kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интонирование ступеней мажора и минора на уроках музыкально-эстетического воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Вступление. В центр детского творчества ребята приходят очень разные по своим музыкальным наклонностям и способностям. И я всё больше убеждаюсь в том, что нет детей без музыкального слуха. Просто эти способности выражаются у разных детей по – разному. Есть учащиеся, которые прекрасно слышат, но не поют, или наоборот, хорошо поют и слышат, но всё это у них делается неосознанно. Наши занятия сводятся к тому, чтобы научить детей слышать и петь, и особенно кропотливо и терпеливо нужно отнестись к этим занятиям в начале обучения. И здесь необходим правильный подход. Часто я сталкиваюсь с таким явлением: ребёнок не поёт правильно ни одного звука, как мы часто выражаемся – гудит. Вот тут то и нужно отыскать тот звук, который ученик смог бы повторить правильно и от него прощупывать диапазон, учить правильно петь. Очень часто учащиеся просто не понимают как нужно «петь». Они дома поют популярные песенки потому, что их поют везде и всюду, а вот то, что требует педагог, ему просто непонятно, как это «петь». Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы в этот момент кто – нибудь посмеялся или вовсе обругал ученика, тогда контакт с этим учеником может быть потерян и надолго. Большое значение имеет и обстановка, в которой ученику приходится петь. И опять же педагог обязан подойти к этому вопросу очень разумно и гибко. Здесь влияет и то, какой возраст у детей, входящих в данную группу и наличие мальчиков и девочек в ней. Часто бывает, что один мальчик в группе девочек может и вовсе не запеть. Цель этого занятия – рассказать о некоторых приёмах развития навыков точного интонирования. Первой главнейшей задачей, стоящей перед педагогом является необходимость приучить учеников безотрывно слушать себя при пении, всё время следить за качеством звука с различных точек зрения: точности высоты по отношению к строю, протяжённости, силы звука. Сознательное отношение к звукообразованию – залог будущих успехов. Как правило у детей младшего возраста края диапазона развиты слабо, вследствие этого они неодинаково свободно владеют связками в разных регистрах. Поэтому необходимо, чтобы начальные упражнения распевок и песен вращались преимущественно в пределах квинты и лишь постепенно доводились до октавы. II.Интонирование ступеней мажора и минора на уроках музыкально- эстетического воспитания и основ вокала. 1. Интонирование опорных тонов. На первых занятиях особое внимание я уделяю усвоению учащимися опорных тонов, особенно тонического, так как он несёт в себе свойства наибольшей устойчивости, способности подчинять другие тоны, относительной лёгкости запоминания, опорности в интонировании. Мы разучиваем прибаутки: «Андрей – воробей», «Котик». Далее мы знакомимся с V и III ступенями на примере чешской народной песни «Кукушечка» и польской народной песни «Два кота». Я начинаю урок с музыкального приветствия, построенного сначала на устойчивых ступенях, затем на всех пройденных. Ребята поют по ручным знакам педагога. Педагог: «Здравствуйте, дети, как у вас дела?» Учащиеся: «На урок пришли мы, петь давно пора». При ознакомлении с устойчивыми ступенями можно разучить следующие русские народные песни: «Липка», «Зайчик». Дальше я включаю русские народные песни на сопоставление мажора и минора: «У кота воркота», «Ох и светел день». Тоника и квинтовая опора образуют тот стержень, к которому мелодия в своём движении постоянно возвращается, который так или иначе в ней всё время подчеркивается, вокруг которого группируются другие тоны. Постоянное слышание тонического и побочных опорных тонов помогает интонированию мелодии в заданной тональности на всём её протяжении и способствует верному воспроизведению тонов, прилегающих к опорным и ориентация в процессе пения на опорные тоны делает интонирование ладово определённым и выразительным. Разучиваем французскую народную песню «Пастушья песня» и детскую песню «Новогодняя». Уже в работе над гаммообразными мелодическими построениями в диапазоне тонической квинты необходимо позаботится о выделении из поступенного последования звуков тонического трезвучия. На данном этапе слухового воспитания могут помочь следующие упражнения: 1. Поочерёдное пение в гамме двумя группами или двумя учащимися устойчивых и неустойчивых ступеней лада. 2. В гамме квинтового диапазона один учащийся или все вместе поют устойчивые ступени громко, неустойчивые – тихо. При выполнении этого задания от упражнения к упражнению неустойчивые ступени поются всё тише и тише. 3. В тех же упражнениях устойчивые ступени поются вслух, а неустойчивые – мысленно. При выполнении этого упражнения чрезвычайно важно добиться того, чтобы учащиеся активно вслушивались в мысленно интонируемые тоны, чтобы именно интонировали их, а не пропускали механически. После того, как учащиеся достаточно твёрдо усвоят устойчивые ступени, можно приступить (при хорошей тональной настройке) к пению тонического трезвучия в виде целостного мелодического оборота, сначала в восходящем и нисходящем движении, затем вразбивку по столбице или по руке педагога. Можно разучить словенскую народную песню: «Белка пела и плясала» и детскую песенку «Тень- тень». 2. Развитие у обучающихся гармонического слуха. Параллельно надо развивать у детей гармонический слух. Это способствует наибольшей точности интонирования. В прибаутках «Андрей – воробей», «Котик» учащиеся поют мелодию, а преподаватель играет гармонию Т – Д. Затем можно вызвать 2-х, 3-х, 4-х человек к фортепиано и чтобы каждый от своего звука пел эти попевки по звукам тонического трезвучия. При разучивании русской народной песни «У кота воркота» в аккомпанементе помимо Т и Д можно взять бас VI ступени. Или ребята поют мелодию, а преподаватель второй голос. Для закрепления устойчивых ступеней, можно разделить ребят на две группы, предложив одним спеть тонику, другим на фоне выдержанного звука последовательно устойчивые ступени. Затем взять дыхание и повторить одновременно каждому свой звук. 3.Интонирование ступеней, прилегающих к тонической квинте: VII снизу и VI сверху. После того, как ребята прочно освоили ступени в диапазоне тонической квинты, в работу надо включать прилегающие к ней ступени: VII снизу и VI сверху. При интонации VI ступени необходимо привлечь внимание учащихся к двум обстоятельствам. Во первых, окраска VI ступени совпадает с наклонением мажорного или минорного лада; во вторых, в соответствии с наклонением лада она отстоит от квинтового устоя на большую или малую секунду. Поэтому в мажоре VI ступень интонируется как яркий, светлый, мажорный тон, взятый широким, секундовым ходом; в миноре её интонация затенённая. Мы разучиваем белорусскую народную песню: «Савка и Гришка» и песню А. Филиппенко «По малину в сад пойдём». В песне «Савка и Гришка» можно придумать «разные дудки». Одна группа ребят поёт мелодию, а другая ду-ду-ду П I на устойчивых ступенях. Можно разучить простые каноны шуточного характера «В погреб лезет Жучка». В дальнейшем можно разучить эту песню двухголосно. Выученные песни подбираем на фортепиано от разных нот или в пройденных тональностях с басом (тоника, тоническая квинта). Тон VII ступени осваивается на первых порах в непосредственной связи с тоническим устоем. В начальных упражнениях VII ступень лада подготавливается тоникой и в неё разрешается. Мы поём следующее упражнение: поступенное движение звуков и возвращение к тонике через нижний вводный тон. I-II-VII-I; I-II-III-VII-I; I-II-III-IV-VII-I и.т.д. Можно предложить ученикам разучить русскую народную песню «Две тетери», в которой слышен явный переход вводного звука в тонику. На следующем этапе обучения включается опевание тоники. Интонируем следующие народные мелодии: « Ах ты, берёза», «Русская народная песня». В последующих упражнениях VII ступень осваивается в скачках, сначала от квинтового тона: I-III-V-VII-I; затем от терцового: I-V-III-VII-I. Разучиваем украинскую народную песню «По дороге жук,жук». 4. Интонирование II ступени. Тон II ступени усваивается с начинающими учащимися со значительной трудностью, так как находится рядом с ещё одной устойчивой III ступенью, ослабляющей её тяготение в тонику. Мы разучиваем песни А. Филиппенко «То снежинки, как пушинки» и украинскую народную песню «Звонят звоны». В них II ступень тяготеет в тонику. Затем интонируем детские песни, в которых II ступень берётся при опевании терцового или квинтового тона или при взятии скачком. Разучиваем песню А.Филиппенко «Дед Мороз» и детскую песенку «Стадо». 5.Интонирование тона нижней доминанты и VI, VII ступеней, расположенных ниже тоники. Особого внимания заслуживает тон нижней доминанты. Интонируя доминантовый тон, ребята приобретают первые навыки воспроизведения тонов, связанных между собой гармоническими кварто – квинтовыми тяготениями. Для освоения тона нижней доминанты я подбираю мелодии, в которых верхний тетрахорд перемещён на октаву вниз при плавном голосоведении. Например: венгерская народная песня «Славный остров» и «Польская народная песня». Затем разучиваем музыкальные примеры, которые начинаются из-за такта с V ступени, и в которых имеется скачок с V ступени на I. Например: русская народная песня «Соловей», песня Е. Тиличевой «Труба». В связи с нижней доминантой осваивается на слух тон VI и тон VII ступеней, расположенные ниже тоники. Разучиваем детские песни «Курочка», «Воробей». 6. Опевание устойчивых ступеней. Дальше следует особое внимание уделить опеванию устойчивых ступеней и обратить внимание учащихся на каком расстоянии (тон или полутон) находятся неустойчивые ступени от устойчивой. Опевание I ступени: «Русская народная песня». Опевание V ступени: «Венгерская народная песня». Опевание III ступени: русская хороводная песня «Да во городе». Для лучшего запоминания все прибаутки, народные песни, детские песни я использую в качестве распевок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интонирование ступеней мажора и минора на уроках музыкально-эстетического воспитания »

Методическая разработка на тему : « Навыки точного интонирования на уроках музыкально- эстетического воспитания и основ вокала».



Содержание

  1. Вступление……………………………………………………………1

  2. Интонирование ступеней мажора и минора на уроках музыкально- эстетического воспитания и основ вокала………………………….2

1. Интонирование опорных тонов…………………………………………3

2. Развитие у обучающихся гармонического слуха………………………4

3. Интонирование ступеней, прилегающих к тонической квинте: VII снизу и VI сверху……………………………………………………………5

4. Интонирование II ступени……………………………………………….6

5. Интонирование тона нижней доминанты и VI, VII ступеней, расположенных ниже тоники……………………………………………….7

6. Опевание устойчивых ступеней…………………………………………8

III. Список используемой литературы……………………………………...9





























I. Вступление.

В центр детского творчества ребята приходят очень разные по своим музыкальным наклонностям и способностям. И я всё больше убеждаюсь в том, что нет детей без музыкального слуха. Просто эти способности выражаются у разных детей по – разному.

Есть учащиеся, которые прекрасно слышат, но не поют, или наоборот, хорошо поют и слышат, но всё это у них делается неосознанно.

Наши занятия сводятся к тому, чтобы научить детей слышать и петь, и особенно кропотливо и терпеливо нужно отнестись к этим занятиям в начале обучения. И здесь необходим правильный подход.

Часто я сталкиваюсь с таким явлением: ребёнок не поёт правильно ни одного звука, как мы часто выражаемся – гудит. Вот тут то и нужно отыскать тот звук, который ученик смог бы повторить правильно и от него прощупывать диапазон, учить правильно петь.

Очень часто учащиеся просто не понимают как нужно «петь». Они дома поют популярные песенки потому, что их поют везде и всюду, а вот то, что требует педагог, ему просто непонятно, как это «петь».

Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы в этот момент кто – нибудь посмеялся или вовсе обругал ученика, тогда контакт с этим учеником может быть потерян и надолго.

Большое значение имеет и обстановка, в которой ученику приходится петь.

И опять же педагог обязан подойти к этому вопросу очень разумно и гибко.

Здесь влияет и то, какой возраст у детей, входящих в данную группу и наличие мальчиков и девочек в ней. Часто бывает, что один мальчик в группе девочек может и вовсе не запеть.

Цель этого занятия – рассказать о некоторых приёмах развития навыков точного интонирования.

Первой главнейшей задачей, стоящей перед педагогом является необходимость приучить учеников безотрывно слушать себя при пении, всё время следить за качеством звука с различных точек зрения: точности высоты по отношению к строю, протяжённости, силы звука. Сознательное отношение к звукообразованию – залог будущих успехов.

Как правило у детей младшего возраста края диапазона развиты слабо, вследствие этого они неодинаково свободно владеют связками в разных регистрах. Поэтому необходимо, чтобы начальные упражнения распевок и песен вращались преимущественно в пределах квинты и лишь постепенно доводились до октавы.


II.Интонирование ступеней мажора и минора на уроках музыкально- эстетического воспитания и основ вокала.

1. Интонирование опорных тонов.

На первых занятиях особое внимание я уделяю усвоению учащимися опорных тонов, особенно тонического, так как он несёт в себе свойства наибольшей устойчивости, способности подчинять другие тоны, относительной лёгкости запоминания, опорности в интонировании. Мы разучиваем прибаутки: «Андрей – воробей», «Котик».

Далее мы знакомимся с V и III ступенями на примере чешской народной песни «Кукушечка» и польской народной песни «Два кота».

Я начинаю урок с музыкального приветствия, построенного сначала на устойчивых ступенях, затем на всех пройденных. Ребята поют по ручным знакам педагога.

Педагог: «Здравствуйте, дети, как у вас дела?»

Учащиеся: «На урок пришли мы, петь давно пора».

При ознакомлении с устойчивыми ступенями можно разучить следующие русские народные песни: «Липка», «Зайчик».

Дальше я включаю русские народные песни на сопоставление мажора и минора: «У кота воркота», «Ох и светел день».

Тоника и квинтовая опора образуют тот стержень, к которому мелодия в своём движении постоянно возвращается, который так или иначе в ней всё время подчеркивается, вокруг которого группируются другие тоны.

Постоянное слышание тонического и побочных опорных тонов помогает интонированию мелодии в заданной тональности на всём её протяжении и способствует верному воспроизведению тонов, прилегающих к опорным и ориентация в процессе пения на опорные тоны делает интонирование ладово определённым и выразительным. Разучиваем французскую народную песню

«Пастушья песня» и детскую песню «Новогодняя».

Уже в работе над гаммообразными мелодическими построениями в диапазоне тонической квинты необходимо позаботится о выделении из поступенного последования звуков тонического трезвучия. На данном этапе слухового воспитания могут помочь следующие упражнения:

  1. Поочерёдное пение в гамме двумя группами или двумя учащимися устойчивых и неустойчивых ступеней лада.

  2. В гамме квинтового диапазона один учащийся или все вместе поют устойчивые ступени громко, неустойчивые – тихо. При выполнении этого задания от упражнения к упражнению неустойчивые ступени поются всё тише и тише.

  3. В тех же упражнениях устойчивые ступени поются вслух, а неустойчивые – мысленно. При выполнении этого упражнения чрезвычайно важно добиться того, чтобы учащиеся активно вслушивались в мысленно интонируемые тоны, чтобы именно интонировали их, а не пропускали механически.

После того, как учащиеся достаточно твёрдо усвоят устойчивые ступени, можно приступить (при хорошей тональной настройке) к пению тонического трезвучия в виде целостного мелодического оборота, сначала в восходящем и нисходящем движении, затем вразбивку по столбице или по руке педагога.

Можно разучить словенскую народную песню: «Белка пела и плясала» и детскую песенку «Тень- тень».

2. Развитие у обучающихся гармонического слуха.

Параллельно надо развивать у детей гармонический слух. Это способствует наибольшей точности интонирования.

В прибаутках «Андрей – воробей», «Котик» учащиеся поют мелодию, а преподаватель играет гармонию Т – Д.

Затем можно вызвать 2-х, 3-х, 4-х человек к фортепиано и чтобы каждый от своего звука пел эти попевки по звукам тонического трезвучия.

При разучивании русской народной песни «У кота воркота» в аккомпанементе помимо Т и Д можно взять бас VI ступени.

Или ребята поют мелодию, а преподаватель второй голос.

Для закрепления устойчивых ступеней, можно разделить ребят на две группы, предложив одним спеть тонику, другим на фоне выдержанного звука последовательно устойчивые ступени. Затем взять дыхание и повторить одновременно каждому свой звук.

3.Интонирование ступеней, прилегающих к тонической квинте: VII снизу

и VI сверху.

После того, как ребята прочно освоили ступени в диапазоне тонической квинты, в работу надо включать прилегающие к ней ступени: VII снизу и VI сверху.

При интонации VI ступени необходимо привлечь внимание учащихся к двум обстоятельствам. Во первых, окраска VI ступени совпадает с наклонением мажорного или минорного лада; во вторых, в соответствии с наклонением лада она отстоит от квинтового устоя на большую или малую секунду. Поэтому в мажоре VI ступень интонируется как яркий, светлый, мажорный тон, взятый широким, секундовым ходом; в миноре её интонация затенённая. Мы разучиваем белорусскую народную песню: «Савка и Гришка» и песню А. Филиппенко «По малину в сад пойдём».

В песне «Савка и Гришка» можно придумать «разные дудки». Одна группа ребят поёт мелодию, а другая ду-ду-ду П I на устойчивых ступенях.

Можно разучить простые каноны шуточного характера «В погреб лезет Жучка». В дальнейшем можно разучить эту песню двухголосно. Выученные песни подбираем на фортепиано от разных нот или в пройденных тональностях с басом (тоника, тоническая квинта).

Тон VII ступени осваивается на первых порах в непосредственной связи с тоническим устоем. В начальных упражнениях VII ступень лада подготавливается тоникой и в неё разрешается. Мы поём следующее упражнение: поступенное движение звуков и возвращение к тонике через нижний вводный тон.

I-II-VII-I; I-II-III-VII-I; I-II-III-IV-VII-I и.т.д.

Можно предложить ученикам разучить русскую народную песню «Две тетери», в которой слышен явный переход вводного звука в тонику.

На следующем этапе обучения включается опевание тоники. Интонируем следующие народные мелодии: « Ах ты, берёза», «Русская народная песня».

В последующих упражнениях VII ступень осваивается в скачках, сначала от квинтового тона: I-III-V-VII-I; затем от терцового: I-V-III-VII-I. Разучиваем украинскую народную песню «По дороге жук,жук».

4. Интонирование II ступени.

Тон II ступени усваивается с начинающими учащимися со значительной трудностью, так как находится рядом с ещё одной устойчивой III ступенью, ослабляющей её тяготение в тонику. Мы разучиваем песни А. Филиппенко «То снежинки, как пушинки» и украинскую народную песню «Звонят звоны». В них II ступень тяготеет в тонику. Затем интонируем детские песни, в которых II ступень берётся при опевании терцового или квинтового тона или при взятии скачком. Разучиваем песню А.Филиппенко «Дед Мороз» и детскую песенку «Стадо».

5.Интонирование тона нижней доминанты и VI, VII ступеней, расположенных ниже тоники.

Особого внимания заслуживает тон нижней доминанты. Интонируя доминантовый тон, ребята приобретают первые навыки воспроизведения тонов, связанных между собой гармоническими кварто – квинтовыми тяготениями.

Для освоения тона нижней доминанты я подбираю мелодии, в которых верхний тетрахорд перемещён на октаву вниз при плавном голосоведении. Например: венгерская народная песня «Славный остров» и «Польская народная песня». Затем разучиваем музыкальные примеры, которые начинаются из-за такта с V ступени, и в которых имеется скачок с V ступени на I. Например: русская народная песня «Соловей», песня Е. Тиличевой «Труба».

В связи с нижней доминантой осваивается на слух тон VI и тон VII ступеней, расположенные ниже тоники. Разучиваем детские песни «Курочка», «Воробей».

6. Опевание устойчивых ступеней.

Дальше следует особое внимание уделить опеванию устойчивых ступеней и обратить внимание учащихся на каком расстоянии (тон или полутон) находятся неустойчивые ступени от устойчивой.

Опевание I ступени: «Русская народная песня».

Опевание V ступени: «Венгерская народная песня».

Опевание III ступени: русская хороводная песня «Да во городе».

Для лучшего запоминания все прибаутки, народные песни, детские песни я использую в качестве распевок.












III. Список используемой литературы.


  1. Андреева М.- Конорова Е. «Первые шаги в музыке»- методическое пособие.

  2. Андреева М. «От примы до октавы».

  3. Вейс П. «Ступеньки в музыку».

  4. Горбунов Н. «Зонная природа звуковысотного слуха»

  5. Михайлова М. «Развитие музыкальных способностей у детей».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Интонирование ступеней мажора и минора на уроках музыкально-эстетического воспитания

Автор: Воробьева Екатерина Владимировна

Дата: 18.03.2015

Номер свидетельства: 188271


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства