"Основные направления поддержки одаренных детей в дополнительном образовании"
"Основные направления поддержки одаренных детей в дополнительном образовании"
В науке до сих пор нет точного понимание одаренности. Чаще всего под ней подразумевают высокий уровень развития интеллекта. Кроме того, одаренность включает творческий подход, высокий уровень мотивации и настойчивости. Одаренность может быть, как общей, проявляющейся во всех видах деятельности учащихся и сферах его интересов,так и специфической, например музыкальной, спортивной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Основные направления поддержки одаренных детей в дополнительном образовании"»
Автор работы: Чернявская Татьяна Анатольевна.
Должность: педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Маленькая страна».
Образовательное учреждение: МАУДОД «Радуга талантов» г. Хабаровска.
«Основные направления поддержки одаренных детей»
В науке до сих пор нет точного понимание одаренности. Чаще всего под ней подразумевают высокий уровень развития интеллекта. Кроме того, одаренность включает творческий подход, высокий уровень мотивации и настойчивости. Одаренность может быть, как общей, проявляющейся во всех видах деятельности учащихся и сферах его интересов,так и специфической, например музыкальной, спортивной.
По каким признакам можно выявить одаренность учащихся?
В детствеодаренные дети развиваются быстрее, чем их сверстники. Они обладают более развитой речью, свободно употребляют различные термины, быстро и точно выполняют умственные операции, демонстрируют раннюю увлеченность музыкой, изобразительным искусством, вокалом, спортом. Они стремятся к творчеству, очень любознательны, стараются обнаружить новое в обычном, у них высокая исследовательская и познавательная активность. Такие дети самостоятельно ставят проблемы и вопросы по отношению к новому. Нередко они тяготеют к рефлексии уже в младшем школьном возрасте.
Основная отличительная черта одаренных детей- оригинальность мышления, нестандартность решений. Для них не являются аксиомой общепринятое решение или мнение. В школьном возрасте такого ребенка можно заметить по тому, как хорошо он усваивает учебный материал, стремится к творчеству. Но не все одаренные дети проявляют свою одаренность с раннего возраста. Одаренность ребенка может проявиться на определенном этапе развития.
Помимо выявления одаренности таким путем, существуют специальные методы диагностики. Откуда же возникают проблемы одаренных детей?
Первая часть проблемы связана с их психологическими особенностями: они более уязвимы в общении, закрыты, с трудом находят общий язык с окружающими. Уровень их рефлексии достигает уровня рефлексии взрослых и они не могут понять детских шуток и тем разговоров.
Вторая часть проблемы связана с высокой мотивацией одаренных детей. Они настолько увлечены решением каких-то задач, что не находят времени или не видят необходимости в общении или в занятии для них скучном, неинтересном. В разговоре они быстрее доходят до сути, поэтому в общении с ними нужен иной подход.
Третья часть проблемы состоит в том, что нет программ, рассчитанных на уровень понимания одаренными детьми. Поэтому ребенок как бы останавливается в развитии. Во многих учебных заведениях могут цениться любые таланты, но не высокая мотивация обучения, поэтому чтобы быть как все одаренный ребенок вынужден скрывать свои способности
Каковы же основные направления поддержки одаренных детей?
Для одаренных детей характерна двойственность и противоречивость их психологического облика. В интеллектуальном и нравственном отношении они опережают сверстников, а в эмоциональном и физическом развитии находятся в пределах нормы или отстают. Подобный дисбаланс может породить в ребенке чувство беспомощности. Поэтому одним из направлений работы является вселение в них уверенности. А также помочь ребятам найти свое место.
Низкая самооценка может породить неудовлетворенность, критического отношения к собственным достижениям. Более того: такие дети часто ставят перед собой завышенные цели и остро переживают в случае невозможности их достичь. В силу особенностей нервной системы они обладают повышенной эмоциональной чувствительностью. Поэтому необходимо помочь ребенку поставить реальные цели.
В силу простоты учебной программы у одаренных детей может возникнуть неприязнь к занятиям. К тем, кто требует простого заучивания материала. Поэтому одаренный ребенок большую часть занятия скучает или маскирует свой уровень развития.
В своем социальном развитии одаренные дети намного опережают сверстников. Они быстрее усваивают правила поведения в обществе. Одаренные дети кажутся слишком самостоятельными и независимыми, что может вызвать проблемы в общении
Преодоление психологической изоляции ребенка-одна из проблем. Возможны три направления работы:
Одаренные дети должны понимать, что в людях можно ценить не только интеллект, но и другие качества.
Создать группы с высоким уровнем одаренности
Развитие коммуникативных способн6остей одаренных детей в специальных группах общения
В настоящее время разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерства и других качеств личности. В большинстве своем они построены на реализации технологии проблемности и диалоговых формах взаимодействия.