"Особенности развития детей дошкольного возраста. Реальные возможности"
"Особенности развития детей дошкольного возраста. Реальные возможности"
Ключ к развитию умственных способностей ребенка -это личный опыть познания в первые три года жизни. Главная задача педагогов и родителей-сформировать интерес к познанию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Особенности развития детей дошкольного возраста. Реальные возможности"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Детская школа искусств» г.Бакала
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД:«Реальные возможности»
по теме «Особенности развития детей дошкольного возраста»
Преподаватель специального фортепиано
высшей категории
Долинина Елена Дмитриевна
г.Бакал
2022г.
В Австралии плавают новорожденные дети супругов Тиммерман.
Четырехлетние японские малыши говорят по-английски с доктором
Хонда. Совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические
упражнения под руководством Дженкинса в США. Трехлетние дети
играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото.
Трехлетний ребенок, который читает на трех языках под руководством доктора
Верса в Бразилии. Двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых
лошадях в штате Дакота. Тысячи писем от мам со всего мира с
просьбой объяснить им те чудеса.
В настоящее время вопросы воспитания и развития детей в раннем возрасте привлекают внимание специалистов разных профессий. Врачи, педагоги, ученые, психологи, музыканты - каждый в своей области исследует возможности развития маленького ребенка в первые годы его жизни. Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, делает ошеломляющие заявление, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно.
Все люди рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышлёным и с твёрдым характером. Основная цель раннего развития - это предотвратить появление несчастных детей.
Раннее развитие связано с огромным потенциалом новорожденного.
Конечно, новорожденный абсолютно беспомощен, но именно потому, что он так беспомощен, так велики его потенциальные возможности. Дитя человеческое рождается гораздо менее развитым, чем детёныши животных. А детеныши животных, умеют ползать, цепляться или даже сразу вставать и идти. Зоологи утверждают, что новорожденный ребёнок отстает от новорожденного детеныша животного на 10-11 месяцев, и одна из причин этого - человеческая поза при ходьбе, поэтому и рождается ребенок еще совсем беспомощным. Ему приходится учиться пользоваться своим телом уже после рождения. Точно так же он учится пользоваться мозгом. И если мозг любого детеныша животного практически сформировался к моменту рождения, то мозг новорожденного ребенка - как чистый лист бумаги.
Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Хотелось бы объяснить особое использование слова "образ. Взрослый человек схватывает информацию, главным образом используя способность логически мыслить, ребенок пользуется интуицией, своей уникальной способностью создавать моментальный образ.
Один малыш, которого Масару Ибука увидел в детской больнице. Говорили, что он способен был различать 50 человек в возрасте, когда ему было всего чуть больше года. Более того, он не только узнавал их, но и давал каждому свое прозвище. "50 человек" - цифра, может быть, не очень впечатляет, но даже взрослому трудно запомнить 50 разных лиц в течение одного года.
Письмо от 28-летней мамы из Фуджисавы. Из ее письма-ее старший 2,5-летний сын начал запоминать марки автомобилей, когда ему было около 2-х лет. Уже через несколько месяцев он мог легко назвать около 40 автомобилей и японских и иностранных марок, иногда он мог даже назвать марку машины, которая стояла под чехлом. А немного раньше, наверное под влиянием телепрограммы "ЭКСПО-70", он начал запоминать флаги разных стран и теперь мог узнать и правильно назвать флаги 30 стран, включая такие, как флаг Монголии, Панамы, Ливана - флаги, которые и взрослый вспомнит с трудом. Этот пример говорит о том, что у детей есть одно качество, которого давно нет у взрослых.
Ребенок наделен замечательной способностью по образам узнавать предметы, что не имеет ничего общего с анализированием, этому ребенок научится значительно
позже.
В качестве эксперимента мистер Исао Ишии давал уроки китайской письменности в
"Ассоциации раннего развития". Трехлетние дети легко запоминали такие сложные китайские иероглифы, как "голубь" или "жираф". Дело в том, что для ребенка, который без особых усилий запоминает даже малейшие изменения в выражении лица, трудные китайские иероглифы - не проблема. Если взрослому сознательно приходится запоминать место, число и картинку, то ребенок обладает замечательной образной памятью.
Одна из фундаментальных идей математики - теория рядов. Для ребенка логику теории рядов или теории множества понять легко. Мадам Ришени Феликс, признанный авторитет по обучению математике, утверждает, что ребенка можно начать учить математике в любом возрасте.Ребенок знакомится с ними, когда начинает играть с кубиками. Он
берет их один за другим, различая по форме: квадратные, треугольные и т.д.
Уже в этом возрасте он хорошо понимает, что каждый кубик - это элемент "ряда", и что кучка кубиков - это один ряд, а треугольников - другой. Такая простая идея, что предметы можно сортировать в группы по определенным характеристикам, является главным принципом, который лежит в основе теории рядов. Для ребенка естественно, что он понимает простую и логичную теорию.
Вот пример арифметической задачи: "В зоопарке всего 8 животных, черепах и
журавлей. У них 20 ног. Сколько черепах и журавлей живет в зоопарке?"
Давайте сначала решим эту задачу алгебраическим методом. Обозначим количество
журавлей буквой X, а количество черепах - Y, тогда X+Y=8, а 2X+4Y=20.
Считаем, X+2Y=10, т.е. X=8-Y=10-2Y; значит, Y=2. Получилось 2 черепахи и 6
журавлей. Логичное объяснение алгебры гораздо легче понять, чем кажущееся на первый взгляд легким нелогичным решением.
Карл Фридрих Гаусс, один из величайших математиков XIX века, открыл формулу суммы арифметических рядов, когда ему было всего 8 лет.
Отец Гаусса не отличался ученостью. Он был простым каменщиком, чинил стены,
заборы, камины и часто брал сына с собой на работу. Гаусс подавал отцу
кирпичи и считал их. По-видимому, математические способности Гаусса
сформировались под влиянием этой привычки в раннем детстве.
Молодые родители, большие любители классической музыки, давали своему
новорожденному ребенку слушать 2-ю сюиту Баха в течение нескольких часов
каждый день. Через 3 месяца он начал живо двигаться в такт музыке. Когда ритм
убыстрялся, его движения становились более отрывистыми и активными. Когда
музыка кончалась, он выражал недовольство. Часто, когда малыш сердился или
плакал, родители включали эту музыку, и он немедленно успокаивался.
На одном из предприятий фирмы "Сони" в Японии был организован детский сад. Там провели исследование, чтобы выяснить, какую музыку любят дети. Результаты получились неожиданные. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена! Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли 2-е место, и на самом последнем месте оказались детские песенки.
"Брат и сестра, лингвистические гении, которые понимают по-английски,
испански, итальянски, немецки и французски: пять языков и вдобавок еще язык
своего "агрессивного" отца". Мистер Масао Кагата, который оставил карьеру учителя
и, целиком посвятил свою жизнь воспитанию детей. Его сыну было тогда 2,5 года, а дочке 3 месяца. Дети были еще совсем малышами. Метод обучения, который использовал мистер Кагата, демонстрирует интеллектуальные возможности малышей. Вот что он рассказал: "Я начал учить их разговорному английскому, итальянскому, немецкому,
французскому... почти одновременно. По радио часто уроки французского языка
объясняются по-английски. Поэтому я решил, что если обучать многим языкам
сразу, то можно соединить методику обучения воедино. Как раз в это время мои
дети учились играть на пианино, а на нотах, по которым они играли, были
объяснения на итальянском, а перевод - на английском, немецком и французском.
Если они не понимали объяснений, они не знали, как играть. Это была одна из
причин, почему я начал учить их языкам. Меня часто спрашивали, не путались ли
дети, изучая пять языков одновременно. Думаю, что нет: они же употребляли их
правильно. Мы занимались иностранными языками только по радио. Эти
радиопередачи ведут очень приветливые дикторы. Упражнения на произношение
повторяются методично и долго. И когда дети начинают сами говорить, они
произносят все правильно".
Мозг ребенка на этом этапе развития подобен машине, которая механически заглатывает все, что в нее запускают, он еще не в состоянии отобрать информацию и понять ее.
Но вскоре приходит время, ребенок обретает способность принимать
самостоятельные решения, т.е. развивается область мозга, которая способна
использовать сформированный интеллектуальный аппарат. Считается, что это
происходит где-то в возрасте 3 лет. И как раз именно в это время встает
вопрос, как и чем заинтересовать ребенка. Малыш с жадностью запоминает то,
что ему интересно. Начинают развиваться и другие способности - он уже может
хотеть что-то создавать и делать. Сформирован интерес к познанию.
Интерес - лучшее побуждение: двух- и трехгодовалых детей каждый день приводят за руку на уроки скрипки к доктору Шиничи Сузуки. Они с любопытством оглядываются, прыгают и резвятся в коридоре и совсем не интересуются скрипкой. Вначале доктор Сузуки позволяет детям делать все, что они хотят, но не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух-трех месяцев ребенок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение ребенка достигло апогея и только тогда дает ему первый урок. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий - 6 месяцев. Главный принцип метода доктора Сузуки - вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По его мнению, принуждение - худший способ обучения. Если у ребенка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребенка к предмету обучения - это и есть лучший педагогический метод. Поэтому главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка - пробудить интерес. Так, например, вместо того чтобы учить ребенка считать, лучшезаинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, пробудите егоинтерес к процессу письма. Другими словами, задача родителей – подготовитьребенка к обучению
Мне хочется рассказать вам историю о ребенке, который родился глухим, но позже без труда смог участвовать в разговоре благодаря огромным усилиям его родителей. Ацуто ,
родился просто воплощением здоровья. Ему был 1 год, когда его родители заметили отклонения, они спрашивали себя, все ли в порядке у ребенка со слухом, но пока не волновались, полагая, что их ребенок - один из тех, кто поздно начинает говорить. Но когда Ацуто не заговорил и в 1,5 года, они повезли его на осмотр к врачу.
Родители обратились за помощью к доктору Мацузаву - специалисту по лечению и
образованию младенцев с отклонениями слуха. Он начал с того, что научил ребенка узнавать на слух собственное имя. Затем ребенок начал учить другие слова. Постепенно доктор соединял слова со значениями, развивая в нем следы слуха, которые еще остались. Доктор Мацузава счичает, что в ранние годы глухого ребенка действительно можно "научить" слышать.
Он пишет: "Только мать может быстро обнаружить, что у ее ребенка что-то не в
порядке. Через неделю после рождения новорожденный реагирует на громкий звук
или шум. Через несколько месяцев младенец узнает голос своей мамы, а через
четыре месяца свое имя. Если ребенок не реагирует на громкий шум или не
отвечает, когда его зовут по имени, можно предположить, что у него что-то не
в порядке со слухом. Ранние годы – самые подходящие, чтобы научить различным словам ребенка со слуховыми отклонениями. Больше всего надо избегать изоляции ребенка от звуков, потому что он, якобы, все равно их не слышит. Неправда, что даже совершенно глухой ребенок не способен ничего слышать. Если ребенок постоянно будет слушать звуки, у него разовьется способность слышать".
Таким образом, усилия родителей и обучение могут развить у ребенка
способность слышать, даже если он родится с серьезными нарушениями слуха.
Исследования физиологии, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Мозг новорожденного ребенка - как чистый лист бумаги.
От того, что будет записано на этом листе, зависит насколько одаренным станет ребенок.
Список используемой литературы:
Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991.