kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Начало работы над педалью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение фортепианной педали хорошо известно педагогам и исполнителям. Педализация обогащает художественные возможности инструмента, с её помощью исполнитель проявляет свою индивидуальность, вкус, способность разнообразить красочность звучания. К сожалению, в первые годы обучения педализации уделяется незначительное внимание.

Часто хорошее исполнение ученика проигрывает из-за небрежной, не умелой педализации. Дети часто не понимают, для чего в данном случае нужна педаль, не умеют «проверить ухом» своё исполнение, а нога мешает им выразить себя. Все это – результат несистематического использования педали. Педализация же от случая к случаю не дает возможности ученикам приобрести нужные навыки.

Педагоги должны знать, что азбуке педализации нужно учить, ею надо заниматься систематически и, показав однажды, применять постоянно постепенно усложняя задачи.

Знакомство с педалью начинается, когда ученик:

  • достаёт педальную лапку, сидя правильно за инструментом (если от использовании педали страдает посадка ребёнка, лучше показ педали временно отложить);
  • овладел навыками игры legato, получил достаточную пианистическую подготовку;
  • научился контролировать слухом свою игру (себя слушать) и уже может «проверить ухом» результаты своей педализации (примерно второй класс).

Прежде, чем начать работу над педалью, следует обязательно рассказать, для чего; нужна педаль. Сыграть короткие музыкальные отрывки с различным использованием педали. На этих примерах обратить внимание на слух ученика, на их звучание и показать:

              - как педаль способствует усилению звука, его певучести;

  • как, только благодаря педали, можно объединить legato мелодические звуки, находящиеся на расстоянии друг от друга;
  • как педаль помогает объединить аккордовые последовательности;
  • как педаль помогает объединить бас с далеким аккордом или гармонической фигурацией;                                                                                                                         
  • каким образом можно использовать педаль для обогащения окраски звучания.              ,

После этого следует рассказать о механизме фортепианных педалей. Открыть крышку рояля и показать, как при нажатии педальной лапки одновременно поднимаются все демпферы («глушители»), в результате чего «открываются» все струны. Это даёт возможность извлеченному звуку продолжить звучание, он «оживает», окрашивается обертоновыми: призвуками, возникающими на других звуках, становится полнее, ярче.

Параллельно рассказать о функции левой педали, которое имеет иное демпферное устройство. Показав, как с нажатием левой педали вся клавиатура сдвигается вправо – поэтому при нажатии на клавишу молоточек ударяет не по трем струнам, а по двум (в старинных инструментах - по одной, отсюда обозначение una corda – одна струна). Полученный таким способом звук – тише, мягче, приобретает матовую окраску.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Начало работы над педалью »

А.Ф. Камалова

(МБУДО ДМШ №21 Советского района г. Казани)

НАЧАЛО РАБОТЫ НАД ПЕДАЛЬЮ


Значение фортепианной педали хорошо известно педагогам и исполнителям. Педализация обогащает художественные возможности инструмента, с её помощью исполнитель проявляет свою индивидуальность, вкус, способность разнообразить красочность звучания. К сожалению, в первые годы обучения педализации уделяется незначительное внимание.

Часто хорошее исполнение ученика проигрывает из-за небрежной, не умелой педализации. Дети часто не понимают, для чего в данном случае нужна педаль, не умеют «проверить ухом» своё исполнение, а нога мешает им выразить себя. Все это – результат несистематического использования педали. Педализация же от случая к случаю не дает возможности ученикам приобрести нужные навыки.

Педагоги должны знать, что азбуке педализации нужно учить, ею надо заниматься систематически и, показав однажды, применять постоянно постепенно усложняя задачи.

Знакомство с педалью начинается, когда ученик:

  • достаёт педальную лапку, сидя правильно за инструментом (если от использовании педали страдает посадка ребёнка, лучше показ педали временно отложить);

  • овладел навыками игры legato, получил достаточную пианистическую подготовку;

  • научился контролировать слухом свою игру (себя слушать) и уже может «проверить ухом» результаты своей педализации (примерно второй класс).

Прежде, чем начать работу над педалью, следует обязательно рассказать, для чего; нужна педаль. Сыграть короткие музыкальные отрывки с различным использованием педали. На этих примерах обратить внимание на слух ученика, на их звучание и показать:

- как педаль способствует усилению звука, его певучести;

  • как, только благодаря педали, можно объединить legato мелодические звуки, находящиеся на расстоянии друг от друга;

  • как педаль помогает объединить аккордовые последовательности;

  • как педаль помогает объединить бас с далеким аккордом или гармонической фигурацией;

  • каким образом можно использовать педаль для обогащения окраски звучания. ,

После этого следует рассказать о механизме фортепианных педалей. Открыть крышку рояля и показать, как при нажатии педальной лапки одновременно поднимаются все демпферы («глушители»), в результате чего «открываются» все струны. Это даёт возможность извлеченному звуку продолжить звучание, он «оживает», окрашивается обертоновыми: призвуками, возникающими на других звуках, становится полнее, ярче.

Параллельно рассказать о функции левой педали, которое имеет иное демпферное устройство. Показав, как с нажатием левой педали вся клавиатура сдвигается вправо – поэтому при нажатии на клавишу молоточек ударяет не по трем струнам, а по двум (в старинных инструментах - по одной, отсюда обозначение una corda – одна струна). Полученный таким способом звук – тише, мягче, приобретает матовую окраску.

Познакомив ученика с устройством педалей, можно посадить его за инструмент. Важно объяснить положение ноги. Пятка ноги упирается в пол у педали. Педальной лапки касается только носок ступни (« педаль берется пальцами ноги» - К. Н. Игумнов).

После того, как носок ноги «прилепился» к педальной лапке, он плавно, бесшумно её опускает и так же бесшумно даёт возможность ей подняться. При этом не следует вместе с ногой делать движение корпусом.

Первое задание - фиксирует внимание ученика на важности положения ноги и учит тому, как бесшумно опускать педальную лапку.

Второе задание. На следующем уроке иногда тут же) показывается первое педальное упражнение: взять звук (или трезвучие) и, и услышав его, не торопясь, опустить педальную лапку.

Обязательно послушать, как тянется звук. Можно поиграть отдельные звуки в разных октавах: на «раз» берётся звук, на «два» плавно опускается нога, на «три» - слушать, как тянется звук. При этом обращать внимание на то, чтобы взятый звук (или аккорд) был воспринят ухом.

Третье задание - соединение нескольких звуков подряд, запаздывающая педаль. Обычно с неё начинается знакомство с педализацией. Одновременно с нажатием соседней клавиши поднимается нога и тут же опускается; таким образом, звуки связываются друг с другом, а «ухо проверяет» чистоту соединения. Важно вовремя подхватить педалью новый звук. Упражнение можно усложнить - дать ученику поиграть хроматическую гамму. При педализации малой секунды грязная педаль особенно слышна. Всегда следить за тем, чтобы пальцы не передерживали предыдущие звуки, и приучать ученика проверять «ухом» чистоту звучания.

Познакомив ученика с запаздывающей педалью, не торопиться использовать её в проходимой пьесе. Желательно дать поиграть несколько небольших отрывков из пьес с легкой педализацией, где педаль берется после долгих звуков, например, С. Майкапар «Осень», пьесы Г.Ф. Телемана, Тетцель «Прелюдия».

Лишь после того, как ученик получил небольшой опыт в педализации отрывков, показать педаль в исполняемом произведении. Обычно это нетрудные пьесы кантиленного характера, например, П. Чайковский «Похороны куклы» (педаль берётся после первой четверти и снимается на второй. В аккордах и обычная, и запаздывающая педаль, например, П. Чайковский «Болезнь куклы» (педаль берётся после образовавшегося аккорда (вторая четверть) и, таким образом, помогает зазвучать аккорду.

На первых шагах обучения не следует рекомендовать пьесы, где часто меняется педаль Хорошая пьеса для педализации - Andantino А. Хачатуряна (педаль берётся после долгих звуков и снимается на коротких.

На данном этапе обучения можно показать и «прямую» педаль, которая может встретиться в танцах, маршах. В вальсах она помогает подчеркнуть бас и соединить его с аккордом.

В начальных классах педаль используется в основном в пьесах певучего характера. Педализируя простые пьесы, ученик должен знать, для чего берётся педаль в данной пьесе, как надо педализировать и всегда проверять «ухом» - достиг ли цели? (Важно!)

На начальном этапе педаль всегда фиксируется в тексте и берётся после долгих звуков. В средних классах усложняются произведения и вместе с ними - педализация. В таких пьесах, как «Сладкая грёза» П. Чайковского и «Романс». У Шумана педаль помогает объединить мелодическую линию, способствует ее певучести. Постепенно ученик начинает употреблять педаль не только для связи отдельных звуков, но и для краски, поддерживая мелодией гармонию.

После того, как педаль бала показана, она должна использоваться постоянно, во всех случаях, где её применение возможно, ибо таким образом будет постепенно накапливаться опыт педализации.

Педагог должен знать, что педаль необходимо давать тут же после выученного текста, она должна быть началом отделки произведения. Поздний показ педали всегда разрушает привычное беспедальное исполнение и часто делает невозможным безболезненное включение педали в игру ученика. Левая педаль в начальных классах не используется.

Основные недостатки в детской педализации:

- Стук ногой (нога не «приклеилась» к педальной лапке, а поднимается над ней);

- нога глубоко сидит на педали (педаль не успевает освободиться от предыдущего звучания, хотя ученик педализирует правильно);

- ученик передерживает звуки пальцами;

- ученик спешит начать педаль - звучат предыдущие звуки, отсюда педальная «грязь».

В средних классах, по мере накопления опыта в применении педали, можно показать полупедаль (неполную педаль), которая встретится ученикам в классических произведениях, романтической и современной музыке - пьесах Р. Шумана, Э. Грига, П. Чайковского, С. Прокофьева и др. Неполная педаль – неполное поднятие демпферов. Действие полупедали строится на том, что нижние, басовые струны звучат дольше высоких и, если в гармонической фигурации появились «чужие» звуки, минимальное нажатие педальной лапки всегда «очистит» эту фигурацию от «чужих» звуков.

Показать, как пользоваться полупедалью:

взять на педали октаву в басу forte, и на этом фоне piano исполнять различные аккорды (можно двумя руками). При появлении «грязи» подчищать звучность полупедалью (бас стараться удерживать дольше).

Уже в средних классах ученики должны знать, что единой педали не существует. То, что хорошо для произведений одного композитора, непригодно для другого. Фактура клавесинистов, классические произведения Гайдна, Моцарта предполагает очень осторожную педализацию (неполная педаль) - прозрачная фактура, обилие гаммообразных пассажей, наличие разнообразных штрихов, мелких лиг, пауз, полифонических моментов - всё это требует осторожного нажатия педальной лапки и хорошего слухового контроля.

Педализация бетховенских лёгких сонат с их противопоставлением регистров, обилие гармонической фигурации, арпеджио на фоне выдержанного баса диктует исполнителю более смелую, сочную, яркую педаль.

Произведение романтиков (Шуман, Шуберт, Григ, Чайковский) требуют разнообразного применения педали. Здесь используются все виды педали, которые уже освоил ученик этого уровня - запаздывающая, прямая, полупедаль.

Если у учеников младшей группы педаль точно фиксируется в тексте, то в средних классах можно постепенно от этого отходить и чаще предоставлять свободу ученику «возьми педаль, где тебе хочется» (на уроке подправить).

Левая педаль может употребляться в средних классах (чаще в современной музыке). Но ученик должен знать, что употребление левой педали не заменит piano или pp). Оно лишь изменяет тембр звука, его окраску, и в этом её очарование.


В средних классах ученик должен быть знаком с некоторыми способами педали:

ped *

Senza sordini (без демпферов) то есть на правой педали;

Con sordini (без правой педали);

Una corda (с левой педалью);

Tre corde (без левой педали).

В старших классах педализация усложняется. Показывается приём постепенного снятия педали. Старшие ученики должны знать, что в глубине нажатия педальной лапки и её постепенном снятии - все секреты тонкой педализации.

В заключении:

    1. Знакомство с педалью происходит в младших классах (2-3 классы). Развивать навыки педализации как можно раньше, так как при нерегулярном и позднем знакомстве с педалью ученик не овладевает навыками органично ею пользоваться, она не становится необходимым элементом исполнения, а является помехой в игре.

    2. Педализации надо учить, как любой стороне фортепианной игры.

    3. Первое время педаль обязательно фиксируется в тексте. Однако никогда не заучивать её механически. Нельзя, чтобы зрение «приказывало ноге» отдельно от музыки.

    4. Ученик должен понимать цель педализации, знать, почему, где, как её брать, и главное - учиться проверять результат слухом.

    5. Педаль - всегда начало отделки произведения. Ученик должен привыкнуть к ней.

    6. В средних классах отходить от фиксированной педали. Длительная запись педали

лишает ученика инициативы, так как сосредотачивает внимание на движениях ноги и приучает механически исполнять все фиксированные указания.

    1. Никогда не забывать, что педализация управляется слухом. Приучать ученика самому решать, где использовать педаль, воспитывать умение проверять слухом, получается ли то, что намечено, достиг ли цели. Только таким образом воспитывается самостоятельность, слуховой контроль. Часто без педальной «шпаргалки» ученики беспомощны.

    2. Не бояться вводить более тонкий приём педализации - неполную педаль (талантливые ученики в этом возрасте пользуются ею интуитивно). Левая педаль используется эпизодически. Именно в степени нажатия педали и постепенного снятия её «спрятаны секреты тонкой педализации» (Г.Г. Нейгауз).

Понимать, что уловить до конца движение ноги невозможно. Установить точно, в какой момент, как глубоко нажать или снять педальную лапку, очень трудно. Это всегда решает ухо, которым «управляет» тонкое понимание музыки, чуткий слух и хороший вкус.

«Воспитывать ухо» - оно даёт приказ ноге! Только слух проверяет чистоту звучания. Знать, что основа педализации - гармоническая ясность. Всегда слушать и контролировать свою игру, ни в коем случае педалью не «маскировать» недостатки исполнения.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Начало работы над педалью

Автор: Камалова Алина Фатавиевна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234845

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока на тему "Развитие специальных комптенций учащихся в работе над пьесами""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_razvitiie_spietsial_nykh_komptientsii_uchashchikhsia_v_"
    ["file_id"] => string(6) "374574"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483066901"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "работа над произведениями крупной формы "
    ["seo_title"] => string(42) "rabota-nad-proizviedieniiami-krupnoi-formy"
    ["file_id"] => string(6) "233531"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443119984"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка "По страницам Детского Альбома П.И.Чайковского" "
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskaia-razrabotka-po-stranitsam-dietskogho-al-boma-p-i-chaikovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "173402"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423991145"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "«Подготовка к первому публичному выступлению» "
    ["seo_title"] => string(48) "podghotovka-k-piervomu-publichnomu-vystuplieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "236236"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443986338"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Презентация, конспект урока по письму и развитию речи на тему: "Различие простых и сложных предложений" "
    ["seo_title"] => string(116) "priezientatsiia-konspiekt-uroka-po-pis-mu-i-razvitiiu-riechi-na-tiemu-razlichiie-prostykh-i-slozhnykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "133845"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416589394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства