« Навыки точного интонирования на уроках музыкально- эстетического воспитания и основ вокала».
« Навыки точного интонирования на уроках музыкально- эстетического воспитания и основ вокала».
I. Вступление.
В центр детского творчества ребята приходят очень разные по своим музыкальным наклонностям и способностям. И я всё больше убеждаюсь в том, что нет детей без музыкального слуха. Просто эти способности выражаются у разных детей по – разному.
Есть учащиеся, которые прекрасно слышат, но не поют, или наоборот, хорошо поют и слышат, но всё это у них делается неосознанно.
Наши занятия сводятся к тому, чтобы научить детей слышать и петь, и особенно кропотливо и терпеливо нужно отнестись к этим занятиям в начале обучения. И здесь необходим правильный подход.
Часто я сталкиваюсь с таким явлением: ребёнок не поёт правильно ни одного звука, как мы часто выражаемся – гудит. Вот тут то и нужно отыскать тот звук, который ученик смог бы повторить правильно и от него прощупывать диапазон, учить правильно петь.
Очень часто учащиеся просто не понимают как нужно «петь». Они дома поют популярные песенки потому, что их поют везде и всюду, а вот то, что требует педагог, ему просто непонятно, как это «петь».
Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы в этот момент кто – нибудь посмеялся или вовсе обругал ученика, тогда контакт с этим учеником может быть потерян и надолго.
Большое значение имеет и обстановка, в которой ученику приходится петь.
И опять же педагог обязан подойти к этому вопросу очень разумно и гибко.
Здесь влияет и то, какой возраст у детей, входящих в данную группу и наличие мальчиков и девочек в ней. Часто бывает, что один мальчик в группе девочек может и вовсе не запеть.
Цель этого занятия – рассказать о некоторых приёмах развития навыков точного интонирования.
Первой главнейшей задачей, стоящей перед педагогом является необходимость приучить учеников безотрывно слушать себя при пении, всё время следить за качеством звука с различных точек зрения: точности высоты по отношению к строю, протяжённости, силы звука. Сознательное отношение к звукообразованию – залог будущих успехов.
Как правило у детей младшего возраста края диапазона развиты слабо, вследствие этого они неодинаково свободно владеют связками в разных регистрах. Поэтому необходимо, чтобы начальные упражнения распевок и песен вращались преимущественно в пределах квинты и лишь постепенно доводились до октавы.
II.Интонирование ступеней мажора и минора на уроках музыкально- эстетического воспитания и основ вокала.
1. Интонирование опорных тонов.
На первых занятиях особое внимание я уделяю усвоению учащимися опорных тонов, особенно тонического, так как он несёт в себе свойства наибольшей устойчивости, способности подчинять другие тоны, относительной лёгкости запоминания, опорности в интонировании. Мы разучиваем прибаутки: «Андрей – воробей», «Котик».
Далее мы знакомимся с V и III ступенями на примере чешской народной песни «Кукушечка» и польской народной песни «Два кота».
Я начинаю урок с музыкального приветствия, построенного сначала на устойчивых ступенях, затем на всех пройденных. Ребята поют по ручным знакам педагога.
Педагог: «Здравствуйте, дети, как у вас дела?»
Учащиеся: «На урок пришли мы, петь давно пора».
При ознакомлении с устойчивыми ступенями можно разучить следующие русские народные песни: «Липка», «Зайчик».
Дальше я включаю русские народные песни на сопоставление мажора и минора: «У кота воркота», «Ох и светел день».
Тоника и квинтовая опора образуют тот стержень, к которому мелодия в своём движении постоянно возвращается, который так или иначе в ней всё время подчеркивается, вокруг которого группируются другие тоны.
Постоянное слышание тонического и побочных опорных тонов помогает интонированию мелодии в заданной тональности на всём её протяжении и способствует верному воспроизведению тонов, прилегающих к опорным и ориентация в процессе пения на опорные тоны делает интонирование ладово определённым и выразительным. Разучиваем французскую народную песню
«Пастушья песня» и детскую песню «Новогодняя».
Уже в работе над гаммообразными мелодическими построениями в диапазоне тонической квинты необходимо позаботится о выделении из поступенного последования звуков тонического трезвучия. На данном этапе слухового воспитания могут помочь следующие упражнения:
1. Поочерёдное пение в гамме двумя группами или двумя учащимися устойчивых и неустойчивых ступеней лада.
2. В гамме квинтового диапазона один учащийся или все вместе поют устойчивые ступени громко, неустойчивые – тихо. При выполнении этого задания от упражнения к упражнению неустойчивые ступени поются всё тише и тише.
3. В тех же упражнениях устойчивые ступени поются вслух, а неустойчивые – мысленно. При выполнении этого упражнения чрезвычайно важно добиться того, чтобы учащиеся активно вслушивались в мысленно интонируемые тоны, чтобы именно интонировали их, а не пропускали механически.
После того, как учащиеся достаточно твёрдо усвоят устойчивые ступени, можно приступить (при хорошей тональной настройке) к пению тонического трезвучия в виде целостного мелодического оборота, сначала в восходящем и нисходящем движении, затем вразбивку по столбице или по руке педагога.
Можно разучить словенскую народную песню: «Белка пела и плясала» и детскую песенку «Тень- тень».
2. Развитие у обучающихся гармонического слуха.
Параллельно надо развивать у детей гармонический слух. Это способствует наибольшей точности интонирования.
В прибаутках «Андрей – воробей», «Котик» учащиеся поют мелодию, а преподаватель играет гармонию Т – Д.
Затем можно вызвать 2-х, 3-х, 4-х человек к фортепиано и чтобы каждый от своего звука пел эти попевки по звукам тонического трезвучия.
При разучивании русской народной песни «У кота воркота» в аккомпанементе помимо Т и Д можно взять бас VI ступени.
Или ребята поют мелодию, а преподаватель второй голос.
Для закрепления устойчивых ступеней, можно разделить ребят на две группы, предложив одним спеть тонику, другим на фоне выдержанного звука последовательно устойчивые ступени. Затем взять дыхание и повторить одновременно каждому свой звук.
3.Интонирование ступеней, прилегающих к тонической квинте: VII снизу
и VI сверху.
После того, как ребята прочно освоили ступени в диапазоне тонической квинты, в работу надо включать прилегающие к ней ступени: VII снизу и VI сверху.
При интонации VI ступени необходимо привлечь внимание учащихся к двум обстоятельствам. Во первых, окраска VI ступени совпадает с наклонением мажорного или минорного лада; во вторых, в соответствии с наклонением лада она отстоит от квинтового устоя на большую или малую секунду. Поэтому в мажоре VI ступень интонируется как яркий, светлый, мажорный тон, взятый широким, секундовым ходом; в миноре её интонация затенённая. Мы разучиваем белорусскую народную песню: «Савка и Гришка» и песню А. Филиппенко «По малину в сад пойдём».
В песне «Савка и Гришка» можно придумать «разные дудки». Одна группа ребят поёт мелодию, а другая ду-ду-ду П I на устойчивых ступенях.
Можно разучить простые каноны шуточного характера «В погреб лезет Жучка». В дальнейшем можно разучить эту песню двухголосно. Выученные песни подбираем на фортепиано от разных нот или в пройденных тональностях с басом (тоника, тоническая квинта).
Тон VII ступени осваивается на первых порах в непосредственной связи с тоническим устоем. В начальных упражнениях VII ступень лада подготавливается тоникой и в неё разрешается. Мы поём следующее упражнение: поступенное движение звуков и возвращение к тонике через нижний вводный тон.
I-II-VII-I; I-II-III-VII-I; I-II-III-IV-VII-I и.т.д.
Можно предложить ученикам разучить русскую народную песню «Две тетери», в которой слышен явный переход вводного звука в тонику.
На следующем этапе обучения включается опевание тоники. Интонируем следующие народные мелодии: « Ах ты, берёза», «Русская народная песня».
В последующих упражнениях VII ступень осваивается в скачках, сначала от квинтового тона: I-III-V-VII-I; затем от терцового: I-V-III-VII-I. Разучиваем украинскую народную песню «По дороге жук,жук».
4. Интонирование II ступени.
Тон II ступени усваивается с начинающими учащимися со значительной трудностью, так как находится рядом с ещё одной устойчивой III ступенью, ослабляющей её тяготение в тонику. Мы разучиваем песни А. Филиппенко «То снежинки, как пушинки» и украинскую народную песню «Звонят звоны». В них II ступень тяготеет в тонику. Затем интонируем детские песни, в которых II ступень берётся при опевании терцового или квинтового тона или при взятии скачком. Разучиваем песню А.Филиппенко «Дед Мороз» и детскую песенку «Стадо».
5.Интонирование тона нижней доминанты и VI, VII ступеней, расположенных ниже тоники.
Особого внимания заслуживает тон нижней доминанты. Интонируя доминантовый тон, ребята приобретают первые навыки воспроизведения тонов, связанных между собой гармоническими кварто – квинтовыми тяготениями.
Для освоения тона нижней доминанты я подбираю мелодии, в которых верхний тетрахорд перемещён на октаву вниз при плавном голосоведении. Например: венгерская народная песня «Славный остров» и «Польская народная песня». Затем разучиваем музыкальные примеры, которые начинаются из-за такта с V ступени, и в которых имеется скачок с V ступени на I. Например: русская народная песня «Соловей», песня Е. Тиличевой «Труба».
В связи с нижней доминантой осваивается на слух тон VI и тон VII ступеней, расположенные ниже тоники. Разучиваем детские песни «Курочка», «Воробей».
6. Опевание устойчивых ступеней.
Дальше следует особое внимание уделить опеванию устойчивых ступеней и обратить внимание учащихся на каком расстоянии (тон или полутон) находятся неустойчивые ступени от устойчивой.
Опевание I ступени: «Русская народная песня».
Опевание V ступени: «Венгерская народная песня».
Опевание III ступени: русская хороводная песня «Да во городе».
Для лучшего запоминания все прибаутки, народные песни, детские песни я использую в качестве распевок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Навыки точного интонирования на уроках музыкально- эстетического воспитания и основ вокала». »
Методическая разработка на тему : « Навыки точного интонирования на уроках музыкально- эстетического воспитания и основ вокала».
Содержание
Вступление……………………………………………………………1
Интонирование ступеней мажора и минора на уроках музыкально- эстетического воспитания и основ вокала………………………….2
1. Интонирование опорных тонов…………………………………………3
2. Развитие у обучающихся гармонического слуха………………………4
3. Интонирование ступеней, прилегающих к тонической квинте: VII снизу и VI сверху……………………………………………………………5
4. Интонирование II ступени……………………………………………….6
5. Интонирование тона нижней доминанты и VI, VII ступеней, расположенных ниже тоники……………………………………………….7
6. Опевание устойчивых ступеней…………………………………………8
III. Список используемой литературы……………………………………...9
I. Вступление.
В центр детского творчества ребята приходят очень разные по своим музыкальным наклонностям и способностям. И я всё больше убеждаюсь в том, что нет детей без музыкального слуха. Просто эти способности выражаются у разных детей по – разному.
Есть учащиеся, которые прекрасно слышат, но не поют, или наоборот, хорошо поют и слышат, но всё это у них делается неосознанно.
Наши занятия сводятся к тому, чтобы научить детей слышать и петь, и особенно кропотливо и терпеливо нужно отнестись к этим занятиям в начале обучения. И здесь необходим правильный подход.
Часто я сталкиваюсь с таким явлением: ребёнок не поёт правильно ни одного звука, как мы часто выражаемся – гудит. Вот тут то и нужно отыскать тот звук, который ученик смог бы повторить правильно и от него прощупывать диапазон, учить правильно петь.
Очень часто учащиеся просто не понимают как нужно «петь». Они дома поют популярные песенки потому, что их поют везде и всюду, а вот то, что требует педагог, ему просто непонятно, как это «петь».
Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы в этот момент кто – нибудь посмеялся или вовсе обругал ученика, тогда контакт с этим учеником может быть потерян и надолго.
Большое значение имеет и обстановка, в которой ученику приходится петь.
И опять же педагог обязан подойти к этому вопросу очень разумно и гибко.
Здесь влияет и то, какой возраст у детей, входящих в данную группу и наличие мальчиков и девочек в ней. Часто бывает, что один мальчик в группе девочек может и вовсе не запеть.
Цель этого занятия – рассказать о некоторых приёмах развития навыков точного интонирования.
Первой главнейшей задачей, стоящей перед педагогом является необходимость приучить учеников безотрывно слушать себя при пении, всё время следить за качеством звука с различных точек зрения: точности высоты по отношению к строю, протяжённости, силы звука. Сознательное отношение к звукообразованию – залог будущих успехов.
Как правило у детей младшего возраста края диапазона развиты слабо, вследствие этого они неодинаково свободно владеют связками в разных регистрах. Поэтому необходимо, чтобы начальные упражнения распевок и песен вращались преимущественно в пределах квинты и лишь постепенно доводились до октавы.
II.Интонирование ступеней мажора и минора на уроках музыкально- эстетического воспитания и основ вокала.
1. Интонирование опорных тонов.
На первых занятиях особое внимание я уделяю усвоению учащимися опорных тонов, особенно тонического, так как он несёт в себе свойства наибольшей устойчивости, способности подчинять другие тоны, относительной лёгкости запоминания, опорности в интонировании. Мы разучиваем прибаутки: «Андрей – воробей», «Котик».
Далее мы знакомимся с V и III ступенями на примере чешской народной песни «Кукушечка» и польской народной песни «Два кота».
Я начинаю урок с музыкального приветствия, построенного сначала на устойчивых ступенях, затем на всех пройденных. Ребята поют по ручным знакам педагога.
Педагог: «Здравствуйте, дети, как у вас дела?»
Учащиеся: «На урок пришли мы, петь давно пора».
При ознакомлении с устойчивыми ступенями можно разучить следующие русские народные песни: «Липка», «Зайчик».
Дальше я включаю русские народные песни на сопоставление мажора и минора: «У кота воркота», «Ох и светел день».
Тоника и квинтовая опора образуют тот стержень, к которому мелодия в своём движении постоянно возвращается, который так или иначе в ней всё время подчеркивается, вокруг которого группируются другие тоны.
Постоянное слышание тонического и побочных опорных тонов помогает интонированию мелодии в заданной тональности на всём её протяжении и способствует верному воспроизведению тонов, прилегающих к опорным и ориентация в процессе пения на опорные тоны делает интонирование ладово определённым и выразительным. Разучиваем французскую народную песню
«Пастушья песня» и детскую песню «Новогодняя».
Уже в работе над гаммообразными мелодическими построениями в диапазоне тонической квинты необходимо позаботится о выделении из поступенного последования звуков тонического трезвучия. На данном этапе слухового воспитания могут помочь следующие упражнения:
Поочерёдное пение в гамме двумя группами или двумя учащимися устойчивых и неустойчивых ступеней лада.
В гамме квинтового диапазона один учащийся или все вместе поют устойчивые ступени громко, неустойчивые – тихо. При выполнении этого задания от упражнения к упражнению неустойчивые ступени поются всё тише и тише.
В тех же упражнениях устойчивые ступени поются вслух, а неустойчивые – мысленно. При выполнении этого упражнения чрезвычайно важно добиться того, чтобы учащиеся активно вслушивались в мысленно интонируемые тоны, чтобы именно интонировали их, а не пропускали механически.
После того, как учащиеся достаточно твёрдо усвоят устойчивые ступени, можно приступить (при хорошей тональной настройке) к пению тонического трезвучия в виде целостного мелодического оборота, сначала в восходящем и нисходящем движении, затем вразбивку по столбице или по руке педагога.
Можно разучить словенскую народную песню: «Белка пела и плясала» и детскую песенку «Тень- тень».
2. Развитие у обучающихся гармонического слуха.
Параллельно надо развивать у детей гармонический слух. Это способствует наибольшей точности интонирования.
В прибаутках «Андрей – воробей», «Котик» учащиеся поют мелодию, а преподаватель играет гармонию Т – Д.
Затем можно вызвать 2-х, 3-х, 4-х человек к фортепиано и чтобы каждый от своего звука пел эти попевки по звукам тонического трезвучия.
При разучивании русской народной песни «У кота воркота» в аккомпанементе помимо Т и Д можно взять бас VI ступени.
Или ребята поют мелодию, а преподаватель второй голос.
Для закрепления устойчивых ступеней, можно разделить ребят на две группы, предложив одним спеть тонику, другим на фоне выдержанного звука последовательно устойчивые ступени. Затем взять дыхание и повторить одновременно каждому свой звук.
3.Интонирование ступеней, прилегающих к тонической квинте: VII снизу
и VI сверху.
После того, как ребята прочно освоили ступени в диапазоне тонической квинты, в работу надо включать прилегающие к ней ступени: VII снизу и VI сверху.
При интонации VI ступени необходимо привлечь внимание учащихся к двум обстоятельствам. Во первых, окраска VI ступени совпадает с наклонением мажорного или минорного лада; во вторых, в соответствии с наклонением лада она отстоит от квинтового устоя на большую или малую секунду. Поэтому в мажоре VI ступень интонируется как яркий, светлый, мажорный тон, взятый широким, секундовым ходом; в миноре её интонация затенённая. Мы разучиваем белорусскую народную песню: «Савка и Гришка» и песню А. Филиппенко «По малину в сад пойдём».
В песне «Савка и Гришка» можно придумать «разные дудки». Одна группа ребят поёт мелодию, а другая ду-ду-ду П I на устойчивых ступенях.
Можно разучить простые каноны шуточного характера «В погреб лезет Жучка». В дальнейшем можно разучить эту песню двухголосно. Выученные песни подбираем на фортепиано от разных нот или в пройденных тональностях с басом (тоника, тоническая квинта).
Тон VII ступени осваивается на первых порах в непосредственной связи с тоническим устоем. В начальных упражнениях VII ступень лада подготавливается тоникой и в неё разрешается. Мы поём следующее упражнение: поступенное движение звуков и возвращение к тонике через нижний вводный тон.
Можно предложить ученикам разучить русскую народную песню «Две тетери», в которой слышен явный переход вводного звука в тонику.
На следующем этапе обучения включается опевание тоники. Интонируем следующие народные мелодии: « Ах ты, берёза», «Русская народная песня».
В последующих упражнениях VII ступень осваивается в скачках, сначала от квинтового тона: I-III-V-VII-I; затем от терцового: I-V-III-VII-I. Разучиваем украинскую народную песню «По дороге жук,жук».
4. Интонирование II ступени.
Тон II ступени усваивается с начинающими учащимися со значительной трудностью, так как находится рядом с ещё одной устойчивой III ступенью, ослабляющей её тяготение в тонику. Мы разучиваем песни А. Филиппенко «То снежинки, как пушинки» и украинскую народную песню «Звонят звоны». В них II ступень тяготеет в тонику. Затем интонируем детские песни, в которых II ступень берётся при опевании терцового или квинтового тона или при взятии скачком. Разучиваем песню А.Филиппенко «Дед Мороз» и детскую песенку «Стадо».
5.Интонирование тона нижней доминанты и VI, VII ступеней, расположенных ниже тоники.
Особого внимания заслуживает тон нижней доминанты. Интонируя доминантовый тон, ребята приобретают первые навыки воспроизведения тонов, связанных между собой гармоническими кварто – квинтовыми тяготениями.
Для освоения тона нижней доминанты я подбираю мелодии, в которых верхний тетрахорд перемещён на октаву вниз при плавном голосоведении. Например: венгерская народная песня «Славный остров» и «Польская народная песня». Затем разучиваем музыкальные примеры, которые начинаются из-за такта с V ступени, и в которых имеется скачок с V ступени на I. Например: русская народная песня «Соловей», песня Е. Тиличевой «Труба».
В связи с нижней доминантой осваивается на слух тон VI и тон VII ступеней, расположенные ниже тоники. Разучиваем детские песни «Курочка», «Воробей».
6. Опевание устойчивых ступеней.
Дальше следует особое внимание уделить опеванию устойчивых ступеней и обратить внимание учащихся на каком расстоянии (тон или полутон) находятся неустойчивые ступени от устойчивой.
Опевание I ступени: «Русская народная песня».
Опевание V ступени: «Венгерская народная песня».
Опевание III ступени: русская хороводная песня «Да во городе».
Для лучшего запоминания все прибаутки, народные песни, детские песни я использую в качестве распевок.
III. Список используемой литературы.
Андреева М.- Конорова Е. «Первые шаги в музыке»- методическое пособие.
Андреева М. «От примы до октавы».
Вейс П. «Ступеньки в музыку».
Горбунов Н. «Зонная природа звуковысотного слуха»
Михайлова М. «Развитие музыкальных способностей у детей».