подготовка младших дошкольников к музыкальному обучению задачи и проблемы.
Подготовка младших дошкольников к музыкальному обучению задачи и проблемы.
Головко-Витанис Оксана Валерьевна
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
Подготовка младших школьников к музыкальному обучению: задачи и проблемы
В связи с широким распространением идей непрерывного образования в мировой практике складываются предпосылки для создания учреждений художественного образования с многоуровневой организацией обучения. Чтобы обеспечить приток профессионально подготовленных абитуриентов, вузы стремятся создавать многоступенчатую структуру «дошкольный комплекс – школа – колледж – вуз», которая позволяла бы с самого начала грамотно проектировать и реализовывать обучение потенциальных абитуриентов для таких учреждений и вести планомерную воспитательную работу не только с детьми, но и с их родителями.
Проблема выбора психологически очень сложна и может быть связана со стрессом. Каждый человек имеет определенные задатки. Это природные предпосылки развития способностей, и они многозначны. Таким образом, особо организованная музыкальная среда в период раннего детства способствует музыкальному развитию, что является свидетельством подготовки дошкольника к дальнейшему профессионально – ориентированному музыкальному обучению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«подготовка младших дошкольников к музыкальному обучению задачи и проблемы. »
Головко-Витанис Оксана Валерьевна
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
Подготовка младших школьников к музыкальному обучению: задачи и проблемы
В связи с широким распространением идей непрерывного образования в мировой практике складываются предпосылки для создания учреждений художественного образования с многоуровневой организацией обучения. Чтобы обеспечить приток профессионально подготовленных абитуриентов, вузы стремятся создавать многоступенчатую структуру «дошкольный комплекс – школа – колледж – вуз», которая позволяла бы с самого начала грамотно проектировать и реализовывать обучение потенциальных абитуриентов для таких учреждений и вести планомерную воспитательную работу не только с детьми, но и с их родителями.
Проблема выбора психологически очень сложна и может быть связана со стрессом. Каждый человек имеет определенные задатки. Это природные предпосылки развития способностей, и они многозначны. Таким образом, особо организованная музыкальная среда в период раннего детства способствует музыкальному развитию, что является свидетельством подготовки дошкольника к дальнейшему профессионально – ориентированному музыкальному обучению. Необходимо в процессе занятий с дошкольниками сформировать устойчивый интерес к содержанию музыкальной практики, который перерастает в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности.
Занятия музыкой в профессиональном отношении, к сожалению, утратили свою престижность. Профессия музыкального педагога не входит в социальные предпочтения молодежи. Поэтому дополнительное образование рассматривается многими родителями как фактор повышения общеэстетической культуры детей, и не более. Однако в последние годы на рынке труда возникает спрос на ряд специальностей, отдельными гранями связанных с музыкой. Например, глубокие базовые музыкальные знания и навыки в сочетании с техническим образованием позволяют реализовываться в звукорежиссуре. Знание иностранного языка дает возможность не только грамотно переводить музыковедческие труды, но и быть образованными представителями по культуре в различных странах. Сочетание двух таких специализаций, как программист и музыковед, также дает достаточно широкий спектр для применения своих способностей. Кроме того, дошкольники, избрав в будущем музыкальную профессию, смогут стать, говоря современным языком, своеобразными «инструкторами» по формированию личности, способной творчески самоопределиться, самореализоваться. Возможность получить такую универсальную специализацию становится привлекательным для родителей.
Подготовка к профессионально – ориентированному музыкальному обучению в раннем детстве имеет важное значение не только для формирования интереса к занятиям музыкой, но и для развития способностей, от которых зависит дальнейшая успешность приобретения знаний, умений, навыков. «Свойство компенсации одних способностей при помощи развития других открывает возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии, и совершенствования в ней». [5].
Что же такое профессиональная ориентация? Это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также в проведении комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей, социально – экономической ситуации на рынке труда [2].
Профессиональная ориентация (фр.orientation – установка) – это комплекс психолого – педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование стратегий профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека, а также потребности общества в специалистах.
Для каждого человека важна осведомленность о своих психо – физиологических способностях и возможностях, о степени соответствия различным сферам деятельности. Эти знания позволяют родителям спрогнозировать успешность дальнейшего развития ребенка. Поэтому основным содержанием деятельности педагога является изучение воспитанника, создание условий для формирования и развития личностных качеств, позволяющих успешно осваивать азы будущей профессии.
Удельный вес художественно – эстетического направления в обучении детей возрастает в связи с личностно – ориентированной, гуманистической образовательной концепцией России. Человек будущего – это личность, свободная от стереотипов, способная общаться на музыкальном языке, вести самостоятельный поиск духовных ценностей и формировать свой эстетический вкус. В жизни современного человека можно выделить три культурных слоя: образованность, гражданственность, цивилизованность. Образованность питается искусством, наукой, религией, моралью. Поэтому, создавая определенную профессиональную ориентацию в раннем детстве, мы решаем следующие задачи: формируем образованную личность, способствуем физическому, психическому, духовному развитию, социальной адаптации.
Вместе с тем музыкальное обучение в раннем детстве – это достаточно спорный вопрос. Возможно, ли музыкальное обучение у младших дошкольников и существует ли такая необходимость?
Многие известные представители музыкальной педагогики (К.Орф, С.Судзуки, Т. Юдовина – Гальперина, Т.Смирнова) считают, что чем раньше начинается музыкальное развитие, тем ярче результаты. В возрастной психологии существует мнение, что зарождение интереса к серьезным занятиям музыкой происходит только в дошкольном детстве (от 3 до 6 лет). Однако возраст, с которого возможно обучение музыки, определяют по – разному. Т. Юдовина – Гальперина считает, что пока полностью не сформировалась речь ребенка, индивидуальные занятия в классе по специальности непродуктивны. Это значит, что только с трех лет возможно музыкальное обучение, а до этого возраста предпочтительны лишь групповые занятия. Именно в этот период у детей возникает удовольствие от прослушивания музыки, от «повторения музыкальных рядов, и увлеченность музыкальными занятиями (пение, танцы, ритмические движения под музыку), развитие музыкальных способностей».
В то же время Петровский, Давыдов считают, что формирование знаковой деятельности у дошкольников (употребление слов, цифр, нот…) свидетельствует не только об интеллектуальном развитии, но и является предпосылкой для обучения ребенка. Таким образом, благодатным возрастом для обучения также является период раннего детства (от 1 до 3 лет).
Вместе с тем уже к моменту рождения ребенка его нервная система в основном сформировалась, активно функционируют зрительные и слуховые анализаторы, существует элементарная способность к эмпатии (к пониманию эмоционального состояния другого человека по мимике, жестам, пантомиме), к различению тембра, громкости, высоты звуков. В конце одного года наблюдаются некоторые зачатки игровой деятельности с реальными предметами, которые предпочитаются игрушке, склонности к подражанию.
Все выше перечисленные способности позволяют утверждать, что существуют психологические и физиологические предпосылки для раннего обучения детей музыке – в период от 1 года до 3 лет.
Организация музыкальных занятий для самых маленьких требует особой методики, использования различных педагогических приемов.