Концертмейстерское искусство как вид музыкально – творческой деятельности.
Концертмейстерское искусство как вид музыкально – творческой деятельности.
Концертмейстерское искусство как вид музыкально - творческой деятельности.
Концертмейстер – одна из самых востребованных на сегодняшний день профессий в музыкальном искусстве и музыкально – педагогической деятельности. Понятие концертмейстер многозначно, а применение этой профессии очень многогранно:
концертмейстером называют первого скрипача оркестра, который иногда заменяет дирижера и в обязанности которого входит проверка правильности настройки всех инструментов (по нему настраивается весь оркестр). В струнных ансамблях – трио, квартет, и т. д. концертмейстер, как правило, является музыкальным руководителем инструментального состава;
концертмейстером называют исполнителя, который возглавляет каждую из групп симфонического оркестра и отвечает за настройку группы и сдачу оркестровых партий группы;
концертмейстер – пианист концертной организации, который работает в качестве концертмейстера солистов – вокалистов, солистов – инструменталистов или концертмейстера концертного коллектива. Концертмейстер в концертной организации ведет весь исполнительский процесс: выучивает текст и определяет вместе с солистом концепцию исполняемого музыкального произведения, занимается шлифовкой программы, созданием единого целостного музыкального образа и выступает на сцене вместе с солистом;
концертмейстер театра оперы и балета, музыкального театра досконально знает клавиры репертуарных опер, балетов и музыкальных постановок театра, разучивает нотный материал с солистом, проводит репетиции солистов с дирижером в темпах оркестра, в балетных классах играет станок;
концертмейстер в учебном процессе почти всех специальностей (вокалисты, струнники, духовики, народники, класс хорового дирижирования).
Концертмейстер постоянно находится в процессе комплексного использования своих профессиональных навыков. Главным и основополагающим из них является свободное, технически совершенное владение инструментом, ритмичность, динамическое разнообразие, умение легко осваивать и адаптироваться к стилю исполняемого произведения, стилю партнера.
Концертмейстеру необходимы развитые музыкальные способности (внутренний слух, музыкальная память), умение читать с листа, транспонировать, подбирать на слух.
Так же важным является владение навыком обработки произведения, переложения его для различных составов, импровизации. Творческая деятельность концертмейстера состоит из двух основополагающих моментов: рабочий процесс и концертное исполнение.
Рабочий процесс делится на несколько этапов:
начальная работа над произведением в целом: создание музыкального образа, целостного охвата произведения и первые наброски тог, что предстоит исполнить. Главная задача этапа - создание музыкально – слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения;
индивидуальная работа над партией аккомпанемента, которая включает в себя собственно разучивание фортепианной партии, применение различных необходимых фортепианных приемов, отработку технических и темповых трудностей, подбор точной аппликатуры, динамики и фразировки;
начальная работа с солистом. Данный этап подразумевает безупречное владение фортепианной партией, знание партии солиста и умение концентрироваться на ней, отработка совместных деталей ансамблевого исполнительства;
рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком, основной целью которого является создание единого музыкального образа, на основе собственной трактовки произведения. Этот этап во многом определяет предварительный настрой концертмейстера на сценическое выступление.
Концертное исполнение – это кульминационный момент и в какой то степени итог всей ранее проделанной работы концертмейстера над музыкальным произведением, главная цель которого при совместной работе с солистом – раскрытие музыкально – художественного замысла исполняемого произведения при высокой культуре исполнения сочинения. Концертное выступление – высшая и самая главная форма исполнительской практики. Концерт – выступление является одной из форм и студенческой исполнительской практики, которая способствует развитию навыка публичных выступлений.
Творческая деятельность концертмейстера, несомненно, имеет свои сложности и особенности, связанные с этическими, эмоционально – волевыми качествами исполнителя:
особая степень ответственности, как во время выступления, так и во время репетиций. Поскольку в ансамбле музыкальная индивидуальность, мастерство и возможности одного исполнителя непосредственно зависят от другого, то и трактовать роль концертмейстера в таком творческом процессе следует широко: от функции чистого сопровождения до равного по значению солисту.
предвидение, предвосхищение, позволяющее воспринимать и анализировать содержание музыкального произведения в процессе исполнения с некоторым опережением. Это качество демонстрирует высший уровень профессионализма концертмейстера, его способность и готовность к импровизационному творчеству,
многоплоскостное внимание, которое подразумевает не только способность слышать, что происходит в данный момент времени, но и слышать и контролировать то, что делает в каждый момент исполнения солист. Таким образом, круг внимания становится обширным, сложным, объемным.
Этот природный комплекс очень четко заключен в способности музыканта, играя, слышать не только себя, эта способность проявляется при игре в ансамбле, где элемент партнерства выражен наиболее ярко. При развитии этого комплекса через обучение, опыт, окружение и обстоятельства и формируется личность концертмейстера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Концертмейстерское искусство как вид музыкально – творческой деятельности. »
Концертмейстерское искусство как вид музыкально – творческой деятельности.
Концертмейстер – одна из самых востребованных на сегодняшний день профессий в музыкальном искусстве и музыкально – педагогической деятельности. Понятие концертмейстер многозначно, а применение этой профессии очень многогранно:
концертмейстером называют первого скрипача оркестра, который иногда заменяет дирижера и в обязанности которого входит проверка правильности настройки всех инструментов (по нему настраивается весь оркестр). В струнных ансамблях – трио, квартет, и т. д. концертмейстер, как правило, является музыкальным руководителем инструментального состава;
концертмейстером называют исполнителя, который возглавляет каждую из групп симфонического оркестра и отвечает за настройку группы и сдачу оркестровых партий группы;
концертмейстер – пианист концертной организации, который работает в качестве концертмейстера солистов – вокалистов, солистов – инструменталистов или концертмейстера концертного коллектива. Концертмейстер в концертной организации ведет весь исполнительский процесс: выучивает текст и определяет вместе с солистом концепцию исполняемого музыкального произведения, занимается шлифовкой программы, созданием единого целостного музыкального образа и выступает на сцене вместе с солистом;
концертмейстер театра оперы и балета, музыкального театра досконально знает клавиры репертуарных опер, балетов и музыкальных постановок театра, разучивает нотный материал с солистом, проводит репетиции солистов с дирижером в темпах оркестра, в балетных классах играет станок;
концертмейстер в учебном процессе почти всех специальностей (вокалисты, струнники, духовики, народники, класс хорового дирижирования).
Концертмейстер постоянно находится в процессе комплексного использования своих профессиональных навыков. Главным и основополагающим из них является свободное, технически совершенное владение инструментом, ритмичность, динамическое разнообразие, умение легко осваивать и адаптироваться к стилю исполняемого произведения, стилю партнера.
Концертмейстеру необходимы развитые музыкальные способности (внутренний слух, музыкальная память), умение читать с листа, транспонировать, подбирать на слух.
Так же важным является владение навыком обработки произведения, переложения его для различных составов, импровизации. Творческая деятельность концертмейстера состоит из двух основополагающих моментов: рабочий процесс и концертное исполнение.
Рабочий процесс делится на несколько этапов:
начальная работа над произведением в целом: создание музыкального образа, целостного охвата произведения и первые наброски тог, что предстоит исполнить. Главная задача этапа - создание музыкально – слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения;
индивидуальная работа над партией аккомпанемента, которая включает в себя собственно разучивание фортепианной партии, применение различных необходимых фортепианных приемов, отработку технических и темповых трудностей, подбор точной аппликатуры, динамики и фразировки;
начальная работа с солистом. Данный этап подразумевает безупречное владение фортепианной партией, знание партии солиста и умение концентрироваться на ней, отработка совместных деталей ансамблевого исполнительства;
рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком, основной целью которого является создание единого музыкального образа, на основе собственной трактовки произведения. Этот этап во многом определяет предварительный настрой концертмейстера на сценическое выступление.
Концертное исполнение – это кульминационный момент и в какой то степени итог всей ранее проделанной работы концертмейстера над музыкальным произведением, главная цель которого при совместной работе с солистом – раскрытие музыкально – художественного замысла исполняемого произведения при высокой культуре исполнения сочинения. Концертное выступление – высшая и самая главная форма исполнительской практики. Концерт – выступление является одной из форм и студенческой исполнительской практики, которая способствует развитию навыка публичных выступлений.
Творческая деятельность концертмейстера, несомненно, имеет свои сложности и особенности, связанные с этическими, эмоционально – волевыми качествами исполнителя:
особая степень ответственности, как во время выступления, так и во время репетиций. Поскольку в ансамбле музыкальная индивидуальность, мастерство и возможности одного исполнителя непосредственно зависят от другого, то и трактовать роль концертмейстера в таком творческом процессе следует широко: от функции чистого сопровождения до равного по значению солисту.
предвидение, предвосхищение, позволяющее воспринимать и анализировать содержание музыкального произведения в процессе исполнения с некоторым опережением. Это качество демонстрирует высший уровень профессионализма концертмейстера, его способность и готовность к импровизационному творчеству,
многоплоскостное внимание, которое подразумевает не только способность слышать, что происходит в данный момент времени, но и слышать и контролировать то, что делает в каждый момент исполнения солист. Таким образом, круг внимания становится обширным, сложным, объемным.
Этот природный комплекс очень четко заключен в способности музыканта, играя, слышать не только себя, эта способность проявляется при игре в ансамбле, где элемент партнерства выражен наиболее ярко. При развитии этого комплекса через обучение, опыт, окружение и обстоятельства и формируется личность концертмейстера.