kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала. Устранение дефектов постановки голоса, корпуса».

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок в классе сольного пения с учащейся 5 класса ДШИ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала. Устранение дефектов постановки голоса, корпуса».»

Тема урока: «Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала. Устранение дефектов постановки голоса, корпуса».


Форма урока: индивидуальная работа с учеником, распевки, упражнения.


Цель: улучшение качества вокального звучания путем работы с голосом на упражнениях, распевках, а также за счет устранения недостатков постановки.


Задачи:

1. Образовательные:

Способствовать развитию певческого голоса, формированию красивого естественного звучания, расширению диапазона.

2. Развивающие:

Развитие правильного звукоизвлечения, ощущения «полузевка» в гортани и правильного механизма дыхания. Формирование навыка правильной музыкальной фразировки.

3. Воспитывающие:

Воспитание собранности и концентрированности на уроке, осознанного подхода к обучению, к тому, что требует учитель.


Методы работы на уроке:

- личностно-ориентированный;

- проблемно-поисковый;

- метод творчества и сотворчества.





















Ход урока.


Голосовой аппарат является сложной функциональной системой. Голосообразование, как мы видим, связано не только с работой гортани, а зависит от работы многих органов и систем. Именно комплексная оценка их состояния дает возможность оценить пригодность человека к вокально-речевым профессиям, а также определить причину голосовых расстройств.

Педагогические задачи еще более усложняются при подготовке будущего вокалиста. Хотелось бы подчеркнуть, что методики по воспитанию голоса должны полностью основываться на знании физиологии фонации. Что же это значит?

Что все-таки происходит при скоординированности работы всех отделов голосового аппарата? Голосообразование представляет собой сложный мышечный акт.

Это работа и дыхательной мускулатуры, и мышц шеи, и внутренних мышц гортани. Все мышечные действия имеют под собой рефлекторную природу. Рефлекс –это наиболее выгодное в энергетическом плане действие в живом организме. Рефлексы подразделяются на врожденные и приобретенные. Ну, например, отдергивание руки от горячего предмета –это врожденный рефлекс. Если мышечный акт сложный и состоит из ряда последовательных рефлексов, то это называется динамическим стереотипом. Голосообразование и есть динамический стереотип. Только у одних во время фонации происходит зажим нижней челюсти, у других форсированный выдох и т. д и т. п. Когда каждый орган работает в свойственной ему области, не мешая работе других органов, то голос как бы питает все части исполнения и соединяет различные детали речи или мелодии в один полный и непрерывный ансамбль. Если же наоборот, один из механизмов выполняет свои функции плохо: если грудь толкает или бросает дыхание, если голосовая щель работает недостаточно твердо и точно, то голос прерывается и слабеет после каждого слога. Контроль над координацией всех сложных процессов при постановке голоса осуществляется мышечными, резонаторными ощущениями и слухом. Поэтому так важно научиться быть внимательным. Надо слушать себя ухом, и телом.

В процессе обучения педагог пытается все неверные навыки переделать на правильные и закрепить их, т.е. сформировать новый стереотип голосообразования.Вот почему вокальная и речевая педагогика подразумевает регулярное и многократное повторение одного и того же. Иначе закрепления рефлексов не происходит. Вот почему студентам первых трех курсов училищ запрещается даже давать голосовую нагрузку вне стен учебного заведения, без контроля со стороны своего педагога.

К возможностям внешнего контроля голоса относится слушание аудиозаписи записи, что помогает скоординировать слуховые и внутренние ощущения. Есть еще один положительный момент: привыкая к работе с аудиозаписью к звуку своего голоса, вы будете меньше волноваться на записях и публичных выступлениях.

Можно сказать, что вокальный слух - это способность интерпретировать работу органов голосообразования на основе слухового восприятия. В известной мере этой способностью обладает любой, даже самый неискушенный слушатель. Свидетельством этому являются термины, которыми мы характеризуем недостатки голоса или его достоинства: тяжелый, легкий, горловой, грудной, головной, утробный, глубокий, близкий, светлый, яркий, полетный, надсадный.


Изучение нового материала на уроке.

Этот этап делится на две части: работа над вокальными упражнениями и работа над музыкальными произведениями. Мы сегодня займемся в основном работой над вокальными упражнениями.

Начальный этап обучения не терпит суеты и спешки. Воспринять, понять требования, координацию всех процессов должен весь организм, а не только сознание и воля, хотя от этих качеств зависит очень много.

Одной из важнейших задач работы над упражнениями является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование основных певческих навыков учащихся. Навык – это компонент сознательного действия, который вырабатывается в процессе его постоянного, систематического выполнения. Что и происходит на уроке. Навыки нарабатываются в работе над распевками с учетом постоянных, четко заданных требований. Но и домашняя работа просто необходима для выработки и закрепления вокальных навыков.

К правильным вокальным навыкам мы можем отнести:

  • певческое дыхание и опору звука

высокую вокальную позицию

  • точное интонирование

  • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса

Вначале урока проделаем несколько дыхательных упражнений, подготавливающих диафрагму и вообще весь организм к процессу пения. Дыхательные упр-я: вдох носом – выдох через рот 4-5 раз;

«Ветерок»; быстрые вдох –выдох в ровном темпе за счет брюшных мышц (6 раз). Ноги устойчивы. Спина ровная, зафиксирована.

Все эти упражнения нужно делать до начала пения, как говорится, «подходя к дверям класса».

1.Подготовка голоса к процессу фонации.


  • Выстроить интонационный слух

  • закрепить положение «зевка» в звукообразовании

  • закрепить систему певческого дыхания

  • подключить необходимые резонаторы.


Методы: 1. Пение закрытым ртом, губы слегка разомкнуты, нижняя челюсть тяжелая, ощущаем округлость мягкого неба, распевание начинаем на примарных тонах, согласно индивидуальности каждого голоса. (Ученица пропевает первый, пришедший на ум, звук, т.е. ее примарный тон).

Если нет ощущения щекотания, вибрации, значит, у вас поджато горло, освободите его. Направьте ваше мычание к зубам. Обязательно берите хорошее дыхание. Та область, где ощущается щекотание, и есть "маска".


2. Сначала М-м-м, постепенно добавляем гласную –А. Выдох ровный, «из живота». Плечи совершенно свободные, хорошая опора на ноги. Почувствовать, как «сдувается живот». опадает грудная клетка. Затем немного усложняем: интонация в пределах терции. Вдохи быстрые, короткие носом, выдох эластичный.

Для того, чтобы найти ощущение зевка в гортани, можно провести кончиком языка по верхнему небу в направлении к горлу. Верхнее небо автоматически приподнимается. Ребенок должен запомнить это внутреннее ощущение «ротоглоточного рупора» и пользоваться им во время пения. Для того, чтобы гласные буквы не были плоскими, а приобрели обьемность.

3. Пение на одном звуке слогов «ми-мэ-ма». При этом следить за тем, чтобы ребёнок на всех гласных открывал рот с одинаковой амплитудой и правильно расходовал воздух, не отдавая большую его часть на первых звуках.

Упражнение разогревает голосовые связки, дает ощущение подачи звука «в маску», сглаживает вокальную позицию на разных гласных, налаживает «кантиленную» работу диафрагмы. т.е. механизм равномерного, выносливого выдоха.



  1. Упражнение на выравнивание регистров.


Цель: Выровнять регистры.

Задачи:

  • развитие кантилены (плавного звуковедения)

  • распределение дыхания на певческую фразу

  • свобода и полнота звучания.

Нащупайте на гортани кадык - самое широкое место. Возьмите его двумя пальцами и проследите за его движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это состояние во время пения. Это и называется вокальным зевком. Опущенная, а значит свободная и немного расширенная гортань способствует красивому естественному выходу звука. / Отсутствие лишнего напряжения на гортани - залог творческого долголетия исполнителя. Но не надо насильно тянуть гортань вниз и тем более держать ее руками. Правильное ее открытие достигается только ощущением зевка. Откроем рот перед зеркалом и постараемся "показать горло врачу" - опустить корень языка, поднять мягкое небо с маленьким язычком и сказать "А", открывая заднюю стенку глотки.

1. Неправильное положение: язык стоит горбом, закрывая проход в горло, мягкое небо как бы лежит на языке.

2. Правильно: горло открыто, язык свободно лежит, почти касаясь кончиком нижних зубов, мягкое небо поднято. При этом сохраняются ощущения зафиксированного зевка.


1. Упражнение на гласные (-А-а-о-у-о-о-а) поется на «legato», начиная от си – бемоль малой октавы по полутонам вверх на чередовании гласных и на ощущении «длинного смычка». Певческая позиция на гласных одна, мягкое небо куполообразное- ощущение полузевка в гортани.

2. Нисходящее движение (мажорное трезвучие) на слоги Ми-я, Ми-я-ми. Начать в среднем грудном регистре, постепенно переходя к высокому. микстовому звучанию, используя головной резонатор. Следить, что бы гласная -я- не выпирала и была пропета в той же позиции.


4. Развитие полетности звука и хорошей опоры в брюшных мышцах.

На слог –лё- скачки на б3. Верхний звук пропевается трижды, на стакатто.


5. Сочетание разных штрихов: легато, стаккато.

Ми-и –и-я (мажорный тетрахорд вверх, назад по трезвучию –стакатто)

Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, активную работу языка и нижней челюсти.


Упражнение 1. 3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.

Упражнение 2. Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам. Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.


6. Упражнения на развитие дикции:

Массаж языком передней части зубов, губы вытянуть трубочкой, щелчки языком.

Проговаривание различных скороговорок (4-5 раз, постепенно ускоряя).

«Король –орёл.

Орёл – король».

«Бык тупогуб, тупогубенький бычок».

«Маланья-болтушка болтала, да все не выболтала».

«В каждом лукошке кошка, кошки в лукошках шьют сапожки».

Можно проговорить их с разной интонацией и выражением.


7. Сочетание 2-х задач: работы над дикцией и интонацией


Та-ба-да-ба—да-ба-да-ба-да

«Мы переплывали берега».

«Я пою, хорошо пою».


8. Упр-е на развитие гибкости голоса, на выравнивание регистров.

Постепенный переход на миксовое звучание, т. е. смесь грудного и головного резонаторов. Чем выше звуки, тем больше работают головные резонаторные полости, подача звука «в маску», верхнюю часть лица. (Чередование гласных -И-А – мажорный тетрахорд, вверх-вниз. (До максимально высокого звука)


Выполняя все эти вокальные упражнения, учитель обязательно следит за правильной осанкой учащегося: плечи не подняты, ноги удобно стоят на одном уровне, положение головы естественное –не слишком низкое и не запрокинутое назад. Вдохи очень активные носом, челюсть нижняя мягкая, открывается совершенно свободно; зубы вовремя пения не сомкнуты.

Я думаю, что все эти упражнения, в комплексе, при постоянной работе и тренаже дадут со временем положительный результат и явные какие-то недостатки, дефекты постановки практически устранятся. К этому должно приложиться также желание и стремление самого ученика. Иначе ничего не получится. Он должен это делать осмысленно и осознанно!





Заключение



Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначенные. Примером может служить зажатая, гнусавая, неприятная на слух и опасная для самого исполнителя певческая манера.

Задача и сложность тренинга состоит в разрушении неверных навыков и закреплении новых, правильных. Это осуществляется воспитанием координированной работы дыхания, голосоведения и артикуляции, что способствует также общему укреплению вокального аппарата. Как было сказано ранее, хорошая опора звука связана с ощущением воздушного столба от диафрагмы и поясничного пояса к голове.


Данный комплекс предлагаемых мною упражнений, связанный с постановкой певческого дыхания, певческого голоса на уроках вокала, не только могут способствовать устранению вокальных трудностей, но и развивает в учащихся выносливость, силу воли, уверенность в своих способностях, умение обдуманно пользоваться своим голосом.




Используемая литература:

1. Е. Белоброва «Техника эстрадного вокала»

2. Л.Д.Рудин « Основы голосоведения»

3. Самолдина Н.А. «Современные методы развития вокального мастерства учащихся»//Концепт -2015 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Новопашина Ирина Брониславовна

Дата: 28.04.2017

Номер свидетельства: 412215


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства