kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Постановка голоса в 1 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постановка голоса в 1 классе.

Постановка голоса — это выработка правильных голосовых, речевых, певческих навыков, развитие и тренинг голоса для профессиональной работы. Ранняя постановка голоса важна в 1 хоровом классе.

Поставленный голос отличается звучностью, красотой звучания, богатством тембровой окраски, широтой диапазона, дыхания; четкостью произношения слов, чистотой интонации, малой утомляемостью. Способность певца управлять голосом равносильна умению художника пользоваться своей палитрой.

При постановке голоса работа мышц становится очень тонко дифференцированной, то есть расчлененной и упорядоченной. Образуются, вырабатываются нужные связи, рефлексы; ненужные — тормозятся, лишние движения и напряжения исчезают; формируются стойкие речевые и вокальные навыки, в результате которых голос должен звучать энергично, чисто, свободно. Человек, работающий над постановкой голоса, должен выработать острое внимание к своим мышечным ощущениям и знать, к какой группе мышц это внимание должно быть в первую очередь направлено.

Методы постановки голоса у детей могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе: развитие и совершенствование дыхания; приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов, позиции (зевка), атаки звука; овладение техническими вокальными приемами; работа с артикуляционным аппаратом. Голосовой аппарат младшего школьника очень хрупок, максимум внимания нужно уделять упражнениям и не переусердствовать.

Когда каждый орган работает в свойственной ему области, не мешая работе других органов, то голос как бы питает все части исполнения и соединяет различные детали речи или мелодии в один полный и непрерывный ансамбль. Если же наоборот, один из механизмов выполняет свои функции плохо: если грудь толкает или бросает дыхание, если голосовая щель работает недостаточно твердо и точно, то голос прерывается и слабеет после каждого слога. Контроль над координацией всех сложных процессов при постановке голоса осуществляется мышечными, резонаторными ощущениями и слухом. Поэтому так важно научить ребёнка быть внимательным к своим ощущениям.

Начальный этап обучения не терпит суеты и спешки. Воспринять, понять требования, координацию всех процессов должен весь организм ребёнка, а не только сознание. Правильная постановка голоса с первого класса очень важна при дальнейшем профессиональном росте будущего вокалиста.

Человеческий голос — «живой музыкальный инструмент» во много раз сложнее, чем скрипка или фортепиано, хрупок, капризен и подчиняется не только музыкальным, но еще и физиологическим законам. Для того чтобы «играть» на нем, нужно знать хотя бы основные его «технические» свойства».

Учеными экспериментально доказано, что физиологической основой так называемого вокального слуха является взаимодействие самых различных систем организма (слуха, мышечного чувства, вибрационной чувствительности, зрения и др.). Вывод звучит даже несколько парадоксально: вокальный слух — это не только слух.

Человек сам себя не слышит, вернее, слышит не так, как окружающие. Звук собственного голоса достигает наших ушей не только извне, но действует на слуховой орган и изнутри. И поэтому человек, так же как и ребёнок, воспринимает тембр своего голоса иначе, чем окружающие. Именно этим певец отличается от других исполнителей (скрипачи, пианисты, виолончелисты), которые оценивают звучание своего инструмента с позиций «постороннего слушателя». Необходимо учитывать, что одновременно со звуком собственного голоса наша нервная система воспринимает огромное количество сигналов (или раздражителей) от самых различных органов чувств.

«Ансамбль» этих ощущений имеет большое положительное значение, так как только при условии одновременного (скоординированного, одномоментного) восприятия сигналов от различных органов чувств и образования на этой основе условных рефлексов и обеспечивается для маленького певца возможность овладения собственным голосом.

Вокальный слух — это способность не только слышать, но и «видеть», зрительно представлять себе работу органов голосообразования. В этой работе, конечно, помогает внимание, способность слушать свои ощущения и представлять эти процессы, то есть видеть «внутренним взором». Большую помощь оказывает контроль за собственным телом с помощью зеркала. Маленькие дети, «как обезьянки», могут повторять упражнения за педагогом.

 

Вокальная «маска».

«Маска» происходит от итальянского m`aschera [м`аскера] — это понятие связано с резонированием голоса певца в носовой и придаточных полостях, то есть в верхней части лица, которая обычно прикрывается на костюмированных шествиях, маскарадах. (Словарь вокальных терминов)

Чтобы это «понять мышцами», ощутить «маску», «вокальный зевок» и получить представление о происходящих в пении процессах, проделайте с учащимися простые упражнения:

1. Рот открыть, подержать в этом состоянии, послушать ощущение естественности, свободы самого рта, языка, горла. Просмотреть «внутренним взором» все органы. Сомкнуть губы, но не плотно, и, оставляя горло таким же свободным, помычать на удобном тоне, ощущая щекотание на верхней губе, зубах и в переносице. Если нет ощущения щекотания, вибрации, значит, у вас поджато горло, освободите его. Направьте ваше мычание к зубам. Обязательно берите хорошее дыхание. Та область, где ощущается щекотание, и есть «маска», позиция. Выдвигайте звук вперед, через эту область. Вспомните гудок парохода, завода, какая там свобода, протяженность и в то же время сила и наполненность.

2. Вы «видите» перед собой ароматный цветок (например, розу) и нюхаете его. Воображение помогает ощутить «аромат» цветка. То место (на нёбе, за глазами, в голове, в черепе — назовите как хотите), куда аромат проникает, то место, которое он «заполняет», и область, которую он «раздвигает», надо ощутить и запомнить! Запомнить «возникновение внутреннего нового объема». Много раз повторив такой «этюд», вы поймете и запомните это ощущение, это состояние, которое дает представление о правильном «вокальном зевке», «высоком певческом куполе», высокой певческой позиции. Подобное состояние должно возникать одномоментно с дыханием перед мгновением начала звука. Дыхание — нижняя опора, этот купол — верхняя опора, туда вы должны направить ваш звук, ваше дыхание.

3. Перед вами — большое, сочное, красивое яблоко, которое вы должны сейчас откусить. Надо представить, почувствовать как «раздвигается и поднимается» верхняя челюсть и небо при этом «желании укусить побольше вкусного яблока». (Никогда вы не кусаете фрукты нижней челюстью!). Поищите эти ощущения, найдите естественность, свободу. Высоко поднятое небо — певческий купол.

4. Во рту — горячая картошка, которая обжигает небо, а вы не выплевывая, хотите остудить ее. Вы подхватываете прохладный воздух, он охлаждает небо, обожженное картошкой. Включайте ваше воображение, ищите ощущения, ощущения прохлады высокого неба, запоминайте их!

5. Рот, гортань в спокойном состоянии. Вам «хочется» зевнуть, но так, как зевают в приличном обществе, чтобы никто не заметил, зевнуть с закрытым ртом.

Воображение ребёнка должно помочь ощутить это «желание» зевка. Педагог должен обратить внимание на твердое небо, верхний свод и на широкое, свободное, опущенное горло. Зевок должен происходить таким образом: верхняя челюсть и небо «поднимаются», а глотка освобождается и опускается. Эта раздвижка и освобождение «до слез» (как и бывает в жизни, когда мы зеваем «до слез»!).

Простые упражнения помогут ощутить младшим школьникам, где эти полости располагаются, как до них добраться. Возникает вопрос: как сдвинуть эту точку атаки к корням верхних резцов? Простое упражнение поможет первоклассникам справиться с этим.

  • Попросите открыть рот ребёнка, он должен ввести в него указательный палец, довольно глубоко. Рука расположена ладонью вниз. Палец (ногтем вверх) прижать к небу. Возьмите вместе с учеником дыхание и начните направленный выдох, медленный, «собранный в пучок», как луч фонарика.

Постепенно, путем фиксирования внимания, можно добиться, чтобы эта точка сдвинулась максимально к корням верхних зубов. После этого эти ощущения надо проверить со звуком.

Атака звука.

Мы говорили о ''маске'', о головных резонаторах, то есть о месте, куда посылается поток воздуха, звука. А как он посылается? «Атака» звука — это посыл дыхания в момент начала звука. Дыхание посылается узкой струей, как «укол», в высокую позицию (к корням верхних зубов). Физиологи говорят, что атака звука — это способ и быстрота, при которой дыхательная щель переходит от дыхательного положения к голосовому; момент и степень замыкания голосовых связок. Атака оказывает большое влияние на голос в момент его зарождения.

Первоклассникам помогут такие упражнения:

1. Сказать очень «остренько» в корни верхних зубов: а, а, а, а или у, у, у,у. Говорить на удобной ноте. Должно возникнуть ощущение, будто вы укалываете этот звук иголочкой.

2. Сказать в «высокий купол», «уколоть» в зубы: да, да, да или ду, ду, ду, чтобы ощутить этот купол надо вспомнить про «аромат цветка», «горячую картошку» (эти упражнения встречались раньше). Рот очень объемный, красивый. Следить, чтобы звук не падал из высокой позиции. Горло широкое, низкое.

3. Имитировать голос кукушки. Говорить «ку-ку» на довольно высокой ноте, певуче. Ощущения как в предыдущих упражнениях.

4. Попробовать эти ощущения в пении, сначала на одной ноте, на ту гласную, которая в предыдущих упражнениях вам была удобной. Все эти упражнения доступны для понимания младших школьников. Учащиеся достаточно быстро понимают, что от них хочет добиться педагог.

Различают три вида атаки: твердую, мягкую и придыхательную:

  • Твердая атака — голосовая щель плотно замыкается перед началом звука, а затем с силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. Твердая атака применяется при выражении характера пения: негодование, отчаяние, чувство страсти, испуга и страдание.
  • Мягкая атака — голосовые связки смыкаются, сближаясь неплотно, в самый момент начала звучания, а не перед ним. Мягкая атака применяется при выражении характера пения: широты, округленности, мягкости, благородстве и эмоциональной выразительности.
  • Придыхательная атака — при неполном смыкании связок, когда происходит значительная утечка воздуха. Придыхательная атака применяется при выражении характере пения: осторожность, бессилие, трусости, изнеможения. 

Для постановки голоса необходимо иметь достаточно чёткое представление об анатомии голосового аппарата, особенно важно учитывать физиологические особенности младших школьников. При практических занятиях основное внимание надо фиксировать на слуховых и мышечных ощущениях, на естественности, свободе и активности происходящих процессов. Добиваться понимания механики пения у каждого ученика.

Рекомендации для начала занятий вокальными упражнениями с первоклассниками.

Первоначальные упражнения надо петь полным голосом, естественно, без усилий, не изменяя гласной и с одинаковой силой. Указания Глинки: при упражнениях «тянуть звук, не сбавляя силы».

Упражнения для самых маленьких должны быть просты ритмически, построены на узких интервалах и в пределах квинты, чтобы внимание не отвлекалось в начале от координации вокальных процессов, начинающий успевал следить за legato дыхания и качеством звука. Старые учителя пения рекомендовали для начала использовать звук «а», потому что при этой гласной больше вероятности, что гортань будет спокойно опущена, глотка раскрыта, расширена и мягкое небо приподнято. Непрерывность и ровность красивого звучания голоса — основа художественной ценности пения. Достигается эта ровность, легатность звука совершенствованием стабильности и скоординированности процессов дыхания и атаки звука. Дыхание — как бы педаль, связывающая звуки вместе. Все упражнения необходимо петь предельно legato.

3. На одной ноте петь все гласные (а, э, и, о, у; а, о, э, и, у), не торопясь, на одном дыхании. Контролировать качество звука, его ровность. Последовательность гласных указана не случайно. Этот порядок гласных обеспечивает удобство артикуляции, стабильность, ровность звука, исключая те случаи, когда на «а» гортань зажата. В этом случае надо начинать с удобной гласной; исходя из этих сложностей многие педагоги категорически против пения вокализов сольфеджио, особенно на раннем этапе обучения, так как внимание поющего направлено в другое русло, что отражается на качестве звука.

4. Напевание (мычание) звука «м», чтобы привыкнуть к правильному положению корня языка. Открыть рот, затем мягко сомкнуть губы и длительно тянуть звук «м». Должно быть дрожание и щекотание на поверхности губ. Если корень языка поднят, то этого ощущения нет.

5. Пение на одной ноте слогов: «ма, мэ, ми, мо, му». Неторопливый темп. Первый звук «м» произносится способом мычания (как в предыдущем упражнении), а затем последующий гласный звук в ту же область (в верхние зубы) с тем же объемом и округлостью. Следите за естественностью рта, свободой гортани, проточностью дыхания. Упражнение помогает ощутить опору, «выдвигает вперед» звук.

Просмотр содержимого документа
«Постановка голоса в 1 классе. »

Постановка голоса в 1 классе.

Постановка голоса — это выработка правильных голосовых, речевых, певческих навыков, развитие и тренинг голоса для профессиональной работы. Ранняя постановка голоса важна в 1 хоровом классе.

Поставленный голос отличается звучностью, красотой звучания, богатством тембровой окраски, широтой диапазона, дыхания; четкостью произношения слов, чистотой интонации, малой утомляемостью. Способность певца управлять голосом равносильна умению художника пользоваться своей палитрой.

При постановке голоса работа мышц становится очень тонко дифференцированной, то есть расчлененной и упорядоченной. Образуются, вырабатываются нужные связи, рефлексы; ненужные — тормозятся, лишние движения и напряжения исчезают; формируются стойкие речевые и вокальные навыки, в результате которых голос должен звучать энергично, чисто, свободно. Человек, работающий над постановкой голоса, должен выработать острое внимание к своим мышечным ощущениям и знать, к какой группе мышц это внимание должно быть в первую очередь направлено.

Методы постановки голоса у детей могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе: развитие и совершенствование дыхания; приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов, позиции (зевка), атаки звука; овладение техническими вокальными приемами; работа с артикуляционным аппаратом. Голосовой аппарат младшего школьника очень хрупок, максимум внимания нужно уделять упражнениям и не переусердствовать.

Когда каждый орган работает в свойственной ему области, не мешая работе других органов, то голос как бы питает все части исполнения и соединяет различные детали речи или мелодии в один полный и непрерывный ансамбль. Если же наоборот, один из механизмов выполняет свои функции плохо: если грудь толкает или бросает дыхание, если голосовая щель работает недостаточно твердо и точно, то голос прерывается и слабеет после каждого слога. Контроль над координацией всех сложных процессов при постановке голоса осуществляется мышечными, резонаторными ощущениями и слухом. Поэтому так важно научить ребёнка быть внимательным к своим ощущениям.

Начальный этап обучения не терпит суеты и спешки. Воспринять, понять требования, координацию всех процессов должен весь организм ребёнка, а не только сознание. Правильная постановка голоса с первого класса очень важна при дальнейшем профессиональном росте будущего вокалиста.

Человеческий голос — «живой музыкальный инструмент» во много раз сложнее, чем скрипка или фортепиано, хрупок, капризен и подчиняется не только музыкальным, но еще и физиологическим законам. Для того чтобы «играть» на нем, нужно знать хотя бы основные его «технические» свойства».

Учеными экспериментально доказано, что физиологической основой так называемого вокального слуха является взаимодействие самых различных систем организма (слуха, мышечного чувства, вибрационной чувствительности, зрения и др.). Вывод звучит даже несколько парадоксально: вокальный слух — это не только слух.

Человек сам себя не слышит, вернее, слышит не так, как окружающие. Звук собственного голоса достигает наших ушей не только извне, но действует на слуховой орган и изнутри. И поэтому человек, так же как и ребёнок, воспринимает тембр своего голоса иначе, чем окружающие. Именно этим певец отличается от других исполнителей (скрипачи, пианисты, виолончелисты), которые оценивают звучание своего инструмента с позиций «постороннего слушателя». Необходимо учитывать, что одновременно со звуком собственного голоса наша нервная система воспринимает огромное количество сигналов (или раздражителей) от самых различных органов чувств.

«Ансамбль» этих ощущений имеет большое положительное значение, так как только при условии одновременного (скоординированного, одномоментного) восприятия сигналов от различных органов чувств и образования на этой основе условных рефлексов и обеспечивается для маленького певца возможность овладения собственным голосом.

Вокальный слух — это способность не только слышать, но и «видеть», зрительно представлять себе работу органов голосообразования. В этой работе, конечно, помогает внимание, способность слушать свои ощущения и представлять эти процессы, то есть видеть «внутренним взором». Большую помощь оказывает контроль за собственным телом с помощью зеркала. Маленькие дети, «как обезьянки», могут повторять упражнения за педагогом.



Вокальная «маска».

«Маска» происходит от итальянского m`aschera [м`аскера] — это понятие связано с резонированием голоса певца в носовой и придаточных полостях, то есть в верхней части лица, которая обычно прикрывается на костюмированных шествиях, маскарадах. (Словарь вокальных терминов)

Чтобы это «понять мышцами», ощутить «маску», «вокальный зевок» и получить представление о происходящих в пении процессах, проделайте с учащимися простые упражнения:

1. Рот открыть, подержать в этом состоянии, послушать ощущение естественности, свободы самого рта, языка, горла. Просмотреть «внутренним взором» все органы. Сомкнуть губы, но не плотно, и, оставляя горло таким же свободным, помычать на удобном тоне, ощущая щекотание на верхней губе, зубах и в переносице. Если нет ощущения щекотания, вибрации, значит, у вас поджато горло, освободите его. Направьте ваше мычание к зубам. Обязательно берите хорошее дыхание. Та область, где ощущается щекотание, и есть «маска», позиция. Выдвигайте звук вперед, через эту область. Вспомните гудок парохода, завода, какая там свобода, протяженность и в то же время сила и наполненность.

2. Вы «видите» перед собой ароматный цветок (например, розу) и нюхаете его. Воображение помогает ощутить «аромат» цветка. То место (на нёбе, за глазами, в голове, в черепе — назовите как хотите), куда аромат проникает, то место, которое он «заполняет», и область, которую он «раздвигает», надо ощутить и запомнить! Запомнить «возникновение внутреннего нового объема». Много раз повторив такой «этюд», вы поймете и запомните это ощущение, это состояние, которое дает представление о правильном «вокальном зевке», «высоком певческом куполе», высокой певческой позиции. Подобное состояние должно возникать одномоментно с дыханием перед мгновением начала звука. Дыхание — нижняя опора, этот купол — верхняя опора, туда вы должны направить ваш звук, ваше дыхание.

3. Перед вами — большое, сочное, красивое яблоко, которое вы должны сейчас откусить. Надо представить, почувствовать как «раздвигается и поднимается» верхняя челюсть и небо при этом «желании укусить побольше вкусного яблока». (Никогда вы не кусаете фрукты нижней челюстью!). Поищите эти ощущения, найдите естественность, свободу. Высоко поднятое небо — певческий купол.

4. Во рту — горячая картошка, которая обжигает небо, а вы не выплевывая, хотите остудить ее. Вы подхватываете прохладный воздух, он охлаждает небо, обожженное картошкой. Включайте ваше воображение, ищите ощущения, ощущения прохлады высокого неба, запоминайте их!

5. Рот, гортань в спокойном состоянии. Вам «хочется» зевнуть, но так, как зевают в приличном обществе, чтобы никто не заметил, зевнуть с закрытым ртом.

Воображение ребёнка должно помочь ощутить это «желание» зевка. Педагог должен обратить внимание на твердое небо, верхний свод и на широкое, свободное, опущенное горло. Зевок должен происходить таким образом: верхняя челюсть и небо «поднимаются», а глотка освобождается и опускается. Эта раздвижка и освобождение «до слез» (как и бывает в жизни, когда мы зеваем «до слез»!).

«Петь в маску» - это выражение подразумевает пение с полным использованием верхних резонаторов (головных), пение в высокой звуковой позиции, которая является верхней опорой звука, в то время как дыхание — нижняя опора звука.



Простые упражнения помогут ощутить младшим школьникам, где эти полости располагаются, как до них добраться. Возникает вопрос: как сдвинуть эту точку атаки к корням верхних резцов? Простое упражнение поможет первоклассникам справиться с этим.

  • Попросите открыть рот ребёнка, он должен ввести в него указательный палец, довольно глубоко. Рука расположена ладонью вниз. Палец (ногтем вверх) прижать к небу. Возьмите вместе с учеником дыхание и начните направленный выдох, медленный, «собранный в пучок», как луч фонарика.

Постепенно, путем фиксирования внимания, можно добиться, чтобы эта точка сдвинулась максимально к корням верхних зубов. После этого эти ощущения надо проверить со звуком.

Атака звука.

Мы говорили о ''маске'', о головных резонаторах, то есть о месте, куда посылается поток воздуха, звука. А как он посылается? «Атака» звука — это посыл дыхания в момент начала звука. Дыхание посылается узкой струей, как «укол», в высокую позицию (к корням верхних зубов). Физиологи говорят, что атака звука — это способ и быстрота, при которой дыхательная щель переходит от дыхательного положения к голосовому; момент и степень замыкания голосовых связок. Атака оказывает большое влияние на голос в момент его зарождения.

Первоклассникам помогут такие упражнения:

1. Сказать очень «остренько» в корни верхних зубов: а, а, а, а или у, у, у,у. Говорить на удобной ноте. Должно возникнуть ощущение, будто вы укалываете этот звук иголочкой.

2. Сказать в «высокий купол», «уколоть» в зубы: да, да, да или ду, ду, ду, чтобы ощутить этот купол надо вспомнить про «аромат цветка», «горячую картошку» (эти упражнения встречались раньше). Рот очень объемный, красивый. Следить, чтобы звук не падал из высокой позиции. Горло широкое, низкое.

3. Имитировать голос кукушки. Говорить «ку-ку» на довольно высокой ноте, певуче. Ощущения как в предыдущих упражнениях.

4. Попробовать эти ощущения в пении, сначала на одной ноте, на ту гласную, которая в предыдущих упражнениях вам была удобной.

5. Петь терцию. Первую ноту legato (протяжно), вторую staccato, но не очень отрывисто. Сначала после каждой терции берите дыхание. Темп медленный.

Все эти упражнения доступны для понимания младших школьников. Учащиеся достаточно быстро понимают, что от них хочет добиться педагог.



Различают три вида атаки: твердую, мягкую и придыхательную:

  • Твердая атака — голосовая щель плотно замыкается перед началом звука, а затем с силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. Твердая атака применяется при выражении характера пения: негодование, отчаяние, чувство страсти, испуга и страдание.

  • Мягкая атака — голосовые связки смыкаются, сближаясь неплотно, в самый момент начала звучания, а не перед ним. Мягкая атака применяется при выражении характера пения: широты, округленности, мягкости, благородстве и эмоциональной выразительности.

  • Придыхательная атака — при неполном смыкании связок, когда происходит значительная утечка воздуха. Придыхательная атака применяется при выражении характере пения: осторожность, бессилие, трусости, изнеможения.



Использование вида атаки в вокальной практике, определяется как характером пения, так и индивидуальными особенностями младших школьников. Если у ребёнка вялая подача звука (вялое смыкание), то целесообразно на некоторое время для активизации голосовых связок пользоваться более твердой атакой. Наоборот, если жесткая подача звука (пересмыкание) и горловой звук, то полезно применять мягкую атаку, но при этом надо быть очень внимательным, чтобы такой способ подачи звука не вызвал «подъездов» в звукообразовании.

Гортань.

Певческое положение гортани не должно быть ни низким, ни высоким, оно индивидуально для каждого маленького певца и зависит от построения его вокального аппарата (форма гортани, длина связок, высота надставной трубы и так далее). Основываясь на мысли Глинки, что певец в начале обучения, должен петь «легко берущиеся звуки», можно предположить, что эти звуки и должны определить среднюю линию положения гортани.

Разговорное или натуральное положение гортани не годится в пении. При таком ее положении звук плоский. Перед началом пения гортань переходит в низкое спокойное положение. Такое положение гортани является мерилом правильной техники и правильного тона.

При низком положении гортани увеличивается полость резонаторов и полость глотки, а с ней и сила и объем голоса. Если гортань стоит высоко, то и язык и дно рта подняты, а если низко, то корень языка и дно полости рта опущены, что облегчает задачу плоского держания языка. Однако удержание гортани насильственно в неподвижном положении и вредно, и невыполнимо, оно портит голос. «Зевок» способствует опусканию и освобождению гортани, а сохранение зевка в пении — сохранению положения гортани.

Для постановки голоса необходимо иметь достаточно чёткое представление об анатомии голосового аппарата, особенно важно учитывать физиологические особенности младших школьников. При практических занятиях основное внимание надо фиксировать на слуховых и мышечных ощущениях, на естественности, свободе и активности происходящих процессов. Добиваться понимания механики пения у каждого ученика. Результаты появятся при помощи простых музыкальных и физических упражнений, искать с детьми ощущения через различные ассоциации, образы.

Рекомендации для начала занятий вокальными упражнениями с первоклассниками.

Первоначальные упражнения надо петь полным голосом, естественно, без усилий, не изменяя гласной и с одинаковой силой. Указания Глинки: при упражнениях «тянуть звук, не сбавляя силы».

Упражнения для самых маленьких должны быть просты ритмически, построены на узких интервалах и в пределах квинты, чтобы внимание не отвлекалось в начале от координации вокальных процессов, начинающий успевал следить за legato дыхания и качеством звука. Старые учителя пения рекомендовали для начала использовать звук «а», потому что при этой гласной больше вероятности, что гортань будет спокойно опущена, глотка раскрыта, расширена и мягкое небо приподнято.

Непрерывность и ровность красивого звучания голоса — основа художественной ценности пения. Достигается эта ровность, легатность звука совершенствованием стабильности и скоординированности процессов дыхания и атаки звука. Дыхание — как бы педаль, связывающая звуки вместе. Все упражнения необходимо петь предельно legato.

Кантилена — умение плавно переходить от одной ноты к другой, без толчков, без перерывов в дыхании. Это можно сравнить с ожерельем, где бусины нанизаны на нитку одна за другой, или с игрой скрипача, когда смычок плавно идет по струнам, рождая мелодию. Для начальной работы над legato и кантиленой надо брать простые упражнения и произведения, напевные, в спокойном темпе. Работу надо начинать буквально с одной ноты, но она должна отвечать всем требованиям вокала.

Начальные вокальные упражнения

1. Проверить свою физическую и психическую готовность к занятиям. Поем слог: «ва», «ма» или «да». На удобной тесситуре взять один звук и держать его, пока есть дыхание (не «выжимать» дыхание до конца). По мере ослабления звука усиливать подачу дыхания. Следить за красотой и ровностью звука первоклассника. Не уставать дыхательно, иначе будет дрожать голос. Это упражнение помогает почувствовать певческое дыхание, отрабатывать ровность звука, его красоту. Проверить в действии все процессы вокальной координации.

2. Петь на одной ноте одну гласную сначала forte, затем piano. Внимание — на ровности и качестве звука, на контроле за подачей дыхания. Дыхание подается ровно, активно, без толчков — legato. Контролировать правильное положение корпуса при пении, следить за развернутой грудью, свободной гортанью.

3. На одной ноте петь все гласные (а, э, и, о, у; а, о, э, и, у), не торопясь, на одном дыхании. Контролировать качество звука, его ровность. Последовательность гласных указана не случайно. Этот порядок гласных обеспечивает удобство артикуляции, стабильность, ровность звука, исключая те случаи, когда на «а» гортань зажата. В этом случае надо начинать с удобной гласной; исходя из этих сложностей многие педагоги категорически против пения вокализов сольфеджио, особенно на раннем этапе обучения, так как внимание поющего направлено в другое русло, что отражается на качестве звука.

4. Напевание (мычание) звука «м», чтобы привыкнуть к правильному положению корня языка. Открыть рот, затем мягко сомкнуть губы и длительно тянуть звук «м». Должно быть дрожание и щекотание на поверхности губ. Если корень языка поднят, то этого ощущения нет.

5. Пение на одной ноте слогов: «ма, мэ, ми, мо, му». Неторопливый темп. Первый звук «м» произносится способом мычания (как в предыдущем упражнении), а затем последующий гласный звук в ту же область (в верхние зубы) с тем же объемом и округлостью. Следите за естественностью рта, свободой гортани, проточностью дыхания. Упражнение помогает ощутить опору, «выдвигает вперед» звук.

6. Пение несложных хроматических упражнений на удобный слог (диапазон квинты, терции). Сначала произносить слог на каждой ноте, чтобы выработать точность и четкость, а потом только на первой ноте — слог, на последующих — гласную.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Постановка голоса в 1 классе.

Автор: Бочкова Ольга Валерьевна

Дата: 25.05.2015

Номер свидетельства: 215167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Лекция для 5-х классов "Гигиена голоса" "
    ["seo_title"] => string(45) "liektsiia-dlia-5-kh-klassov-gighiiena-gholosa"
    ["file_id"] => string(6) "245933"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446258189"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала. Устранение дефектов постановки голоса, корпуса»."
    ["seo_title"] => string(80) "usoviershienstvovaniie_navykov_i_umienii_postanovki_gholosa_v_protsiessie_raboty"
    ["file_id"] => string(6) "412215"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1493375040"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Мастер-класс "Подготовка голосового аппарата к пению""
    ["seo_title"] => string(52) "master_klass_podgotovka_golosovogo_apparata_k_peniiu"
    ["file_id"] => string(6) "513145"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1559488702"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Работа концертмейстера в хоровом классе "
    ["seo_title"] => string(45) "rabota-kontsiertmieistiera-v-khorovom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "139872"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417805384"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Методика преподавания словесного действия в колледже культуры "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodika-priepodavaniia-sloviesnogho-dieistviia-v-kolliedzhie-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "172770"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423853443"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства