Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником
Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником
Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником
Камбышева Кенжезия Шаймардановна - учитель математики
КГУ «СОШ №12» ГУ «Отдел образования города Семей ВКО»
Аннотация.
Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависят от умения учителя научить
учащихся рациональным методам работы с учебником, справочной литературой. В данной статье учитель излагает опыт обучения учащихся работе с книгой в процессе обучения математике.
Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависит от умения учителя научить школьников рациональным методам работы с учебником, книгой, справочной литературой.
Самостоятельная работа учащихся с учебником будет протекать успешно, если у них достаточный уровень навыка чтения. Поэтому одной из первых задач учителя является развитие у учащихся навыков быстрого и беглого чтения. Беглое чтение важно для учащихся, оно делает их труд намного производительнее.
Большое внимание следует уделять привитию культуры работы с книгой, воспитанию умения учащихся читать учебник. Планируя уроки математики, выделяю те вопросы, которые учащиеся будут изучать по учебнику самостоятельно. Формы организации этой работы следующие: самостоятельное чтение параграфа и выделение основных моментов и главной мысли в тексте.
Когда формирование умения вычленять основные моменты учебного текста только начинается (5-7 классы), необходимо ставить вопросы, которые нацеливают учащихся на выделение основных моментов и главной мысли в тексте. Поставленные вопросы должны охватывать все основные моменты нового материала. Ответы на них покажут степень усвоения учащимися изучаемого материала.
В старших классах, если ученики уже научились выделять основные положения в тексте, можно предложить найти их самостоятельно, составить план ответа и подготовить ответ по каждому пункту текста. Например, в 9 классе при изучении «Умножение вектора на число» учащимся можно предложить:
а) самостоятельно прочитать текст учебника,
б) составить план ответа,
в) обсудить составленный план,
г) уметь ответить на любой из пунктов составленного плана.
В других случаях на уроке можно указать основные теоретические положения, на которых основывается доказательство теоремы, то есть сообщить идею доказательства теоремы, а основную работу по усвоению деталей доказательства предложить учащимся самостоятельно ра уроке или дома. Так, например, в 10 классе могут быть изучены из параграфа 12 «Свойства перпендикулярных прямой и плоскости» теорема 15 и обратная ей теорема 16.
Давать задания по составлению плана конкретного материала из учебника целесообразно начинать уже с 6 класса. Это приучает учащихся выделять в материале узловые моменты. План способствует тому, что ответы становятся более стройными, последовательными и исчерпывающими. Так, в 5 классе на уроке по теме «Уравнения» после объяснения темы ученикам было предложено написать план. Затем тут же на уроке они зачитывались и обсуждались, отмечались достоинства и недостатки каждого из них.
Еще один прием, который использую в своей работе,- это выполнение упражнений с одновременным чтением правила, определения по учебнику. В этом случае сразу после вывода того или иного правила ученикам предлагаю, читая правило по частям, решать примеры.
Необходимо учить школьников пользоваться учебником для установления связи нового материала с пройденным, также для самопроверки.
Например, можно рекомендовать учащимся обратиться к учебнику для сравнения формулировок теорем об окружности и сфере, определений окружности и круга, окружности и сферы, попросить указать их сходство и различие. В помощь учащимся при осуществлении сравнения полезно предложить следующий алгоритм:
1)выяснить цель сравнения;
2)определить объекты, подлежащие сравнению;
3)выявить признаки, по которым будет проводиться сравнение;
4)сделать вывод из сравнения объектов.
Чтобы использовать учебник для самопроверки, следует постоянно приучать учащихся в процессе работы с ним и по окончании сравнивать свою работу с каким-то образцом: с текстом, примером, решенным в тексте, и т.д.
Полезна, особенно в старших классах, работа с учебником по определенному заданию учителя.
1.Задания по конспектированию материала отдельных параграфов. В помощь ученикам сообщаются этапы конспектирования:
1)ознакомительное чтение текста;
2)вдумчивое чтение текста с использованием пометок карандашом;
3)составление плана прочитанного;
4)чтение текста и отбор главного материала по каждому пункту плана;
5) запись отобранного содержания своими словами.
2.Составление тезисов. Чтобы легче было выполнить эту работу, полезно сообщить им правила составления тезисов:
1)ознакомительное чтение текста;
2)повторное чтение текста, разделение его на части;
3) в каждой части прочитанного текста выделение главной мысли ( легким подчеркиванием карандашом);
4)изложение мысли своими словами;
5)тезисы должны быть краткими, четкими, ясными;
6)запись тезисов в форме утверждений или отрицаний.
В классах, где целенаправленно и последовательно осуществлялась работа по выработке навыков самостоятельной работы с учебником, качество знаний выше, чем в других классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником »
Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником
Камбышева Кенжезия Шаймардановна - учитель математики
КГУ «СОШ №12» ГУ «Отдел образования города Семей ВКО»
Аннотация.
Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависят от умения учителя научить
учащихся рациональным методам работы с учебником, справочной литературой. В данной статье учитель излагает опыт обучения учащихся работе с книгой в процессе обучения математике.
Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависит от умения учителя научить школьников рациональным методам работы с учебником, книгой, справочной литературой.
Самостоятельная работа учащихся с учебником будет протекать успешно, если у них достаточный уровень навыка чтения. Поэтому одной из первых задач учителя является развитие у учащихся навыков быстрого и беглого чтения. Беглое чтение важно для учащихся, оно делает их труд намного производительнее .
Большое внимание следует уделять привитию культуры работы с книгой, воспитанию умения учащихся читать учебник. Планируя уроки математики, выделяю те вопросы, которые учащиеся будут изучать по учебнику самостоятельно. Формы организации этой работы следующие: самостоятельное чтение параграфа и выделение основных моментов и главной мысли в тексте.
Когда формирование умения вычленять основные моменты учебного текста только начинается (5-7 классы) , необходимо ставить вопросы, которые нацеливают учащихся на выделение основных моментов и главной мысли в тексте. Поставленные вопросы должны охватывать все основные моменты нового материала. Ответы на них покажут степень усвоения учащимися изучаемого материала.
В старших классах, если ученики уже научились выделять основные положения в тексте, можно предложить найти их самостоятельно, составить план ответа и подготовить ответ по каждому пункту текста. Например, в 9 классе при изучении «Умножение вектора на число» учащимся можно предложить:
а) самостоятельно прочитать текст учебника,
б) составить план ответа,
в) обсудить составленный план,
г) уметь ответить на любой из пунктов составленного плана.
В других случаях на уроке можно указать основные теоретические положения, на которых основывается доказательство теоремы, то есть сообщить идею доказательства теоремы, а основную работу по усвоению деталей доказательства предложить учащимся самостоятельно ра уроке или дома. Так, например, в 10 классе могут быть изучены из параграфа 12 «Свойства перпендикулярных прямой и плоскости» теорема 15 и обратная ей теорема 16.
Давать задания по составлению плана конкретного материала из учебника целесообразно начинать уже с 6 класса. Это приучает учащихся выделять в материале узловые моменты. План способствует тому, что ответы становятся более стройными, последовательными и исчерпывающими. Так, в 5 классе на уроке по теме «Уравнения» после объяснения темы ученикам было предложено написать план. Затем тут же на уроке они зачитывались и обсуждались, отмечались достоинства и недостатки каждого из них.
Еще один прием, который использую в своей работе,- это выполнение упражнений с одновременным чтением правила, определения по учебнику. В этом случае сразу после вывода того или иного правила ученикам предлагаю, читая правило по частям, решать примеры.
Необходимо учить школьников пользоваться учебником для установления связи нового материала с пройденным, также для самопроверки.
Например, можно рекомендовать учащимся обратиться к учебнику для сравнения формулировок теорем об окружности и сфере, определений окружности и круга, окружности и сферы, попросить указать их сходство и различие. В помощь учащимся при осуществлении сравнения полезно предложить следующий алгоритм:
1)выяснить цель сравнения;
2)определить объекты , подлежащие сравнению;
3)выявить признаки, по которым будет проводиться сравнение;
4)сделать вывод из сравнения объектов.
Чтобы использовать учебник для самопроверки, следует постоянно приучать учащихся в процессе работы с ним и по окончании сравнивать свою работу с каким-то образцом: с текстом, примером, решенным в тексте, и т.д.
Полезна, особенно в старших классах, работа с учебником по определенному заданию учителя.
1.Задания по конспектированию материала отдельных параграфов. В помощь ученикам сообщаются этапы конспектирования:
1)ознакомительное чтение текста;
2)вдумчивое чтение текста с использованием пометок карандашом;
3)составление плана прочитанного;
4)чтение текста и отбор главного материала по каждому пункту плана;
5) запись отобранного содержания своими словами .
2.Составление тезисов. Чтобы легче было выполнить эту работу, полезно сообщить им правила составления тезисов:
1)ознакомительное чтение текста;
2)повторное чтение текста, разделение его на части;
3) в каждой части прочитанного текста выделение главной мысли ( легким подчеркиванием карандашом);
4)изложение мысли своими словами;
5)тезисы должны быть краткими, четкими, ясными;
6)запись тезисов в форме утверждений или отрицаний.
В классах, где целенаправленно и последовательно осуществлялась работа по выработке навыков самостоятельной работы с учебником, качество знаний выше, чем в других классах.