Хочется начать свое выступление словами Т. Т. Нейгауза:
«Считаю, что одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, устранить себя, вовремя сойти со сцены, т.е. привить ему ту самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называются зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство».
Это высказывание Нейгауза, конечно, больше характеризует роль педагогов в музыкальных училищах и консерваториях, т.к. там педагоги имеют дело с музыкантами уже грамотными, чаще всего способными, одарёнными. Но не менее важная задача стоит перед нами - преподавателями школ. Наблюдения показывают, что среди учащихся присутствует некоторая беспомощность в самостоятельной работе над произведениями.
Самостоятельная работа учащегося это такая же работа, как и весь процесс овладения исполнительскими навыками в целом, она входит в процесс обучения и непосредственно с ним связана. Самостоятельная работа учащихся осуществляется:
1) непосредственно на самом уроке;
2) в домашней работе учащихся при выполнении ими заданий, полученных не уроке - и тогда она дополняет и закрепляет пройденное, на предыдущем уроке.
Чем интенсивнее самостоятельная работа учащегося на уроке, тем эффективней она в домашних условиях и наоборот.
Как и всякое учение, самостоятельная работа-это труд, труд полный мысли, инициативы, воли и творческого воображения.
Повышать качество самостоятельной работы ученика - значит последовательно развивать его мышление и самоконтроль, приучать к преодолению трудностей, к умению самому справляться с все более и более усложняющимися заданиями, а также проявлять инициативу в выборе необходимых для задания способов и приемов.
Я выделила - основные условия развития навыков самостоятельной работы:
1) решающим условием является - ясная постановка задач, стоящих перед учащимся. Оттого, как четко я сформулирую эти задачи, определю последовательность их выполнения, зависит успех занятий ученика. Во-первых – учить навыкам самостоятельной работы следует на уроках, во- вторых - любое новое задание для самостоятельной работы должно опираться на усвоенное ранее задание.
2) второе немаловажное условие для развития навыков – это занятия дома, которые бывают не всегда систематическими. Я стараюсь объяснить всю важность самостоятельной домашней подготовки к уроку, и какую роль она играет в дальнейшем развитии учащегося. Домашние занятия должны войти в ежедневное расписание учащегося! Нельзя ожидать хороших результатов, если домашние занятия происходят нерегулярно.
3) Наряду с работой с учениками, я веду работу с их родителями: довожу до них – как важно их участие, помощь и контроль и как они могут это осуществить. На первых порах родители учащегося могут напоминать ему о том, что наступило время занятий, и следить за тем, чтобы ученик действительно занимался в течении предписанного ему времени. В дальнейшем учащийся должен сам уже помнить об этом. В беседах с родителями подчеркиваю всю важность создания необходимого режима домашних занятий. Распределение времени должно дисциплинировать, организовать учащегося и дать положительный результат.
Формирование навыков самостоятельной работы у ученика при работе над музыкальным произведением.
Прежде всего - выбираю произведение, которое соответствует возможностям ученика, его уровню музыкальных данных, и конечно, чтобы оно нравилось учащемуся. Для любого ученика важную роль играет выбор репертуара. Нужно подобрать произведение более или менее близкое по духу, вызывающее интерес и стремление его освоить.
Я проигрываю произведение, чтобы ученику было понятно, как оно должно звучать. Вместе с учащимся определяем план, по которому он будет работать дома, так как большую роль играет последовательность в работе над произведением. Это план будет являться своеобразным пособием для развития самостоятельности в домашней работе ученика.
Ученику, приступившему к работе над каким-нибудь произведением, известна её конечная цель, прослушав произведение в исполнении педагога – он имеет о нем представление. Но ему должны быть понятны и ближайшие задачи.
Одной из основных моих задач является - воспитание элементарной грамотности, развитие бережного отношения к тексту.
Ознакомившись с произведением, ученик начинает разбирать его, т.е. приступает к тщательному анализу текста. Он должен увидеть всё, что в нём написано: аппликатуру, знаки, штрихи, динамические оттенки и т.п. Учащихся, не имеющих опыта – я контролирую, понимает ли ученик смысл того или иного обозначения и способ его исполнения. Важно выработать привычку играть правильной аппликатурой, необходимо напомнить учащемуся основные правила - законы аппликатуры, с которыми учащийся знакомится в первые годы обучения.
После того, как я убедилась, что задание ученику - понятно, задаётся следующее задание на дом. Если домашнее задание выполнено со многими неточностями, нельзя ставить перед учеником новые задачи. Это лишь приучит его к небрежности и неряшливости.
Грамотный разбор произведения позволяет вести дальнейшую работу в основном над качеством звука, музыкальной фразой, умением вслушиваться в свою игру, правильным соотношением звучания правой и левой рук, т.е. над музыкальным исполнением произведения.
Работая над музыкальным произведением стараюсь строить урок так, чтобы ученик мог ответить на вопросы «как?» и «почему он играет так, а не иначе?». Всё это вместе, является хорошим залогом для успешной и плодотворной самостоятельной работы. Но без привития учащимся навыков и умений преодолевать технические трудности работа педагога не может считаться полноценной.
Значит, еще одна моя задача: привитие учащимся навыков техники и навыков работы над сложными местами в произведениях.
Ученик, занимающийся музыкой, сталкивается сразу со многими задачами: приходится думать о нотах, размере, о нужных клавишах , о правильных пальцах и т.п. Зачастую дети не успевают при этом следить за своей посадкой, за своими движениями; отсюда - скованность рук, напряженные спина и плечи, нелепые движения телом и головой. А различные упражнения помогут ребенку выработать навыки правильной посадки и красивых движений. Смысл упражнений заключается в том, что они должны вести учащегося к постепенному освоению наиболее типичных для данного инструмента технических задач, выполнение которых необходимо при воплощении художественного образа произведения.
Вывод:
Недочеты в самостоятельной работе неизбежны. Умение заниматься обычно приходит вместе с музыкальной зрелостью. Весь вопрос в том, чтобы этих недочетов было поменьше и чтобы занятия учеников носили творческий характер.
Нужно обязательно развивать навыки самостоятельной работы и процесс этот не одного – двух уроков, а длительного периода воспитания в определенном направлении.