kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности работы концертмейстера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концертмейстер (немец.) – мастер концерта. Концертмейстер – музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной работы концертмейстеров.

Прежде всего он должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Здесь мы говорим не только о виртуозных качествах, но и о владении туше, разнообразными приемами звукоизвлечения. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений, как то: навык организовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, и т.д. В тоже время в искусстве концертмейстера с особой силой проявляется такая составляющая деятельность музыканта, как бескорыстность служения красоте, хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью и – практика достаточно часто это подтверждает – особым даром, «аккомпаниаторским» чутьем (а им обладает далеко не всякий исполнитель), хорошим музыкальным слухом, воображением. Также важно умение охватить образную сущность и форму произведения, артистизм, способность образность, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст. Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода. 

Знания и навыки, которые необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в музыкальной школе:

Концертмейстер (немец.) – мастер концерта. Концертмейстер – музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной работы концертмейстеров.

Прежде всего он должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Здесь мы говорим не только о виртуозных качествах, но и о владении туше, разнообразными приемами звукоизвлечения. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений, как то: навык организовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, и т.д. В тоже время в искусстве концертмейстера с особой силой проявляется такая составляющая деятельность музыканта, как бескорыстность служения красоте, хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью и – практика достаточно часто это подтверждает – особым даром, «аккомпаниаторским» чутьем (а им обладает далеко не всякий исполнитель), хорошим музыкальным слухом, воображением. Также важно умение охватить образную сущность и форму произведения, артистизм, способность образность, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст. Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода. 

Знания и навыки, которые необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в музыкальной школе:

Концертмейстер (немец.) – мастер концерта. Концертмейстер – музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной работы концертмейстеров.

Прежде всего он должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Здесь мы говорим не только о виртуозных качествах, но и о владении туше, разнообразными приемами звукоизвлечения. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений, как то: навык организовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, и т.д. В тоже время в искусстве концертмейстера с особой силой проявляется такая составляющая деятельность музыканта, как бескорыстность служения красоте, хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью и – практика достаточно часто это подтверждает – особым даром, «аккомпаниаторским» чутьем (а им обладает далеко не всякий исполнитель), хорошим музыкальным слухом, воображением. Также важно умение охватить образную сущность и форму произведения, артистизм, способность образность, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст. Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода. 

Знания и навыки, которые необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в музыкальной школе:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы концертмейстера»

Особенности работы концертмейстера в ДМШ

Концертмейстер (немец.) – мастер концерта. Концертмейстер – музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной работы концертмейстеров.

Прежде всего он должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Здесь мы говорим не только о виртуозных качествах, но и о владении туше, разнообразными приемами звукоизвлечения. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений, как то: навык организовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, и т.д. В тоже время в искусстве концертмейстера с особой силой проявляется такая составляющая деятельность музыканта, как бескорыстность служения красоте, хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью и – практика достаточно часто это подтверждает – особым даром, «аккомпаниаторским» чутьем (а им обладает далеко не всякий исполнитель), хорошим музыкальным слухом, воображением. Также важно умение охватить образную сущность и форму произведения, артистизм, способность образность, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст. Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода. 

Знания и навыки, которые необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в музыкальной школе:

  • В первую очередь умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых нот, видеть и ясно представлять партию солиста.

  • Владение навыками игры в ансамбле.

  • Умение транспонировать текст в средней трудности, что полезно и необходимо для работы с вокалистами, и при игре а другими инструментами.

  • Знание основных дирижерских жестов и приемов.

  • Знание основ вокала: постановка голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию.

  • Знание приемов игры на различных музыкальных инструментах: домре, балалайке, струнно-смычковых, духовых инструментов.

  • Знание правил для того, чтобы правильно соотносить звуковое соотношение фортепиано с различными штрихами и тембрами этих инструментов; наличие тембрального слуха; умение играть клавиры различных композиторов в соответствии с требованиями инструментовки каждой эпохи и каждого стиля.

  • Умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации, то есть умение простейшие стилизации на темы известных композиторов, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре.

При всей многогранности деятельности концертмейстера на первом плане находятся творческие аспекты. Творчество - активный поиск еще неизвестного, дающий человеку возможность по - новому воспринимать окружающий мир и самого себя.

Чтение с листа

Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладать этим навыком. В учебной практике ДМШ и ДШИ часто бывают ситуации, когда у концертмейстера нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. Концертмейстер должен постоянно тренироваться в чтении с листа, с тем. Чтобы довести эти умения до автоматизма.

 Транспонирование

Концертмейстеру музыкальной школы, поимо чтения с листа, совершенно необходимо умение транспонировать произведение в другую тональность. Умение транспонировать входит в число непременных условий, определяющих его профессиональную пригодность. В вокальном или хоровом классе ДМШ и ДШИ концертмейстеру нередко могут предложить сыграть аккомпанемент не в той тональности, в которой напечатаны ноты. 

Подбор по слуху

Специфика работы концертмейстера в музыкальной школе предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими умениями, как подбор на слух сопровождения мелодии, элементарная импровизация вступления, проигрышей, заключения, варьирование фортепианной фактуры, аккомпанемента при повторении куплетов и т.д. Такие умения понадобятся в вокальном классе, когда при разучивании народных и популярных детских песен не имеется нот с полной фактурой.

Работа в ансамбле

Аккомпанирование солистам – инструменталистам имеет свою специфику. Здесь не обойтись без умения «слышать мельчайшие детали солиста, соизмерять звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом солиста». Пианист должен учитывать возможности аппарата солиста, а при работе с вокалистами принимать во внимание моменты взятия дыхания при фразировке. Большое значение имеет характер общения концертмейстера и педагога, так как от этого зависит музыкальное продвижение ученика. 

Заключение

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владение ансамблевой техникой, знание основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению с листа и транспонированию. Концертмейстер должен быстро и точно поддержать солиста в его намерениях, создать с ним единую исполнительскую концепцию произведения, поддержать в кульминациях, но вместе с тем при необходимости быть незаметным и всегда чутким помощником.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности работы концертмейстера

Автор: Аверьянова Лидия Александровна

Дата: 23.07.2025

Номер свидетельства: 672877

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Особенности работы концертмейстера с хоровым коллективом"
    ["seo_title"] => string(63) "osobiennosti_raboty_kontsiertmieistiera_s_khorovym_kolliektivom"
    ["file_id"] => string(6) "430774"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1507058240"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Особенности работы концертмейстера в хоровом и вокальном классах."
    ["seo_title"] => string(66) "osobennosti_raboty_kontsertmeistera_v_khorovom_i_vokalnom_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "613260"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1663570067"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Методическая  разработка    «ОСОБЕННОСТИ    РАБОТЫ  КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА  ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО  КОЛЛЕКТИВА» "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-osobiennosti-raboty-kontsiertmieistiera-khorieografichieskogo-kolliektiva"
    ["file_id"] => string(6) "244494"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445950841"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) ""Особенности работы концертмейстера в детской школе искусств""
    ["seo_title"] => string(61) "osobennosti_raboty_kontsertmeistera_v_detskoi_shkole_iskusstv"
    ["file_id"] => string(6) "634877"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1689232546"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Особенности работы концертмейстера в классе вокала"
    ["seo_title"] => string(51) "osobennosti_raboty_kontsertmeistera_v_klasse_vokala"
    ["file_id"] => string(6) "479055"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1538063939"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства