Просмотр содержимого документа
«Учитель как субъект педагогической деятельности»
Особенности педагогической деятельности, ее творческий характер, сложность структуры и многообразие задач, которые приходится решать педагогу, предопределяют необходимость и выдвигают требование к учителю как субъекту педагогической деятельности.
Категория субъектности традиционно характеризуется в следующих терминах: активность, самостоятельность, инициативность, осознанность. Важным моментом в понимании сущности субъектности является сопоставление с категорией "адаптация". Так, при адаптации (в частности, к профессиональной деятельности) человек лишь приспосабливается к требованиям профессии, пассивно накапливает необходимые знания, качества, приобретает умения. Выступая же в качестве субъекта деятельности, человек активно ориентируется в профессиональной деятельности, осознает ее структуру, особенности, самостоятельно планирует и организует ее, осознает свои трудности и активно ищет пути их преодоления, постоянно нацелен на профессиональное саморазвитие.
Таким образом, учитель как субъект педагогической деятельности – это педагог, способный не только освоить деятельность, но и творчески ее преобразовать, а также самореализоваться в ней. Иными словами, когда "человек из объекта, на который влияют обстоятельства, превращается в субъекта, "господствующего" над ними" (В. А. Сластёнин).