Патриотическое воспитание на уроках слушания музыки и музыкальной литературы
Патриотическое воспитание на уроках слушания музыки и музыкальной литературы
Основная цель работы - закрепление в сознании учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уажения к историческому прошлому, воспитание политической культуры, чувства ответственности за будущее своей страны, своего родного города, своего народа через лучшие образцы музыкального наследия. В воспитании чувства патриотизма у детей необходимо учитывать возрастные способности. В работе большое значение отводится музыкальным произведениям Чайковского, Бородина, Глинки, Мусоргского, Прокофьева, Шостаковича.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Патриотическое воспитание на уроках слушания музыки и
музыкальной литературы»
Разработчик:
преподаватель теоретических дисциплин
Аксюковой Ольги Ивановны
г. Ульяновск,
2016 г.
Патриотическое воспитание на уроках слушания музыки и музыкальной литературы
Аксюкова О.И.
ГОАУ ДОД «Областная детская школа искусств»
Содержание:
1.Вступление.
2.Воспитание патриотизма на лучших образцах русской музыки.
3.Тема патриотизма в творчестве советских композиторов.
4.Воспитание патриотизма в Ульяновской областной детской школе искусств.
5.Список литературы.
I.Вступление
Патриотическое воспитание детей в школе искусств это, прежде всего, воспитание любви и уважения к Родине, к месту, где ты родился, гордости за свою страну и защита Отечества.
Музыкальная педагогика сегодня, как никогда, богата инновациями
методического, информационного, психологического характера. Но, вместе
с тем, нельзя забывать о традициях, на которых основывается любой
педагогический процесс. Воспитание патриотизма всегда было одной из основополагающих задач педагогики в нашей стране.
Русская классическая музыка обладает замечательными достоинствами: создает в произведениях глубокий образ героев, тонко передавая их душевные состояния; способна вызывать у слушателей радость и боль за происходящие события; самобытна в богатстве русских традиций и фольклора русского народа. Таким образом, дети с душой проникаются историей Отечества.
В воспитании чувства патриотизма у детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Как известно, дети младшего школьного возраста мыслят образами, все происходящие события воспринимают эмоционально. Так, на уроке слушания музыки, уже в 1 классе при изучении творчества С.Прокофьева мы слушаем эпизод из кантаты «Александр Невский» «Ледовое побоище». Дети с увлечением рисуют картинки, на которых русская конница побеждает тевтонских рыцарей, пришедших на Русскую землю.
Основная цель работы – закрепление в сознании учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к историческому прошлому, воспитание политической культуры, чувства ответственности за будущее своей страны, своего родного города, своего народа через лучшие образцы музыкального наследия.
II. Воспитание патриотизма на лучших образцах русской музыки
Патриотическое воспитание это огромный пласт, который включает в себя любовь к людям, родной природе, народному творчеству и это все называется любить свою землю. В программе слушания музыки и музыкальной литературы народная музыка занимает значительное место. В младших классах ребята активно знакомятся с музыкой отечественных композиторов. Это, в первую очередь, фортепианный цикл «Времена года» П.И. Чайковского, сборник «Пьесы для детей» Г. Свиридова. Интересной представляется тема «Народная песня. Использование народной песни в творчестве русских композиторов». Мы слушаем и определяем жанры народных песен в творчестве А. Лядова, Н. Римского-Корсакова. Слушая музыку русских композиторов 19 века, дети должны обязательно отмечать красоту неповторимости тем, положенных в основу произведений.
Для учащихся среднего и старшего возраста на первое место выходят духовно-нравственные ориентиры. И здесь важное место занимает личность самого композитора. 19-20 века дали нам таких всемирно известных композиторов, как М.И. Глинка, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский. Это были не просто высокообразованные люди, а верные служители своему Отечеству. Их творчество - это образец национального героического эпоса. Они переработали огромное количество исторических источников, практически все фундаментальные труды по истории России. Тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом, мощность и размах народных сцен – отличительные черты опер «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Борис Годунов» и «Хованщина». В перечисленных операх главным героем является обобщённый образ русского народа. Верность, героическое самопожертвование, патриотизм – вот основные черты Ивана Сусанина и Антониды героев оперы М. Глинки «Иван Сусанин».
Подводя итог в изучении творчества М.И. Глинки, подводим учащихся к мысли, что благодаря его творчеству было покончено с засильем «итальянщины» в музыкальном театре Руси.
Следующий яркий пример воспитания патриотизма – изучение оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Обратившись по совету Стасова к далекой исторической эпохе, к древнему литературному шедевру «Слову о полку Игореве», композитор создал незабываемые и неповторимые по правдивости и точности характеры. Князь Игорь – олицетворение героизма русского человека. Его непреклонность и победа! Ярославна – верная и достойная его жена. Думается, черты этих героев должны являться источником для подражания. Слушая музыку, отмечаем, что музыкальный язык, связанный с характеристикой героев, основан на русских народно-песенных традициях.
Так музыка Ярославны интонационно родственна народным плачам, мелодика Князя Игоря основана на интонациях героических, патриотических народных песен.
III. Тема патриотизма в творчестве советских композиторов
Изучая творчество С. Прокофьева, обязательно подчеркиваем связь композитора с классическими традициями. От своих старших собратьев он воспринял склонность к величавой гимничности и торжественности. Вспомним М.И. Глинку, его тягу к эпичности и богатырским образам ведёт к творчеству Н. Римского-Корсакова и А.П. Бородину. При изучении биографии С. Прокофьева необходимо отметить тот факт, что композитор долгие годы прожил за границей, но так и не смог там остаться и вернулся на родину. После возвращения из-за границы начался его самый плодотворный период творчества, высший расцвет его таланта. Если в первом классе мы слушали лишь маленький кусочек кантаты «Александр Невский», то в 7 классе она изучается целиком. Это произведение, как нельзя лучше подходит для темы патриотического воспитания. Говоря о любви к Родине, о необходимости защищать ее от врага, необходимо подчеркнуть главную мысль произведения: «Кто пойдет на Русь, будет насмерть бит». Строгость, величавость музыки второй части похожей на фреску древнего русского живописца, идет от эпических мелодий русских композиторов. Учащиеся сами анализируют мелодию основного раздела. Они находят в ней характерные черты русских народных песен – распевы. Одной из самых популярных является четвертая часть кантаты «Вставайте люди русские», которая является призывом к борьбе за родимую землю. Во время прослушивания учащиеся обязательно отмечают яркость ударов колокола и интонации боевых кличей и призывов. Уместно здесь показать какую-либо иллюстрацию из времен Великой Отечественной войны. Известно, что эта музыка в 40-е годы 20 века звучала очень часто по радио, фильм «Александр Невский» часто показывали на фронтах солдатам советской армии.
Ученики выпускного класса сами на слух или по нотному тексту анализируют шестую часть кантаты «Мертвое поле». В ней они отмечают, что слышат интонации, идущие от русских народных причетов, ей свойственна, как и народным песням, переменность лада: мажор - минор.
Ну и наконец, самая яркая картинная пятая часть «Ледовое побоище». Удивительная «зримость» музыкальных образов проявляется в каждом из ее эпизодов. Это так называемый «скок свиньи», который создает впечатление жуткой, непреклонно надвигающейся механической силы. Далее появление русского войска и ожесточенная схватка. И, наконец, самая яркая картина гибели крестоносцев. Слушая эту музыку, учащиеся испытывают гордость за русское войско, победившее врага, за свою любимую Родину, взрастившую таких сыновей.
Известно, каким испытанием для всего советского народа была Великая Отечественная война. Каждый человек как мог участвовал в достижении победы. С.Прокофьев, как и многие композиторы, откликнулся на это событие своим творчеством. Не случайно главной работой военных лет была опера «Война и мир». Написанная на подлинный текст романа писателя Л. Толстого, она развивает традиции М. Мусоргского и А. Бородина, продолжает линию эпических героических произведений русской классики.
Как известно, программой не предусмотрено подробного анализа оперы. О ней мы упоминаем в биографии композитора, в качестве иллюстрации предлагаем послушать замечательную арию Кутузова. В ней главнокомандующий русской армии предстает перед нами человеком глубоко любящим Россию, ее столицу Москву. Интонации этой арии близки патриотическим песням-гимнам.
В связи с темой Великой Отечественной войны естественным является разговор о знаменитой симфонии Д. Шостаковича. Если в июне 1941 года началась война, то в июле-декабре уже была создана его знаменитая 7-я симфония. Она с полным правом может быть названа великим произведением о героизме и нравственной силе советского народа, борющегося с фашизмом. История 7 симфонии Д. Шостаковича является невероятной. Сочиняя ее в блокадном Ленинграде, потрясенный трагедией города, страданиями соотечественников, композитор задумал монументальную симфонию об ужасах войны. Он, несмотря на сложности и невзгоды, писал первые три части в блокадном Ленинграде. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию», писал Д.Шостакович.
Утром 16 сентября Ленинградское радио говорило со страной голосом Д. Шостаковича: «Час тому назад я закончил партитуру 2-х частей большого симфонического сочинения. Для чего я сообщаю об этом? Я сообщаю об этом для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою вахту. Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать…».
Каково же содержание симфонии? И опять слова Д. Шостаковича: «Мне хотелось создать произведение о наших днях, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом, которые делаются героями и побеждают. Работая над симфонией я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте. Во имя этого мы ведем жестокую борьбу».
IV.Воспитание патриотизма
в Ульяновской областной детской школе искусств
Патриотическому воспитанию в нашей школе мы уделяет огромное внимание. Я расскажу о тех мероприятиях, в которых сама принимала участие. Первым в этой череде – празднование 100-летнего юбилея со дня рождения великого русского гитариста А.М. Иванова-Крамского. В 50-е годы 20 века из наиболее любимых музыкальных искусств стала гитара, которая потеснила своей популярностью другие народные инструменты. Когда мы слушаем концерт из его произведений, то особенно выделяем обработки русских народных песен и романсов: обработка романса А.Варламова «На заре ты ее не буди…», обработка русской народной песни «Я на камушке сижу» и др.
В нашей школе уже несколько лет проходят музыкальные турниры учащихся по разным темам. В этом году тема музыкального турнира «Народные музыкальные инструменты». Цель его – показать красоту народного искусства. Во время соревнования дети увидели много истинно русских оригинальных инструментов, услышали музыку в исполнении своих ровесников. Это были популярные народные песни, исполненные сольно и в ансамблях.
Следующее мероприятие патриотического содержания связано со знаменательной датой – 25-летие вывода советских войск из Афганистана. Как известно в той стране советская армия находилась долгих 10 лет и покинула ее в феврале 1989 года. За годы Афгана наша страна потеряла многих своих сыновей. Мужество, благородство, стремление до конца исполнить свой долг – вот те качества, которые присущи большинству из них. Их подвиг – пример для подражания молодым. На встрече, которая являлась данью памяти и уважения к тем, кто причастен к героической и трагической афганской войне, принимали участие члены совета Ульяновской областной общественной организации «Союз семей военнослужащих, погибших в Афганистане». Также был показан ролик о воинах-ульяновцах, погибших в Афганистане. Силами школы был дан концерт.
Как известно, грандиозно праздновалась годовщина создания Ульяновской области. 22 января 2014 года было проведено внеклассное мероприятие в форме классного часа об истории нашей области. Я была организатором этой акции.
Творческое развитие ученика требует приобщения к собственной культуре. Поэтому подлинную сущность своей профессии и цель своей работы я вижу в воспитании учеников, которые будут не равнодушны к своей Отчизне и служить культуре Отчизны.
V.Список литературы:
1. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе, Москва. Просвещение 1999.130.С.
2. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений - Москва, 1991. 309.С.
3.Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса: Музыкальное восприятие школьников. М.: 2000.-237.с.
4. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993.360.с.
5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе:Москва, 2000г.с. 320.
6. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт – Петербург, 1997- 576.с.
7. Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.: 1999г с.864.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
["file_id"] => string(6) "545938"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1586444397"
}
}