Концертмейстер (немец.) – мастер концерта. Концертмейстер – музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.
Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной работы концертмейстеров.
Прежде всего он должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Здесь мы говорим не только о виртуозных качествах, но и о владении туше, разнообразными приемами звукоизвлечения. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений, как то: навык организовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, и т.д. В тоже время в искусстве концертмейстера с особой силой проявляется такая составляющая деятельность музыканта, как бескорыстность служения красоте, хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью и – практика достаточно часто это подтверждает – особым даром, «аккомпаниаторским» чутьем (а им обладает далеко не всякий исполнитель), хорошим музыкальным слухом, воображением. Также важно умение охватить образную сущность и форму произведения, артистизм, способность образность, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст. Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода.
Знания и навыки, которые необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в музыкальной школе:
Концертмейстер (немец.) – мастер концерта. Концертмейстер – музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.
Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной работы концертмейстеров.
Прежде всего он должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Здесь мы говорим не только о виртуозных качествах, но и о владении туше, разнообразными приемами звукоизвлечения. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений, как то: навык организовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, и т.д. В тоже время в искусстве концертмейстера с особой силой проявляется такая составляющая деятельность музыканта, как бескорыстность служения красоте, хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью и – практика достаточно часто это подтверждает – особым даром, «аккомпаниаторским» чутьем (а им обладает далеко не всякий исполнитель), хорошим музыкальным слухом, воображением. Также важно умение охватить образную сущность и форму произведения, артистизм, способность образность, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст. Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода.
Знания и навыки, которые необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в музыкальной школе:
Концертмейстер (немец.) – мастер концерта. Концертмейстер – музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.
Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной работы концертмейстеров.
Прежде всего он должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Здесь мы говорим не только о виртуозных качествах, но и о владении туше, разнообразными приемами звукоизвлечения. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений, как то: навык организовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, и т.д. В тоже время в искусстве концертмейстера с особой силой проявляется такая составляющая деятельность музыканта, как бескорыстность служения красоте, хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью и – практика достаточно часто это подтверждает – особым даром, «аккомпаниаторским» чутьем (а им обладает далеко не всякий исполнитель), хорошим музыкальным слухом, воображением. Также важно умение охватить образную сущность и форму произведения, артистизм, способность образность, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст. Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода.
Знания и навыки, которые необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в музыкальной школе:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности работы концертмейстера»
Особенности работы концертмейстера в ДМШ
Концертмейстер (немец.) – мастер концерта. Концертмейстер – музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.
Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной работы концертмейстеров.
Прежде всего он должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Здесь мы говорим не только о виртуозных качествах, но и о владении туше, разнообразными приемами звукоизвлечения. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений, как то: навык организовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, и т.д. В тоже время в искусстве концертмейстера с особой силой проявляется такая составляющая деятельность музыканта, как бескорыстность служения красоте, хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью и – практика достаточно часто это подтверждает – особым даром, «аккомпаниаторским» чутьем (а им обладает далеко не всякий исполнитель), хорошим музыкальным слухом, воображением. Также важно умение охватить образную сущность и форму произведения, артистизм, способность образность, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст. Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода.
Знания и навыки, которые необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в музыкальной школе:
В первую очередь умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых нот, видеть и ясно представлять партию солиста.
Владение навыками игры в ансамбле.
Умение транспонировать текст в средней трудности, что полезно и необходимо для работы с вокалистами, и при игре а другими инструментами.
Знание основных дирижерских жестов и приемов.
Знание основ вокала: постановка голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию.
Знание приемов игры на различных музыкальных инструментах: домре, балалайке, струнно-смычковых, духовых инструментов.
Знание правил для того, чтобы правильно соотносить звуковое соотношение фортепиано с различными штрихами и тембрами этих инструментов; наличие тембрального слуха; умение играть клавиры различных композиторов в соответствии с требованиями инструментовки каждой эпохи и каждого стиля.
Умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации, то есть умение простейшие стилизации на темы известных композиторов, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре.
При всей многогранности деятельности концертмейстера на первом плане находятся творческие аспекты. Творчество - активный поиск еще неизвестного, дающий человеку возможность по - новому воспринимать окружающий мир и самого себя.
Чтение с листа
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладать этим навыком. В учебной практике ДМШ и ДШИ часто бывают ситуации, когда у концертмейстера нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. Концертмейстер должен постоянно тренироваться в чтении с листа, с тем. Чтобы довести эти умения до автоматизма.
Транспонирование
Концертмейстеру музыкальной школы, поимо чтения с листа, совершенно необходимо умение транспонировать произведение в другую тональность. Умение транспонировать входит в число непременных условий, определяющих его профессиональную пригодность. В вокальном или хоровом классе ДМШ и ДШИ концертмейстеру нередко могут предложить сыграть аккомпанемент не в той тональности, в которой напечатаны ноты.
Подбор по слуху
Специфика работы концертмейстера в музыкальной школе предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими умениями, как подбор на слух сопровождения мелодии, элементарная импровизация вступления, проигрышей, заключения, варьирование фортепианной фактуры, аккомпанемента при повторении куплетов и т.д. Такие умения понадобятся в вокальном классе, когда при разучивании народных и популярных детских песен не имеется нот с полной фактурой.
Работа в ансамбле
Аккомпанирование солистам – инструменталистам имеет свою специфику. Здесь не обойтись без умения «слышать мельчайшие детали солиста, соизмерять звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом солиста». Пианист должен учитывать возможности аппарата солиста, а при работе с вокалистами принимать во внимание моменты взятия дыхания при фразировке. Большое значение имеет характер общения концертмейстера и педагога, так как от этого зависит музыкальное продвижение ученика.
Заключение
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владение ансамблевой техникой, знание основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению с листа и транспонированию. Концертмейстер должен быстро и точно поддержать солиста в его намерениях, создать с ним единую исполнительскую концепцию произведения, поддержать в кульминациях, но вместе с тем при необходимости быть незаметным и всегда чутким помощником.