kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"П.И. Чайковский для детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фортепианные произведения П.И. Чайковского являются значительной частью его творчества. Главный цикл фортепианных пьес для детей "Детский альбом", который пользуется огромной популярностью среди учащихся детских школ искусств. Эти произведения разнообразны по своему сюжету и характеру. Также большой популярностью пользуется цикл пьес "Времена года" для учащихся старших классов и музыкального училища. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"П.И. Чайковский для детей"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 8






Методическая разработка




«Фортепианные произведения

П.И. Чайковского в детском репертуаре

школ искусств».


автор:

преподаватель фортепианного отделения

МБУ ДО ДШИ № 8

Андреева Галина Владимировна











Ульяновск

2016 г.

«Фортепианные произведения

П.И. Чайковского в детском репертуаре

школ искусств».


Содержание:

I. Введение.

II. Музыкальные жанры и стилевые особенности фортепианных произведений Чайковского.

  1. Лирические пьесы.

  2. Пьесы в русском народном духе.

  3. Фортепианные циклы.

  4. Крупные произведения концертного жанра.

  5. Обзор фортепианных сочинений.

III. Заключение.

IV. Список использованной литературы.


I. Введение

Имя П.И. Чайковского – одно из самых славных имен в истории русской и мировой культуры. Трудно представить себе столь громкую и столь заслуженную славу. Немногим художникам довелось при жизни познать не только восторги творчества, но и восторги благодарных слушателей. Чайковский познал и то, и другое.

Фортепианные сочинения П.И. Чайковского – значительная по масштабам, многообразная по содержанию и форме часть творческого наследия композитора: в целом создано 117 фортепианных произведений самых различных жанров. Наряду с монументальными концертами и «Большой сонатой», перу композитора принадлежит несколько фортепианных циклов, а также множество фортепианных миниатюр (вальсы, ноктюрны, экспромты, характерные пьесы и др.).

Чайковский не был концертирующим пианистом. Публичные выступления всегда стоили ему огромного нервного напряжения. Между тем он блестяще владел фортепиано, что неоднократно отмечали многие современники, в том числе известный музыкальный критик Г. Ларош, писавший, что он мог исполнять пьесы «первоклассной трудности». Знание технических возможностей инструмента, широкая эрудиция в области фортепианной литературы позволили композитору создать свой собственный своеобразный фортепианный стиль, который сложился под влиянием выдающихся образцов фортепианной музыки XIX века – произведений Рубинштейна, Глинки, Листа, Шопена и, в особенности, Шумана, чью музыку Чайковский всегда высоко ценил. Критически осмысливая опыт этих художников, он брал из него только то, что отвечало его вкусам и представлениям.

II. Музыкальные жанры и стилевые особенности фортепианных произведений Чайковского.

Судьба фортепианных произведений сложилась по-разному. В то время как некоторые – Первый концерт, «Детский альбом», «Времена года» - приобрели широкую популярность, другие известны публике значительно меньше. К их числу относится четырехчастная Соната до диез минор, сочиненная в 1865 году, изданная в 1900 году, уже после смерти автора. Это одно из самых ранних произведений композитора. В нем нашли отражение оптимизм молодости, чувство любования окружающим миром, светлое, романтическое восприятие жизни.

  1. Лирические пьесы

Основную часть его фортепианных сочинений представляют небольшие и технически несложные пьесы, рассчитанные на средние любительские возможности. Чтобы понять место и значение музыки Чайковского, важно вспомнить, что эпоха, в которой жил и творил композитор, была ознаменована расцветом домашнего музицирования. Многие пьесы, таким образом, были адресованы тысячам любителей музыки и нашли в их среде душевный отклик. Это фортепианные миниатюры в типичных для романтического пианизма жанрах: романс, ноктюрн, экспромт, юмореска. Для композитора характерен интерес к яркой образности и психологизму программных названий. В этом плане его мироощущение можно считать созвучным шумановскому, но оригинально преломленным в национально-русском варианте. Фортепианные миниатюры Чайковского разнообразны по характеру поэтических образов и жанрам. Значительное место среди них занимают лирические пьесы. Эмоциональный диапазон их достаточно широк, но нигде не выходят за рамки «камерности». Многие из них проникнуты интонациями народных крестьянских и городских песен, бытового «чувствительного» романса. Выразителем лирического начала в музыке Чайковского является, прежде всего, мелодия. При воспроизведении ее исполнитель обычно сталкивается с необходимостью сочетать певучесть и широту дыхания с выявлением богатства «речевых» интонаций. Обилие акцентов, черточек, штрихов оркестрового типа, других указаний автора относительно исполнения его лирических мелодий представляет далеко не легкую задачу. В миниатюрах широко представлены пьесы танцевальной формы – мазурки, польки, вальсы.

Серия разнообразных по характеру вальсов занимает особое место среди его лирических миниатюр: Вальс-каприс, Вальс-скерцо, Салонный вальс, Сентиментальный вальс, Вальс-безделушка, шутливо-игрушечный Пятидольный вальс и просто вальсы без дополнительных определений. В ритме вальса выдержаны некоторые из пьес, не имеющих этого обозначения. Вальсовостью пронизаны многие миниатюры из «Детского альбома», «Прерванные грезы», соч. 40; «Подснежник» из «Времен года» и другие произведения. Частое применение вальсового ритма было не случайным явлением. Этот ритм, вошедший в 19 веке в бытовую музыку русского города, был одним из выражений демократических принципов художника, стремившегося стать близким и понятным широкому кругу людей.

2.Пьесы в русском народном духе

Особую группу фортепианных произведений составляют пьесы, написанные в русском народном духе. Чаще всего это жанровые народные сцены, где в остроумных «зарисовках» предстают музыкальные подробности народного быта. До Чайковского ни один композитор не воплощал в своих фортепианных произведениях русскую жизнь так многогранно. Помимо мелодического, ладогармонического, полифонического и ритмического своеобразия, они отличаются мастерской имитацией русских народных инструментов – тягучих «разводов гармоники» (за счет чередования доминантсептаккордов в тесном расположении), поэтических свирельных наигрышей (введение трелей), перезвоном бубенцов (форшлаги), гусельных переборов (арпеджированных пассажей), «бряцаний» балалайки. Пьесы этого жанра представлены чрезвычайно разнообразно, начиная с первого печатного опуса, открывающегося «Русским скерцо» и до последнего фортепианного цикла соч. 72, завершенного «Приглашением к трепаку».

3.Фортепианные циклы

Издавая свои фортепианные миниатюры, как правило, сериями по 6, 12 (ор.40), 18 (ор.72) Чайковский не стремился к их внутреннему единству, а группировал в одной серии весьма разнообразные по характеру и по жанру пьесы. Исключением являются два цикла, объединенных общим замыслом, - «Времена года», «Детский альбом». Иной принцип служит объединяющим началом в цикле «6 пьес на одну тему», ор.21. На основе простой, но выразительной песенной темы Чайковский создает ряд разнообразных пьес, включающий прелюдию, фугу, экспромт, похоронный марш, мазурку, скерцо 4.Крупные произведения концертного жанра

В сочинениях более крупного виртуозного плана, рассчитанных на исполнение с концертной эстрады, Чайковский часто обращается к тому же кругу образов быта или опоэтизированной танцевальности, которые так широко и разнообразно представлены в его многочисленных фортепианных миниатюрах, но облекая их в более пышную блестящую пианистическую форму. Это «Русское скерцо», ор.1, «Думка», ор.59, «18 пьес», ор.72, Большая соната Соль мажор, ор.37, фортепианное трио «Памяти великого художника».


5.Обзор фортепианных сочинений

Созданию фортепианных произведений Чайковский уделял внимание на протяжении всей жизни. Характерные черты его фортепианной музыки уже отчетливо определились в 60-х годах, т.е. в ранний период его творческой деятельности. Рассмотрим некоторые произведения этого периода:

«Русское скерцо» си бемоль мажор, соч. 1 № 1(1867г.) – построено на теме эпического склада, которая в процессе варьирования приобретает то шутливый, то спокойный и мягкий характер.

«Экспромт» ми бемоль минор, соч. 1 № 2 (1867г.) – более драматичен. Аккордовая энергичная первая тема в крайних эпизодах контрастирует с лирической второй в среднем эпизоде.

«Вальс-каприс» ре мажор, соч.4 (1868г.) – начинается легко, изящно, «воздушно», но в среднем эпизоде тема приобретает задумчивый характер. Реприза первой темы изложена виртуозно – в октавах и окружена блестящими пассажами.

«Романс» фа минор, соч.5 (1868г.) – образец лирической кантилены, посвящен итальянской певице Дезире Арто, которая приехала в Москву на итальянский сезон и пела в опере Россини «Отелло».

Сборник «50 русских народных песен» в обработке для фортепиано в 4 руки был создан в 1868 (первая тетрадь) – 1869 (вторая тетрадь) годах. Он явился важнейшей вехой в освоении композитором сокровищницы народного песенного творчества. Сборник состоит из двух тетрадей, каждая из которых содержит по 25 песен. В первую тетрадь вошли 23 песни, заимствованные из сборника Вильбоа «100 русских песен», изданного в 1860 году, песня «Коса ль моя, косынька», записанная Чайковским под Москвой в 1867 году, и песня «На море утушка», сообщенная А.Н. Островским. 24 песни второй тетради взяты из сборника Балакирева «40 русских народных песен», изданного в 1866 году. Одна песня – «Сидел Ваня на диване» - записана самим Чайковским в1869 году в Киевской губернии от плотника. Уроженца Калужской губернии.

Приступая к работе над сборником, Чайковский стремился воссоздать первозданную красоту песни, раскрыть и подчеркнуть своеобразие и неповторимость народного напева. Песни, взятые из сборника Вильбоа, нуждались в существенных и глубоких коррективах. А вот запись, мастерская гармонизация, отличающая песни балакиревского сборника, в основном были сохранены Чайковским. Он отказался от наиболее распространенной формы обработки песен – для голоса и фортепиано. Сборник составлен в виде двух сюит для фортепиано в 4 руки. Подобная форма музицирования была очень распространена в начале и середине XIX века. Создав серию запоминающихся жанровых зарисовок – лирических и протяжных, шуточных и хороводных, он внес существенный вклад в дело широкой пропаганды народной песни.

Своеобразна фактура обработок. Опираясь на принципы народного многоголосия, автор широко использовал контрастную и имитационную полифонию, выразительные подголоски, каноническое изложение, придав пьесам особую полнозвучность, «оркестральность».

Сборник «50 русских народных песен» подытожил работу над музыкальным фольклором и помог ему выработать приемы обработки, особенности ладо-гармонического мышления, элементы фактуры, которые позже нашли развитие в сочинениях крупного масштаба. Ряд песен получил «вторую» жизнь в последующих оперных и симфонических произведениях Чайковского.

«Вальс-скерцо» ля мажор, соч. 7, 1870г. – сочинен Чайковским по заказу журнала «Артист». Этот театральный, музыкальный и художественный журнал начал издаваться в Москве в сентябре 1889 года. Стремясь привлечь к участию в издании известных деятелей культуры, редакция журнала обратилась к Чайковскому, как к одному из наиболее популярных в то время композиторов, с просьбой написать для первого номера небольшую фортепианную пьесу. Чайковский выполнил просьбу редакции.

Конечно, в этих сочинениях, как и в пьесах начала 70-х годов, еще не полностью раскрыт творческий диапазон Чайковского, не представлены все стороны его фортепианного стиля, но все же в лучших произведениях этого периода композитор выявил свое отношение к инструменту и свой подход к использованию художественных средств фортепиано.

70-е годы - наиболее плодотворный период фортепианного творчества. Рассмотрим некоторые опусы этого десятилетия:

  1. «Три пьесы», соч. 9, 1870 год.

«Грезы» (Ре мажор) – задумчивая миниатюра. «Салонная полька» ( Си бемоль мажор) – построена на бойкой, чуть юмористической теме. «Салонная мазурка» (ре минор) – не столько танец, сколько лирическая пьеса, претворяющая элементы танцевального жанра.

  1. «6 пьес», ор.19

«Вечерние грезы», открывающие сборник, - миниатюра лирического склада. «Юмористическое скерцо» - одно из первых в творчестве Чайковского произведений подобного жанра. Это очень живая и задорная пьеса, полная веселой выдумки. «Листок из альбома» - миниатюра, отличающаяся уравновешенностью настроения и прозрачностью фактуры. «Ноктюрн» до диез минор - одна из жемчужин инструментальной лирики композитора. «Каприччиозо» - основано на контрасте двух тем. Особенность фактуры свидетельствует о влиянии принципов оркестровой инструментовки.

«Тема с вариациями» Фа мажор - крупное произведение концертного плана. Тонко и разносторонне использованы возможности фортепиано. Ряд вариаций – чисто песенного склада, в других преобладает танцевальное или жанрово-характерное начало.

  1. «6 пьес на одну тему», соч. 21 – цикл, посвященный А.Г.Рубинштейну. Он был задуман как сюита из разнохарактерных пьес, объединенных единой темой. Впервые издан в 1873 году.

  2. Первый концерт для фортепиано с оркестром си бемоль минор, соч. 23 (1874-1875). Посвяшен Г. Фон Бюлову. Это первый гениальный образец русского национального концерта и одно из самых значительных сочинений мировой концертной литературы. Это новаторское сочинение. Ярчайшее воплощение русской и украинской народно-песенной и танцевальной сфер, своеобразная драматургия, рожденная идеями 60-х годов о единении человека с народом, оригинальное решение проблемы симфонизации концерта: введение скерцо в виде среднего раздела медленной части. Все это было новым и важным с точки зрения развития концертного жанра.

  3. «Времена года». 12 характеристических картин, соч.37 – написаны по заказу Н.М.Бернарда для его музыкального журнала «Нувеллист», где они были опубликованы с января по декабрь 1876 года. Пьесы этого цикла запечатлели богатый мир эмоционального состояния человеческой души. Интересна художественная задача: воплощение колористических богатств в музыке. Композитор мастерски воспроизводит тембры различных инструментов – от скрипок до гармоники и балалаек. Вместе с тем различные темброво-тональные решения помогают композитору передать «цветовую гамму» отдельных месяцев: марта, апреля, мая.

  4. «12 пьес средней трудности», соч.38 – сочинение в смысловом отношении многослойное. Несложные на первый взгляд миниатюры несут огромный заряд внутреннего драматизма.

  5. «Детский альбом», соч.39 (1878). Посвящен Володе Давыдову.

Это первый в России классический сборник музыки для детей. Обращаясь к миру ребенка, композитор не отходит от основных творческих принципов, не снижает к себе высокой художественной требовательности, не идет по пути облегчения содержания произведений. Любя детей и зная их психологию, вкусы и запросы, он не ограничивается традиционными образами кукол и других игрушек. Как и в произведениях для взрослых, Чайковский стремится в пьесах «Альбома» раскрыть жизнь во всем ее многообразии. Мы находим в сборнике многие черты, характерные для миниатюр Чайковского, написанных для взрослых. Тут и жанровые сцены в народном духе («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), и «фортепианные романсы» («Сладкая греза», «Шарманщик поет»), бытовые танцы («Вальс», «Мазурка», «Полька»), лирические пейзажи («Зимнее утро», «Песня жаворонка»). В русском народном духе написаны «Нянина сказка» и «Баба яга». Особое место в цикле занимает кукольная трилогия. В «Детском альбоме» Чайковский проявил прекрасное знание фактурных приемов, доступных детскому исполнению. В технических приемах этих пьес мы узнаем характерный «почерк» композитора. Предлагая образцы разнообразных кантиленных пьес композитор создает превосходную школу «пения на фортепиано». Полифоническая насышенность ткани многих пьес создает предпосылки для успешного развития полифонического мышления ребенка. «Альбом» представляет исключительную ценность и с точки зрения ознакомления с различными жанрами музыкальной литературы, а в связи с этим и воспитание чувства метроритма.

Большая соната Соль мажор, соч. 37 (1878) – первая классическая русская фортепианная соната, она положила начало плодотворному развитию в отечественной музыке этого жанра, к которому вслед за Чайковским обращались Рахманинов, Скрябин, Глазунов, Мясковский, Прокофьев и другие крупнейшие композиторы.

В следующее десятилетие фортепианные сочинения были представлены в более скромных масштабах.

«Думка». Русская сельская сценка, соч.59. Посвящена А.Д.Мармонтелю. Это единственное фортепианное сочинение, написанное Чайковским в 1886 году. Задумав пьесу как «Сцены из русской сельской жизни», автор создал романтическое произведение, проникнутое поэзией русского народного творчества. Однако это не просто зарисовка народных сцен; композитор творчески обобщил образы, навеянные самой жизнью, и воплотил их в яркой концертно-виртуозной художественной форме.

«Шесть пьес», соч.51 (1882, в т.ч. «Ната-вальс» и «Сентиментальный вальс».

Сочинения, венчающие фортепианное творчество Чайковского.

В апреле 1893 года он создает «18 пьес», соч.72; в сентябре начинает «Третий концерт для фортепиано с оркестром» Ми бемоль мажор, соч.75, а закончив его в октябре, пишет «Анданте и финал», соч.79. Эти произведения для фортепиано с оркестром явились результатом переработки эскизов Симфонии Ми бемоль мажор. Последним фортепианным сочинением композитора был так и не законченный им Экспромт «Лирический момент» Ля бемоль мажор, отредактированный и подготовленный к печати уже после смерти автора С.И.Танеевым.

III. Заключение.

Чайковский оставил после себя огромное музыкальное наследие, которое вошло неотъемлемой частью в мировое искусство уже с конца XIX века, а в XX веке популярность музыки Чайковского достигла огромных размеров. Его фортепианное творчество сыграло огромную роль в дальнейшем развитии русской фортепианной музыки, определив, таким образом, дальнейшие пути развития отечественной пианистической школы. Влияние наследия Чайковского сказалось не только через его творчество, но и через те традиции его творческой и общественной деятельности, которые развились и укрепились музыкантами следующих поколений. Музыка Чайковского принадлежит к тем явлениям искусства, которые имеют непреходящее значение в истории культуры всего человечества.

IV. Список использованной литературы.

1.Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства», изд. «Музыка», М.,1967.

2.Кунин И. «П.И. Чайковский», изд. «Знание», М., 1965.

3.Николаев А. «Фортепианные произведения П.И. Чайковского» Гос. Муз. изд. М., 1957.

4.Цуккерман В. «Выразительные средства лирики Чайковского», изд. «Музыка», М., 1971


10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"П.И. Чайковский для детей"

Автор: Андреева Галина Владимировна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278636

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "К юбилею П. И. Чайковского: кроссворды и другие умные игры. "
    ["seo_title"] => string(64) "k-iubilieiu-p-i-chaikovskogho-krossvordy-i-drughiie-umnyie-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "201403"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429034391"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Влияние фортепианного цикла музыкальных  произведений П.И. Чайковского «Времена года» на восприятие цвета у детей младшего школьного возраста "
    ["seo_title"] => string(161) "vliianiie-fortiepiannogho-tsikla-muzykal-nykh-proizviedienii-p-i-chaikovskogho-vriemiena-ghoda-na-vospriiatiie-tsvieta-u-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "203860"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429550849"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "Конспект занятия по развитию речи и чтению художественной литературы для детей старшей группы  «Весна - красна»    Артикуляционная гимнастика «Игаем и говорим»"
    ["seo_title"] => string(177) "konspiekt-zaniatiia-po-razvitiiu-riechi-i-chtieniiu-khudozhiestviennoi-litieratury-dlia-dietiei-starshiei-ghruppy-viesna-krasna-artikuliatsionnaia-ghimnastika-ighaiem-i-ghovorim"
    ["file_id"] => string(6) "306497"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458140572"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект занятия по теме "Театральные профессии" ( (Для детей 5-7 лет). "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-zaniatiia-po-tiemie-tieatral-nyie-profiessii-dlia-dietiei-5-7-liet"
    ["file_id"] => string(6) "108767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403852166"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Занятие в школе эстетики для детей дошкольного возраста. Тема занятия: «Весенний подарок»кк "
    ["seo_title"] => string(103) "zaniatiie-v-shkolie-estietiki-dlia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-tiema-zaniatiia-viesiennii-podarok-kk"
    ["file_id"] => string(6) "143157"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418466368"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства