Особенность педагогической профессии заключается в том, что деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие ученика на перспективу, на будущее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенность педагогической деятельности»
Преемственно-перспективная деятельность преподавателя
детских школ искусств
конференция
Особенность педагогической профессии заключается в том, что деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие ученика на перспективу, на будущее.
Как правило, в процессе обучения педагог передаёт своему ученику не только свои знания, но частицу самого себя, а во многих случаях и самого себя. Поэтому, чем значительней масштаб личности педагога, тем больше положительного влияния он может оказать на рост личности своего воспитанника. Масштаб личности педагога определяется профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении. Часто именно через любовь ученика к педагогу приходит любовь к тому предмету, который он преподаёт. Любимый педагог, как правило, передаёт учащемуся содержание отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру в целом.
Какая бы ни была специфика учебного предмета, но многие хорошие педагоги имеют некоторые общие черты, которые позволяют им успешно общаться со своими учениками и передавать им свои знания. Педагог занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым им предметом. Очень хорошо, если педагог имеет в своей области определённые достижения. Диплом вуза, награды на конкурсах и олимпиадах, статьи в журналах, газетах, научных сборниках – всё это может быть косвенным свидетельством достижения педагогом того уровня мастерства в овладении своим предметом, которые доказывают его право на то, чтобы быть учителем.
Однако сами по себе глубокие знания в какой-либо области не могут автоматически сделать его обладателя хорошим педагогом. Мир знает много музыкантов, спортивных тренеров, школьных учителей по различным предметам, которые при скромном уровне своих личных академических достижений смогли обеспечить своим ученикам невиданный профессиональный и личностный рост. Происходит это в том случае, если хорошие (но не обязательно выдающиеся) академические и профессиональные умения, знания и способности умножаются на комплекс личностных человеческих качеств педагога.
Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников, «является то, что они умеют одни и те же знания предлагать учащимся по-разному, в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения. Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося, понимая, что то, что очевидно для него самого, может быть совершенно непонятно его ученику.
В звене «Учитель – ученик» ведущее значение приобретают личностные качества учителя, в которых главнейшими оказываются коммуникативные и организаторские способности. Коммуникативные способности – это умение общаться со своими учениками. Это способность к сопереживанию, умение тонко чувствовать настроение ученика в данный момент; умение ясно и чётко выражать как содержание преподаваемого им предмета, так и свои собственные чувства и настроения.
Заражение своего ученика пламенным отношением к музыке, предоставление ему в нужный момент самостоятельности и свободы выбора, поощрение трудолюбия и упорства в совершенствовании мастерства, а не ставка на природный талант – всё это мы находим в практике преподавания лучших. Увлеченность ученика является зеркальным отражением увлеченности учителя, его энтузиазма, его интереса к предмету.