kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическое занятие "Развитие творческого мышления учащихся на уроках фортепиано"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в обществе происходят бурные изменения. Для того, чтобы выжить в этой ситуации, человек должен активизировать творческий потенциал, обнаружить свою неповторимость и уникальность. Поэтому на современном этапе развития общества художественное образование и воспитание детей становится жизненно необходимым.

     Наши занятия нацелены на  художественно-эстетическое воспитание и  развитие творческого потенциала личности средствами музыкального искусства. Сегодня музыка занимает большое место в жизни человека. Поэтому очень важно с раннего детства учить детей понимать музыкальное искусство, переживать его глубокий смысл. В процессе музыкальной деятельности, можно раскрыть  чувства во всём их разнообразии. Именно уроки музыки способствуют развитию креативности ребёнка, активно формируют его духовность и способность к самовыражению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие "Развитие творческого мышления учащихся на уроках фортепиано"»


  В настоящее время в обществе происходят бурные изменения. Для того, чтобы выжить в этой ситуации, человек должен активизировать творческий потенциал, обнаружить свою неповторимость и уникальность. Поэтому на современном этапе развития общества художественное образование и воспитание детей становится жизненно необходимым.

     Наши занятия нацелены на  художественно-эстетическое воспитание и  развитие творческого потенциала личности средствами музыкального искусства. Сегодня музыка занимает большое место в жизни человека. Поэтому очень важно с раннего детства учить детей понимать музыкальное искусство, переживать его глубокий смысл. В процессе музыкальной деятельности, можно раскрыть  чувства во всём их разнообразии. Именно уроки музыки способствуют развитию креативности ребёнка, активно формируют его духовность и способность к самовыражению.

       Как известно, творческая деятельность развивает и творческое мышление. «Развивая творческое мышление, учитель пробуждает и развивает духовные силы, которые создают основу для развития творческой личности, базу, без которой мы придём к духовному опустошению». (К.Орф).  

      Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. Если у ребёнка не раскроются те или иные способности в художественно-эстетическом направлении, я думаю, что в будущем творчество проявится в другом виде деятельности.

      Современная научная мысль пришла к выводу, что эффективность музыкально-познавательной деятельности  во многом зависит от развития творческой самостоятельности человека,  его способности к индивидуальному, предметно-ассоциативному смысловому содержанию художественных образов, способности собственной  интерпретации музыкального материала.

       Музыка – это язык сердца, самых нежных чувств, мир эмоциональных переживаний и представлений. Внутренние чувства и переживания вызывают желание передавать этот вид искусства в действиях, жестах, движениях, песнях, играх, придумывая новые художественные образы. Слушая музыкальное произведение, дети передают своё отношение к этому произведению в стихотворениях, цветных линиях, рисунках, красках.

Работая с ребенком нужно постараться, чтобы он смог:

   - довести до совершенства репродуктивную музыкальную деятельность, преображать или повторять красиво то, что создано другими (композитором, учителем, товарищами);

   - создавать что-то своё, новое.

       Для активизации и развития творческого мышления у детей нужно использовать  межпредметные связи, игровые формы деятельности, аналогии, сравнения, обобщения.

      Такие игры, как: «Я – актёр», «Композитор», «Заколдованный цветок» учат детей эмоционально и непосредственно реагировать на музыку, переживать её, развивать музыкально-художественный вкус  детей. Мы вам покажем игру «Заколдованный цветок». Вы можете тоже принять в ней участие. «Заколдованный цветок»

     На доске прикреплено изображение красивого цветка. Сверху он прикрыт лепестками из разноцветной бумаги (приблизительно 5-7 лепестков). Ученику говорят, что каждое музыкальное произведение, как «заколдованный цветок». Чтоб «снять чары», раскрыть, видеть цветок, познать его красоту, он должен сначала прослушать музыку. А потом рассказать, что почувствовал во время слушания музыки, какие чувства она вызвала. После каждого высказывания, открывается один лепесток. Так происходит до тех пор, пока с «заколдованного цветка» полностью не будут «сняты чары». Одним из важных моментов музыкально-познавательной деятельности является то, что первичное знакомство с музыкальным произведением начинается с самой музыки, а не изучения категорий или книжных штампов. Говоря о своих переживаниях, которые возникли под впечатлением музыки, дети высказывают свои собственные мысли, анализируя и размышляя над услышанным. Таким образом, дети учатся оценивать услышанное, высказывать свои впечатления о музыке, ориентируясь в сфере средств музыкальной выразительности.  Это   способствует обогащению музыкальных знаний и их применения во время рефлексивного осознания музыкальных произведений Во время работы с младшими школьниками можно использовать стихотворения, которые способствуют развитию чувства эвритмии. Это метод ритмической декламации, основанный на ритмическом родстве музыки, речи и движений. Подтекстовка помогает преодолевать ритмические трудности и одновременно является упражнением речевого творчества. Эта игра со звуком, когда дети могут выражать разные чувства, настроения, изменяя интонацию, регистры, выразительность, а также наблюдательность, образное мышление, координацию голоса и движения, где голосовая интонация служит как необходимое дополнение к созданию художественного образа, замысла. Эти стихотворения побуждают детей более интенсивно переживать чувство эвритмии, усиливают восприятие темпа, динамики, выразительности исполнения, способствуют вокальной и речевой активности. С целью активизации поэтического творчества младших школьников можно предложить срифмовать несколько слов. Например: курица – (дети) улица, петушок – (дети) гребешок, цветок – (дети) горшок, почка – (дети) кочка. Для создания ещё большего интереса к этому виду деятельности, можно предложить детям игру с рифмами. Они сами начинают придумывать свои слова и рифмовать их. Учитывая то, что детям нравится отгадывать загадки, (что развивает логическое и образное мышление), можно использовать рифмованные загадки, где дети должны отгадать последнее слово, чтобы получился нужный ответ. Стихотворение «Поиграем – угадаем». В дальнейшем, для развития поэтических способностей, вместе с детьми попытаться сочинить небольшие стихи на заданную первую строчку. Вот пример этих заданий:

1. Учитель: Как музыка красива!               Ученик: Она как будто диво!

2. Учитель: Как музыка чудесна!               Ученик: Она мне интересна!

3. Учитель: Как музыка приятна!               Ученик: И мне она понятна.

                                                                                  В ней много красок, света,

                                                                                  Спасибо ей за это!

        Дети младших классов с удовольствием будут выполнять эти задания. Учащиеся старших классов могут сочинить собственные стихотворения под впечатлением музыкальных произведений, которые исполняют сами. Как это сделали мы с ученицей 3го класса разучивая пьесу «Осенняя мелодия»

Вот пришла, осень краса!

Она красна, листьями всё замела, замела….

Дунул вдруг ветерок, закружилась листва,

Разноцветна она.

Вдруг набежала тень, стало нам холодней.

Спряталось солнце вдруг, солнца нет…

Капает дождь, капает дождь

Крупными каплями нас настигает.

И мы бежим прочь, мы бежим прочь.

Дождь прошёл…

        Для развития зрительной реакции на музыку предложите ученику игру «Художник». Нужно отметить, что передача эмоционально-образного содержания музыки средствами искусства достаточно соответствует психологическим  особенностям школьников. Игру «Художник» можно использовать в разных вариантах.

  1. Сначала предложить ученику цвета. Во время слушания музыки он сам выберет цвет.

  2. Потом пусть придумает свои цвета.

  3. Последний вариант, где  можно использовать «обязательные» и свои цвета. Мы при разучивании этой же «Осенней мелодии» использовали цвета, которые предложила сама ученица. Вот какой рисунок получился.

     Такое соединение позволяет увидеть индивидуальные черты детей, а также создать  творческую атмосферу на уроке. Этот метод, доступный и эффективный, активизирует творческую активность учащихся в процессе восприятия музыки. Процесс эстетических переживаний, связанный с её восприятием, у учащихся средних классов, идёт через осознание собственных, непосредственно выполняемых движений в процессе слушания музыки.

    Активизации детского творчества способствует работа по развитию критического мышления детей в процессе их музыкальной деятельности.

        Приёмы и игры позволяют направить сознание школьников к постоянному познанию. А для этого необходимо пробуждать у них способность к интуиции, дать волю детской фантазии, что является необходимым условием развития творческого мышления. Труд в разных областях может быть творческим, поэтому творческое мышление необходимо в разных видах деятельности.

       Творческая атмосфера на уроках, педагогика сотрудничества несут радость совместной работы учителя и ученика, оказывают положительное влияние не только на музыкальное развитие, но и на нравственное формирование личности ребёнка. Проводя урок, учитель возлагает на себя функции и сценариста, и режиссёра, и актёра, активно вовлекая в действие ребенка.

Таким образом, чем раньше начинать творческое развитие детей, тем больше шансов, что их творческие возможности не пропадут, а раскроются, чтобы со временем проявиться во всех сферах деятельности.

Приложение

«Я – актёр»

      Эта игра может помочь детям почувствовать себя раскрепощённо, свободно и естественно. Во время этой игры каждый имеет возможность попробовать и проявить свои актёрские способности. Сначала «актёр» получает от учителя «роль» – карточку с названием или изображением какого-то предмета или животного, которого надо изобразить движением тела, рук, мимикой и интонацией голоса. Остальные дети внимательно наблюдают за действиями своего товарища, а потом определяют, что он хотел показать. После того, как «роль» отгадана, дети высказывают, что «актёр» делал правильно, а что – нет. В заключении педагог предлагает школьникам прослушать, как этот образ изображался в музыке, и сравнить с тем, что показал «актёр».        

«Композитор»

      Игра начинается с того, учащимся раздают рисунки с изображением животных, птиц, сказочных персонажей, пейзажей и др. А дети рассказывают, какую музыку  они бы написали к этом рисунку, об этом персонаже и почему. (Школьникам можно помогать вопросами: в каком регистре будет написана музыка? В каком темпе? Весёлая или грустная? и др.) Потом все вместе слушают пьесу (или несколько произведений) на аналогичную тему и выясняют, что общего  в этих образах и чем они отличаются от предложенных юными композиторами.  




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Практическое занятие "Развитие творческого мышления учащихся на уроках фортепиано"

Автор: Ершова Любовь Васильевна

Дата: 26.05.2017

Номер свидетельства: 418778

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Открытый урок на тему: "Работа над метроритмом с учащимися младших классов""
    ["seo_title"] => string(81) "otkrytyi-urok-na-tiemu-rabota-nad-mietroritmom-s-uchashchimisia-mladshikh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "341944"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472743507"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Рабочая программа внеурочной деятельности. Хоровой кружок "Веселый ручеек" 1-4 классы "
    ["seo_title"] => string(97) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-khorovoi-kruzhok-viesielyi-ruchieiek-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "129978"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415803507"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока игры - КВН "Музыка Чудес""
    ["seo_title"] => string(41) "razrabotka-uroka-ighry-kvn-muzyka-chudies"
    ["file_id"] => string(6) "313219"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459442075"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Интервал секста."
    ["seo_title"] => string(17) "intierval-sieksta"
    ["file_id"] => string(6) "315081"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459834348"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "рабочая программа по предмету "Хор" "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-khor"
    ["file_id"] => string(6) "218545"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433835373"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства