kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником

Камбышева Кенжезия Шаймардановна - учитель математики

КГУ «СОШ №12» ГУ «Отдел образования города Семей ВКО»

                                                         Аннотация.

Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависят от умения учителя научить

учащихся рациональным методам работы с учебником, справочной литературой. В данной статье учитель излагает опыт обучения учащихся работе с книгой  в процессе обучения математике.

Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависит от умения учителя научить школьников рациональным методам работы с учебником, книгой, справочной литературой.

Самостоятельная работа учащихся с учебником будет протекать успешно, если у них достаточный уровень навыка чтения. Поэтому одной из первых задач учителя является развитие у учащихся навыков быстрого и беглого  чтения. Беглое чтение важно для учащихся, оно делает их труд намного производительнее.

Большое внимание следует уделять привитию культуры работы с книгой, воспитанию умения учащихся читать учебник. Планируя уроки математики,  выделяю те вопросы, которые учащиеся будут изучать по учебнику самостоятельно. Формы организации этой  работы следующие: самостоятельное чтение параграфа и выделение основных моментов и главной мысли в тексте.

Когда формирование умения вычленять основные моменты учебного текста только начинается (5-7 классы), необходимо ставить вопросы, которые нацеливают  учащихся на выделение основных моментов и главной мысли в тексте. Поставленные вопросы должны охватывать  все основные моменты нового материала. Ответы на них покажут степень усвоения учащимися изучаемого материала.

В старших классах, если ученики уже научились выделять основные положения в тексте, можно предложить найти их самостоятельно, составить план ответа и подготовить  ответ по каждому пункту текста. Например, в 9 классе при изучении «Умножение вектора на число» учащимся можно предложить:

а) самостоятельно прочитать текст учебника,

б) составить план ответа,

в) обсудить составленный план,

г) уметь ответить на любой из пунктов составленного плана.

В других случаях на уроке можно указать основные теоретические положения, на которых основывается доказательство теоремы, то есть сообщить идею доказательства теоремы, а основную работу по усвоению деталей доказательства предложить учащимся самостоятельно ра уроке или дома. Так, например, в 10 классе могут быть изучены из параграфа 12 «Свойства перпендикулярных прямой и плоскости»  теорема 15 и обратная ей теорема 16.

Давать задания по составлению плана конкретного материала из учебника целесообразно начинать уже с 6 класса. Это приучает учащихся выделять в материале узловые моменты. План способствует  тому, что ответы становятся более стройными, последовательными и исчерпывающими. Так, в 5 классе на уроке по теме «Уравнения» после объяснения темы ученикам было предложено написать план.  Затем тут же на уроке они зачитывались и обсуждались, отмечались достоинства и недостатки каждого из них.

     Еще один прием, который использую в своей работе,- это выполнение упражнений с одновременным чтением правила, определения по учебнику. В этом случае сразу после вывода того или иного правила ученикам предлагаю, читая правило по частям, решать примеры.

Необходимо учить школьников пользоваться учебником для установления связи нового материала с пройденным, также для самопроверки.

Например, можно рекомендовать учащимся обратиться  к учебнику для сравнения формулировок теорем об окружности и сфере, определений окружности и круга, окружности и сферы, попросить указать их сходство и различие. В помощь учащимся при осуществлении сравнения полезно предложить следующий алгоритм:

1)выяснить цель сравнения;

2)определить объекты, подлежащие сравнению;

3)выявить признаки, по которым будет проводиться сравнение;

4)сделать вывод из сравнения объектов.

Чтобы использовать учебник для самопроверки, следует постоянно приучать учащихся в процессе работы с ним и по окончании сравнивать свою работу с каким-то образцом: с текстом, примером, решенным в тексте, и т.д.

Полезна, особенно в старших классах, работа с учебником по определенному заданию учителя.

1.Задания по конспектированию материала отдельных параграфов. В помощь ученикам сообщаются этапы конспектирования:

1)ознакомительное чтение текста;

2)вдумчивое чтение текста с использованием пометок карандашом;

3)составление плана прочитанного;

4)чтение текста и отбор главного материала по каждому пункту плана;

5) запись отобранного содержания своими словами.

2.Составление тезисов. Чтобы легче было выполнить эту работу, полезно сообщить им правила составления тезисов:

1)ознакомительное чтение текста;

2)повторное чтение текста, разделение его на части;

3) в каждой части прочитанного текста выделение главной мысли ( легким подчеркиванием карандашом);

4)изложение мысли своими словами;

5)тезисы должны быть краткими, четкими, ясными;

6)запись тезисов в форме утверждений или отрицаний.

В классах, где целенаправленно и последовательно осуществлялась работа по выработке навыков самостоятельной работы с учебником, качество знаний выше, чем в других классах.

Просмотр содержимого документа
«Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником »

Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником

Камбышева Кенжезия Шаймардановна - учитель математики

КГУ «СОШ №12» ГУ «Отдел образования города Семей ВКО»



Аннотация.

Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависят от умения учителя научить

учащихся рациональным методам работы с учебником, справочной литературой. В данной статье учитель излагает опыт обучения учащихся работе с книгой в процессе обучения математике.



Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависит от умения учителя научить школьников рациональным методам работы с учебником, книгой, справочной литературой.

Самостоятельная работа учащихся с учебником будет протекать успешно, если у них достаточный уровень навыка чтения. Поэтому одной из первых задач учителя является развитие у учащихся навыков быстрого и беглого чтения. Беглое чтение важно для учащихся, оно делает их труд намного производительнее .

Большое внимание следует уделять привитию культуры работы с книгой, воспитанию умения учащихся читать учебник. Планируя уроки математики, выделяю те вопросы, которые учащиеся будут изучать по учебнику самостоятельно. Формы организации этой работы следующие: самостоятельное чтение параграфа и выделение основных моментов и главной мысли в тексте.

Когда формирование умения вычленять основные моменты учебного текста только начинается (5-7 классы) , необходимо ставить вопросы, которые нацеливают учащихся на выделение основных моментов и главной мысли в тексте. Поставленные вопросы должны охватывать все основные моменты нового материала. Ответы на них покажут степень усвоения учащимися изучаемого материала.

В старших классах, если ученики уже научились выделять основные положения в тексте, можно предложить найти их самостоятельно, составить план ответа и подготовить ответ по каждому пункту текста. Например, в 9 классе при изучении «Умножение вектора на число» учащимся можно предложить:

а) самостоятельно прочитать текст учебника,

б) составить план ответа,

в) обсудить составленный план,

г) уметь ответить на любой из пунктов составленного плана.

В других случаях на уроке можно указать основные теоретические положения, на которых основывается доказательство теоремы, то есть сообщить идею доказательства теоремы, а основную работу по усвоению деталей доказательства предложить учащимся самостоятельно ра уроке или дома. Так, например, в 10 классе могут быть изучены из параграфа 12 «Свойства перпендикулярных прямой и плоскости» теорема 15 и обратная ей теорема 16.

Давать задания по составлению плана конкретного материала из учебника целесообразно начинать уже с 6 класса. Это приучает учащихся выделять в материале узловые моменты. План способствует тому, что ответы становятся более стройными, последовательными и исчерпывающими. Так, в 5 классе на уроке по теме «Уравнения» после объяснения темы ученикам было предложено написать план. Затем тут же на уроке они зачитывались и обсуждались, отмечались достоинства и недостатки каждого из них.

Еще один прием, который использую в своей работе,- это выполнение упражнений с одновременным чтением правила, определения по учебнику. В этом случае сразу после вывода того или иного правила ученикам предлагаю, читая правило по частям, решать примеры.

Необходимо учить школьников пользоваться учебником для установления связи нового материала с пройденным, также для самопроверки.

Например, можно рекомендовать учащимся обратиться к учебнику для сравнения формулировок теорем об окружности и сфере, определений окружности и круга, окружности и сферы, попросить указать их сходство и различие. В помощь учащимся при осуществлении сравнения полезно предложить следующий алгоритм:

1)выяснить цель сравнения;

2)определить объекты , подлежащие сравнению;

3)выявить признаки, по которым будет проводиться сравнение;

4)сделать вывод из сравнения объектов.

Чтобы использовать учебник для самопроверки, следует постоянно приучать учащихся в процессе работы с ним и по окончании сравнивать свою работу с каким-то образцом: с текстом, примером, решенным в тексте, и т.д.

Полезна, особенно в старших классах, работа с учебником по определенному заданию учителя.

1.Задания по конспектированию материала отдельных параграфов. В помощь ученикам сообщаются этапы конспектирования:

1)ознакомительное чтение текста;

2)вдумчивое чтение текста с использованием пометок карандашом;

3)составление плана прочитанного;

4)чтение текста и отбор главного материала по каждому пункту плана;

5) запись отобранного содержания своими словами .

2.Составление тезисов. Чтобы легче было выполнить эту работу, полезно сообщить им правила составления тезисов:

1)ознакомительное чтение текста;

2)повторное чтение текста, разделение его на части;

3) в каждой части прочитанного текста выделение главной мысли ( легким подчеркиванием карандашом);

4)изложение мысли своими словами;

5)тезисы должны быть краткими, четкими, ясными;

6)запись тезисов в форме утверждений или отрицаний.

В классах, где целенаправленно и последовательно осуществлялась работа по выработке навыков самостоятельной работы с учебником, качество знаний выше, чем в других классах.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником

Автор: Камбышева Кенжезия Шаймардановна

Дата: 22.02.2015

Номер свидетельства: 177192

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Методические рекомендации по теме "Рациональная организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка" "
    ["seo_title"] => string(144) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-ratsional-naia-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "238771"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444651403"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Доклад "Формирование у учащихся умение самостоятельно  работать   на уроках естественного цикла" "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-formirovaniie-u-uchashchikhsia-umieniie-samostoiatiel-no-rabotat-na-urokakh-iestiestviennogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "151032"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420624933"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(77) "orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "169226"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423389129"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Самостоятельная работа на уроках информатики  и ИКТ "
    ["seo_title"] => string(54) "samostoiatiel-naia-rabota-na-urokakh-informatiki-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "110173"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405663141"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Самостоятельная работа учащихся на уроках математики в системе личностно - ориентировочного обучения. "
    ["seo_title"] => string(118) "samostoiatiel-naia-rabota-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-v-sistiemie-lichnostno-oriientirovochnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "146410"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419171920"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства