рисовал или смотрел мультфильмы», тормозя у ребенка развитие познавательной активности, интерес к музыке, потребность в творческом самовыражении.
Наблюдая за реакцией детей на небольшие музыкальные пьесы, пришла к выводу, что большинство дошкольников вроде бы слушают музыку, но по-настоящему ее не слышат, не могут назвать звучащий объект, если его не видят. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, на первом этапе необходимо не учить ребенка слушать музыку, а заинтересовать его звуками окружающего мира, звуками, которые он слышит в жизни. Организуя на занятиях эксперименты со звуками, вызвать у детей желание самим изготовить звучащие игрушки, используя в играх, и как следствие придет желание наслаждаться музыкой.
Слайд 4
Для достижения цели я определила следующие задачи:
создавать условия для творческого самовыражения, свободного экспериментирования ребенка со звуком, учитывая его индивидуальные возможности.
развивать познавательную активность в процессе знакомства со звуком и его свойствами, дифференцировать шумы и звуки;
Слайд 5
вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов;
Слайд 6
развивать природную музыкальность детей, фантазию, ассоциативное мышление и воображение в звукоподражательных играх со словом, инструментами при озвучивании стихов и сказок.
Слайд 7
поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах;
Слайд 8
расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
Слайд 9
Теоретическая база
Известно, что у детей дошкольного возраста мышление является наглядно – действенным и наглядно-образным, следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на наглядных и практических методах. Еще такие классики педагогики как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и другие выступали за использование активных методов обучения. В ряде исследований современных ученых и практиков (Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков) обращается внимание на организацию деятельности экспериментирования.
В качестве основного вида поисковой деятельности Н.Н. Поддъяков выделяет особую детскую деятельность – экспериментирование, в которой ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью их более полного познания и освоения.
На поиск новых путей в развитии у детейпознавательной активности, природной музыкальности, творческого самовыражения, меня вдохновили: пособие «Детское экспериментирование», программа: «Звук – волшебник», а так же пособие Т.Э. Тютюнниковой по элементарномумузицированию с дошкольниками «Игры со звуками».
Слайд 10
Актуальность и перспективность проекта
Вопрос о важности музыкального воспитания детей на протяжении долгого времени остается актуальным. Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития ребенка. Общие исследования последних лет в области физиологии (Т.М. Марютина, О.Ю.Ермолаева, А.Л.Сиротюк и др.) мозга доказывают, что увеличение количества занятий музыкой помогает детям в усвоении математики и языков.
В ФГОС ДОдеятельность воспитателя, (музыкального руководителя) определяется как «организацияпознавательной деятельности, в которой ребенок, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск».
Экспериментирование со звуками, игра на сделанных своими руками музыкальных игрушках не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность, воспринимается как игра благодаря использованию новых развивающих технологий:
экспериментирование (проблемные вопросы и поисковые ситуации);
личностно – ориентированные (уважение интересов, любых индивидуальных творческих проявлений, мотивация, создание ситуации успеха);
коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
игровые (оригинальность сюжета).
Мой принцип не только всесторонне учитывать возрастные возможности детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений, предоставление возможности выбора, создание ситуаций успеха каждому ребенку.
Это позволит дошкольнику найти свое место на занятиях независимо от уровня музыкальных способностей. Роль малыша может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.
Мною были определены основные принципы, которые легли в основу проекта:
Слайд 11
1.Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития познавательных и музыкально – творческих способностей.
2. Принцип систематичности и последовательности. Работу по экспериментированию со звуковым материалом необходимо проводить в определенной системе, последовательности.
Исследование необходимо проводить поэтапно:
1 этап – накопление впечатлений, постановка проблемы.
2 этап – проведение эксперимента, опыта.
3 этап – проведение дидактических игр, закрепляющих знания, полученные в ходе экспериментальной деятельности,
4 этап – процесс изготовления инструмента, поиск творческих решений
5 этап – самостоятельное изучение детьми возможностей инструмента – звуковой игрушки.
6 этап– применение изготовленного инструмента для озвучивания стихов, сказок, совместноммузицировании.
3. Принцип доступности. Опираясь на него, необходимо учитывать возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.
4. Принцип наглядности обучения. Необходимо тщательно продумывать:
- дидактические цели использования наглядности,
- методику показа,
- количество наглядности и последовательность демонстрации,
- сочетание определенных видов наглядности.
5. Принцип интегрированного подхода.
6. Принцип воспитывающего, развивающего, проблемного обучения. Стараюсь правильно определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую; воспитывать любовь и интерес к различным видам музыкально – творческой деятельности.
7. Принцип прочности. Стремление эффективно реализовывать требования
вышеперечисленных принципов, повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, применять их на практике.
Таким образом, процесс экспериментирования со звуком способствует развитию познавательной активности, природной музыкальности, креативного потенциала дошкольников.
Слайд 12
Новизна проекта:
Анализ образовательных программ выявил, что в них недостаточно раскрыто содержание способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию. Экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс раскрыт слабо, и то, не касаясь области музыкального развития.
Основоймоего проекта является не только комбинирование исследовательских методов с принципами технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» и использованием материалов по изготовлению шумовых инструментов образовательной программы Т.Н.Девятовой«Звук – волшебник». Я предлагаю нестандартные приемы, методы, формы и средства организации музыкального развития детей, использование которых способствует развитию познавательной активности,
Главной отличительной чертой является их продуктивная направленность, то есть направленность на формирование у детей способности к музыкальному творчеству.
Слайд 13
Адресность проекта:
Опыт, который будет получен в ходе реализации проекта по развитию природной музыкальности, познавательной активности, потребности детей в творческом самовыражении, свободного экспериментирования ребенка со звуком, в детском саду может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям. Тематическое планирование занятий может быть использовано педагогами в кружковой работе.
Трудоёмкость проекта:
Данную работу может провести любой музыкальный руководитель, заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования. Многие рекомендации могут использовать также родители.
Организация данной работы не трудоемка, при наличии методической базы и соответствующей подготовки педагога. Тем не менее, в рамках обычного музыкального занятия сложно решить эти задачи. Необходимы специально организованные занятия, группами не более 8-10 человек.
Трудности при реализации данного проекта могут заключаться в:
планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
подборе оборудования и материалов;
применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.
Технология проекта:
Основная идея опыта работы - развитие познавательной активности, креативного потенциала дошкольников в процессе экспериментирования со звуком, как в форме опытно-исследовательской деятельности, так и в практическом применении полученных знаний (изготовление звуковых игрушек - самодельных музыкальных инструментов, применение их для озвучивания сказок, стихов, групповое музицирование).
Для успешного осуществления цели был составлен учебно – тематический план работы по развитиюмузыкальных, познавательных способностей, потребности детей в творческом самовыражении.
Учебно–тематический план включает в себя использование кроме основных видов музыкальной деятельности опытно – экспериментальную деятельность, работу в музыкальной мастерской по изготовлению звуковой игрушки - самодельного музыкального инструмента, освоение приемов игры и звукоизвлечения на нем, музицирование, озвучивание стихов и сказок.
Слайд 14
Остановлюсь на некоторых этапах работы с дошкольниками.
Проведение опытов, экспериментов.
При организации детского экспериментирования со звуками очень важен личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику:
заинтересовывать ребенка творческим занятием, но не заставлять его;
набраться терпения, не превращать помощь в подсказку, не лишать ребенка трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие;
не сдерживать эмоциональную активность ребенка, чтобы он мог покричать, попрыгать от восторга и т. д.
обязательно начинать с задач посильных или с более простых их частей (успех в самом начале — важное условие).
Комбинируя элементы известных методик, можно проводить разные виды занятий:
Интегрированные занятия включают в себя проведение опыта или исследования, музыкальную деятельность, ручной труд;
Занятия - опыты, эксперименты проводятся в увлекательной, игровой форме, часто от имени придуманных героев: Почемучки, мальчика – Незнайчика, Мышонка -Шуршонка, Туки-Тука, Дедушки Зная, и др.; Дети с удовольствием вступают в контакт с героем, отвечают на его вопросы, прислушиваются к советам.
Для повышения творческой активности можно проводитьциклы тематических занятийпо ознакомлению с шуршащими (бумажными), деревянными и
Занятия – путешествия: полеты вокруг света,в Испанию, Стеклянное королевство и др. всегда вызывают интерес у дошкольников.
В работе по реализации проекта можно использоватьтехнические средства обучения: телевизор, DVD плеер, проектор мульти-медиа, музыкальный центр, компьютер.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
Обычно результаты работы с детьми музыкальный руководитель показывает на утренниках, развлечениях, это в основном танцевальные композиции, выразительное исполнение песен. Результаты работы по экспериментированию со звуковым материалом очень сложно представить в концерте. Только мониторинг, проводимый в течение года, позволяет проследить развитие познавательных, творческих и музыкальных способностей.
В процессе экспериментальной деятельности, творчества у дошкольников повышается уровень развития музыкальных способностей, интерес к миру звуков — в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.
Сделав своими руками звучащую игрушку, ребёнок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование. Дети, которые были замкнуты, благодаря поисковому методу, экспериментированию, игре на собственном музыкальном инструменте раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.
На основании вышеизложенного, можно сказать, что развитие экспериментирования со звуковым материалому детей в дошкольном учреждении имеет важнейшее значение для познавательного, музыкального и творческого развития детей, а также поможет заложить фундамент умственного развития дошкольника и гармонично-развитой личности в нашем обществе в будущем.