kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образы природы в фортепианном репертуаре ДШИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природа взаимодействия музыки, литературы и изобразительного искусства лежит в художественно-образной природе самого искусства, в общих для них выразительных средствах – ритме, динамике, пространстве, композиционной драматургии и эмоциональном воздействии на человека в процессе рождения эмоций, индивидуально-личностных переживаний.

Постижение образов природы в классе фортепиано происходит непосредственно посредством взаимодействия искусств. Это значит, что эмоции, рождающиеся в процессе исполнения музыки, стремятся найти себе адекватное определение в слове, живописи и наоборот.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образы природы в фортепианном репертуаре ДШИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУРСКА

« ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. ДМИТРИЯ ДМИТРИЕВИЧА ШОСТАКОВИЧА»









Методический доклад на тему: «Образы природы в

фортепианном репертуаре ДШИ














Работу выполнил

преподаватель по классу

фортепиано

Чвилёва А.И.












г. Курск 2020 г.


Содержание


Введение


I Круг образов природы в фортепианном творчестве


II Синтез искусств на уроке фортепиано


III Понимание образов природы на разных этапах обучения


IV Средства музыкальной выразиткльности в цикле П.И. Чайковского «Времена года»



Заключение


Список литературы и источников




























В настоящее время происходит потеря общественных идеалов. Современников тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. В эпоху антипатриотизма, вседозволенности, культа силы, жестокости и денег, падения нравственности единственной собирательной идеей может стать чувство любви к Родине. Именно оно неоднократно спасало нашу страну в переломные моменты истории. Музыкальное воплощение образов природы, глубокие мысли, вложенные классиками русского искусства в свои творения, способны глубоко взволновать ребенка и подростка, вызвать живой отклик и, в конечном итоге, повлиять не только на развитие общей духовной культуры личности, но и на формирование чувства национальной самоидентификации и самоуважения.

Музыка всегда являлась средством раскрытия красоты и правды жизни, источником духовного богатства человека, условием сохранения его достоинства. Это вид искусства, обладающий особой притягательной силой, в основе которого лежит эмоциональная привлекательность, способность непосредственно обращаться к чувствам людей, удовлетворяя одну из важнейших потребностей человеческой психики – потребность в переживании художественных эмоций. В то же время именно воспитание и сохранение любви и интереса к музыкальному искусству является в наше время одной из самых сложных проблем музыкальной педагогики.

Формирование общей культуры детей зависит от создания вокруг ребенка широкой эстетически организованной среды, одухотворенной искусством и способствующей его духовному развитию. Воздействуя на человека, музыка помогает утверждать в обществе определенные морально-эстетические устои, без которых немыслима человеческая личность.

Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится для него достаточно привлекательной. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает веру в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. У детей воспитываются самостоятельность и уверенность в собственных силах и способностях.

В данный момент приоритетным направлением в образовании является развитие физико-математических и информационных наук, а учебные предметы гуманитарно-художественной направленности отходят на второй план. Детские школы искусств отвечают за развитие эмоционально-образной сферы ребёнка и реализацию его творческого потенциала. Именно искусство концентрирует духовное начало в личности, формирует эстетические приоритеты, с которыми человек живёт в обществе.

Учить воспринимать мир именно во всей полноте необходимо с самого раннего детства, и природа маленького ребёнка расположена к тому, чтобы так воспринимать мир – ребёнок ярче, острее видит, слышит, чувствует, улавливает и повторяет ритмические движения, реагирует на звуки музыки. На этом строится образовательная концепция последних лет – концепция интеграции искусств.

Природа взаимодействия музыки, литературы и изобразительного искусства лежит в художественно-образной природе самого искусства, в общих для них выразительных средствах – ритме, динамике, пространстве, композиционной драматургии и эмоциональном воздействии на человека в процессе рождения эмоций, индивидуально-личностных переживаний.

Постижение образов природы в классе фортепиано происходит непосредственно посредством взаимодействия искусств. Это значит, что эмоции, рождающиеся в процессе исполнения музыки, стремятся найти себе адекватное определение в слове, живописи и наоборот.

Образы природы доступны ребенку для понимания в любом возрасте, поскольку позволяют обратиться к его жизненному опыту, «копилке» звуковых, живописных, литературных представлений. Природа дарит музыке звук и тембры, которые слышатся в пении птиц, журчании ручья, в шуме грозы. Звукоизобразительность – вот что принесла природа в музыку. Звуки природы ребенку максимально понятны, и, пытаясь передать их в своем исполнении, он внимательно вслушивается в звучание инструмента, а значит, у него воспитывается умение слушать и слышать себя.

Хороший звук – это не отвлечённое понятие. Звук связан с содержанием произведения. Прежде всего, музыканту важно понять замысел автора, прочувствовать все интонационные связи и – главное – передать в исполнении свои чувства и переживания. Каждое произведение требует своего исполнительского образа. Каждое произведение есть живой рассказ. По этому поводу К. Игумнов говорил: «мало только связно и толково рассказать, надо ещё и придать интерес рассказу. Для этого нужна органически развивающаяся динамика, логические, правдивые и разнообразные интонации, нужно умение видоизменять их при повторении фразы, не искажая её смысла» [5, с. 145].

Именно у фортепиано, по сравнению с другими инструментами, более ярко выражены темброво-звуковые краски. Поэтому так много «пейзажных» картин, написанных для этого инструмента. Говоря о фортепианном звучании, С. Фейнберг определяет одно из характерных его свойств – «иллюзорность». Пианист обладает разнообразными возможностями пробудить у слушателя звуковые и тембровые представления для того, чтобы он мог постичь музыкальный замысел. Фейнберг употребляет термин «звуковая палитра». Оттенки звуковой палитры таковы: «от полутеней до величайшей яркости, от короткого щипкового pizzicato до певучей кантилены, от компактных массовых наслоений – до тонкой речевой выразительности» [2, с. 216].

Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни были прекрасны леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатлёнными в звуках, на холсте, в стихах вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава: она такова, какой видит её человек.

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века. Постепенно помимо имитации звуков природы музыка научилась вызывать зрительные впечатления. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой. Есть даже такое выражение – «музыкальная живопись». Это выражение композитора и критика А. Серова не просто метафора; оно отражает возросшую выразительность музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу – пространственно-изобразительную. То есть картины природы в музыке посвящены различным природным пространствам: морскому, воздушному, подземному, пространству поверхности земли. В музыке запечатлены и различные мимолётные состояния природы (буря, гроза, радуга, туман и т. д.), много ландшафтных зарисовок (луга, поля и т. д.).

Обращение к образам родной природы в классе фортепиано начинается с первых уроков. Главная задача преподавателя сделать уроки интересными: А.Д. Артоболевская говорила: «Постарайтесь околдовать ребенка музыкой, как интересной сказкой» [3, с. 3]. Знакомя детей с инструментом, с его звучанием, мы говорим о богатстве регистрового звучания. Играя в разных регистрах простейшие песенки, сочиняя или рассказывая музыкальные сказки, учим детей свободно владеть пространством фортепиано.

В хрестоматиях для фортепиано много произведений, так или иначе связанных с темой природы. Круг пленэрных образов довольно широк – от достаточно ясного, конкретного образа до декоративного фона и своего рода звукового «пейзажного обрамления». Разучивая эти произведения с детьми, мы предлагаем им выполнить рисунки или показываем известные иллюстрации и тем самым развиваем фантазию ребенка, расширяем его кругозор. Погружение в то или иное эмоциональное состояние определяет подход к выбору музыкальных красок. Через фортепианную музыку мы помогаем ребенку познавать окружающую действительность.

Для детей написано много интересной музыки. Обращаясь к миру ребенка, композиторы нередко создавали циклы произведений, доступных пониманию маленьких исполнителей. В связи с этим остановимся на цикле С.С. Прокофьева «Детская музыка».

Поэт Константин Бальмонт как-то назвал композитора «солнечным богачом». «В нем поёт стихия света и тепла, в нем претворилась солнечная энергия и звучит неискоренимая тяга к жизни и борьба за неё. Таков Прокофьев- композитор и таков же Прокофьев-исполнитель», – писал Б. Асафьев [4, с. 27].

«Детская музыка» – это двенадцать лёгких фортепианных пьес, в которых изображен летний день ребенка с утра до вечера, заполненный прогулками и играми, ребячьими забавами, картинами природы. Из воспоминаний современников мы знаем, что Сергей Сергеевич остро чувствовал и любил природу, лес, поле, восхищался отсветами заката, причудливыми узорами облаков, переливами птичьих голосов. Не случайно цикл начинается и завершается пьесами-картинками («Утро», «Вечер»). В чередовании пьес есть связь и логическая последовательность. Несмотря на это, каждую пьесу можно также исполнять отдельно. Из всего цикла мы рассмотрим только пьесы – пейзажные зарисовки.

Первая пьеса цикла «Утро» – летнее, раннее, ясное. Сопоставлением регистров достигается ощущение пространства и воздуха. Мелодия мечтательна, ее отличают скачки, охватывающие всю клавиатуру, четкость ритма и необычайная простота. Гармония ясная и светлая. И под впечатлением этой музыки в воображении возникает картинка раннего утра, когда солнце заглядывает в комнату, пробираясь сквозь листву деревьев, а в окно видно высокое, ещё не яркое небо.

«Шествие кузнечиков» – это быстрая и веселая пьеса о стрекочущих кузнечиках, вызывающих интерес у детворы своими огромными скачками. Фантастичность образа не выходит за рамки обычных детских выдумок и восторгов. Пожалуй, эта пьеса напоминает детский галоп, в средней части которого возникают интонации пионерских песен.

Пьеса «Дождь и радуга» своеобразна своими фоническими эффектами и смелыми наслоениями звуковых пятен (кластеров). В этой пьесе композитор пытается – и очень успешно – «живописать» то огромное впечатление, которое производят радуга и дождь. Чувство удивления перед происходящим передано в мелодии, спускающейся с высоты, поражающей своей нежностью и красотой. Эта пьеса раскрывает интересные колористические возможности фортепиано.

Очень хорош «Вечер» с его спокойным движением и ясной мелодией. Р.М. Глиэр, учитель музыки Серёжи Прокофьева, вспоминал: «Много хороших, веселых минут проводили мы в обществе деревенских ребятишек. Очень любили прогулки по окрестным селам. Вечерами до нас доносились гармоничные звуки красивых украинских песен, распевавшихся возвращающимися с полевых работ крестьянами. Мне думается, эти ранние детские впечатления должны были глубоко запасть в душу чуткого ко всему прекрасному мальчика» [6, с. 10].

Последняя пьеса, «Ходит месяц над лугами», воспринимается как подлинная народная песня, несмотря на то, что тема эта авторская. Эта часть цикла принадлежит к числу поэтических страниц музыки Прокофьева. Фактура пьесы проста, но при этом очень интересна.

Впоследствии С. Прокофьев оркестровал пьесы цикла и они стали известны как детская сюита для малого оркестра «Летний день».

В старших классах ДШИ учащиеся исполняют пьесы П.И. Чайковского из фортепианного альбома «Времена года». Здесь мы встречаемся с музыкальными пейзажами, в которых природа ощущается не в отдельных своих проявлениях, а как вечный и неизменный процесс жизни.

Из композиторов, писавших для фортепиано, никто не проявлял такого интереса к образам русской природы, как П.И. Чайковский. Он создал целую галерею лирических музыкальных пейзажей, которые близки картинам А.К. Саврасова, Ф.А. Васильева, В.Д. Поленова, поэтическим описаниям природы И.С. Тургенева, А.Н. Майкова.

«Времена года» («12 характеристических пьес») ор.37bis принадлежат к числу выдающихся лирических страниц творчества композитора. «Времена года» написаны по заказу Н.М. Бернарда для его музыкального журнала «Нувеллист», где они были опубликованы с января по декабрь 1876 года.

«Неповторимое обаяние “Времен года” не только в отражении картин

русской природы и связанной с ней жизни людей, но и в том, что Чайковский тончайшими штрихами сумел передать здесь чувства человека, которые вызывает у него природа . Именно потому «Времена года» и стали такими популярными и любимыми во всех странах произведениями, что в них слышится песня не только о русской жизни и природе, но и о вечной прелести всей земли, о нежности весны, о грусти осеннего увядания, о бесконечном круговороте сменяющих друг друга времен года» [7, с. 139].

П.И. Чайковский очень любил родную природу, и именно в этом цикле он полностью раскрывает своё отношение к ней. В пьесах «Времён года» отражен богатый мир эмоциональных состояний человеческой души. Здесь и грёзы в часы зимних вечеров, изменчивые, словно пламя камина, и трепетное чувство, возникающее при виде весенней природы, и радость от созерцания дружной работы крестьян на просторах желтеющих нив.

Каждая пьеса цикла – это зарисовка какого-нибудь времени года. Композитор не ввёл в своё сочинение тематических связей. Нет здесь и обобщающего финала, как это иногда делал в своих циклах Р. Шуман. При вслушивании в пьесы «Времён года» можно найти определённую закономерность в их чередовании – отражение смены явлений природы. Её можно обнаружить, если рассмотреть цикл с третьей пьесы – «Песня жаворонка» – и окончить «Масленицей». Поскольку речь идёт о процессе развития, то естественно начать с исходного момента – весны (зарождения жизни), а не с середины зимы. Отражая смену явлений природы, начиная с весенних пьес цикла, автор подчеркнул идею постепенного становления жизни.

В произведениях Чайковского перед исполнителями и преподавателями возникают разнообразные, увлекательные, нередко сложные художественные и технические задачи. Воплощение лирико-поэтического содержания музыки композитора – самая сложная задача.

Мелодия является главным средством выражения лирического начала в музыке Чайковского. При воспроизведении её исполнитель обычно сталкивается с необходимостью сочетать певучесть и широту дыхания с выявлением богатства «речевых» интонаций, что представляет далеко нелёгкую задачу. Большое количество акцентов, штрихов оркестрового типа может легко привести к излишне «прочувствованному» воспроизведению отдельных интонаций. С другой стороны, недостаточное внимание ко всем этим ремаркам обеднит художественный образ.

Творчество Чайковского отличается поразительным мелодическим богатством. Развитие мелоса в сочинениях композитора основано на двух принципах. Один из них – последовательное «распевание» мелодии путём более насыщенного её изложения. Это может осуществляться перенесением мелодии на октаву ниже («Подснежник», «Осенняя песня»), что вызывает впечатление замены скрипки виолончелью. Если в начале мелодия исполнялась одноголосно, то в дальнейшем она может звучать октавами или даже в «три октавы».

Развитие певучего начала в сочинениях Чайковского связано и с другим принципом «распевания мелодии» – полифоническим обогащением ткани, насыщением её «поющими голосами», дополнительными мелодическими линиями (сравним начальное и репризное проведения темы «Баркаролы»). Вводя дополняющие голоса и нередко переходя от контрастно-подголосочного изложения к имитационному, композитор придает музыке всё большую эмоциональную насыщенность. Превосходным образцом такого развития может служить «Осенняя песня».

Одна из важнейших художественных задач – воплощение колористических богатств музыки Чайковского. Во «Временах года» исполнитель сталкивается с трудностью воспроизведения тембров самых различных инструментов – от скрипок, виолончелей до гармоники и балалаек. Кроме этого, в этих пьесах много и чисто фортепианных красок. Композитор тонко ощущает «цветовую гамму» отдельных месяцев: март, апрель, май, – предлагая различные темброво-тональные решения.

Фортепианный стиль Чайковского имеет ярко выраженный национальный облик. Его фактура богата деталями и требует тонкости в исполнении. В виртуозном стиле Чайковского обычно применяются аккордовая и октавная техника, иногда встречаются и пальцевые пассажи исключительной трудности.

Сочинения Чайковского утвердили значение русской фортепианной школы как одной из ведущих в искусстве последних десятилетий ХIХ века. Оно привлекало не только своей новизной, но и могучей жизненной силой. Эти творческие идеи были использованы передовыми музыкантами последующих поколений. Пьесы Чайковского – не только картинки-настроения, навеянные родными пейзажами. Он смог создать глубокие образы народной жизни, запечатлеть характерные явления русской действительности.

Говоря о значении образов природы в фортепианном творчестве, во взаимодействии искусств, отметим, что природа вдохновляет людей, посвятивших свою жизнь разным областям деятельности: композиторы сочиняют музыку, писатели и поэты создают рассказы и стихи, путешественники отправляются в дальние странствия, ученые совершают открытия. В произведениях искусства отечественные авторы создают обобщённый поэтический образ России, ее многовековых традиций.

Удивительна, красива и разнообразна окружающая нас природа, наша земля. Это неиссякаемый источник вдохновения для художников, музыкантов и поэтов во все времена и исторические эпохи.















Список литературы и источников


1. Акишина Е.М. К проблеме музыкального содержания // Учитель музыки. 2015.-№2 (20)-с. 30-34.

2. Алексеева А.О. О пианистических принципах С.Е.Фейнберга//Мастера советской пианистической школы. Московская консерватория. М.1961.

3.Артоболевская А. Первая встреча с музыкой.- М.: Советский композитор,1989. -102с.

4.Дельсон В. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. –М.: Советский композитор, 1973- 286с.

5. Игумнов К. О моих исполнительских и педагогических принципах // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л.: Музыка, 1966.

6.Мартынов И.И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. -М.: Музыка, 1974.-560с.

7.НиколаевА.А. Фортепьянное наследие Чайковского.- Государственное музыкальное издательство М.-1958г.


8.Слуцкая Л. А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, С.Е. Фейнберг: о концепции звука//Музыкальная академия.-2014.-№4-с.141-144.







9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Образы природы в фортепианном репертуаре ДШИ

Автор: Чвилёва Анна Игоревна

Дата: 18.12.2020

Номер свидетельства: 567584


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства