Дифференцированный подход в привитии навыков самостоятельной работы обучающихся
Дифференцированный подход в привитии навыков самостоятельной работы обучающихся
Индивидуальная форма работы предполагает деятельность ученика по выполнению для всего класса заданий без контакта с другими учащимися, но в едином темпе со всеми.
Индивидуализированная форма учебной работы – это деятельность учащихся над выполнением специфических заданий.
Индивидуальную форму работы можно применять во всех звеньях процесса обучения. Можно предложить составить план к какому-то параграфу, решить задачу. Однако индивидуальная форма учебной работы хороша для сознательных учащихся, которые с удовольствием работают без помощи учителя, мобилизуя для этого все свои умственные силы. Другая же часть учащихся начинает подглядывать, просить помощи у соседа, что ведет к торможению развития учащихся со слабыми способностями.
Индивидуальная форма обучения предоставляет большие возможности для самостоятельной деятельности обучающихся. Эта форма предполагает работу, при которой каждый ученик выполняет специфическое задание с учетом учебных возможностей и практикуется чаще всего с целью проверки качества усвоения учащимися материала и выявления умения работать самостоятельно. При этом обычно используются задачи разного уровня трудности. Применять эту форму можно на уроке контроля знаний, и просто на отдельных этапах урока. Использовать можно и с целью закрепления з.у.н. На своих уроках даю ребятам отдельные примеры, задачи, поручаю по данным составить задачу. Индивидуализированная форма работы, способствуя воспитанию самостоятельности обучающегося, имеет недостаток – разъединяет ребят, создает условия для развития эгоизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в привитии навыков самостоятельной работы обучающихся »
Дифференцированный подход в привитии навыков самостоятельной работы обучающихся.
Индивидуальная форма работы предполагает деятельность ученика по выполнению для всего класса заданий без контакта с другими учащимися, но в едином темпе со всеми.
Индивидуализированная форма учебной работы – это деятельность учащихся над выполнением специфических заданий.
Индивидуальную форму работы можно применять во всех звеньях процесса обучения. Можно предложить составить план к какому-то параграфу, решить задачу. Однако индивидуальная форма учебной работы хороша для сознательных учащихся, которые с удовольствием работают без помощи учителя, мобилизуя для этого все свои умственные силы. Другая же часть учащихся начинает подглядывать, просить помощи у соседа, что ведет к торможению развития учащихся со слабыми способностями.
Индивидуальная форма обучения предоставляет большие возможности для самостоятельной деятельности обучающихся. Эта форма предполагает работу, при которой каждый ученик выполняет специфическое задание с учетом учебных возможностей и практикуется чаще всего с целью проверки качества усвоения учащимися материала и выявления умения работать самостоятельно. При этом обычно используются задачи разного уровня трудности. Применять эту форму можно на уроке контроля знаний, и просто на отдельных этапах урока. Использовать можно и с целью закрепления з.у.н. На своих уроках даю ребятам отдельные примеры, задачи, поручаю по данным составить задачу. Индивидуализированная форма работы, способствуя воспитанию самостоятельности обучающегося, имеет недостаток – разъединяет ребят, создает условия для развития эгоизма.
Групповая форма обучения конструируется с целью специальной работы учителя как с сильными, так и с самыми слабыми ребятами в то время, как основной состав класса выполняет общее задание.
Одним из важных навыков самостоятельной работы является умение работать с книгой, умение использовать оглавление, пользоваться справочными сведениями, сознательно работать с текстом, работать самостоятельно при изучении нового материала, умение выделять из текста главное, находить ответ на вопрос.
Состав классов далеко неоднороден. По этому самостоятельную работу организую с элементами дифференциации (карточки – образцы, карточки – памятки с правилами, карточки с формулами и т.д.)
В плане развития мышления и речи имеет ряд положительных сторон фронтальная работа:
1.обоснование каждого шага решения;
2.сопоставление различных способов решения.
Необходимость в дифференцированном обучении математике обуславливается, прежде всего, различием учащихся учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.
Под самостоятельной учебной работой обычно понимают активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение поставленной дидактической задачи:
поиск знаний;
их осмысление;
закрепление:
формирование и развитие умений и навыков;
обобщение и систематизация знаний.
Самостоятельность – качество, которое у ребят необходимо воспитывать. Для этого в процессе обучения нужно поставить их в такое положение, чтобы они без чьей бы то ни было помощи могли решать предложенные познавательные задачи.
Одним из важных условий самостоятельной работы является умение учащихся делать обоснованно вывод, проводить дедуктивные рассуждения. Какие же виды самостоятельной работы можно использовать?
Это:
- работа с учебником;
- работа с дополнительной литературой;
- работа со словарями, справочниками, таблицами;
- решение задач, примеров;
- практические работы;
- проверочные и контрольные работы;
- изготовление различных моделей;
- подготовка рефератов, докладов, различных сообщений;
- домашнее задание.
Выполнение всех этих заданий предполагает работу обучающихся безпомощи товарищей, учителей, деятельность, в которой каждый из них проявляет самостоятельность во всех отношениях: мышлении, учении, переносе знаний, учебной работоспособности, неподверженности посторонним влияниям.
При организации самостоятельной работы учащиеся используют индивидуальную, индивидуализированную, фронтальную и групповую формы работы.
Фронтальная форма работы позволяет всем работать в одном темпе (в этом случае целесообразна коллективная форма работы).
Для того, чтобы самостоятельное выполнение задания было эффективным, необходимо правильно определить содержание и объем задания. Если задание слишком сложное, ученик не справится и время затратят впустую. Не перегружать!
Для выполнения самостоятельной работы на уроках использую:
- схемы;
- опоры;
- алгоритмы;
- памятки;
- конспекты.
Считаю, что давать совершенно новый материал для самостоятельного изучения не целесообразно (даю, но редко), так как обучающиеся для этого не имеют соответствующей опоры для его изучения.
При работе использую пары постоянного состава. Это очень удобно при взаимоконтроле, на зачетных уроках. При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах. Группы делаю как разноуровневые так и одноуровневые. Суть разноуровневых групп – обучение решению опорных задач.
Использование на уроке разноуровневых заданий, составленных с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после решенного задания. У слабых появляется уверенность в своих силах.
Обязательно давать дифференцированное домашнее задание.
Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учению.