kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Привитие навыков самостоятельной работы у учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по творчеству композитора Э.Грига

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Привитие навыков самостоятельной работы у учащихся»

КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»

Исследовательская работа





























Эдвард Григ – великий романтик Норвегии



Подготовила: Генш Ольга учащаяся 8 класса.

Руководитель: Преподаватель по классу фортепиано Иванова Е.В.









2015

Тема: «Эдвард Григ – великий романтик Норвегии»

Цель: Исследовать влияние норвежской музыки на творчество Эдварда Грига.

Гипотеза: Изучая музыкальное наследие Эдварда Грига можно выявить, что индивидуальность его стиля определяется глубокой связью с норвежской народной культурой.

Объект исследования: Музыкальные произведения Э. Грига.

Предмет: Влияние народного творчества на композитора Э. Грига.

Задачи:

  • Ознакомиться с творчеством Э. Грига.

  • Способствовать формированию интереса к его творчеству.

  • Выявить индивидуальные черты стиля Э. Грига.

  • Определить факторы, влияющие на творчество композитора.

Результаты исследования:

В ходе исследования был проведен анализ музыкальных произведений Эдварда Грига.

Изучены особенности норвежской народной музыки.

Определено влияние норвежской народной музыки на формирование важнейших черт стиля Э. Грига.

Выявлены индивидуальные черты композитора.

Актуальность: Творчеству Э.Грига принадлежит важная роль в учебно-образовательном процессе, его музыка вводит учащихся в особый, своеобразный художественный мир. Григ – композитор открывает перед учащимися целый пласт европейской художественной культуры, представленный, наряду с его собственной музыкой, творчеством его современников – литераторов, драматургов, живописцев, деятелей театра.



Вслушайтесь в звучащую музыку. Словно человек, проходящий по горной стране Норвегии, восхищенно всматривался в окружающий мир. Природа здесь необычно красивая и суровая. Представьте себе величественные норвежские скалы, красивейшие заливы, бухты, фьорды, вытянулись в живописный вид и представляют собой удивительную и незабываемую картину. Нетронутая скандинавская природа, клубящиеся водопады - вот что заставляет застыть в удивительном восхищении…

Что за дивный волшебный нарисовал для нас в музыке эти картины? Его имя - Эдвард Григ - великий норвежский композитор, чье творчество неразрывно связано с мелодиями его родной страны Норвегии.

Детство

Эдвард Григ – родился 15 июня 1843 года в старинном городе-Бергене, легендарной столице Норвегии, в семье потомка шотландского купца. Родители Грига были достаточно образованными и материально обеспеченными. Отец Эдварда – Александр, занимал пост британского консула в Бергене, мать – Гесина Хагеруп, была прекрасной пианисткой, окончившей Гамбургскую консерваторию. Впервые будущий композитор сел за пианино в 4 года. Мать Грига была его первой учительницей, научила Эдварда владеть инструментом, любить Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта. Она с детства рассказывала ему сказки, легенды, пела норвежские песни о фантастических добрых и злых духах, живущих в лесах и горах Норвегии: гномах, троллях, эльфах, кобольдах. Григ и взрослым продолжал любить легенды и сказания и, как в детстве, верил в чудеса. Мать воспитала в Григе волю к труду, научила его быть настойчивым и не бояться трудностей.

Композитор рассказывает, что уже в детстве его занимала красота созвучий, гармоний. «Почему не вспомнить ту таинственную, неизъяснимую радость, которая охватила меня, когда протянув руки к фортепиано, я извлек – о нет, не мелодию! Куда там! Нет, должно быть, то была гармония. Сначала терчия, потом трезвучие, потом аккорд из четырех звуков. И наконец, с помощью обеих рук – о, ликованье! – пятизвучие, нонаккорд. Когда он прозвучал, восторгу моему не было границ. Вот это был успех! Ни один из последующих моих успехов не опьянял меня так, как этот. Было мне тогда около пяти лет». В 12 лет Эдвард Григ уже сочинял собственную музыку. Современники композитора рассказывают, как однажды Эдвард принес в школу нотную тетрадь, подписанную «Вариации на немецкую тему Эдварда Грига ор.№1».Классный наставник проявил видимый интерес и даже перелистал ее. Григ уже предвкушал великий успех. Однако учитель вдруг дернул его за волосы и прошипел: « В другой раз приноси немецкий словарь, а эту ерунду оставь дома!». Это было первое сочинение Грига- вариации на немецкую тему для фортепиано.

Первый из музыкантов, кто определил судьбу Грига - знаменитый скрипач, «норвежский Паганини» Уле Булль, так же знакомый семьи Григов. Летом 1858 года Булль был у семьи Григов в гостях, и Эдвард, дабы уважить дорогого гостя, сыграл на фортепиано пару собственных сочинений. Слушая музыку, обычно улыбчивый Уле вдруг стал серьезным и тихо сказал что-то Александру и Гесине. После подошел к мальчику и объявил: «Ты отправляешься в Лейпциг, чтобы стать композитором!». Трудно сказать, как сложилась бы судьба Грига – музыканта, если бы не настоятельный совет Булля дать мальчику консерваторское образование. В 1858 году, по окончании школы, Григ едет в Лейпциг.

Лейпциг

Когда худенький мальчик с мечтательными сияющими голубыми глазами, влюбленный в окружающий мир покидал Берген, ему было всего 15 лет. Впереди – неведомая, чужая Германия. В душе пряталась надежда: может не примут. Тогда он снова будет дома, в родном городе Бергене, с горячо любимыми родителями. Но Эдварда приняли. Это было осенью 1858 года. Преподавателями Грига становятся лучшие европейские профессора: выдающийся пианист - Игнац Мошелес, композитор – Карл Рейнеке. А в 1862 году Григ заканчивает консерваторию, получив самые высокие отзывы профессоров о его композиторских способностях и приписку в аттестате - «обладает в высшей степени значительным музыкальным талантом, особенно в композиции», а так же - «пианист со свойственной ему продуманной и полной выразительности манерой исполнения». Его судьбой отныне и навсегда стала музыка.

Жизненный и творческий путь

Жизненный и творческий путь Грига совпал с периодом необычайно яркого расцвета норвежской культуры, вызванного ростом национального самосознания. Патриотический подъем освободительного движения сказался на всех областях культуры, способствуя выдвижению крупных деятелей в поэзии (Генрик Вергеланд), живописи (Адольф Тидеман), исторической науке (Перер Андреас Мунк). Замечательный расцвет переживает норвежская литература, давшая крупнейших драматургов. Григ знакомится с видными ее представителями, такими как Генрик Ибсен, Бьернстьерне Бьернсон и Ханс Христиан Андерсен, пишет песни на их тесты.

Музыка также не оставалась в стороне от этого большого культурного движения. Людвиг Линдеман проводит большую работу по собиранию норвежских вокальных и инструментальных мелодий. Знаменитый скрипач Уле Булль, прозванный «Паганини Севера», по выражению Грига, был «первым, кто подчеркнул значение норвежской народной песни для национальной музыки».

Страстным патриотизмом отличается деятельность даровитого Рикарда Нурдрока – автора музыки национального гимна Норвегии. Огромное значение для Грига имела встреча с этим композитором, в общении с которым формировались и крепли его эстетические взгляды. В 1864 году в содружестве с датскими музыкантами Григ и Нурдрок организовали музыкальное общество «Евтерпа», которое должно было знакомить публику с произведениями композиторов Скандинавии и пропагандировать норвежскую музыку. Это было началом той музыкально - общественной, просветительской деятельности, которая красной нитью проходит через всю жизнь Грига.

Григ резко выделяется среди своих предшественников и современников, причем не только гениальной одаренностью, но и идейной целеустремленностью в разрешении поставленных художественных задач. Подобно Глинке в России или Сметане в Чехии, он с необыкновенной отчетливостью воплотил в музыке национальные типы, образы народной поэтики и родной природы. Григ сумел это сделать потому, что глубоко проникся характером норвежского народа его духовными стремлениями интересами. Во второй половине XIX века Эдвард Григ возглавил норвежскую композиторскую школу.

Эдвард Григ является ярким представителем композиторов – романтиков, для которых характерны определенные черты музыкального языка:

  • использование альтерированных гармоний, красочных тональных сопоставлений

  • обогащение гармонии и тембра

  • «многоплановая» структура темы, в которой роль гармонического фона нередко равноценна роли мелодии

  • использование различных видов педали

  • обновляется интонационная сфера под влиянием национального фольклора

Эдвард Григ внес большой вклад в развитие фортепианной музыки. Он поставил музыкальную культуру Норвегии в ряд с передовыми национальными школами Европы.

Познакомившись с творчеством Эдварда Грига, мы сделали следующие выводы:

  • Яркий оригинальный стиль Грига сложился под воздействием норвежского фольклора, которые имеет очень давнюю историю. Его традиции сформировались в лирико-эпических песнях скальдов, в пастушьих горных мелодиях – локках, в норвежских танцах и маршах.

  • Григовские мелодии вобрали наиболее характерные особенности норвежских песен, такие как сочетание пентатонных ходов с тритоновыми, или мелодический оборот Т-вводный тон – D. Эта интонация, ставшая своеобразным музыкальным символом Норвегии, встречается в музыке Грига очень часто. Нередко она «перемещается» на другие ступени лада.

  • Типы мелодического движения напоминают характерные народные инструментальные наигрыши. Нередко вступлением к произведению являются импровизации народных скрипачей. Замечательное мастерство вариационного и вариантного развития мелодии, свойственное Григу, коренится в народных традициях многократного повтора мелодии с ее изменениями.

Под воздействием фольклора сложились также характерные особенности гармонии Грига:

  • Такие фактурные приемы, как выдержанный органный пункт в басу, квинтовый бас, идут от звучаний народной инструментальной музыки.

  • Частое использование лидийского и дорийского ладов.

  • Повышение IV ступени лада и в мажоре и в миноре – излюбленная григовская альтерация.

  • Гибкая ладовая переменность, как своеобразная игра «света и тени»

В целом гармонический язык произведений Грига отличается особой красочностью, широким применением аккордов многотерцового строения, что опять же коренится в норвежском фольклоре (многие норвежские мелодии содержат несколько терцовых ходов в одном направлении).

Наиболее непосредственно с норвежским фольклором связаны многочисленные танцы Грига. В его произведениях лирико-драматического плана, казалось бы далеких от жанрово-бытовых образов, слышны характерные ритмы – спрингданса (танец вприпрыжку), халлинга (сольный мужской танец с очень сложными, почти акробатическими движениями), гангара (норвежский крестьянский марш). Григ часто подчеркивает типичные ритмические детали всех этих танцев – сочетание триольного и пунктирного рисунка, неожиданные акценты на слабых долях, всевозможные синкопы.

Творчество Грига обширно, многогранно, разножанрово. В нем мы находим почти все музыкальные жанры:

  • фортепианные, вокальные, симфонические (такие шедевры, как сюиты «Пер Гюнт», «Из времен Хольберга») , вокально – симфонические, камерно – инструментальные (струнный квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепиано). Григ посвятил фортепиано три крупных произведения – это соната e-moll, балладу в форме вариаций и фортепианный концерт, один из лучших в концертной литературе. Но более ярко композитор проявил себя в жанре фортепианной миниатюры ( около 150) – Григ запечатлел свои жизненные наблюдения, впечатления от окружающего мира, природы, мысли и чувства, миниатюрами «Из народной жизни», «Альбомными листками» и «Вальсами – каприсами» основное место в

фортепианном творчестве композитора заняли «Лирические пьесы».



  • Главная его черта – ярко выраженный лирико-поэтический характер.

  • Основные линии в творчестве – картины народной жизни, родной природы, образы народной фантастики, человек со всей полнотой его жизнеощущения.

  • Образ Родины – центральный в творчестве композитора, он раскрывается в единстве природы, духовных традиций, фольклора, прошлого и настоящего. Григ писал: «Я часто мысленно обнимаю всю Норвегию, и это для меня – нечто самое высокое. Никакой великпий дух нельзя любить с такой же силой, как природу!».

  • Григ тяготеет к конкретности музыкальных образов. Поэтому большое значение в его музыке приобретает – программность, основанная на воплощении впечатлений от поэтических образов природы, народного быта. В своей музыке Григ нередко воплощал фантастические образы сказочных существ, которыми по народным поверьям населена таинственная природа Норвегии: гномы, тролли, эльфы, кобольды. Все это были духи огромные и маленькие, добрые и злые, уродливые и прекрасные, зачастую хранители сокровищ.

Эдвард Григ, как чудесные тролль норвежских сказок, собрал в царстве своего творчества неисчислимые художественные богатства своего народа, ковал из них миниатюрные дивные изделия и дарил их людям, и не только дарил, но делал их своим искусством счастливыми, более добрыми и сердечными.

Григ был именно таким романтиком – троллем. Но троллем царственным: он сделал сказку действительностью, точнее сказать, заставил людей поверить в эту сказку, так как его гений умел отворять сердца слушающих людей. Вот почему этого тролля так искренне любили все, куда он ни являлся, чтобы рассказать свои сказки, являлся, чтобы открывать иногда даже огрубелые сердца.

Сегодня творчество Эдварда Грига высокого почитаемо, в особенности на родине композитора – Норвегии. Его сочинения исполняют во всем мире, музыка Грига востребована. Классические пьесы Грига используются в различных художественных и культурных мероприятиях. Ставятся различные музыкальные спектакли, сценарии выступлений профессионалов на льду и другие постановки.

Пьеса « Из карнавала» Э. Грига , которую исполняет ученица 8 класса Генш Ольга - является своеобразным итогом нашей исследовательской работы . Это одно из самых ярких, виртуозных произведений, в котором ярко выражены основные линии творчества Э. Грига: фантастические образы (мы представляем маски бабочек, эльфов, троллей), картины родной природы, народной жизни - торжественный танец – гангар. В этом произведении учащаяся познакомилась с новыми созвучиями, обогащенной яркой гармонией, с вариационным развитием мелодии, что часто присуще Э. Григу, а так же с разными видами педали.

Изучение творчества Эдварда Грига открыло нам новую дверь в мир музыки, сочетающей редкую глубину характеров, реалистичность и многогранность в передаче жизненных образов с национальной яркостью.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Привитие навыков самостоятельной работы у учащихся

Автор: Иванова Екатерина Витальевна

Дата: 15.12.2016

Номер свидетельства: 370129

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Привитие навыков самостоятельной работы у учащихся"
    ["seo_title"] => string(59) "privitiie_navykov_samostoiatiel_noi_raboty_u_uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "370114"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1481818204"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ,   КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ. "
    ["seo_title"] => string(140) "razvitiie-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstva-optimizatsii-poznavatiel-nogo-intieriesa-k-priedmietu"
    ["file_id"] => string(6) "127013"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415259402"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником "
    ["seo_title"] => string(74) "obuchieniie-uchashchikhsia-mietodam-samostoiatiel-noi-raboty-s-uchiebnikom"
    ["file_id"] => string(6) "177192"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424599203"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Дифференцированный подход в привитии навыков самостоятельной работы обучающихся "
    ["seo_title"] => string(92) "diffierientsirovannyi-podkhod-v-privitii-navykov-samostoiatiel-noi-raboty-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "246873"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446471317"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "программа курса "Метод проектов" по географии для учащихся 6-х классов"
    ["seo_title"] => string(82) "proghramma-kursa-mietod-proiektov-po-ghieoghrafii-dlia-uchashchikhsia-6-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "312877"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459410310"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства