Конспект занятия по развитию речи и чтению художественной литературы для детей старшей группы
«Весна - красна»
Артикуляционная гимнастика «Игаем и говорим»
Воспитатель МБДОУ №18
«Радуга» г.Тихорецка
Порхунова Т.А.
Программное содержание: расширить представление детей о сезонных изменениях в природе весной: солнце выше, день длиннее, капель, проталины, оживает растение, изменяется жизнь животных и труд людей. Активизировать словарь словами: капель, первоцветы, проталины, половодье. Учить образовывать относительные прилагательные; учить согласовывать существительных с глаголами в числе и в падеже; учить составлять рассказ по картине от первого лица. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Материалы: весенний пейзаж, рисунки с детенышами животных, цифры, солнышко (картинка, музыка Чайковского: «Времена года», ветки деревьев.
Ход занятия:
1. Стихотворение о весне:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла. (Весна)
В-ль: Ребята, о каком времени года мы будем говорить?
Дети: О весне.
В-ль: Все рады весне, ждут ее с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…. Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте каждый из вас попросит что – ни будь у весны.
В-ль: Передает картинку – солнышко, определяя очередность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду. Теплое солнышко, зеленую травку, теплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т. д. А у татар такой праздник называется «Карга боткасы». Чтобы весна пришла, варили кашу, устроили праздник.
Поиграем в игру «Скажи какой? »
Погода весной какая? (теплая, солнечная, ясная, ветреная)
Солнце какое? (горячее, ласковое, теплое, яркое)
На доске весенний пейзаж.
В-ль: Ребята, посмотрите на картину и что вы видите? (Снег тает, бегут ручьи, с крыш капают сосульки, вдалеке дымок, ветки на снегу, прилетели птицы, дети надели весеннюю одежду)
В-ль: Молодцы, вы правильно подобрали слова.
- Ребята, давайте представим, что мы с вами гуляем по этому лесу? Как сильно греет солнышко.
1. (Проводиться массаж лица).
Светит яркое весеннее солнышко – поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик еще холодный – постукивание подушечками пальцев
По утрам еще иногда пощипывает морозец – пощипывание
А все таки солнышко светит сильнее – снова поглаживание.
В-ль: Ребята мы с вами ощутили тепло весеннего солнца. А теперь прислушивайтесь и скажите какие звуки вы слышите? (карканье, скрип снега, журчанье водички)
Весна подарила нам первые весенние цветы: подснежники, мать – мачеха, гусиные лапки. Эти первые цветы называются первоцветы. Соберем лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон, понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах! » с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. Упражнение повторяется 3 – 4 раза, воспитатель следит за правильностью вдоха и выдоха. А какие запахи вы ощутили? (запах свежести, запах дыма) Дети рассказывают стихи о первоцветах.
В-ль: Ребята, представьте, что вы остановились в любом месте и опишите свои ощущения, что вы видите и слышите.
Дети: Я вижу много деревьев, слышу бег ручья.
Физкультминутка: под музыку Чайковского: «Времена года»
В-ль: Что изменилось в жизни растений весной?
Возьмите веточки в руки деревьев и рассмотрите их. Тоненькая веточка с мелкими почками:
Ветка березы – березовая;
Ветка осины –
Ветка ивы –
Ветка клена –
Ветка тополя –
Поднимите березовые ветки, тополевые, осиновые, кленовые, ивовые.
Чем они отличаются? Обратите внимания ребята, на почки, опухшие, плотные. Мы уже заранее поставили ветки в баночки, они вот какие стали.
В-ль: Как меняется жизнь животных с приходом весны в наши края?
Дети: Медведь, ежик, барсук просыпаются, заяц начинает менять свою шубу на серый цвет
В-ль: Весной у многих животных появляются детеныши. На столах картинки с детенышами (дети берут в руки по одной картинки с детенышами)
- Ребята, скажите как называется детеныши (медвежонок, зайчонок, барсучонок, бельчонок, волчонок)
- А теперь рядом с картинкой положите цифру и скажите, сколько кого появились? (два волчонка, три бельчонка, пять медвежат и т. д.)
- Чем занимаются люди весной?
Дети: Разбрасываем снег, для того чтобы земля дала появиться листочкам, на полях пашет землю, готовятся к урожаю. Для того чтобы осенью получить богатый урожай, давайте с вами споем урожайную песню: «Урожайная»
Заключение. Игра на развитие воображения.
Воспитатель предлагает детям представить Весну (в образе кого) – маленькой девочки, девушки, женщины, бабушки. И предлагает подумать, какое обычно весной бывает настроение.
В каждом человеке прячется весна,
Если ты печальный - значит, спит она.
Если ты бежишь, смеясь, босяком по лужам -
Это, значит, в вас весна вылезла наружу!
И я хочу пожелать вам голубого, чистого неба, яркого ласкового солнышка и прекрасного весеннего настроения.