kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником

Камбышева Кенжезия Шаймардановна - учитель математики

КГУ «СОШ №12» ГУ «Отдел образования города Семей ВКО»

                                                         Аннотация.

Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависят от умения учителя научить

учащихся рациональным методам работы с учебником, справочной литературой. В данной статье учитель излагает опыт обучения учащихся работе с книгой  в процессе обучения математике.

Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависит от умения учителя научить школьников рациональным методам работы с учебником, книгой, справочной литературой.

Самостоятельная работа учащихся с учебником будет протекать успешно, если у них достаточный уровень навыка чтения. Поэтому одной из первых задач учителя является развитие у учащихся навыков быстрого и беглого  чтения. Беглое чтение важно для учащихся, оно делает их труд намного производительнее.

Большое внимание следует уделять привитию культуры работы с книгой, воспитанию умения учащихся читать учебник. Планируя уроки математики,  выделяю те вопросы, которые учащиеся будут изучать по учебнику самостоятельно. Формы организации этой  работы следующие: самостоятельное чтение параграфа и выделение основных моментов и главной мысли в тексте.

Когда формирование умения вычленять основные моменты учебного текста только начинается (5-7 классы), необходимо ставить вопросы, которые нацеливают  учащихся на выделение основных моментов и главной мысли в тексте. Поставленные вопросы должны охватывать  все основные моменты нового материала. Ответы на них покажут степень усвоения учащимися изучаемого материала.

В старших классах, если ученики уже научились выделять основные положения в тексте, можно предложить найти их самостоятельно, составить план ответа и подготовить  ответ по каждому пункту текста. Например, в 9 классе при изучении «Умножение вектора на число» учащимся можно предложить:

а) самостоятельно прочитать текст учебника,

б) составить план ответа,

в) обсудить составленный план,

г) уметь ответить на любой из пунктов составленного плана.

В других случаях на уроке можно указать основные теоретические положения, на которых основывается доказательство теоремы, то есть сообщить идею доказательства теоремы, а основную работу по усвоению деталей доказательства предложить учащимся самостоятельно ра уроке или дома. Так, например, в 10 классе могут быть изучены из параграфа 12 «Свойства перпендикулярных прямой и плоскости»  теорема 15 и обратная ей теорема 16.

Давать задания по составлению плана конкретного материала из учебника целесообразно начинать уже с 6 класса. Это приучает учащихся выделять в материале узловые моменты. План способствует  тому, что ответы становятся более стройными, последовательными и исчерпывающими. Так, в 5 классе на уроке по теме «Уравнения» после объяснения темы ученикам было предложено написать план.  Затем тут же на уроке они зачитывались и обсуждались, отмечались достоинства и недостатки каждого из них.

     Еще один прием, который использую в своей работе,- это выполнение упражнений с одновременным чтением правила, определения по учебнику. В этом случае сразу после вывода того или иного правила ученикам предлагаю, читая правило по частям, решать примеры.

Необходимо учить школьников пользоваться учебником для установления связи нового материала с пройденным, также для самопроверки.

Например, можно рекомендовать учащимся обратиться  к учебнику для сравнения формулировок теорем об окружности и сфере, определений окружности и круга, окружности и сферы, попросить указать их сходство и различие. В помощь учащимся при осуществлении сравнения полезно предложить следующий алгоритм:

1)выяснить цель сравнения;

2)определить объекты, подлежащие сравнению;

3)выявить признаки, по которым будет проводиться сравнение;

4)сделать вывод из сравнения объектов.

Чтобы использовать учебник для самопроверки, следует постоянно приучать учащихся в процессе работы с ним и по окончании сравнивать свою работу с каким-то образцом: с текстом, примером, решенным в тексте, и т.д.

Полезна, особенно в старших классах, работа с учебником по определенному заданию учителя.

1.Задания по конспектированию материала отдельных параграфов. В помощь ученикам сообщаются этапы конспектирования:

1)ознакомительное чтение текста;

2)вдумчивое чтение текста с использованием пометок карандашом;

3)составление плана прочитанного;

4)чтение текста и отбор главного материала по каждому пункту плана;

5) запись отобранного содержания своими словами.

2.Составление тезисов. Чтобы легче было выполнить эту работу, полезно сообщить им правила составления тезисов:

1)ознакомительное чтение текста;

2)повторное чтение текста, разделение его на части;

3) в каждой части прочитанного текста выделение главной мысли ( легким подчеркиванием карандашом);

4)изложение мысли своими словами;

5)тезисы должны быть краткими, четкими, ясными;

6)запись тезисов в форме утверждений или отрицаний.

В классах, где целенаправленно и последовательно осуществлялась работа по выработке навыков самостоятельной работы с учебником, качество знаний выше, чем в других классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником »

Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником

Камбышева Кенжезия Шаймардановна - учитель математики

КГУ «СОШ №12» ГУ «Отдел образования города Семей ВКО»



Аннотация.

Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависят от умения учителя научить

учащихся рациональным методам работы с учебником, справочной литературой. В данной статье учитель излагает опыт обучения учащихся работе с книгой в процессе обучения математике.



Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависит от умения учителя научить школьников рациональным методам работы с учебником, книгой, справочной литературой.

Самостоятельная работа учащихся с учебником будет протекать успешно, если у них достаточный уровень навыка чтения. Поэтому одной из первых задач учителя является развитие у учащихся навыков быстрого и беглого чтения. Беглое чтение важно для учащихся, оно делает их труд намного производительнее .

Большое внимание следует уделять привитию культуры работы с книгой, воспитанию умения учащихся читать учебник. Планируя уроки математики, выделяю те вопросы, которые учащиеся будут изучать по учебнику самостоятельно. Формы организации этой работы следующие: самостоятельное чтение параграфа и выделение основных моментов и главной мысли в тексте.

Когда формирование умения вычленять основные моменты учебного текста только начинается (5-7 классы) , необходимо ставить вопросы, которые нацеливают учащихся на выделение основных моментов и главной мысли в тексте. Поставленные вопросы должны охватывать все основные моменты нового материала. Ответы на них покажут степень усвоения учащимися изучаемого материала.

В старших классах, если ученики уже научились выделять основные положения в тексте, можно предложить найти их самостоятельно, составить план ответа и подготовить ответ по каждому пункту текста. Например, в 9 классе при изучении «Умножение вектора на число» учащимся можно предложить:

а) самостоятельно прочитать текст учебника,

б) составить план ответа,

в) обсудить составленный план,

г) уметь ответить на любой из пунктов составленного плана.

В других случаях на уроке можно указать основные теоретические положения, на которых основывается доказательство теоремы, то есть сообщить идею доказательства теоремы, а основную работу по усвоению деталей доказательства предложить учащимся самостоятельно ра уроке или дома. Так, например, в 10 классе могут быть изучены из параграфа 12 «Свойства перпендикулярных прямой и плоскости» теорема 15 и обратная ей теорема 16.

Давать задания по составлению плана конкретного материала из учебника целесообразно начинать уже с 6 класса. Это приучает учащихся выделять в материале узловые моменты. План способствует тому, что ответы становятся более стройными, последовательными и исчерпывающими. Так, в 5 классе на уроке по теме «Уравнения» после объяснения темы ученикам было предложено написать план. Затем тут же на уроке они зачитывались и обсуждались, отмечались достоинства и недостатки каждого из них.

Еще один прием, который использую в своей работе,- это выполнение упражнений с одновременным чтением правила, определения по учебнику. В этом случае сразу после вывода того или иного правила ученикам предлагаю, читая правило по частям, решать примеры.

Необходимо учить школьников пользоваться учебником для установления связи нового материала с пройденным, также для самопроверки.

Например, можно рекомендовать учащимся обратиться к учебнику для сравнения формулировок теорем об окружности и сфере, определений окружности и круга, окружности и сферы, попросить указать их сходство и различие. В помощь учащимся при осуществлении сравнения полезно предложить следующий алгоритм:

1)выяснить цель сравнения;

2)определить объекты , подлежащие сравнению;

3)выявить признаки, по которым будет проводиться сравнение;

4)сделать вывод из сравнения объектов.

Чтобы использовать учебник для самопроверки, следует постоянно приучать учащихся в процессе работы с ним и по окончании сравнивать свою работу с каким-то образцом: с текстом, примером, решенным в тексте, и т.д.

Полезна, особенно в старших классах, работа с учебником по определенному заданию учителя.

1.Задания по конспектированию материала отдельных параграфов. В помощь ученикам сообщаются этапы конспектирования:

1)ознакомительное чтение текста;

2)вдумчивое чтение текста с использованием пометок карандашом;

3)составление плана прочитанного;

4)чтение текста и отбор главного материала по каждому пункту плана;

5) запись отобранного содержания своими словами .

2.Составление тезисов. Чтобы легче было выполнить эту работу, полезно сообщить им правила составления тезисов:

1)ознакомительное чтение текста;

2)повторное чтение текста, разделение его на части;

3) в каждой части прочитанного текста выделение главной мысли ( легким подчеркиванием карандашом);

4)изложение мысли своими словами;

5)тезисы должны быть краткими, четкими, ясными;

6)запись тезисов в форме утверждений или отрицаний.

В классах, где целенаправленно и последовательно осуществлялась работа по выработке навыков самостоятельной работы с учебником, качество знаний выше, чем в других классах.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником

Автор: Камбышева Кенжезия Шаймардановна

Дата: 22.02.2015

Номер свидетельства: 177192

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Методические рекомендации по теме "Рациональная организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка" "
    ["seo_title"] => string(144) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-ratsional-naia-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "238771"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444651403"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Доклад "Формирование у учащихся умение самостоятельно  работать   на уроках естественного цикла" "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-formirovaniie-u-uchashchikhsia-umieniie-samostoiatiel-no-rabotat-na-urokakh-iestiestviennogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "151032"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420624933"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(77) "orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "169226"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423389129"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Самостоятельная работа на уроках информатики  и ИКТ "
    ["seo_title"] => string(54) "samostoiatiel-naia-rabota-na-urokakh-informatiki-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "110173"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405663141"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Самостоятельная работа учащихся на уроках математики в системе личностно - ориентировочного обучения. "
    ["seo_title"] => string(118) "samostoiatiel-naia-rabota-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-v-sistiemie-lichnostno-oriientirovochnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "146410"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419171920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1450 руб.
2070 руб.
1460 руб.
2090 руб.
1850 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства