kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Порядок изучения гамм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует несколько методических рекомендаций по порядку изучения гамм. М.Лонг советует начать изучение с хроматической гаммы. Она элементарна по своей структуре (играются все звуки подряд), подкладывание первого пальца совершается в очень тесной позиции, вырабатывается точность прикосновения, ловкость и гибкость первого пальца. Другой вариант – начать с гамм имеющих наименьшее количество знаков, т.е. от до мажора двигаться по квинтовому и квартовому кругу тональностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Порядок изучения гамм»

«Порядок изучения гамм»


Существует несколько методических рекомендаций по порядку изучения гамм. М.Лонг советует начать изучение с хроматической гаммы. Она элементарна по своей структуре (играются все звуки подряд), подкладывание первого пальца совершается в очень тесной позиции, вырабатывается точность прикосновения, ловкость и гибкость первого пальца. Другой вариант – начать с гамм имеющих наименьшее количество знаков, т.е. от до мажора двигаться по квинтовому и квартовому кругу тональностей. Такой порядок имеет свои преимущества – дает ясное представление о расположении всех 24 тональностей. Но, как известно, До -мажорная гамма трудна в исполнении. С точки зрения технического освоения

лучше начинать с Си мажора для правой руки и ре-бемоль мажора для

левой. В этих гаммах присутствует «формула Шопена»:

Минорные гаммы можно учить как параллельные мажорным (С-dur –

а-moll, G-dur – e-moll и т.д.), или как одноименные (С-dur – с-moll, G-dur

– g-moll и т.д.). Иногда можно изучать гаммы согласно учебному репертуару учащегося, т.е. работать над гаммами в тех тональностях, в которых написаны произведения. Какой из вариантов выбрать – следует решать, опираясь на способности и возможности учащихся. Одним будет проще ориентироваться на белых клавишах, других не испугают черные.

К изучению гамм необходимо приступать в то время, когда учащиеся уже ознакомились с клавиатурой, нотной грамотой, с определенными навыками игры на инструменте. Некоторые видные пианисты-педагоги (Е. Гнесина) рекомендуют начинать играть гаммы как можно позже, через год или даже через два. Лучше всего приступать к гаммам, когда хорошо освоены пятипальцевые последования legato. Приступая к изучению гамм, необходимо дать ученикам некоторые теоретические понятия:

  • «Звукоряд»– «звук» и «ряд», это звуки, расположенные в ряд или по порядку. Проговорить, пропеть и поиграть звукоряды от разных звуков.

  • «Мажор» и «Минор». Можно для сравнения сыграть две одноименные

гаммы (к примеру, C-dur и c-moll), провести сравнительный анализ ощущений, вызываемый этими гаммами и закрепить, что в первом случае звукоряд, выражающий радостные, приподнятые эмоции относится к мажорному наклонению и есть Мажор, а во втором – Минор, т. е. звукоряд, вызывающий противоположные эмоции, относится к минорному наклонению.

  • Объяснить соотношение тонов и полутонов в гамме (мажор – 1т. 1т.

1/2т. 1т. 1т. 1т. 1/2т., минор – 1т. 1/2т. 1т. 1т. 1/2т. 1т. 1т.).

  • Дать понятие устойчивых и неустойчивых, опорных и неопорных звуков, попеть и поиграть их вместе с учеником.

Начав знакомство с гаммами, нужно вводить буквенное обозначение, тем самым повышать профессиональный уровень учащихся. Прежде чем начать изучать гамму «руками», нужно изучить ее «головой». Можно воспользоваться рекомендацией австралийского преподавателя Ричарда Канта, адаптировав ее для учащихся младших классов. «Одним пальцем, одну октаву, отдельно каждой рукой. Сыграть гамму и произносить вслух название играемой ноты. Еще раз сыграть гамму, но на этот раз произносить вслух название интервала между соседними нотами (т.е. для мажора: тон - тон - полутон - тон - тон - тон - полутон или большая секунда - большая секунда - малая секунда - большая секунда - большая секунда - большая секунда - малая секунда).

Выучив одну гамму, запомнив ее звучание, следует остальные гаммы

подбирать по слуху. Это принесет гораздо больше пользы, чем показ и объяснение педагога или обращение к пособию по гаммам. «Только… самостоятельно добытое знание бывает по-настоящему прочным» (Н.Корыхалова).

Методическая литература:

1. Гаммы и арпеджио для фортепиано. Учебное пособие. Сост.

Ширинская Н. М., 1984.

2. Корыхалова Н. Играем гаммы. М.,1995

7. Ричард Кант. "METHOD OF PRACTISING SCALES". Перевод статьи на

http://www.muz-urok.ru/k_uroku_muzyki.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Порядок изучения гамм

Автор: Сальникова Людмила Анатольевна

Дата: 27.05.2020

Номер свидетельства: 551527

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Тема. Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы»."
    ["seo_title"] => string(168) "tiema-tsviet-osnovy-tsvietoviedieniia-fantaziinoie-izobrazhieniie-skazochnogho-tsarstva-v-sblizhiennoi-tsvietovoi-ghammie-izumrudnyi-ghorod-tsarstvo-sniezhnoi-korolievy"
    ["file_id"] => string(6) "253529"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447604775"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока "Рисование с натуры головки лука" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-risovaniie-s-natury-gholovki-luka"
    ["file_id"] => string(6) "226504"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440334293"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок физики по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов""
    ["seo_title"] => string(75) "urokfizikipotiemieradioaktivnostkaksvidietielstvoslozhnoghostroieniiaatomov"
    ["file_id"] => string(6) "336424"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1467117451"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Использование символики цвета на занятиях в кружке "Цветик-семицветик" "
    ["seo_title"] => string(81) "ispol-zovaniie-simvoliki-tsvieta-na-zaniatiiakh-v-kruzhkie-tsvietik-siemitsvietik"
    ["file_id"] => string(6) "237702"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444378949"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Возможности использования интерактивной доски на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(80) "vozmozhnosti-ispol-zovaniia-intieraktivnoi-doski-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "120533"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413732071"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства