программа курса "Метод проектов" по географии для учащихся 6-х классов
Программа курса "Метод проектов" по географии для учащихся 6-х классов
Курс « Метод проектов на уроке географии» является одним из видов внеклассной работы по географии. Вызывая интерес учащихся к предмету, занятия способствуют развитию географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников. Занятия курса позволит заинтересованным учащимся развить творческие способности, научиться готовить и защищать проектные работы.
Анализ программ, предшествующих модифицированной программе; её достижения и недостатки. Данная модифицированная программа курса составлена на основе формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с авторской рабочей программой (составитель Е.М.Домогацких изд-во Русское слово, 2012 г. к УМК под.ред. Домогацких Е.М.).
В ней предлагается материал для углубления материала, изучаемого в школе, а также материал, не включенный в школьную программу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа курса "Метод проектов" по географии для учащихся 6-х классов»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучаемой деятельности.
Курс « Метод проектов на уроке географии» является одним из видов внеклассной работы по географии. Вызывая интерес учащихся к предмету, занятия способствуют развитию географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников. Занятия курса позволит заинтересованным учащимся развить творческие способности, научиться готовить и защищать проектные работы.
Анализ программ, предшествующих модифицированной программе; её достижения и недостатки. Данная модифицированная программа курса составлена на основе формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с авторской рабочей программой (составитель Е.М.Домогацких изд-во Русское слово, 2012 г. к УМК под.ред. Домогацких Е.М.).
В ней предлагается материал для углубления материала, изучаемого в школе, а также материал, не включенный в школьную программу.
Обоснование внесенных изменений. Модифицированная программа центра
« Метод проектов на уроке географии» предполагает углубленное изучение материала по темам: «Земля во вселенной», «Географическая карта и географические координаты», «Литосфера», «Атмосфера», «Гидросфера», «Биосфера», «Географическая оболочка». Основное содержание программы способствует формированию географического мировоззрения у учащихся. Вносимые изменения обусловлены тем, что у некоторых учащихся снижен интерес к географии как к науке. Интерес к географии непременно повысится, если дети увидят, что она окружает их, сопровождает и даже помогает решать жизненные задачи.
Цель занятий: продолжить формирование УУД в 6 классе с помощью метода проектов,способствовать формированию у учащихся представлений о географии как о части общечеловеческой культуры; развитию умений и навыков учащихся решать и справляться с заданиями, выносимыми на различные этапы всероссийской Олимпиады школьников по географии; овладению конкретными географическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности.
Задачи курса « Метод проектов на уроке георафии»:
-изучение метода проектов
- знакомство технологией проектного метода;
- формирование личных учебно-познавательных мотивов;
- углубленное знакомство учащихся с областью географии, рассматривающей оболочки Земли;
- формирование умений решать географические задачи;
- умение определять географические объекты по их описанию
Пути, средства и методы достижения целей. Успешное достижение цели курса
возможно путём создания условия радости познания нового, целенаправленного информационного взаимодействия учителя и ученика. Важно, чтобы руководитель центра умело сочетал словесные, наглядные и практические методы обучения. Используемые технологии: проектная, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, используется системно-деятельностный метод.
Сроки реализации программ. Программа курса « Метод проектов на уроке географии» рассчитана на 1 год обучения, 35 часов, 1 занятие в неделю по 1 часу.
Возраст учащихся: 11 - 12 лет.
Формы организации детского коллектива: эвристическая беседа; деловая игра; олимпиада; демонстрация опытов; конкурс; викторина; создание географических кроссвордов
Тематика проектных работ
1. История открытия и исследования территории своей местности с древнейших времен до наших дней
2. Построение плана территории своей школы.
3. Использование недр Земли человеком.
4. Местные признаки и прогноз погоды. Характерные особенности погоды по сезонам года.
5. Использование и охрана вод своей местности.
6. Красная книга Тульского края.
7. Природно-антропогенный (природный) комплекс.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения программы курса «Готовимся к олимпиаде по географии» учащиеся должны:
осознать роль географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов
и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между
ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия
внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам
изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению
природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды.
Содержание программы
Введение. (2 часа)
Что изучает география. Организация наблюдений за природой.
Раздел 1. Земля во Вселенной (3 часа)
Организация наблюдений за природой. Инструментарий географа. Фенологические признаки наступления времен года своей местности. Путешествия как способ познания окружающего мира. История открытия и исследования территории своей местности с древнейших времен до наших дней.
Практические работы: 1. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями в природе.
Раздел 2. Географические карта и географические координаты (6 часов)
Глобус. Инструментарий картографа. Градусная сеть на карте Мордовии. Географические координаты. Изображение рельефа на карте. Различие планов и карт по масштабу. Ориентирование на местности. Азимут. Условные знаки на плане и карте. Построение простейших планов местности. Определение географических координат.
Практические работы:
1. Определение географических координат. Определение расстояний по карте.
2. Решение задач по сравнению масштаба планов и карты. 3. Определение азимутов и расстояний на местности.
Раздел 3. Земная кора. (6часов)
Профессии географов, изучающих литосферу. Инструментарий геолога. Знакомство с горными породами. Основные формы рельефа и их расположение на физической и тектонической картах. Карта движения литосферных плит. Процессы выветривания. Использование недр Земли человеком.
Практические работы: 1. Определение ГП Русской равнины
Раздел 4. Атмосфера (6 часов)
Географические науки и профессии географов, изучающих. Инструментарий метеорологов. Метеостанции на территории республики. Работа с календарем погоды. Особенности температурного режима. Различия по сезонам. Построение графика хода температуры на основе данных календаря погоды. Распределение осадков по сезонам года Наблюдение за облаками. Построение розы ветров. Причины, влияющие на климат. Местные признаки и прогноз погоды. Характерные особенности погоды по сезонам года.
Практическая работа:
1. Описание погоды по плану.
Раздел 5. Гидросфера (5 часов)
Географические науки и профессии географов, изучающих гидросферу. Инструментарий гидрологов. Гидрологические пункты на территории Тульской области. Малый круговорот воды в природе. Реки. Использование и охрана вод своей местности.
Практическая работа:
1. Определение географического положения рек Упы и Оки.
Раздел 6. Биосфера (5 часов)
Методы наблюдения за биосферой. Растительный мир. Растения, занесенные в Красную книгу. Животный мир. Заповедники и заказники. Выявление и объяснение особенностей компонентов природы, их взаимосвязей. Почвы.
Раздел 7. Географическая оболочка (3 часа)
Природные комплексы. Природные стихийные бедствия. Меры безопасности. Природоохранные мероприятия. Наблюдение за антропогенными изменениями в природе своей местности.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Метод проектов на уроке географии» 6 класс
№
п/п
1
Наименование
разделов и тем
Введение. Что изучает географическое краеведение?
Вид занятия
ИНМ
Кол-во часов
1
Проектные работы
2
Организация наблюдений за природой. Инструментарий географа
У-Э
1
Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом
Пр. № 1 История открытия и исследования территории своей местности с древнейших времен до наших дней
3
Фенологические признаки наступления времен года.
1
4
Путешествие как способ познания окружающего мира. История открытия и исследования своей местности.
1
5
Глобус. Инструментарий географа.
ИНМ
1
6
Градусная сеть на карте. Географические координаты
УПР
1
Определение географических координат. Определение расстояний по карте.
7
Изображение рельефа на карте. Различие планов и карт по масштабу.
УПР
1
Решение задач по сравнению масштаба планов и карт
8
Ориентирование на местности. Азимут.
УПР
1
Определение азимутов и расстояний на местности
9
Условные знаки на плане и карте.
ИНМ
1
Пр. № 2. Построение плана территории своей школы
10
Построение простейших планов местности.
УПР
1
11
Знакомство с горными породами.
ИНМ
1
12
Основные формы рельефа. Их расположение на физической и тектонической картах.
КУ
1
Определение
ГП Русской равнины.
13
Карта движения литосферных плит.
КУ
1
14
Процессы выветривания.
КУ
1
15
Геологическая кладовая России и Тульской области.
КУ
1
Виртуальная экскурсия по геологическим музеям страны
16
Использование недр Земли человеком.
КУ
1
Пр. № 3. Использование недр Земли человеком.
17
Географические науки и профессии географов, изучающие атмосферу. Инструментарий метеорологов
ИНМ
1
Работа с календарем погоды
18
Особенности температурного режим. Различия по сезонам.
КУ
1
Построение графика хода температуры на основе данных календаря погоды.
19
Распределение осадков по сезонам года. Наблюдение за облаками.
КУ
1
20
Построение розы ветров.
УПР
1
Построение розы ветров
21
Причины, влияющие на климат Местные признаки и прогноз погоды. Характерные особенности погоды по сезонам года.
КУ
1
22
Работа с календарем погоды.
УПР
1
Описание погоды своей местности по плану
23
Географические науки и профессии географов, изучающих гидросферу. Инструментарий гидрологов
ИНМ
1
Пр.№4 Местные признаки и прогноз погоды. Характерные особенности погоды по сезонам года.
24
Малый круговорот воды в природе на примере Тульской области.
УПР
1
25
Реки Тульской области.
КУ
1
Описание ГП одной из рек Тулы по плану.
26
Описание гидроресурсов Тульской области.
КУ
1
27
Использование и охрана вод своей местности.
КУ
1
Пр.№5 Использование и охрана вод своей местности.
28
Методы наблюдения за биосферой.
ИНМ
1
29
Растительный мир тульской области. Растения, занесенные в Красную книгу.
КУ
1
30
Животный мир Тульской области. Заповедники и заказники на территории.
КУ
1
31
Выявление и объяснение особенностей компонентов природы, их взаимосвязей.
КУ
1
Пр.№6 Красная книга Тульского края.
32
Почвы
У-Э
1
Весенняя экскурсия. Изучение почв своей местности.
33
Природные комплексы.
УПР
1
34
Природные стихийные бедствия. Меры безопасности.
КУ
1
35
Наблюдение за антропогенными изменениями в природе своей местности
Виды занятий: ИНМ – урок Изучения Нового Материала
КУ - Комбинированный Урок
УПР - Урок - Практическая работа по проекту
У-Э - Урок - Экскурсия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА (наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
2.Составлена на основе примерной программы федерального государственного стандарта ООО (примерных учебных программ) для общеобразовательных учреждений по географии