kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Музыкальная лаборатория"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Музыкальная лаборатория"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Музыкальная лаборатория"»

Проект

«Музыкальная лаборатория»

Слайд 1

Тема: «Развитие познавательной активности, потребности детей в творческом самовыражении с помощью простейших опытов с музыкальными и немузыкальными звуками»

Слайд 2

Цель: Развивая у детейпознавательную активность, способствовать развитию природной музыкальности, креативного потенциала дошкольников в процессе экспериментирования со звуком, интереса к миру звуков

«Ум – это не сосуд, который

нужно наполнить, а факел,

который необходимо зажечь».

Плутарх

Слайд 3

Условия для реализации проекта

Музыкальное развитие ребенка начинается еще до его рождения», начиная с 6 месяца внутриутробного развития, зародыш не только слышит биение сердца матери, звучание ее голоса, музыку, шумы, его мозг анализирует звуки, пытается их различать. Малыш растет, становится крепче, умнее, у него появляется жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск новых знаний, в том числе о мире звуков.

Но зачастую мы, взрослые, не даем возможности ребенку в полной мере насладиться звуками дудочек, барабанчиков и т.п., исследовать различные бытовые предметы (кастрюли, бокалы, коробочки, палочки и т.д.), которые издают звуки. Эта громкая какофония мешает, раздражает, и мы думаем: «Лучше бы малыш что-нибудь тихо рисовал или смотрел мультфильмы», тормозя у ребенка развитие познавательной активности, интерес к музыке, потребность в творческом самовыражении.

Наблюдая за реакцией детей на небольшие музыкальные пьесы, пришла к выводу, что большинство дошкольников вроде бы слушают музыку, но по-настоящему ее не слышат, не могут назвать звучащий объект, если его не видят. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, на первом этапе необходимо не учить ребенка слушать музыку, а заинтересовать его звуками окружающего мира, звуками, которые он слышит в жизни. Организуя на занятиях эксперименты со звуками, вызвать у детей желание самим изготовить звучащие игрушки, используя в играх, и как следствие придет желание наслаждаться музыкой.

Слайд 4

Для достижения цели я определила следующие задачи:

  • создавать условия для творческого самовыражения, свободного экспериментирования ребенка со звуком, учитывая его индивидуальные возможности.

  • развивать познавательную активность в процессе знакомства со звуком и его свойствами, дифференцировать шумы и звуки;

Слайд 5

  • вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов;

Слайд 6

  • развивать природную музыкальность детей, фантазию, ассоциативное мышление и воображение в звукоподражательных играх со словом, инструментами при озвучивании стихов и сказок.

  • Слайд 7

  • поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах;

Слайд 8

  • расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.

Слайд 9

Теоретическая база

Известно, что у детей дошкольного возраста мышление является наглядно – действенным и наглядно-образным, следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на наглядных и практических методах. Еще такие классики педагогики как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и другие выступали за использование активных методов обучения. В ряде исследований современных ученых и практиков (Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков) обращается внимание на организацию деятельности экспериментирования.

В качестве основного вида поисковой деятельности Н.Н. Поддъяков выделяет особую детскую деятельность – экспериментирование, в которой ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью их более полного познания и освоения.

На поиск новых путей в развитии у детейпознавательной активности, природной музыкальности, творческого самовыражения, меня вдохновили: пособие «Детское экспериментирование», программа: «Звук – волшебник», а так же пособие Т.Э. Тютюнниковой по элементарномумузицированию с дошкольниками «Игры со звуками».

Слайд 10

Актуальность и перспективность проекта

Вопрос о важности музыкального воспитания детей на протяжении долгого времени остается актуальным. Музыкальная деятельность носит не только творческий  характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития ребенка. Общие исследования последних лет в области физиологии (Т.М. Марютина, О.Ю.Ермолаева, А.Л.Сиротюк и др.) мозга доказывают, что увеличение количества занятий музыкой помогает детям в усвоении математики и языков.

В ФГОС ДОдеятельность воспитателя, (музыкального руководителя) определяется как «организацияпознавательной деятельности, в которой ребенок, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск». 

Экспериментирование со звуками, игра на сделанных своими руками музыкальных игрушках не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность, воспринимается как игра благодаря использованию новых развивающих технологий:

  • экспериментирование (проблемные вопросы и поисковые ситуации);

  • личностно – ориентированные (ува­жение интересов, любых индивидуальных творчес­ких проявлений, мотивация, создание ситуации успеха);

  • коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

  • игровые (оригинальность сюжета).

Мой принцип не только всесторонне учитывать возрастные возможнос­ти детей, но и ставить на первое место ува­жение их интересов, любых индивидуальных творчес­ких проявлений, предоставление возможности выбора, создание ситуаций успеха каждому ребенку.

Это позволит дошкольнику найти свое место на занятиях неза­висимо от уровня музыкальных способностей. Роль малыша может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.

Мною были определены основные принципы, которые легли в основу проекта:

Слайд 11

1.Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития познавательных и музыкально – творческих способностей.

2. Принцип систематичности и последовательности. Работу по экспериментированию со звуковым материалом необходимо проводить в определенной системе, последовательности.

Исследование необходимо проводить поэтапно:

1 этап – накопление впечатлений, постановка проблемы.

2 этап – проведение эксперимента, опыта.

3 этап – проведение дидактических игр, закрепляющих знания, полученные в ходе экспериментальной деятельности,

4 этап – процесс изготовления инструмента, поиск творческих решений

5 этап – самостоятельное изучение детьми возможностей инструмента – звуковой игрушки.

6 этап– применение изготовленного инструмента для озвучивания стихов, сказок, совместноммузицировании.

3. Принцип доступности. Опираясь на него, необходимо учитывать возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.

4. Принцип наглядности обучения. Необходимо тщательно продумывать:

- дидактические цели использования наглядности,

- методику показа,

- количество наглядности и последовательность демонстрации,

- сочетание определенных видов наглядности.

5. Принцип интегрированного подхода.

6. Принцип воспитывающего, развивающего, проблемного обучения. Стараюсь правильно определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую; воспитывать любовь и интерес к различным видам музыкально – творческой деятельности.

7. Принцип прочности. Стремление эффективно реализовывать требования

вышеперечисленных принципов, повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, применять их на практике.

Таким образом, процесс экспериментирования со звуком способствует развитию познавательной активности, природной музыкальности, креативного потенциала дошкольников.

Слайд 12

Новизна проекта:

Анализ образовательных программ выявил, что в них недостаточно раскрыто содержание способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию. Экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс раскрыт слабо, и то, не касаясь области музыкального развития.

Основоймоего проекта является не только комбинирование исследовательских методов с принципами технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» и использованием материалов по изготовлению шумовых инструментов образовательной программы Т.Н.Девятовой«Звук – волшебник». Я предлагаю нестандартные приемы, методы, формы и средства организации музыкального развития детей, использование которых способствует развитию познавательной активности,

Главной отличительной чертой является их продуктивная направленность, то есть направленность на формирование у детей способности к музыкальному творчеству.

Слайд 13

Адресность проекта:

Опыт, который будет получен в ходе реализации проекта по развитию природной музыкальности, познавательной активности, потребности детей в творческом самовыражении, свободного экспериментирования ребенка со звуком, в детском саду может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям. Тематическое планирование занятий может быть использовано педагогами в кружковой работе.





Трудоёмкость проекта:

Данную работу может провести любой музыкальный руководитель, заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования. Многие рекомендации могут использовать также родители.

Организация данной работы не трудоемка, при наличии методической базы и соответствующей подготовки педагога. Тем не менее, в рамках обычного музыкального занятия сложно решить эти задачи. Необходимы специально организованные занятия, группами не более 8-10 человек.

Трудности при реализации данного проекта могут заключаться в:

  • планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • подборе оборудования и материалов;

  • применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.

Технология проекта:

Основная идея опыта работы - развитие познавательной активности, креативного потенциала дошкольников в процессе экспериментирования со звуком, как в форме опытно-исследовательской деятельности, так и в практическом применении полученных знаний (изготовление звуковых игрушек - самодельных музыкальных инстру­ментов, применение их для озвучивания сказок, стихов, групповое музицирование).

Для успешного осуществления цели был составлен учебно – тематический план работы по развитиюмузыкальных, познавательных способностей, потребности детей в творческом самовыражении.

Учебно–тематический план включает в себя использование кроме основных видов музыкальной деятельности опытно – экспериментальную деятельность, работу в музыкальной мастерской по изготовлению звуковой игрушки - самодельного музыкального инструмента, освоение приемов игры и звукоизвлечения на нем, музицирование, озвучивание стихов и сказок.

Слайд 14

Остановлюсь на некоторых этапах работы с дошкольниками.

Проведение опытов, экспериментов.

При организации детского экспериментирования со звуками очень важен личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику:

  • заинтересовывать ребенка творческим занятием, но не заставлять его;

  • набраться терпения, не превращать помощь в подсказку, не лишать ребенка трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие;

  • не сдерживать эмоциональную активность ребенка, чтобы он мог покричать, попрыгать от восторга и т. д.

  • обязательно начинать с задач посильных или с более простых их частей (успех в самом начале — важное условие).


Комбинируя элементы известных методик, можно проводить разные виды занятий:

  • Интегрированные занятия включают в себя проведение опыта или исследования, музыкальную деятельность, ручной труд;

  • Занятия - опыты, эксперименты проводятся в увлекательной, игровой форме, часто от имени придуманных героев: Почемучки, мальчика – Незнайчика, Мышонка -Шуршонка, Туки-Тука, Дедушки Зная, и др.; Дети с удовольствием вступают в контакт с героем, отвечают на его вопросы, прислушиваются к советам.

  • Для повышения творческой активности можно проводитьциклы тематических занятийпо ознакомлению с шуршащими (бумажными), деревянными и

металлическими звуками.

  • Игровые занятия-сказки помогают раскрепостить ребенка; проверить прочность приобретенных знаний; судить о детской самостоятельности; выявлять их творческие возможности. («Снежная сказка», «Сладкие сны»);

  • Занятия – путешествия: полеты вокруг света,в Испанию, Стеклянное королевство и др. всегда вызывают интерес у дошкольников.

В работе по реализации проекта можно использоватьтехнические средства обучения: телевизор, DVD плеер, проектор мульти-медиа, музыкальный центр, компьютер.




РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

Обычно результаты работы с детьми музыкальный руководитель показывает на утренниках, развлечениях, это в основном танцевальные композиции, выразительное исполнение песен. Результаты работы по экспериментированию со звуковым материалом очень сложно представить в концерте. Только мониторинг, проводимый в течение года, позволяет проследить развитие познавательных, творческих и музыкальных способностей.

В процессе экспериментальной деятельности, творчества у дошкольников повышается уровень развития музыкальных способностей, интерес к миру звуков — в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творчес­кую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.

Сделав своими руками звучащую игрушку, ребёнок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование. Дети, которые были замкнуты, благодаря поисковому методу, экспериментированию, игре на собственном музыкальном инструменте раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.

На основании вышеизложенного, можно сказать, что развитие экспериментирования со звуковым материалому детей в дошкольном учреждении имеет важнейшее значение для познавательного, музыкального и творческого развития детей, а также поможет заложить фундамент умственного развития дошкольника и гармонично-развитой личности в нашем обществе в будущем.



5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Музыкальная лаборатория"

Автор: Спиридонова Наталья Алексеевна

Дата: 14.08.2019

Номер свидетельства: 517671

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Урок исследования по теме«Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных   инструментов»"
    ["seo_title"] => string(104) "urok-issliedovaniia-po-tiemie-muzykal-nyie-instrumienty-rossii-orkiestr-russkikh-narodnykh-instrumientov"
    ["file_id"] => string(6) "274587"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452424855"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Тема проекта: «В каждой крошке хлеба-труд»"
    ["seo_title"] => string(42) "tema_proekta_v_kazhdoi_kroshke_khleba_trud"
    ["file_id"] => string(6) "640244"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1700492236"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Биоценоз уровень организации живой материи "
    ["seo_title"] => string(48) "biotsienoz-urovien-orghanizatsii-zhivoi-matierii"
    ["file_id"] => string(6) "129994"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415804955"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "ПРОЕКТ для детей старшего дошкольного возраста «Космические дали"
    ["seo_title"] => string(75) "proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_kosmichieskiie_dali"
    ["file_id"] => string(6) "389843"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486642603"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Техническая поддержка процесса обучения детей - инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий. "
    ["seo_title"] => string(134) "tiekhnichieskaia-poddierzhka-protsiessa-obuchieniia-dietiei-invalidov-s-primienieniiem-distantsionnykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "123474"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414506076"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства