Сочинениям крупной формы, в отличие от миниатюр, свойственно большее разнообразие у содержания, более протяжённое развитие музыкального материала. В связи с этим при их исполнении труднее достигнуть единства целого и выявить характерные особенности отдельных образов и тем, чаще возникает потребность переключения с одной художественной задачи на другую, требуется большой объём памяти и внимания.
Большое значение для развития ученика имеет работа над сонатой - одной из самых важных форм музыкальной литературы. В этой форме написаны произведения различных стилей. Остановимся на сонатной форме венских классиков.
Как правило, богатое содержание произведений крупной формы раскрывается через контрастность, а иногда и конфликт тем, через их взаимодействие, развитие и взаимовлияние.
Одна из главных задач в работе над крупной формой - постижение глубины содержания. Очень важно, чтобы она не превратилась в несколько прелюдий внутри сонатного allegro, в несколько ярких тем. В достижении цельности исполнения можно осуществить лишь в том случае, если удаётся добиться единства темпа. Необходимо предусмотреть возможные ошибки: лирические темы замедляются, разработка с напряжённым развитием ускоряется, могут быть замедления в полифонических фрагментах, в технически трудных местах.
Подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена служат классические сонатины. Они знакомят учащихся с особённостями музыкального языка периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения. Благодаря исключительной лаконичности фортепианной «инструментовки» малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание отдельных звуков при исполнении этих произведений становятся, особенно заметными и нетерпимыми. Вследствии этого классические сонатины чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста. Основная трудность воплощения сонатной формы – выявление контрастных образов и соблюдение единства целого.
В классических сонатинах педаль используется относительно мало. Полезно указать учащимся на связь фортепианного изложения с квартетно—оркестровым письмом.
Любое сонатное allegro требует отчётливого представления о его структуре и её единстве с конкретным содержанием. Уже при работе над экспозицией одну из основных задач учащийся должен увидеть в том, чтобы сочетать в исполнении относительную завершённость этого раздела с многообразностью. Надо подчеркнуть индивидуальные черты каждой темы, подчиняя в то же время исполнение общему музыкальному замыслу. Учащемуся необходимо знать, что в разработке с её противопоставлениями и видоизменениями различных образов, с вычленением и развитием элементов музыкальной ткани часто особенно ярко раскрывается динамическое начало произведения. Важно выявить выразительную роль перехода к репризе, "обычно имеющего большое смысловое значение. В репризе услышать появившиеся в ней новые черты (по сравнению с экспозицией), почувствовать иную ладатональную окраску тем побочной и заключительной партий и в связи с этим их иной выразительный оттенок. Это поможет ощутить репризу и как результат предшествующего развития, будет способствовать цельности восприятия и исполнения всего сонатного allegro.
Воспринимая направленность развития, важно почувствовать грани между основными разделами произведения, выявить их смысловое значение. Надо научить дослушивать исполняемый раздел и ярко, рельефно начинать следующий за ним. Основные недостатки здесь могут быть: это либо слабое восприятие характерных особенностей разделов и нивелировка граней между ними, либо преувеличение цезур, нарушающих общую линию развития произведения; в результате - отсутствие цельности в исполнении. Чаще встречается первое: ученик начинает играть следующий раздел, как бы продолжая предшествующее построение, не подготовившись к новому ни мысленно, ни чисто пианистически. Наиболее типичные примеры такого исполнения обычно приходятся на конец экспозиции - начало разработки сонатного allegro. Не помогают даже стоящие между разделами паузы — в лучшем случае они метрически точно выдерживаются. Учащемуся необходимо осознать смысловое различие частей, значение грани между ними, и тогда она будет выявлена, найдёт отражение в пианистических движениях; новый раздел зазвучит по-иному.
Возможна и другая крайность - преувеличенное обособление разделов произведения. Чтобы избежать этого, следует обратить внимание учащегося на те моменты (тематические, интонационные, ритмические), которые позволяют уяснить внутреннюю взаимосвязь, единство, целостность замысла композитора. Главной окажется работа над воплощением общей линии развития: подчёркивание смыслового значения кульминаций (местных и общих).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«работа над произведениями крупной формы »
РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
КРУПНОЙ ФОРМЫ
Сочинениям крупной формы, в отличие от миниатюр, свойственно большее разнообразие у содержания, более протяжённое развитие музыкального материала. В связи с этим при их исполнении труднее достигнуть единства целого и выявить характерные особенности отдельных образов и тем, чаще возникает потребность переключения с одной художественной задачи на другую, требуется большой объём памяти и внимания.
Большое значение для развития ученика имеет работа над сонатой - одной из самых важных форм музыкальной литературы. В этой форме написаны произведения различных стилей. Остановимся на сонатной форме венских классиков.
Как правило, богатое содержание произведений крупной формы раскрывается через контрастность, а иногда и конфликт тем, через их взаимодействие, развитие и взаимовлияние.
Одна из главных задач в работе над крупной формой - постижение глубины содержания. Очень важно, чтобы она не превратилась в несколько прелюдий внутри сонатного allegro, в несколько ярких тем. В достижении цельности исполнения можно осуществить лишь в том случае, если удаётся добиться единства темпа. Необходимо предусмотреть возможные ошибки: лирические темы замедляются, разработка с напряжённым развитием ускоряется, могут быть замедления в полифонических фрагментах, в технически трудных местах.
Подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена служат классические сонатины. Они знакомят учащихся с особённостями музыкального языка периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения. Благодаря исключительной лаконичности фортепианной «инструментовки» малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание отдельных звуков при исполнении этих произведений становятся, особенно заметными и нетерпимыми. Вследствии этого классические сонатины чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста. Основная трудность воплощения сонатной формы – выявление контрастных образов и соблюдение единства целого.
В классических сонатинах педаль используется относительно мало. Полезно указать учащимся на связь фортепианного изложения с квартетно—оркестровым письмом.
Любое сонатное allegro требует отчётливого представления о его структуре и её единстве с конкретным содержанием. Уже при работе над экспозицией одну из основных задач учащийся должен увидеть в том, чтобы сочетать в исполнении относительную завершённость этого раздела с многообразностью. Надо подчеркнуть индивидуальные черты каждой темы, подчиняя в то же время исполнение общему музыкальному замыслу. Учащемуся необходимо знать, что в разработке с её противопоставлениями и видоизменениями различных образов, с вычленением и развитием элементов музыкальной ткани часто особенно ярко раскрывается динамическое начало произведения. Важно выявить выразительную роль перехода к репризе, "обычно имеющего большое смысловое значение. В репризе услышать появившиеся в ней новые черты (по сравнению с экспозицией), почувствовать иную ладатональную окраску тем побочной и заключительной партий и в связи с этим их иной выразительный оттенок. Это поможет ощутить репризу и как результат предшествующего развития, будет способствовать цельности восприятия и исполнения всего сонатного allegro.
Воспринимая направленность развития, важно почувствовать грани между основными разделами произведения, выявить их смысловое значение. Надо научить дослушивать исполняемый раздел и ярко, рельефно начинать следующий за ним. Основные недостатки здесь могут быть: это либо слабое восприятие характерных особенностей разделов и нивелировка граней между ними, либо преувеличение цезур, нарушающих общую линию развития произведения; в результате - отсутствие цельности в исполнении. Чаще встречается первое: ученик начинает играть следующий раздел, как бы продолжая предшествующее построение, не подготовившись к новому ни мысленно, ни чисто пианистически. Наиболее типичные примеры такого исполнения обычно приходятся на конец экспозиции - начало разработки сонатного allegro. Не помогают даже стоящие между разделами паузы — в лучшем случае они метрически точно выдерживаются. Учащемуся необходимо осознать смысловое различие частей, значение грани между ними, и тогда она будет выявлена, найдёт отражение в пианистических движениях; новый раздел зазвучит по-иному.
Возможна и другая крайность - преувеличенное обособление разделов произведения. Чтобы избежать этого, следует обратить внимание учащегося на те моменты (тематические, интонационные, ритмические), которые позволяют уяснить внутреннюю взаимосвязь, единство, целостность замысла композитора. Главной окажется работа над воплощением общей линии развития: подчёркивание смыслового значения кульминаций (местных и общих).
Вариационные циклы.
Среди произведений крупной формы в педагогическом репертуаре видное место занимают вариационные циклы. Своеобразие их в том, сто они сочетают в себе элементы как крупной, так и малой формы, поэтому и ученик, работая над ними, приобретает разнообразные исполнительские навыки. Подобно миниатюре, каждая отдельная вариация требует лаконизма выражения, умения в немногом сказать многое. Вместе с тем при сочетании отдельных вариаций в единое целое учащийся сталкивается с задачами, возникающими при исполнении крупной формы.
При работе с учеником над вариациями важно подробно остановиться на теме – ее характере, строении.
Целостность вариационного цикла достигается тематическим единством. В некоторых произведениях варьируется мелодия темы, в других она остается неизменной и меняется лишь гармония и фактура. Нередко оба этих принципа совмещаются в одном и том же произведении. Ученик должен знать какой из двух принципов положен в основу разучиваемого им сочинения, и уметь находить в каждой вариации тему или ее элементы. Это поможет осознанно отнестись к разбору текста и глубже проникнуть в содержание исполняемой музыки.
Необходимо найти крупные разделы внутри вариационной формы. Нередко в классических вариациях присутствуют элементы 3-х частности. Тема – динамическое развитие - медленные вариации (минорные) - группа финальных вариаций. Внутри каждого построения важно услышать сквозное развитие - определить кульминационные центры (как и в сонате). Кульминационной нередко бывает финальная вариация, обычно большая по размерам, динамичная и как бы обобщающая всё произведение. Иногда цикл заканчивается кодой повторяющей тему в её первоначальном (или немного изменённом) виде и воспринимаемой как своего рода «послесловие». Кульминация в таких случаях почти всегда перемещается в предшествующую вариацию.
Важное значение для выявления формы цикла имеют цезуры между отдельными вариациями. Бывают разные типы переходов, иногда почти атака. Те вариации, которые объединены, цезуры в них имеют объединяющее значение. Когда необходимо подчеркнуть контраст (перед или после минорной вариации) - цезура глубже, значительно больше, это даёт возможность перестроиться.
Если темповые изменения не указаны, то вариационный цикл играется в одном темпе.