kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование символики цвета на занятиях в кружке "Цветик-семицветик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При ограниченном свете мы, хотя и видим предметы, не можем воспринять всю гамму красок, они угасают и не создают нужного эффекта. При светлом же дневном освещении они светятся и радуют нас своим разнообразием.  Поэтому на занятиях декоративно-прикладного творчества очень важно рассказать детям о световых эффектах, холодных и теплых цветах, смешении цветов. 

Для изучения предлагается цветовой порядок, треугольник основных цветов, шестицветный и двеннадцатицветный естественных круг. В работе также рассмотрены идеи Филиппа Отто Рунге (1777-1810), который разработал цветовой порядок, названный цветовым шаром или цветовым глобусом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование символики цвета на занятиях в кружке "Цветик-семицветик" »


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ЦВЕТА НА ЗАНЯТИЯХ В КРУЖКЕ «Цветик-семицветик»


Цвет и свет

При ограниченном свете мы, хотя и видим предметы, не можем воспринять всю гамму красок, они угасают и не создают нужного эффекта. При светлом же дневном освещении они светятся и радуют нас своим разнообразием. То есть сам свет является причиной цветности окружающей нас среды.

Что же такое свет?

Свет исходит от источников света (солнца, света свечи, лампы накаливания, люминесцентной лампы и т.д.). Эти источники излучают электромагнитные волны. Из- за различной длины волн белый свет можно разбить на разные цвета - это мы изучали в курсе физики. Причиной возникновения разных цветов служит тот факт, что лучи света соответственно своей длине волны преломляются по-разному. Таким образом, если свет провести через призму из стекла, красный цвет отклоняется меньше, чем коротковолновый фиолетовый. Если такого рода лучи солнечного света падают на белую поверхность, на ней можно увидеть цвета радуги. Эту совокупность цветов называют спектр. Солнечный свет имеет шесть цветов спектра. Другие разновидности света от других источников света содержат другие спектры, которые иногда совершенно не содержат некоторые области цвета.

Цвет предмета

Для флориста важно знание о спектральных цветах, это объясняет явление цвета от предметов. Свет освещает вещи нашего окружения. Они частично отражают свет. Отброшенный свет встречается с нашим глазом и вырабатывает там ощущение зрения. Если отразить все выделяющиеся лучи света, предмет покажется белым. Восприятие черного возникает в том случае, если все лучи света поглотятся на основании свойств поверхности предмета. Объекты кажутся серыми, если одна часть всех лучей света отражает, другая поглощается.

Только в том случае, если из выделяющегося луча света выделить части определенной длины волны и поглотить, будут отражаться оставшиеся лучи другой длины волны. Это производит восприятие цвета в нашей зрительной нервной системе. Например, если поглощаются длинноволновые лучи, которые в спектре являются красными, то остальные цветовые лучи производят унифицированный зеленый оттенок. Итак, зеленые листы поглощают красную цветовую часть света и выигрывает тем самым энергию для ассимиляции. Если бы листья освещались только красным светом, то лучи бы поглотились и лист показался бы нам почти черным.

Цвет предмета в искусственном свете

Мы знаем: свет является "пакетом" различных цветовых лучей. Каждый источник света имеет особенную структуру своего спектра. Если свет падает на предмет, то одна часть поглощается, а другая часть отбрасывается назад и производит при встрече с глазом человека цветовое восприятие.

А если сам свет содержит, например, части голубого цвета? Изменится ли от этого цвет предмета? Ответ на этот вопрос положительный.

При солнечном цвете все цвета имеют "свой собственный" вид. Рассмотрим теперь, как выглядят цвета при искусственном цвете.

Дневной свет - люминесцентная лампа

Красный - естественно, притупленно

Оранжевый - немного светло, холодно

Желтый как золото - немного бледно

Лимонный - неизменно

Желто-зеленый - несколько свежее

Зеленый - естественно

Зелено-голубой, голубой - естественно, свежо

Фиолетовый, пурпурный - интенсивно, немного светлее

Белый - светло-бело

Свет лампы накаливания

Красный - немного коричневато

Оранжевый - светящеся, но желтовато, положительный эффект

Желтый как золото - более мягко, освещая, положительный эффект

Лимонный - живо, положительный эффект

Желто-зеленый - охра

Зеленый - оливково (отрицательный эффект), более бледно

Зелено-голубой, голубой - немного серовато

Фиолетовый, пурпурный - сильно серовато

Белый - желтовато, бледно

Цветочно-люминесцентная трубка

Красный - полно, светящийся, положительный эффект

Оранжевый - чисто, освещая, положительный эффект

Желтый как золото - немного насыщенно, положительный эффект

Лимонный - немного массивно

Желто-зеленый - несколько слабо

Зеленый - немного глубже, положительный эффект

Зелено-голубой, голубой - освещая, положительный эффект

Фиолетовый, пурпурный - живеe, положительный эффект

Галогенные лампы накаливания

Красный - естественно, но не так тепло

Оранжевый - естественно, несколько свежее

Желтый как золото - естественно, освещая

Лимонный - неизменно, свежо

Желто-зеленый - светло, положительный эффект

Зеленый - неизменно

Зелено-голубой, голубой - естественно, несколько более холодно

Фиолетовый, пурпурный - естественно, немного глубоко

Белый - естественно, светло, положительный эффект

Итак, мы видим, что голубые, фиолетовые и пурпурные цветы в желтоватом свете ламп накаливания кажутся приглушеннее и темнее в своем цвете, чем при дневном освещении. То есть, если цветочная декорация хорошо смотрится при свете лампы накаливания, все же лучше отказаться в ней от голубых цветов, в то время как желтые и оранжевые тона будут в ней смотреться привлекательно.


Цветовой порядок

Обозначение цветов и их использование облегчается, если пользоваться порядковыми системами цветов. При этом важно выделить не только желтый, красный и синий цвет. Для профессиональной практики это более чем недостаточно. Рассмотрим некоторые из таких порядковых систем.

Треугольник основных цветов

Цвета, которые нельзя получить посредством смешения, называют основными цветами или первичными. Это - желтый, красный и синий цвет. В равностороннем треугольнике каждый из этих цветов должен покрывать равноценную поверхность.


Хотя и существует порядковые системы, в которых некоторые другие цвета тоже обозначаются как основные (например, у Освальда - это зеленый цвет), все же они имеют свою специфику. А для флориста скорее всего необходимо понятие "естественного" порядка цветов, которое используются в области прикладного искусства, которое помогает нам осознанно использовать цвета.

Шестицветный естественный круг

Если смешать два основных цвета, то получим чистую цветовую смесь или вторичные краски. Площадь круга разделена в этом случае на шесть равновеликих секторов. Основные цвета расположены в каждом втором поле. В свободном поле между желтым и красным образуется смесь из обоих цветов, а именно - оранжевый цвет. Между красным и синим находится фиолетовый, а между синим и желтым - насыщенный зеленый. На нашем рисунке - это дополнительные треугольники. Эти смешанные цвета возникают посредством смешения двух одинаковых частей первичных красок разного цвета. Эти шесть цветов находятся в одинаковой последовательности в радуге. Таким образом, этот цветовой круг является естественным цветовым расположением.

Двеннадцатицветный естественный круг

Шестицветный круг может быть расширен сколь угодно многими смешенными цветами, которые содержат соответственно различные части двух основных цветов. Если ограничиться соответственно тремя смешанными цветами между двумя основными цветами, возникает двеннадцатицветный естественный круг. Желтый, как самый светлый, расположен вверху; далее, направо, цвета изменяются к красному, слева находится синий с соседними смешанными цветами.

Каждый из упомянутых основных цветов имеет равную сферу влияния в цветовом круге, его воздействие охватывает половину круга. Автором этого круга является Гете.

Каковы же названия этих цветов? Исходя из цветового круга Оствальда, они будут иметь одно название, у флористов уже становятся обыденными названия красок по Бисальскому и его атласу цветов. Мода с ее постоянными меняющимися названиями не дает нам возможности "закрепить" за каждым цветом точное название. Поэтому то, как Вы их будете называть, зависит от Вас самих.

На каких примерах можно увидеть эти чистые цвета?

• Желтый - лимоны, примулы

• Желто-золотой, желто-оранжевый - шафран

• Оранжевый - апельсины, календула

• Оранжево-красный - настурция

• Красный - кармин

• Пурпурный, красно-фиолетовый - пион, рубин

• Фиолетовый - аметист

• Голубой цвета ультрамарин - дельфиниум

• Сине-фиолетовый - индиго (краска экзотических растений)

• Синий - василек, аквамарин (драгоценный камень)

• Бирюзовый, сине-зеленый - бирюза (драгоценный камень)

• Зеленый - насыщенно-зеленые листья, изумруд

• Цвет свежей листвы, желто-зеленый - молодая листва

Эти названия цветов происходят из цветового круга Оствальда, их так же часто употребляют флористы.

Но цвета изменяются не только по оттенку цвета, но и по освещенности. Желтый цвет является самым светлым чистым цветом, а фиолетовый - самым темным цветом в цветовом кругу. Также по освещенности этот переход от более светлого к более темному должен происходить равномерно.

Цветовой шар

Все цвета в цветовом шаре чисты, т.е. они светятся ясно и интенсивно. Чистоту цвета также называют качеством или интенсивностью. В нашем живом мире существует очень мало чистых цветов. Обычно мы видим смешанные цвета, во флористике в том числе.

Оттенками смешанных цветов являются:

• Пастельные краски в сочетании с частями белого цвета

• Цветовые оттенки в сочетании с серыми или черными частями, а также потемнения

• Смеси из частей всех трех основных цветов

Филипп Отто Рунге (1777-1810), художник и современник Гете, разработал цветовой порядок, который называется цветовой шар или цветовой глобус. Он, как и земной шар, разделен на параллели с экватором и меридианами, которые заканчиваются в полюсах. Вокруг экватора размещен двеннадцатицветный естественный круг, верхний полюс покрыт белым, нижний - черным цветом.

Между чистыми, пестрыми цветами экватора и нецветными полюсами находятся смеси из соответственно чистой краски с белым цветом ( вверху шара находятся пастельные краски) или с черным (внизу шара - темные оттенки или потемнения).

Каждый пункт на этом цветном глобусе может быть обусловлен долготой и широтой, что делает возможным определение названия цвета посредством соответствующей системы исчисления.

Цветовая шкала

Практически невозможно создать какую-либо порядковую систему для смешанных цветов из-за огромного разнообразия комбинаций цветов и соотношения частей красок. Поэтому обычно ограничиваются цветовыми шкалами, или прямыми смешанных цветов. Они представляют собой прямую, связывающую два выбранных цвета с постепенными переходами от одного к другому. Если, например, белый и черный цвета находятся на крайних точках, серые тона разных оттенков будут между ними, и эту шкалу нецветных красок называют серым сопровождением.

Треугольники смеси или квадраты смеси составляются аналогично, но они уже исходят из трех или четырех цветов. В этих фигурах всегда возникают цветовые группы, являющиеся смесью многих полутонов гармоничного соединения.

В областях этих полутонов лежат цвета, в которых нуждается флорист, чтобы соединять различные цвета. Иногда даже он сам изготовляет такую цветовую смесь, чтобы применить ее в декоративных досках, сосудах или сухом материале экспозиций.

Цветовой контраст

Контраст - это различие.

Цвета различаются по их свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень сильно напряжены, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Светлость желтого, например, смотрится рядом с тусклым черным очень выделяющимся. А если желтый стоит рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.

Если флорист будет при составлении композиции обращать внимание на цветовой контраст, то он достигнет следующего:

1. Он сможет, в зависимости от величины контраста, достичь богатого напряжения, живого воздействия при большом контрасте или незначительным контрастом добиться сдержанного, мягкого, тонко согласованного акцентирования.

2. Он сможет посредством выбора определенного цветового контраста привести особые свойства цветов к экспрессивному воздействию. Чистые, ясные цвета светятся, например, более ярко в окружении смешанных, приглушенных цветовых оттенков. Если флористу необходимо подчеркнуть силу света краски, то важно ставить их в соседство с сероватыми, коричневатыми или оливково-зелеными тонами.

Цвета и их свойства

Наши чувствительные реакции на цвет частично объективны, их можно объяснить какими-либо физическими параметрами. Но есть и субъективные реакции, которые очень значимы в области флористики.

Объективными свойствами цветов являются

• Оттенок цвета

• Чистота, а также сила света, качество или интенсивность

• Освещенность

• Множество краски или количество. Количество цвета, размеры цветового пятна или поверхности также имеют влияние на эффективность цвета, поэтому их можно называть свойством цвета.

Субъективно воспринимаемые свойства цветов

• Активность цвета

• Температура цвета

• Воздействие веса цвета

Эти свойства находятся в связи с физиологическими и психологическими воздействиями цветов. Возбуждающее, раздражающее воздействие цвета является активностью. Красный цвет - самый активный. Зеленый - самый пассивный цвет. Ощущение температуры и активность находятся в тесной взаимосвязи, здесь очень сильны ассоциации с огнем и водой. Таким образом, оранжевый и оранжево-красный цвет воспринимаются как теплые. Снежно-белый и бирюзовый - как холодные.

Ощущение веса при взгляде на цвет так же вызывают наши ассоциации - вверху находится легкий воздух и светлое небо, внизу - тяжелая, темная земля. То есть все светлое воспринимается как легкое, темное - как тяжелое. Кроме того, воздействие веса находится во взаимосвязи с густотой краски: светлое - воздушное, и поэтому легкое; темное - плотное, и поэтому тяжелое. По этой причине ощущение веса в цветах средней освещенности едва ли играет какую-то роль.

Описание цветов

Цвета растений хорошо описывать, если называть представленные свойства красок вместе с оттенком цвета.

Например, роза "Baccara" - красная, светящаяся чисто, средней освещенности, активная и теплая.

Бутоны энциана - чисто голубые, относительно темные, спокойные и прохладные.

Лилия "Longiflorum" - зеленоватая до кремового белого, смотрится чисто, светло, легко, прохладно и спокойно.

Цветовой контраст

Контраст свойств цветов, которые можно объективно установить, называют первичным контрастом. Контраст субъективно воспринимаемых свойств называют вторичным контрастом. Первичный контраст играет при оформлениях решающую роль. Но вторичный контраст никогда не должен упускаться из виду.

Цветовой контраст появляется при самом незначительном отклонении цвета. Уже в пределах одного, даже обозначенном как одноцветном бутоне, имеются незначительные контрасты, которые вызваны различной экспозицией формы или изменением пигментации по краям лепестков.

Особый случай цветовых оттеночных контрастов - это красочный -некрасочный контраст.

Красочный - некрасочный контраст - это тот случай, когда нецветные краски выбираются как нейтральный промежуточный или задний фон. Они оставляют пестрые цвета, так сказать, одними, так как они сами воспринимаются как игра освещенности.

Контраст освещенности Он является базой каждой экспозиции с цветом. Никакой другой цветовой контраст не оживляет игру красок так, как он. Он создает оптическое отделение форм, частей и физический эффект. Темные тона создают игру теней и пластичную глубину, светлые цвета вносят оживляющий свет и легкий, разрыхляющий эффект.

Тот, кто выбирает различные оттенки цвета, но равной освещенности, достигает неясного, невыразительного результата.

Чистый контраст, или качественный контраст Он отличает чистые цвета от смешанных или очень приглушенные, матовые от несколько оживленных и более чистых, будь это основные или вторичные цвета. Оливково-зеленый, например, чище, чем немного ржавый, песчано-коричневый и находится в качественном контрасте к коричневому. Смешанные цвета применяются обычно для больших поверхностей (нижний и задний планы), для сосудов и т.д. Смешанные цвета пассивнее, чем чистые, так что качественный контраст является в большинстве случаев также и контрастом активности.

Множественный контраст, или количественный контраст Он исходит не из множества воздействий, и не от фактического количества красок. Равные количества желтого и фиолетового, например, находятся как раз в количественном контрасте, так как желтый воздействует гораздо сильнее, чем фиолетовый, из-за силы своего света. Выбирать равные множества воздействий различных цветовых оттенков композиционно часто невыгодно, так как это может привести к конкурирующему воздействию и к неясному высказыванию красок. Количественный контраст требует объяснения иерархии, воздействия преобладающего цвета, так как другие цвета будут только дополнять его. В таком случае выражение экспозиции будет более отчетливым.

Вторичные контрасты бывают часто действенны, но только в том случае, если правильно обозначены первичные контрасты:

Активный контраст находится во взаимосвязи с качественным контрастом. При чистых оттенках цвета в своих воздействиях красный и зеленый цвет являются полярным контрастом, пурпурный и фиолетовый - незначительным контрастом.

Температурный контраст исходит из воздействия тепла красок, имеющих части красного цвета. Но иногда и структура материала, имеющего цвет, тоже может оказывать влияние на ощущение тепла краски. Например, гладкая, металлическая, блестящая поверхность красного антуриума имеет меньше теплового воздействия, чем красный, волокнисто-шерстяной материал. Таким образом, этот контраст является часто также структурным контрастом. В зависимости от количественных соотношений можно освежить температурным контрастом теплые цвета или добавить тепла в прохладные голубые тона.

Весовой контраст находится в тесной взаимосвязи с контрастом освещенности. Если темные цвета располагают над светлыми, то нужно учитывать их мнимую тяжесть и оставлять под ними свободное пространство, куда они могут "спадать, ничего не поглощая".

Часто используемое правило: "светлое над темным" можно применять только тогда, когда этого требуют формы цветов или если хотят достигнуть расширения границ экспозиции вверх.

Относительность цветовых явлений

Один и тот же цвет не всегда видится нам одинаково. Этот эффект порождают следующие факторы:

• Источник света (его спектр)

• Интенсивность цвета, так как при слабом свете мы вообще можем не различать цвета

• Цвета, расположенные рядом, влияют друг на друга

Рассмотрим влияние соседства цветов на их качество. Это легкое, но все же очень действенное изменение называют относительностью цветового явления.

Влияние освещенности и чистоты цвета

Сравнивая цвета, мы видим разницу в восприятии в зависимости от освещенности и чистоты цвета. Например, хорошо освещенный цвет рядом с темным смотрится более отчетливо. А если рядом находятся одинаково светлые оттенки, они будут смотреться пресно и слабо.

Так же обстоят дела и с качеством оттенка цвета. Если флористу нужно подчеркнуть силу цветового оттенка, то нужно ставить его рядом со смешанными цветами или сероватыми цветовыми нюансами. Тогда он будет выглядеть оживленнее, даже если он не является абсолютно чистым цветом - например, ржаво-красный рядом с серо-голубым. Если этот же ржаво-красный находится рядом с пламенно- красным, он будет смотреться грязно и приглушенно.

Влияние на оттенок цвета соседних цветов

Оттенок цвета можно легко изменять посредством цветов, расположенных рядом: желтый цвет на фоне зеленой стены будет казаться теплым и золотисто-желтым,

а перед красной стеной приобретет зеленоватый оттенок, хотя сознательно мы это не фиксируем.

В этом изменении оттенка цвета виновата деятельность глаза. Глаз - это орган, который хочет компенсировать нагрузку. Если мы видим интенсивный цвет, наш глаз порождает в качестве балансировки противоположный цвет. Если цветная поверхность находится на белой бумаге, то можно увидеть "выдуманную" краску как слабый отсвет. Например, зеленый предмет при светлом дневном освещении порождает дополнительный красный цвет, а вокруг красного пятна мы можем увидеть зеленоватый отблеск. Этот появляющийся цвет, который не существует, но воспринимается нами, называется симультантным или одновременным контрастом.

Если же красный предмет находится на голубом фоне, тогда симультантная зеленая краска будет смешиваться с голубым цветом и реальный голубой цвет будет смотрится зеленовато, т.е. бирюзовым. И даже красный цвет в этом случае будет смотреться иначе, чем на белом фоне. Голубой фон порождает в глазу также одновременный контраст, смешенную краску из желтого и красного, а именно оранжевый цвет. Поэтому красный предмет будет казаться светлее, чуть оранжево, и теплее, чем на белом.

Если краски сами являются контрастными друг с другом, то каждый из них усиливает другого, так как произведенная симультантная краска совпадает с имеющимся в наличие цветом и это еще более подчеркивает их воздействие.

Нецветные краски не приводят к одновременному контрасту, так как содержат все части цвета и глаз не прибегает к балансировке.

Х. Фрилинг разработал систему влияния красок друг на друга.

• Багровый цвет

Усиливается при помощи светло-синего цвета.

Рядом с черным цветом становится горящим.

• Багрово-красный

Усиливается при помощи сине-зеленого цвета.

Рядом с белым цветом становится приглушенным.

• Красно-оранжевый

Усиливается при помощи синего цвета.

Рядом с желто-зеленым цветом приобретает оттенок кармин.

• Красный

Усиливается при помощи бирюзового цвета.

Рядом с желтым цветом становится насыщенно пурпурным.

Рядом с синим - приобретает оранжевый оттенок.

• Красно-коричневый

Усиливается при помощи бирюзового цвета.

Рядом с голубым цветом становится более теплым, оранжево-коричневым.

• Каштаново-коричневый

Усиливается при помощи серебристо-зеленого цвета. Рядом с темно-синим цветом приобретает желтоватый оттенок, становится светлее.

• Красный, как лиса

Усиливается при помощи зеленого цвета.

Рядом с фиолетовым цветом становится более приглушенным.

Рядом с темно-зеленым цветом приобретает красноватый оттенок и смотрится светлее.

Рядом с светло-зеленым цветом приобретает красноватый оттенок и смотрится темнее.

Рядом с желтым цветом становится темнее с коричневатым оттенком.

Рядом с красным цветом становится приглушеннее и серее.

• Золотисто-желтый

Усиливается при помощи цвета синего ультрамарина.

Рядом с темно-зеленым цветом становится мягче, с красноватым оттенком.

• Золотой

Усиливается при помощи цвета синего ультрамарина.

Рядом с фиолетовым цветом становится светлым и блеклым.

• Песочный

Усиливается при помощи синих оттенков.

Рядом с красным цветом становится более бледным, сероватым.

• Цвет латуни

Усиливается при помощи синих оттенков.

Рядом с темно-синим цветом становится интенсивнее, более золотым.

• Желтый

Усиливается при помощи темно-зеленого цвета.

Рядом с розовым и красным цветом становится более блеклым.

Рядом с черным цветом становится светлым, освежающим.

Рядом с фиолетовым цветом становится светло-желтым.

• Оранжевый

Усиливается при помощи зеленого цвета.

Рядом с зелеными тонами приобретает красноватый оттенок.

• Медный

Усиливается при помощи синего цвета.

Рядом с синими тонами приобретает золотистый оттенок.

• Ржаво-красный

Рядом с фиолетовым цветом приобретает желтоватый оттенок.

• Серый

Усиливается при помощи желто-зеленого и солнечного цвета.

Рядом с солнечным цветом и цветом охры становится темнее, с синеватым оттенком, более блестящим.

• Цвет олова

Усиливается при помощи охры.

Рядом с желто-зеленым цветом становится темнее и теплее.

• Серебряный

Усиливается при помощи черного цвета.

Рядом с пурпурным цветом становится блеклым и приобретает зеленоватый оттенок.

Рядом с темно-фиолетовым цветом становится светлее и приобретает желтоватый оттенок.

• Белый

Усиливается при помощи черного и всех темных цветов.

Рядом с черным цветом становится чисто белым.

Рядом с фиолетовым и синим цветами становится теплым, как бы пушистым.

Рядом с темно-синим цветом становится чисто белым.

Рядом с оранжевым цветом имеет ярко-синий оттенок.

Рядом с розовым и красным цветом приобретает ярко-бирюзовый, холодный оттенок.

Рядом с зеленым цветом приобретает красноватый оттенок.

Рядом с желтым цветом приобретает фиолетовый оттенок.

• Серо-синий

Усиливается при помощи светло-желто-оранжевого цвета.

Рядом с белым цветом становится темнее, приглушеннее.

• Синий со стальным отливом

Рядом с черным цветом становится насыщенным, более темным.

• Синий с голубиным оттенком

Усиливается при помощи абрикосового цвета.

Рядом с зеленым цветом приобретаем фиолетовый оттенок.

Рядом с оранжевым цветом приобретаем синеватый оттенок.

Рядом с красным цветом становится холоднее.

• Светлый сине-зеленый

Усиливается при помощи красно-коричневого цвета.

Рядом с белым цветом становится приглушеннее.

• Бирюзовый

Усиливается при помощи оранжевого цвета.

Рядом с черным цветом становится светящимся.

• Зеленый

Усиливается при помощи желто-розовых оттенков.

Рядом с белым цветом становится зеленым, как трава.

• Зеленый, как мох

Усиливается при помощи оранжево-красных оттенков.

Рядом с черным цветом становится нейтральным.

• Ореховый

Усиливается при помощи светло-зеленого цвета.

Рядом с зелеными тонами приобретает красноватый оттенок.

• Кофейно-коричневый

Усиливается при помощи кремово-желтого цвета.

Рядом с желтыми тонами приобретает фиолетовый оттенок.

Рядом с красными тонами приобретает сероватый, зеленоватый оттенок.

Цветовая гармония малых контрастов

Когда разные цвета объединяются в единое целое, мы можем почувствовать, благоприятно это созвучие для нас, или нет. Если оно нам нравится, мы говорим о гармонии.

Слово "гармония" происходит от греческого и означает "соединение, соразмерность, согласие". В гармонии разные части соединяются в единство, в котором ничто ничему не мешает.

Возможная комбинация оттенков цвета бесконечно велика. Если взять много различных оттенков цвета всех цветовых направлений вместе, то композиция будет смотреться пестро, что, несомненно, содержит свою привлекательность. Но все же композиции с сознательно выбранными цветовыми комбинациями становятся более четкими и имеют большую привлекательность.

Разобраться в вопросе подбора цвета помогает знание гармонии, которую флористы условно подразделяют на две части: гармония цветов с незначительными различиями и гармония цветов с большим контрастом.

Гармонию малых контрастов называют также гармонией малых расстояний. Это говорит о том, что речь идет о цветах, которые находятся в цветовом порядке рядом друг с другом, как в цветовом круге, так и в цветовом шаре.

Мы различаем три гармонии малых контрастов:

1. Гармония в созвучии.

2. Гармония родственных цветов.

3. Гармония соседних красок.

Гармония в созвучии

В этом случае флорист подбирает один цвет с различным значением светлости. Их диапазон можно увидеть на цветовом шаре, если постепенно идти от чистого цвета на экваторе вверх или вниз к белому и черному полюсу. Пастельные тона и более темные тона относятся к одному чистому цвету, они лишь содержат больше белых или черных частей. В этом случае мы имеем дело с гармонией в созвучии.

В природе достаточно часто встречаются цветы, у которых бутоны окрашены пастельной и интенсивной окраской одного цвета. Например, цикламен, фрезии, иногда пионы и т.д.

Если же флорист комбинируют различные цветы по этому закону гармоничности, ему нужно быть внимательным, чтобы найти подходящий цветовой нюанс. К пурпурной розе и розоватому оттенку левкоя подходит в этом случае не каждая розовая гвоздика. Ведь оттенок может переходить уже слегка в красно-оранжевый цвет, цвета лососи, и гармония может не состояться.

Композиции с цветовой гармонией в созвучии смотрится спокойно, мягко, тонко, согласовано и сдержанно, так как она смотрится как игра со светом и тенью только одного цвета. Поэтому она хороша там, где речь идет о аристократической сдержанности, о скромности, о тонком нюансе и мягком цветовом воздействии.

Сосуд в таких аранжировках должен тоже соответствовать этой гармонии. Желательно, чтобы он имел более темный вариант выбранного цвета. Возможен и белый цвет, если растительность в аранжировке приобретает пастельные тона ближе к сосуду и получается плавный переход.

Гармония в созвучии - это база каждой композиции с использованием цвета. Она может обогатить все другие гармонии, прежде всего большого контраста, так как она содержит необходимый контраст освещенности.

Гармония родственных цветов

Родственными называют вещи равного происхождения и равной, или похожей, сущности. Родственные цвета происходят от похожих основных цветов, без больших различий. Сюда могут относиться и смешанные краски, и пастельные тона, в которых присутствуют части основного цвета.

Различается восемь цветовых семей, разных по величине.

Желтое семейство относительно мало, так как желтый с добавлением синего (переход в зеленый ), красного (переход в оранжевый ), красного с синим (добавление коричневого цвета) быстро теряет свой лучистый эффект. Желтый, золотисто-желтый, кремово-желтый, песочно-коричневый, яркo-оливково-желтый цвета являются примерами желтого семейства.

Красная семья по праву считается большой. Ее можно увидеть от оранжевого до фиолетового в цветовом круге, кроме того сюда относится множество смешанных красок, пастельные и темные тона.

В оранжевую семью входят оранжевый цвет, желто-оранжевый, красно-оранжевый, оранжевый, как лиса, медный, каштаново-коричневый.

Фиолетовая семья тоже имеет собственный характер, и к ней можно отнести фиолетовый, сиреневый, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый, ежевичный, пастельные и темные фиолетовые тона, сероватые лиловые тона.

Синяя семья простирается до фиолетового цвета, имеет свой центр в чисто синем цвете и начинается с зелено-синего. Кроме того, пастельные и темные тона появляются в голубом цвете, с голубиным оттенком, серо-голубом, голубом со стальным отливом, темно-синем и т.д. Синяя семья имеет самый большой светло- темный диапазон.

Зеленая семья тоже очень большая, со многими зелеными тонами от бирюзового цвета до желто-зеленого, а также с темно-зелеными разновидностями, пастельными тонами.

Нецветная семья объединяет белый и черный цвет, а так же все оттенки серого.

Кроме того, существует еще и коричневая семья. Коричневые тона имеют свой собственный характер, поэтому их относят к другим семействам только тогда, когда они усиливают акцент этих семейств ( например, красно-коричневый в красной семье, ярко-фиолетово-коричневый в фиолетовой семье). Коричневый цвет, а также цвет земли, имеет много нюансов от светлого коричнево-бежевого, охры, желтоватого, красноватого и зеленоватого до темно-коричневого и черно- коричневого.

Если флорист решил использовать гармонию родственных цветов, то ему необходимо учитывать некоторые особенности этой гармонии.

Нужно понять, что равенство цветов по своей сущности ведет к свободному от напряжения, унифицированному, сконцентрированному на основной краске эффекту. Но это может нести и негативный фон монотонности и однообразия. А несколько пятен красок из другого семейства могут сразу изменить такое отношение, и аранжировка значительно оживится. При этом гармония преобладающей цветовой семьи не будет разрушена.

Поэтому гармоничность родственных цветов хорошо подходит для комбинации с гармоничностью больших контрастов.

Гармония соседних красок

Соседние краски находятся в цветовом круге рядом. Если флорист составит букет с использованием желтого, желто-оранжевого, оранжевого и красно-оранжевого цвета, то есть использует четыре цвета из цветового круга, находящихся рядом друг с другом, то это и будет гармония соседних цветов.

Если же к желтому цвету приобщить зеленый, как листва, для образования гармонии соседних красок нужно добавить желто-зеленый цвет молодой листвы или соответствующий ему смешанный нюанс, например, светло-оливковый.

Это соседство красок можно определить при помощи угла, исходящего из центра в цветовом круге.

Смешанные цвета будут входить в гармонию соседних красок исходя из их родства с чистыми цветами.

Примеры такой гармоничности часто находят в растительном мире.

Цветовая игра тагетеса идет, например, от лимонного до золотисто-желтого тона и от оранжево-желтого до красно-коричневого. Цвет горошка сочетает в себе красный, пурпурный, фиолетовый и сине-фиолетовый цвет с соответствующими пастельными красками.

Но, несмотря на то, что в этой гармонии используется много разновидностей цветов, их нельзя назвать пестрыми.

Гармоничность соседних красок может дополняться цветами, лежащими в цветовом кругу напротив.

Цветовая гармония больших контрастов

При цветовой гармонии больших контрастов комбинируются оттенки цвета, которые достаточно далеко удалены друг от друга в цветовом круге или шаре. Если брать такие цвета без связывающего промежуточного тона или окружающих их цветовых нюансов, то цветовое звучание смотрится напряженно и живо. А при более чем трех цветах и равных количествах просто пестро.

Флористы охотно ограничивается гармоничными двухцветными или трехцветными сочетаниями.

Гармоничные двухцветные сочетания

Существуют следующие правила гармоничного сочетания двух красок:

Цвет и дополнительный цвет: цвета лежат в цветовом круге диаметрально противоположно.

Такими цветовыми парами в цветовом кругу являются:

• Желтый - Фиолетовый

• Желто-оранжевый - Сине-фиолетовый

• Оранжевый - Синий

• Красно-оранжевый - Сине-зеленый

• Красный - Зеленый

• Красно-фиолетовый - Желто-зеленый


В цветовом шаре тоже есть такие цветовые пары, которые образуются прохождением оси шара через его центр. Например, диаметрально противоположным розовому цвету ( светло- красному ) будет темно-зеленый цвет.

Если флорист использует не чистые краски, а смешанные цвета, он пользуется своими ощущениями и вышеуказанными правилами для того, чтобы приблизительно обозначить месторасположение краски в цветовом круге и подобрать к ней контраст.

Такие гармоничные, контрастные сочетания довольно часто встречаются в природе. Ярко-красные ягоды рябины в зеленой листве, оранжево-синий цветок стрелиции, фиолетово-желтые анютины глазки.

Цвет и соседняя краска дополнительного цвета: соседние цвета дополнительного цвета имеют с ним так много общего, что тоже находятся с основным цветом в гармоничном отношении.


Такими цветовыми парами являются:

• Желтый и красно-фиолетовый

• Желтый и сине-фиолетовый

• Желто-оранжевый и синий

• Желто-оранжевый и фиолетовый

• Оранжевый и сине-фиолетовый

• Оранжевый и сине-зеленый

• Красно-оранжевый и синий

• Красно-оранжевый и зеленый

• Красный и сине-зеленый

• Красный и желто-зеленый

• Красно-фиолетовый и зеленый

• Красно-фиолетовый и желтый

• Фиолетовый и желто-зеленый

• Фиолетовый и желто-оранжевый


Если цвет и дополнительный цвет сопровождаются еще и соседней краской дополнительного цвета, получается гармоничное трехцветное сочетание.

Цвет и нецвет: этот контраст является большим тогда, когда чистый оттенок цвета комбинируется с белым или черным цветом.

Сочетание красного и белого цветов, например, является таким напряженным, что не стоит удивиться тому, как часто эти цвета применяются без использования связывающих их пастельных красок на праздниках и торжественных событиях.

Хотя в данном случае этот двойной тон исходит от цвета бутонов, а зеленый цвет листвы в аранжировках является естественным дополнением и смягчает жесткий двойной тон. Чтобы быть абсолютно точным, гармоничное трехцветное сочетание смотрится так из-за контрастных красного и зеленого цветов с бесцветным белым.



Гармоничное трехцветное сочетание

Для определения гармоничного сочетания трех цветов снова необходимо пользоваться цветовым кругом. /

Гармония равностороннего треугольника: треугольник основных цветов связывает три основных цвета, которые разделяют круг на три части. Это - равносторонний треугольник.

Так как три основных цвета гармонично подходят друг другу, гармоничны так же и три цвета, которые лежат при вращении треугольника на его вершинах. Таким образом, мы получим еще три гармоничных сочетания:

• Желто-оранжевый - Сине-зеленый - Красно-фиолетовый

• Оранжевый - Фиолетовый - Зеленый

• Оранжево-красный - Фиолетово-синий - Желто-зеленый

Такая гармоничность трех цветов будет смотреться напряженно, так как все три составляющих происходят из разных цветовых семей.

Если мы хотим немного смягчить эту напряженность, эти чистые цвета можно заменить родственными смешанными цветами. При этом могут возникнуть увлекательные комбинации красок. Например, такие:

• Золотой - красно-бордовый - цвет голубой ели

• каштаново-коричневый - аметистовый - серо-зеленый

• золотисто-красно-каштановый - голубой - желто-зеленый

Гармония равнобедренного треугольника: она получается, если одну из контрастных красок, расположенных в цветовом круге друг напротив друга, заменить на две соседние. В этом случае возникает равнобедренный треугольник.

При любом повороте этого треугольника в цветовом круге на его вершинах будут лежать три гармонирующие цвета. Два из них находятся относительно близко, а третий является самым большим контрастом.

Следующие цвета будут составлять гармонию равнобедренного треугольника в двеннадцатицветном кругу:

• Желтый - сине-фиолетовый - красно-фиолетовый

• Желто-оранжевый - фиолетовый - синий

• Оранжевый - сине-зеленый - сине-фиолетовый

• Красно-оранжевый - синий - зеленый

• Красный - сине-зеленый - желто-зеленый

• Красно-фиолетовый - зеленый - желтый

• Фиолетовый - желто-зеленый - желто-оранжевый

• Сине-фиолетовый - желтый - оранжевый

• Синий - желто-оранжевый - красно-оранжевый

• Сине-зеленый - оранжевый - красный

• Зеленый - красно-оранжевый - красно-фиолетовый

• Желто-зеленый - красный - фиолетовый

Двойной тон плюс нецветная краска: это гармоничное трехцветное сочетание не такое цветное, как другие, так как черный или белый цвет смотрятся только как фактор освещенности. При этом черный или темно-серый цвет делают краски светящимися, а белый цвет освещает композицию. Такое сочетание встречается довольно часто, так как белый цвет - это непременный атрибут многих аранжировок.

Каждая из этих гармоний больших контрастов может связываться с гармонией малых контрастов. Игра красок становится богаче, и осознанно оформленная цветовая композиция более выраженной. Разумеется, это нелегко, так как нужно найти подходящие цветовые нюансы и привести их в гармонию.

Цветовые настроения

Цвета - это тона, которые способны менять наше настроение. Они могут звучать громко или тихо, взбудораживать нас или успокаивать, веселить или настраивать на раздумья.

Флорист может радовать окружающих этим воздействием красок на восприятие и неосознанные поступки людей.

Этого можно достичь в том случае, если

• цвета были обдуманно использованы в качестве выразительного средства

• цвета были выбраны соответственно случаю

• были сознательно использованы значимость контраста или гармоничностей, вложены свои чувства в аранжировку

Поэтому флорист должен знать теорию цвета и анализировать свое собственное чувство красок.

Оттенок цвета и воздействие

Каждый оттенок цвета имеет свое воздействие. Оно исходит из свойств краски, как оттенка цвета, имеющего свою освещенность и чистоту. Хотя у каждого человека есть свои предпочтения к разным цветам, в целом он воспринимает их одинаково со всеми.

Рассмотрим некоторые оттенки цвета и исходящие от их воздействия. При этом рассматривать будем не только чистые цвета, но и смешанные, так как они составляют большую и важную часть цветочных композиций. Заметим, что в пределах групп цвета различной освещенности появляются и оттенки одного цвета.

Белый цвет

Явления (оптические и чувственные) светло, чисто

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона спокойно, празднично

Воздействие внутри цветовой комбинации дает свет

Желтый, золотисто-желтый цвет

Явления (оптические и чувственные) лучистый, струящийся, солнечный

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона взбудораживающе, бодряще

Воздействие внутри цветовой комбинации приносит широту и лучистость в картинку, добавляет живость

Бежевый, песочный цвет

Явления (оптические и чувственные) матово, сухо

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона успокаивающе, не охлаждая

Воздействие внутри цветовой комбинации тихий, контрастный или промежуточный тон

Цвет молодой листвы и цвет липы

Явления (оптические и чувственные) свежо, зовущий прислонится

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона дружественно

Воздействие внутри цветовой комбинации нуждается в партнере, который бы поддерживал (коричневый, темно-зеленый, темно-синий и т.д.)

Розовый цвет, цвет лососи

Явления (оптические и чувственные) нежно, мягко

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона смягчающе

Воздействие внутри цветовой комбинации приносят дружественную, мягкую освещенность в игру цвета, без темных партнеров они смотрятся тускло, блекло, слабо

Светло-голубой, цвета неба

Явления (оптические и чувственные) воздушно, раскачиваясь, свежо, мягко

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона мечтательно, освобождающе

Нежно-лиловый, пастельно-фиолетовый цвет

Явления (оптические и чувственные) бессильно, нерешительно

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона сдержанно,пугливо

Светлые серые тона

Явления (оптические и чувственные) светло, бесцветно, туманно

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона успокаивает, отвлекает

Воздействие внутри цветовой комбинации средние и сильные контрасты располагаются нейтрально

Черный, антрацит, темно-серый

Явления (оптические и чувственные) темно, мрачно, безжизненно, спокойно

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона серьезно, сдержанно

Воздействие внутри цветовой комбинации приносит глубину и бесконечность, слишком мрачный

Фиолетовый цвет

Явления (оптические и чувственные) тяжело, глубоко

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона серьезно, обдуманно

Воздействие внутри цветовой комбинации углубляет и успокаивает

Синий цвета ночи, синий ультрамарин

Явления (оптические и чувственные) спокойно, отрезвляюще, ясно

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона господствует, без возбуждения чувств

Воздействие внутри цветовой комбинации заставляет светиться "солнечные" тона

Пурпурно-красный

Явления (оптические и чувственные) полный мягкой жары

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона возвышает, создает чувства существенного

Воздействие внутри цветовой комбинации приносит наполненность и глубину

Черно-коричневый

Явления (оптические и чувственные) массивно, крепко

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона стабилизирующе

Воздействие внутри цветовой комбинации притупляет напряжение живых цветов

Темно-зеленый

Явления (оптические и чувственные) спокойно

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона смягчающе

Воздействие внутри цветовой комбинации подчеркивает естественность

Красный, кресс

Явления (оптические и чувственные) активно, неспокойно, громко

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона возбуждающе, активизируя, направленность наружу

Воздействие внутри цветовой комбинации оживленно, приносят напряжение, полное сил воздействие

Оранжевый

Явления (оптические и чувственные) тепло, живо

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона весело, оживляя

Воздействие внутри цветовой комбинации активизирует, не оттесняя

Зеленый

Явления (оптические и чувственные) пассивно, спокойно, естественно

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона успакаивающе, отдыхающе

Воздействие внутри цветовой комбинации естественная натуральность, подчеркивает рост

Бирюзовый, голубой лед

Явления (оптические и чувственные) холодно, влажно

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона холодит, приглушает

Воздействие внутри цветовой комбинации привлекает голубым тоном, бросается в глаза посредством оранжевого цвета

Ржаво-коричневый, каштаново-коричневый, медно-коричневый

Явления (оптические и чувственные) тепло, крепко, стабильно

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона вызывает чувство уюта и комфорта

Воздействие внутри цветовой комбинации создает связи, укрепляет и обогащает.

Кофейно-коричневый, шоколадно-коричневый

Явления (оптические и чувственные) солидно, приземленно

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона придает уверенность, прочность

Мышинно-серый

Явления (оптические и чувственные) индифферентно, безжизненно, затемненно

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона нейтрализует, приглушает

Воздействие внутри цветовой комбинации может быть слишком стерильным, является посредником между белым и черным

Цветовое настроение композиции зависит от:

1. Количества. В большинстве случаев большая по количеству краска задает тон и решает, успокаивает ли или побуждает, веселит ли или заставляет задуматься, действует ли расслабляюще или приятно волнует цветочная аранжировка.

2. Выбранных гармоничностей. Гармоничность с незначительным контрастом смотрится не так напряженно, мягче и связаннее, чем гармоничность с большим контрастом.

3. Качества. Много чистых красок могут легко привести к пестроте, в которой никакой цвет не может задеть специальные настроения, в то время как смешанные цвета соединяют и смягчают, создают обрамление, в которой чистый цвет может расширить свое специальное воздействие.

4. Расположение красок. Если краска однородно распределена в композиции, ее воздействие несильное. Если же она расположена в одном месте, ее воздействие значительно усиливается.

То есть, на основании вышесказанного, существуют не только оттенки цвета, которые обуславливают цветное воздействие композиции, но и изобразительные средства.

Символика цвета

Самое первое, на что обращает внимание человек при взгляде на что-либо - это цвет. Человек реагирует на цвет непосредственно ощущениями, не делая разумных заключений. И поэтому один из самых главных моментов флористики - умение пользоваться теорией цвета. Это достаточно сложный вопрос, так как наука о цвете охватывает много областей знаний - таких как физика, физиология, психология и эстетика. Для флористов эти знания необходимы как средство выражения в своем творчестве.

Цвета являются символами для разных явлений - таких, как свобода или счастье, скорбь или сила, радость или обдумывание. Значение, которое присвоено цветам, развивалось из ощущения красок, их воздействия на человека.

Рассмотрим символику наиболее распространенных цветов.

Желтый цвет

Он ассоциируется с солнцем и солнечным светом, так как солнечные лучи имеют этот цвет. Он ассоциируется с интересом, любопытством и даже завистью, так как его яркость как бы освещает лучше всех других цветов окружающий мир. Он ассоциируется с оптимизмом, так как ему свойственно ободрять и оживлять, как солнечному свету. Он ассоциируется с интуицией, вдохновением, ожиданием - так как его яркий свет может пробить темноту.

Золотисто-желтый цвет

Прежде всего, он ассоциируется с богатством - так как именно этот цвет имеет золото. Он так же обозначает и счастье, так как в нем присутствует дружественная, поддерживающая сила. В нем чувствуется и солнечная сила, так как легкая примесь красного делает этот цвет не таким легким, как желтый, дарит ему некоторую "приземленность".

Оранжевый цвет

Этот цвет уже греет, как солнце - ведь это самый теплый из всех цветов, он действует тепло и мягко, активно, но ласкающе. Поэтому он и означает тепло души, сочувствие, общительность и радость.

Красный цвет

Самый активный из всех цветов, он символизирует такие чувства, как возбуждение и эротика. Ведь красный цвет ускоряет пульс и повышает давление в крови, побуждает к реакциям. Он символизирует силу и активность, так как действует сильно и активно. Выделяясь среди других, он обозначает отстаивание своих прав, самоуверенность.

Темно-красный цвет

Ассоциируется с темпераментом и страстью, так как его воздействие импульсивно, возбуждающе, полно чувств. Он может даже символизировать борьбу и революцию, так как действует агрессивно и воинственно

Пурпурный цвет

С одной стороны, этот цвет символизирует силу и достоинство, так как участие синего цвета успокаивают активность красного. Эта сила привлекательна, содержит в себе господство.

С другой стороны, этот цвет символизирует любовь, но не такую сгорающую, как красный цвет, а наделенную чувствами, чудесными свойствами, полную сил.

Фиолетовый цвет

Это одновременно и праздничный, и мистический цвет, он тяжелый и таинственный, серьезный и спокойный, полный глубины. Он направлен внутрь самого себя, так как части красного цвета удерживаются синим. Это цвет эксклюзивный, так как он смотрится спокойно, сдержанно, полным достоинства.

Ультрамарин

Он означает конструктивные мысли, так как смотрится спокойно и ясно. Так же он символизирует и самостоятельность, так как синий цвет сильно превосходит над красным, мысли поворачиваются от чувств к реальности.

Синий цвет

Он символизирует верность, так как подразумевает сознательные и продуманные действия.

Он символизирует и сознание, мечтательные размышления, так как смотрится тихо и спокойно.

Он означает и свободу - светлый синий как бы свободен от земного притяжения, он парит, мысли человека свободны при созерцании этого цвета.

Но он означает и тоску, стремление - с ним хочется унестись в "голубую даль", мысли отворачиваются от реальности.

Бирюзовый цвет

Он независим, так как смотрится холодно и даже бесчувственно. Он означает и идеализм, так как большая часть синего означает мысль, а небольшая часть желтого - на происхождение мысли, вдохновение, внезапно пришедшую идею.

Зеленый цвет

Он олицетворяет надежду, так как там, где есть зеленый цвет, там есть надежда на жизнь. Он означает и мир, так как успокаивает, настраивает на жизнь без борьбы. Он обостряет наше восприятие, так как действует естественно и побуждает нас к наблюдениям.

Желто-зеленый цвет, цвет молодой листвы

Он олицетворяет молодость и восприимчивость - эти ассоциации связаны с молодой листвой, которые впитывают солнечный свет.

Коричневый цвет

Он символизирует постоянство и реальность. Спокойные, крепкие, земляные краски действуют массивно и плотно, действенно и уверенно, продолжительно и хватко.

Черный цвет

Он означает скорбь и смерть, так как смотрится мрачно и безжизненно из-за отсутствия цвета. Но в нем заключено и достоинство, он смотрится как "элегантность во фраке".

Серый цвет

Это страх, так как серый цвет кажется неопознанным, смотрится как бы в стороне, напуганным. Он означает и нейтралитет, так как сам индифферентен.

Белый цвет

Олицетворяет праздник, так как сам лучится, хотя и спокойно. Он означает чистоту и непостижимость, так как является посредником между человеком и чем-то духовным, и сам меняется в зависимости от того, какая краска рядом. Он же обозначает и смерть в качестве духовной формы дальнейшего образа жизни.

Розовый цвет

Это нежность и восприимчивость, так как сила красного цвета смягчена белым, который не призывает чувства действовать, как при красном цвете.

Нежно-фиолетовый цвет

Он означает сдержанность и воспоминания - чувственная часть красного смешана с мечтательностью синего и оба они ослаблены влиянием белого цвета.

Голубой цвет

Синонимом ему могут стать слова мечтательность и романтика.

Каким же образом можно использовать данные знания о символике цвета?

Например, нам нужен букет для встречи друга, который приезжает к Вам в гости. Кремово-желтый и желтый цвет покажут ожидание и предстоящую радость, оранжевый подразумевает веселый вечер с разговорами, коричневые тона указывают на крепкую, длительную дружбу.

Для невесты, например, подойдет нежно-зеленый цвет, так как он будет указывать на ее молодость и надежду, розовые тона, так они будут смотреться нежно и мягко, и, разумеется, белый цвет - так как он выглядит празднично и символизирует чистоту.



13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование символики цвета на занятиях в кружке "Цветик-семицветик"

Автор: Ковбасюк Елена Владимировна

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237702


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства