kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние фортепианного цикла музыкальных произведений П.И. Чайковского «Времена года» на восприятие цвета у детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Классическая музыка для современного общества – это основа основ, фундамент, на котором строится культура человечества. Она активно втягивается в пространство современной массовой культуры. К ней обращаются для создания имиджа, как отдельного человека, так и социальных групп и сообществ; она звучит в разнообразных ситуациях работы и досуга. Тем самым классическая музыка автоматически попадает в контекст ритмов жизни современного общества, в контекст современного дизайна, моды. Все вышесказанное и определило актуальность нашего исследования  влияние произведения  П.И.Чайковского « Времена года» на восприятие цвета у детей младшего школьного возраста.

Объектом исследования является восприятие цвета  через цикл музыкальных произведений  П.И.Чайковского «Времена года» у детей младшего  школьного возраста.

Предмет исследования цикл музыкальных  произведений П.И.Чайковского «Времена года»

Цель  данной работы состоит в изучении особенностей восприятия детьми, музыкального произведения и умения отображать впечатления и видения цветовой гаммы.

      Задачи:

1. Изучить основные этапы жизненного и творческого пути П.И.Чайковского;

2. Показать особенности музыки П.И. Чайковского;

3. Изучить, как произведение «Времена года» П.И. Чайковского является передачей цвета;

4.  Раскрыть значение музыки в воображение цвета у детей;

         Гипотеза исследования

Мы предположим, что учащиеся младшего школьного возраста способны воспринимать музыку и соотносить ее с определенным временем года через восприятие цвета.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования,  анализ интернет источников; педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент.

         «Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой-то гармонией, музыкой», - писал А. И.Герцен.

           И именно музыка Петра Ильича Чайковского для детей может внести настоящую гармонию в нашу современную бурную жизнь, потому что она живая, в ней есть музыкальные образы, разные настроения и чувства человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние фортепианного цикла музыкальных произведений П.И. Чайковского «Времена года» на восприятие цвета у детей младшего школьного возраста »


СОДЕРЖАНИЕ



Введение I. Музыка П.И. Чайковского является выдающейся школой художественного мастерства

1.1. Жизнь и творчество П.И.Чайковского

1.2. Особенности произведения «Времена года»

1.3 Понятие «музыкальность» живописи

II. Живописные ассоциации на музыку П. И. Чайковского

«Времена года»

2.1 Анализ уровня сформированности ценностных отношений к музыкальным произведениям

2.2 Опыт формирования восприятия цвета через прослушивание музыкальных произведений

2.3 Творческие проекты учащихся

Заключение









Введение

«Ровно семь цветов  у радуги,

А у музыки – семь нот.

На земле для нашей радости

Вечно музыка живет!»

М.Пляцковский


Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Выдающийся педагог В.А Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» по этому поводу отмечает: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе»

Мы живём в 21 веке - веке новых компьютерных технологий, огромных скоростей, веке всеобщей информации. И часто возникает у современных детей вопрос: а нужна ли нам классическая музыка? Как воспринимает современный подросток, к примеру, фортепианную музыку Петра Ильича Чайковского? А можно ли нарисовать музыку и какие цвета ей свойственны? Ответы на многие из этих вопросов будут, к сожалению, отрицательными. Потому, что большинство современных подростков, чаще всего, слушает только низкопробную музыку или какое-то одно направление в музыкальной культуре: эстраду или рок.

В последние время отличается резкий рост числа детей с разными формами развития. Важнейшей задачей музыкального восприятия детей раннего возраста является формирование музыкальности. Музыка помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Установлено, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека.

Слушание музыки – это вид деятельности, в процессе которого ребенок познает мир во всем его многообразии. При восприятии и анализе музыки, у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

Под звуки музыки могут рождаться ручейки и дорожки, падать снежок, капать дождь и расцветать цветы. Сиять солнце сквозь разноцветную радугу. Для обогащения запаса детских художественных впечатлений полезно слушать фрагменты классических музыкальных произведений и рисовать ее.

Именно в детстве формируются, эталон красоты ,накапливается опыт, от которого зависит во многом их последующее музыкальное и общее развитие. Дети всегда могут отобразить свои впечатления о прослушанном произведении в изобразительной деятельности. Слушая, например, произведение Петра Ильича Чайковского «Времена года», дети рисуют такими цветами, какое у них настроение, что представляют себе в данный момент. Ведь не зря музыку называют «языком чувств».

В связи с этим возник интересный вопрос: как влияет произведение П.И. Чайковского «Времена года», на воображение и восприятие цвета на детей.

Классическая музыка для современного общества – это основа основ, фундамент, на котором строится культура человечества. Она активно втягивается в пространство современной массовой культуры. К ней обращаются для создания имиджа, как отдельного человека, так и социальных групп и сообществ; она звучит в разнообразных ситуациях работы и досуга. Тем самым классическая музыка автоматически попадает в контекст ритмов жизни современного общества, в контекст современного дизайна, моды. Все вышесказанное и определило актуальность нашего исследования влияние произведения П.И.Чайковского « Времена года» на восприятие цвета у детей младшего школьного возраста.

Объектом исследования является восприятие цвета через произведение П.И.Чайковского «Времена года» у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования цикл произведений П.И.Чайковского «Времена года»

Цель  данной работы состоит в изучении особенностей восприятия детьми, музыкального произведения и умения отображать впечатления и видения цветовой гаммы.

Задачи:

1. Изучить основные этапы жизненного и творческого пути П.И.Чайковского;

2. Показать особенности музыки П.И. Чайковского;

3. Изучить, как произведение «Времена года» П.И. Чайковского является передачей цвета;

4.  Раскрыть значение музыки в воображение цвета у детей;

Гипотеза исследования:

Мы предположим, что учащиеся младшего школьного возраста способны воспринимать музыку и соотносить ее с определенным временем года через восприятие цвета.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ интернет источников; педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент.

«Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой-то гармонией, музыкой», - писал А. И.Герцен.

И именно музыка Петра Ильича Чайковского для детей может внести настоящую гармонию в нашу современную бурную жизнь, потому что она живая, в ней есть музыкальные образы, разные настроения и чувства человека.

Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №20» городского округа Саранск.



I. Музыка П.И. Чайковского является выдающейся школой художественного мастерства


1.1 Жизнь и творчество П. И. Чайковского


Петр Ильич Чайковский – один из самых выдающихся в мировом искусстве композиторов – мелодистов. Его музыка отличается большой напевностью. По - вокальному звучат мелодии не только его опер и романсов, но и его инструментальных произведений.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске.

Детство Чайковского прошло в большой и дружной семье. В семье царила атмосфера всеобщей любви и доброты. Среди братьев и сестёр маленький Петя выделялся своей одарённостью и чуткой эмоциональностью. Он был застенчив и очень отзывчив. Француженка-гувернантка семьи Чайковских вспоминала, что маленький Петя был самым старательным и понятливым среди других детей, придумывал всякие забавы, умел рассказывать и фантазировать, как никто другой.

Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Впечатлительности его не было пределов, а потому обходиться с ним надо было очень осторожно. Обидеть его, и задеть его мог каждый пустяк. Это был «стекляный» ребёнок. Отец называл маленького Петю «Жемчужина моей семьи».

Чайковский в детстве был очень впечатлительным ребёнком, очень любил природу, играл с друзьями. Бегая по саду, он, вдруг, как бы невзначай, оставлял их, замерев, глядел на неожиданно открывшиеся перед ним живописные виды: то его поражала широкая панорама искрящегося в отблесках яркого солнца озера: то завораживали своей таинственностью тенистые уголки большого сада. Особое настроение испытывал маленький Петя, когда вечером, в окружении родных, он любовался картиной заката, слушал доносившиеся издалека народные песни.

«В доме Чайковского звучало фортепиано и оркестрина – на её золотистом, пупырчатом, как огурец, валике была записана музыка Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти и звучала отчётливо и трогательно.

Да и сам деревянный дом звучал постоянно, словно мальчик жил внутри огромной скрипки, изготовленной мастером из многослойной музыкальной ели: скрипели и звенели на разные лады половицы, ступени, оконные стёкла, пол и потолок отзывались на шаги и голоса людей, на топку печей. В сознании мальчика музыка жила всегда, даже тогда, когда её не слышали другие.

Как-то ночью гувернантка-француженка Фанни Дюрбах застала мальчика в слезах и спросила, отчего он не спит.

- О, эта музыка, музыка! – воскликнул мальчик.

- Какая музыка? Сейчас тихо. Все спят.

- Избавьте меня от неё! Она у меня здесь, здесь! – рыдал и, указывая на голову, говорил мальчик. – Она не даёт мне покоя!»

В маленьком мальчике пробуждался будущий великий композитор.

Благодаря детским впечатлениям, природным данным, творческой среде, окружающей маленького, а потом юного музыканта, сформировался великий русский композитор – Пётр Ильич Чайковский.

Среди русских композиторов-классиков имя П.И. Чайковского особенно выделяется. Оно дорого любителям музыки всего мира.

Все своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. Часами гуляя, он любовался всем, что видел вокруг себя: и могучими деревьями, и маленькими белыми ландышами, и голубым небом, и яркими бабочками. В каждом времени года находил свою прелесть. Он любил ясные зимние дни, когда белый снег переливался на солнце тысячами искринок. Весной он радовался солнцу и теплу, и первой зеленой травке. Летом любовался цветными лугами и слушал пение жаворонка. Ему нравилась холодная осенняя пора, когда подолгу моросил мелкий частый дождь, а в печной трубе воет ветер.

Настроения и чувства, навеянные картинами природы, Чайковский выразил в своих произведениях.

В музыке Петра Ильича – вся жизнь человека, с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой, отчаянием. И о чем бы не говорил Чайковский – он везде правдив и искренен. Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений.

Детская тема проходит сквозной линией через все творчество Чайковского.

Рукописи Чайковского, сохранившиеся до нашего времени, дают исчерпывающее представление о личности композитора, методе его творческой работы, особенностях творческого процесса, об истоках замысла произведений великого мастера. Его работа над каждым произведением проходила в несколько этапов: запись отдельных набросков, полное изложение текста в эскизах, окончательное детальное оформление текста, создание новых вариантов произведения либо отдельных его фрагментов. Последовательность этапов не всегда соблюдалась, некоторые из них иногда совмещались. Наиболее часто совмещались наброски и эскизы.

Пётр Ильич Чайковский создал 10 опер, 6 симфоний, 3 балета, большое количество фортепианных и камерных произведений. Из фортепианных произведений широко известны и популярны такие произведения, как Первый фортепианный концерт, фортепианные циклы: «Детский альбом», «Времена года».

Музыка Чайковского является выдающейся школой художественного мастерства для многих композиторов и по праву занимает одно из первых мест в мировой музыкальной классике.

Чайковский-симфонист – продолжатель традиций не только Глинки, но и драматического симфонизма Бетховена и лирико-песенного симфонизма ранних романтиков.

С традициями Чайковского широко связано развитие русской симфонической музыки конца XIX – начала XX веков. Различные стороны его симфонизма нашли своё преломление в музыке Танеева, Глазунова, Калинникова, Скрябина и других композиторов.

Значительная часть симфонических произведений Чайковского программна: например, первая симфония «Зимние грёзы», увертюра «Ромео и Джульетта», симфония «Манфред» и другие.

Симфонические произведения Чайковский сочинял на протяжении всего творческого пути. Первое симфоническое произведение Чайковский сочинил в возрасте 16 лет – увертюру «Гроза» по драме Островского, последнее – 6-ю симфонию – незадолго до смерти.

Содержание симфонических произведений Чайковского разнообразно – это и картины природы, и зарисовки народного быта, но в центре внимания композитора всегда стоит человек, его душевные переживания.

Опера, как и симфоническая музыка, занимала очень большое место в творчестве Чайковского.

С юности Чайковский страстно любил театр, который привлекал композитора возможностью отразить жизнь и характеры людей, раскрыть богатый и сложный внутренний мир героев и, тем самым, воздействовать на сердца людей.

Чайковский считал оперу самым демократичным жанром. «Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях – всего народа» – писал Чайковский.

По его мнению, в основе оперы должен всегда лежать простой, жизненный сюжет. В период работы над оперой «Евгений Онегин» он писал: «…Мне нужны люди, а не куклы…», «Я ищу интимной, но сильной драмы, основанной на конфликте положений мною испытанных или виденных, могущих меня задеть меня за живое».

Создание ярких жизненных образов – характеров, показ их в типичной для них обстановке рассматривались Чайковским как основная задача оперного драматурга.

По характеру своего дарования Чайковский, прежде всего, лирик и драматург-психолог. Горький назвал его «великим лириком». Таким определением он подчеркнул лирическую природу музыки Чайковского.

Продолжая традиции зарубежных и русских композиторов, Чайковский всегда придавал своим произведениям ярко выраженный русский характер. В своих произведениях Чайковский использовал подлинно народные темы, например в Четвёртой симфонии, в финале звучит народная песня «Во поле берёзонька», в опере «Евгений Онегин» в основе крестьянского хора народная песня «Вейся, не вейся капустка».

Многие мелодии его произведений написаны в духе народных песен, очень напевны, мелодичны. Здесь уместно привести слова П.И.Чайковского: «Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях… - я русский в полнейшем смысле этого слова». И всё его творчество подтверждает правдивость и искренность этих слов.

1.2 Особенности произведения «Времена года»


Поводом к написанию цикла "Времена года" послужил заказ издателя журнала "Нувеллист" Н.М.Бернарда, полученный Чайковским в письме, в ноябре 1875 года. Однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитора от 24 ноября 1875 года: "Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорар. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пьесу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пьесками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю".

Следовательно, названия пьес, то есть сюжетов - картинок были предложены композитору издателем. «Времена года» Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года».

В заглавии этого сборника фортепианных миниатюр есть расхождения: у первого издателя он назывался «12 характерных картинок», в издательстве П. И. Юргенсона: «12 характерных картин», позже — «12 характеристических картин».

Эти определения, придуманные издателями, подразумевают одно и то же: речь идет о летящих музыкальных зарисовках, листках из музыкального альбома, по сути — о лирическом музыкальном дневнике.

Журнал выходил ежемесячно, первого числа. И каждый номер открывали пьесы Чайковского: «У камелька» (Январь), «Масленица» (Февраль), «Песня жаворонка» (Март), «Подснежник» (Апрель), «Белые ночи» (Май), «Баркарола» (Июнь), «Песнь косаря» (Июль), «Жатва» (Август), «Охота» (Сентябрь), «Осенняя песнь» (Октябрь), «На тройке» (Ноябрь), «Святки» (Декабрь).                                               

Двенадцать пьес  цикла  созданы композитором как последовательный ряд картин русской природы и быта,  подчинённых естественному годичному круговороту тепла и холода, расцвета и увядания. Написанные  без  притязаний  на   виртуозность   блеск   и эффектность, они  отличаются пленяющей мелодической выразительностью и тонкостью фортепианного письма. Каждая отдельная пьеса представляет собой самостоятельную по характеру, вся цель которых воспринимается как задушевное, идущее от глубины сердца повествование о бесконечно дорогом и близком композитору.

Психологическое влияние цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен и сам цвет. В первобытные времена и в древности окраска служила для выделения некоторых вещей из природной среды – тем самым на них акцентировалось внимание, им придавалось особое значение, ценность, духовный смысл. Окраска одежды, предметов, архитектуры, всегда была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, воины в боевом наряде вызывали возбуждение, страх; жрецы и культовые предметы – восторг; цари, одетые в золото и драгоценные камни, - трепет и дрожь; пёстрые циновки и яркое убранство жилища – чувство праздничности, переключение из режима труда на режим отдыха и семейных радостей.





1.3 Понятие «музыкальность» живописи


Цвет - это то пространство у нас, где сходится наше мышление, наша структура и восприятие внешнего мира. Наверно, цвет - самая яркая сторона детства. И каждый может вспомнить, сколько радости было, когда нам покупали желтый шар, цветную яркую книжку или розовое мороженое.

Восприятие цвета детьми особое, непонятное взрослым, но очень точное в действительности, хотя для его описания детям не хватает слов языка

Цветовые предпочтения у детей сильно связаны не только с возрастом, но и с половой принадлежностью. Сколько бы исследований ни проводилось, ученые всегда приходят к выводу, что большинство маленьких девочек предпочитает розовый, светло-голубой и фиолетовый. Маленькие мальчики любят черный и другие темные тона больше, чем девочки.

Маленький ребенок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует. Музыка есть движение, происходящее сегодня и сейчас (в отличие от архитектуры, живописи). Действенная природа ребенка моментально отзывается на импульсы, идущие от нее. Она захватывает его целиком, передавая ему свое движение, свою энергетику, активизируя его

жизненный ритм. Музыка помогает ребенку сориентироваться в мире своих эмоций и, усиливая их, порой способствует тому, что они выходят из подсознания ребенка и оформляются в процессе рисования в конкретный образ.

Под воздействием музыки происходит улучшение кратковременной вербальной памяти, лучше запоминаются цвета, названия геометрических форм, чисел, картинок. Музыка способствует облегчению зрительного восприятия. Подтверждено, что музыка снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания, а также вовлечению детей в деятельность, что помогает им достичь цели в овладении различными навыками.

Образы, которые рождаются в душе и в мыслях человека при слушании музыки называются «ассоциации», то есть мы попробуем выразить музыку в красках, в основном, это должны быть формальные образы – такие образы, которые не имеют под собой реальной основы – пятна, линии, мазки, переливы…

Понятие «музыкальность» живописи основано на стремлении живописи передать духовную сторону существования человека.

Общее понятие музыкальности живописи строится на родстве волновой природы цвета и звука, понятия живописного и музыкального тона связаны.

Тесные связи музыки и живописи с математикой приводят к следующему тождеству - точка приравнивается звуку. Отсюда вытекают все дальнейшие связи между музыкой и живописью на уровне ритма, движения, формы, композиции, времени и т.д. Результатом тождественности средств выразительности двух видов искусства (живописи и музыки), является применение элементов теории и формообразования музыки в живописном искусстве, определяемая нами как «музыкальность». Средства и элементы теории музыкального искусства отделяются от музыкального искусства, проникают в иное бытие - живопись и обретают в ней свою видимость и существование. Такая возможность появляется в результате общности двух предметов: музыки и живописи.

Анализ музыкальных свойств русской живописи в жанрах пейзажа, портрета и сюжетно-тематической картины показал, что каждый жанр обладает музыкальностью, а также, имеет свои особенности и свое индивидуальное развитие. Для пейзажа наиболее характерны: приближенное к музыке настроение, лиричность, выразительность, музыкальные способы организации материала (песенность и мелодичность композиционного строения для равнинного пейзажа и полифоничность и партитурность для горного пейзажа), эмоциональность красок и ритма, подвижность. Сюжетно-тематической картине более близки аналогии с музыкальными формами, музыкальными способами организации живописного материала, а также близкий музыке контекст, полифония ритмов, цвета, движений, направлений.

Портрет - жанр, обращенный к миру человеческих чувств, эмоций, переживаний, что выдвигает на первый план такие проявления музыкальности: эмоциональность цвета, повышение роли цветовых и линейных ритмов, использование музыкальных категорий: ритма, движения, времени.



II. Живописные ассоциации на музыку П. И. Чайковского

«Времена года»

2.1 Анализ уровня сформированности ценностных отношений к музыкальным произведениям.

Для учащихся младшего школьного возраста была составлена и проведена анкета «Развитие ценностного отношения к музыкальным произведениям у младших школьников» Анкета проводилась на учащихся 3А класса, в классе 28 человек.

Анкета для младших школьников

«Развитие ценностного отношения к музыкальным произведениям у младших школьников»

  1. Что такое музыкальное произведение?

  2. Какую роль играют музыкальные произведения в жизни людей?

  3. Какие чувства ты испытываешь при общении с музыкальными произведениями?

  4. Как ты относишься к музыкальным произведениям?

Остановимся на анализе ответов младших школьников. Каждый вопрос анкеты оценивался от 1 – 5 баллов.

На вопрос «Что такое музыкальное произведение?» большая часть младших школьников ассоциировала музыкальное произведение с литературными и художественными произведениям: романы, пьесы, рассказы, сказки, портреты, натюрморты и другое.

Отвечая на вопрос 2 о роли музыкальных произведений в жизни людей, младшие школьники отмечали их различные ценности – познавательную, эстетическую, этическую.

Исследуя уровень сформированности эмоционально-оценочного компонента, отметим, что анализ ответов на вопросы младших школьников позволил выявить следующую картину. Ответы детей, на вопрос «Какие чувства ты испытываешь при общении с музыкальными произведениями?», в которых были отмечены позитивные эмоции и чувства детей («я люблю музыку»; «мне нравится посещать различные концерты, представления где звучит музыка», «музыка – это то, что дает мне новые эмоции и впечатления»; «при общении с музыкой я испытываю хорошее настроение»).

При ответе на вопрос «Как ты относишься к музыкальным произведениям?» ребята определили личное отношение к музыке; в большинстве высказываний младших школьников было отмечено «отлично», «бережно», «уважительно».

Результаты эксперимента позволили выявить, что значительная часть младших школьников демонстрирует средний уровень сформированности ценностного отношения к музыкальным произведениям.

Анализ ответов младших школьников позволил выявить следующее: у большинства детей отсутствуют системные представления и понятия о музыкальных произведения и их ценностях. Младшие школьники ассоциируют музыкальные произведения с определенными художественными произведениями и в частых случаях испытывают сильные чувства и эмоции при взаимодействии и общении с ними.



2.2 Опыт формирования восприятия цвета через прослушивание музыкальных произведений.

Выполнение творческих работ проводили учащиеся 3 «А» класса МОУ «Гимназия № 20». В классе – 28 человек.

Эксперимент проводился в феврале 2015 года. Цель эксперимента: определить уровень влияния цикла музыкальных произведений П.И.Чайковского «Времена года» на восприятие цвета учащихся младшего школьного возраста.

Сейчас вы будете слушать музыку и одновременно выражать в красках свои ассоциации.

Этапы выполнения творческой работы при прослушивании произведений П.И. Чайковского «Времена года»

Этапы

Содержание этапов

Вводный этап

Показ последовательного ведения работы этапов акварельной техники. Ученикам предлагается комментировать процесс поэтапного показа ведения работы руководителем. В случае затруднения, помогать наводящими вопросами.

Подготовка к работе

Необходимо сделать легкий рисунок карандашом. Замочить бумагу в воде путем полного погружения на 5 минут, для равномерного пропитывания всех участков листа.

Затем вынуть бумагу и дать стечь лишней воде. Аккуратно положить лист на стол и разгладить так, чтобы не было пузырей, при этом необходимо слегка касаться бумаги, чтобы не повредить ее структуру.

Первый этап. Прокладка широкими мазками основных цветовых тонов.

Важное требование на этом этапе – начинать с самого светлого общего тона.

Краску нужно набирать на хорошо отжатую кисть, так как на бумаге у нас уже имеется достаточное количество воды. Второе и главное требование – необходимо учитывать растекание краски по влажной бумаге и класть мазки на некотором расстоянии от контурных линий. На этом этапе закладываются тепло – холодные отношения в пределах основного тона.

Второй этап.

Усиление тона в местах расположения теней.


Данное действие выполняется путем вливания цвета в цвет. На этом этапе краски наносятся большими мазками, происходит уточнение характерной формы листьев и лепестков цветков! В зависимости от возраста ребенка осваивающего акварель, на этом этапе возможно усложнение задачи необходимостью введения в основной тон различных оттенков цвета.

Третий этап.

Детализация изображения цветом.


На этом этапе производится прописка деталей мелкими мазками в виде штришков или тонких линий кончиком кисти. Необходимо заметить, что этот этап характеризуется стадией высыхания поверхности бумаги, и если эта стадия не достигнута, то изображение может быть испорчено.

Четвертый этап. Детализация изображения вымыванием краски.


На данном этапе, когда рисунок практически завершен, значительного усиления эффекта живописи можно достигнуть обозначением бликов на листьях и лепестках растений. Для этого нужно хорошо промыть кисточку, окунуть в чистую воду, отжать и аккуратно кончиком кисти стереть краску в нужных местах.

Пятый этап.

Выставка и обсуждение получившихся работ.



2.3. Творческие работы учащихся














Палачева Анна















Ранченко Никита









Савинова Ксения











Маркелов Игорь






Беляков Елисей




Заключение.



Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них.”

В.Г.Белинский

Из проделанной работы можно сделать вывод, что каждый ребёнок, слушая то или иное произведение, воспринимает его по-своему, и это прекрасно, ведь восприятие музыки, как и восприятие любого другого вида искусства очень субъективно.

Проведя констатирующий эксперимент мы выяснили, что учащиеся младшего школьного возраста ассоциируют музыкальные произведения с определенными художественными произведениями и в частых случаях испытывают сильные чувства и эмоции при взаимодействии и общении с ними; способны отображать впечатления и видения цветовой гаммы.

Встреча с искусством всегда приносит человеку радость. Счастлив бывает тот, кто прикоснется к этой радости в детстве, бережно пронеся её через всю свою жизнь. И огромная заслуга здесь будет принадлежать тому, кто подарит ребенку эту встречу. Как важно, чтобы в такой ответственный момент рядом с учеником оказался опытный педагог, учитывающий возрастные особенности своего младшего друга, понимающий его детскую душу.








20






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дерябина Ольга Анатольевна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203860


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства