Просмотр содержимого документа
«"Особенности концертной деятельности концертмейстера"»
Беляков Константин Александрович, концертмейстер МБУ ДО Детской школы искусств № 8 г.Ульяновска
Особенности концертной деятельности концертмейстера
В современном информационном пространстве компьютер стал одним из основополагающих жизненных факторов, компьютерные технологии проникли во все сферы деятельности социума, исключение не составляет и работа музыкантов. Но, разумеется, самая высокая техника никогда не сможет заменить прелести звучания живого исполнения. Не может не огорчать и настораживать обилие всевозможных фонограмм, так называемых «минусовок», активно используемых в концертах разного уровня, более того, не редки они и в конкурсных выступлениях солистов - «народников».
Концертмейстер в фольклорном ансамбле является основополагающей фигурой коллектива, а в детском ансамбле эта роль особенно весома. На нем лежит большая ответственность: он должен уметь создавать народную обработку, импровизировать, знать и воспроизводить подлинные этнографические музыкальные напевы, быть всегда мобилизованным и быстро реагировать на возникающие «внезапные ситуации» (умение своевременно сменить тональность, напомнить детям слова на сцене, если они их забыли и т.п.).
Важным качеством концертмейстера является также и умение создать баланс между аккомпанементом и исполнительским голосом, а также реализовать темповое и смысловое развитие произведения. В аккомпанемент необходимо добавлять вариативность, создавать иллюзию звучания других музыкальных инструментов посредством различных приёмов игры, зачастую требуется дописать некоторые партии, сочинить подголоски, транспонировать песню в любую тональность.
Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две основные составляющие: рабочий процесс и концертную деятельность.
Во время исполнения концертного номера важным является умение концертмейстера держать установленный на репетициях темп каждого произведения, помнить, какой ритм наиболее удобен для детей, уметь при необходимости быстро переключаться на новый темповой вариант.
Концертмейстер должен обладать выдержкой и интуицией, предвидеть возможное развитие ситуации, должен всегда быть готовым к какому-то неожиданному повороту событий. Даже аккомпанируя солисту или ансамблю несложные русские народные песни или припевки, необходимо находиться в контакте с исполнителями, аккомпанировать, постоянно поддерживая визуальный контакт. Концертмейстер здесь не только сотоварищ, но и надёжный тыл. Он должен чувствовать состояние голоса, дыхание, психологически-эмоциональный настрой учащегося. Не редки ситуации, когда от волнения дети забывают слова, а этом случае нужно тихо подсказать, пропустил какую-то долю такта фразы - необходимо быстро «поймать», подхватить.
Таким образом, можно сказать, что концертмейстер, работающий с детскими фольклорными ансамблями или солистами выступает в нескольких ролях. На первом этапе работы над произведением он наряду с педагогом - грамотный наставник, а в сценическом выступлении - равноправный участник.
Концертмейстера можно с уверенностью назвать педагогом -психологом ведь для эффективной его работы с детским фольклорным ансамблем ему необходимы такие личностные и профессиональные качества как позитивный эмоциональный настрой, сопереживание, внимательное и дружеское отношение к детям.
Никто не оспаривает ведущую роль руководителя творческого коллектива в вопросах предконцертной подготовки учащихся. Но в условиях концерта, конкурсного выступления руководитель всегда находиться в концертном зале, он слушатель. Концертмейстер же, выступая партнером в ансамбле, не только сопереживает, но и реальными действиями оказывает помощь и поддержку учащимся. Дети очень отзывчивы на доброе и участливое отношение к ним. И если концертмейстер - это не просто должность и деловое выполнение служебных обязанностей, а старший, более опытный и заинтересованный музыкант, то именно с его появлением в классе начинается самая интересная творческая работа.
Хочется отметить, что сегодня понимание истинной роли и места концертмейстера в творческом коллективе постепенно меняется к лучшему. Так, стало доброй традицией на конкурсах различных уровней награждать дипломами и концертмейстеров. Так как их деятельность напрямую влияет на эффективность образовательного процесса, на уровень совместных концертных выступлений и успех коллектива в целом.
Литература:
Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения/ Н.А. Крючков. М: Музгиз,1961.
Мотов В. Развитие первоначальных навыков игры по слуху/ В.Мотов.М.:Музыка 1989.