Просмотр содержимого документа
«Начальная вокальная работа в детском хоровом коллективе»
Методическая работа учителя музыки
гимназии №18 имени В. Г. Соколова
г. Рыбинск
Струевой Елены Борисовны
Начальная вокальная работа в детском хоровом коллективе.
Главной задачей любого хорового коллектива является всестороннее развитие личности каждого участника. Цель хорового пения – содействовать музыкально-эстетическому воспитанию детей, развитию их вокальных, певческих навыков, приобщению к высоким нравственным идеалам.
Хоровое пение способствует активизации слуха, укреплению памяти и развитию творческих способностей благодаря тому, что каждый ребенок вовлечен в интенсивную практическую деятельность.
Каждый хор – это прежде всего коллектив, созданный для творческой исполнительской деятельности. Его участники должны уметь петь технически правильно, выразительно, эмоционально. Они должны свободно владеть своим голосом для того, чтобы точно доносить смысл и содержание исполняемых произведений до слушателей.
Поэтому одним из главных разделов работы с детским хоровым коллективом является тот, который посвящен развитию и совершенствованию вокально – слуховых, вокально – технических данных и навыков его участников. Это тем более важно, что начинающий хор состоит из детей, не обладающих певческими навыками. Диапазон их голосов ограничен небольшим интервалом, сила голоса небольшая, подвижность его практически отсутствует, дыхание неорганизованное, малопротяженное, характер звучания голоса – «белый», «открытый», «зажатый», тембр – глухой. Некоторые дети от лишнего усердия или подражания взрослым поют «не своим голосом», напрягая голосовые связки, что особенно вредно.
Чтобы хорошо исполнить любое, даже самое простое произведение, певцы должны уметь хотя бы минимально управлять своим голосом. Большинство хоровых произведений требует от исполнителей протяженного, кантиленного звучания голоса, которым дети начинающего хора не обладают. Глубина раскрытия замысла композитора, передача эмоционального состояния произведения зависят от умения пользоваться различными звуковыми приемами, динамическими оттенками, разнообразными штрихами. Таким образом, чем лучше вокальная подготовка участников хора, тем выразительнее исполнительское звучание коллектива, тем больше радости и удовлетворения испытывают хористы и их слушатели, тем больше и воспитательное воздействие хора на слушателей.
Всем известно, что человеческий голос – самый сложный и тонкий музыкальный инструмент. Для работы с ним необходим упорный труд как со стороны учителя, так и со стороны учеников.
В работе с начинающими певцами большое значение имеет обучение с голоса. Поэтому самыми распространенными методами работы над голосом являются методы показа и слова. На начальной стадии существования хора правильность звукообразования и формирования звука при исполнении во многом зависят от хормейстера, от его умения управлять своим голосом, правильно показывать исполнение звука, фразы, предложения. В этот период произведения разучиваются на слух, с голоса педагога. Дети невольно копируют его манеру пения. Чем лучше владеет голосом хормейстер, тем проще ему добиться правильного пения у певцов.
Вокально – воспитательная работа это творческое дело. Она не может строиться по каким-то канонам, раз и навсегда установленным правилам. Очень много зависит от знаний, опыта, педагогических способностей учителя.
Начальную работу в детском хоровом коллективе можно начинать с такого простого навыка, как умение петь без крика. С первых же занятий необходимо объяснить детям, что хорошо петь можно и негромко, так как громкое пение еще не означает, что у исполнителя хороший голос. Главная красота детского пения заключается в его звонкости, нежности, легкости, полетности, непосредственности и эмоциональности. Звонкость голоса воспитывается на умеренном форте и во многом зависит от тембра. У детей при спокойном и ненапряженном пении тембр обнаруживается достаточно рано. Однако у начинающих певцов он чрезвычайно неровен.
Бывает так же, что некоторые участники хора стремятся перекричать соседей для того, чтобы услышать свое собственное пение. Научиться слушать хор, хоровую партию, соседей и себя одновременно – это трудный навык, который приобретается довольно долгое время. В помощь усвоения такого навыка в распевку можно вводить простые упражнения, исполняемые без сопровождения. Также без поддержки инструмента можно попытаться спеть отдельные фразы или предложения разучиваемых произведений или небольшие народные песни, доступные по восприятию детям. Такое пение , конечно, будет несовершенно на начальной стадии работы с хором, но оно заставляет певцов вслушиваться в звучание хора, петь тише, постепенно приучает их к пению a capella, надеяться на свои силы.
Следующий навык - освобождение артикуляционного аппарата от мышечной зажатости, которая присуща всем начинающим певцам. Артикуляционный аппарат включает в себя губы, зубы, язык, нижнюю челюсть, полость рта и глотку. Для хорошего звучания голоса необходима мышечная свобода и координированность действий всех систем и органов голосообразующего аппарата. Проще всего начинать эту работу с освобождения артикуляционного аппарата. На первом этапе внимание поющих сосредоточивается на работе нижней челюсти, губ, языка. Сначала нужно научить детей управлять работой мышц, поддерживающих нижнюю челюсть. С этой целью нужно обратить внимание поющих на необходимость большего раскрытия рта при пении, но не за счет растяжения губ в стороны, а только за счет опускания нижней челюсти. Несмотря на кажущуюся простоту, этот навык приобретается не сразу. Овладеть же им необходимо по нескольким причинам. Во-первых, от положения нижней челюсти зависит степень раскрытия рта, а следовательно, правильная артикуляция и звуковедение. Во-вторых, от степени раскрытия рта зависит сила звучания голоса.
Чтобы быстрее заставить мышцы работать по-новому, в самом начале работы над овладением данным навыком нужно требовать быстрого и активного раскрытия рта. Можно, в качестве временно меры, предложить певцам открывать рот даже несколько больше, чем это необходимо. Такой прием следует применять очень осторожно и лишь в тех случаях, когда участники длительное время не могут правильно выполнить требования хормейстера. При этом руководителю нужно контролировать качество звучания хора, так как чрезмерное раскрытие рта может привести к мышечной зажатости.
Степень раскрытия рта влияет и на силу звучания голоса. Руководителю хора необходимо самому продемонстрировать это певцам и указать на разницу в звучании при различной степени раскрытия рта.
Вокальные качества голоса вырабатываются в основном на гласных звуках. Певческие гласные звучат более округло, «прикрыто». Из всех гласных для большего раскрытия рта при пении больше всего подходит гласный «А», на котором можно петь как различные упражнения, так и пропевать песни.
Выравнивание звучания голоса на всем певческом диапазоне – следующий навык, над которым необходимо работать с начинающими певцами. При пении все гласные должны быть несколько похожими, приближенными один к другому. Форма одного гласного без резких изменений должна переходить в форму другого. Таким приемом достигается следующий положительный результат: единая манера формирования гласных выравнивает звучание хора, убирает пестроту произношения. При этом хормейстер должен внимательно следить за тем, чтобы при пении один гласный не заменялся другим, близким по форме.
Этот прием-навык предоставляет возможность наглядного показа детям разницы между «открытым» и «прикрытым» звучанием голоса, что очень важно для воспитания вокального слуха певцов.
Следующий обязательный навык – правильное певческое дыхание. Это самый трудный для усвоения и наиболее сложный этап вокальной работы в детском коллективе. Для певцов его сложность заключается в том, что подавляющее большинство движений, связанных с певческим дыханием, является для детей новым, трудновыполнимым. Хормейстеру тоже бывает нелегко объяснить словами, к чему должны стремиться певцы. Кроме того, нужно отслеживать каждого ребенка в отдельности. Руководителю необходимо показывать самому и при этом объяснить, что при взятии дыхания воздух раздвигает нижние ребра в стороны, а передняя стенка живота выдвигается вперед. Вдох при этом должен быть быстрым, активным, взятым одновременно через нос и рот. После вдоха обязательна задержка дыхания. И только после этого – атака звука, то есть начало пения. Задержка дыхания не только активизирует голосовой аппарат перед началом пения, но и избавляет от «подъезда» к первому звуку, позволяет более экономно расходовать дыхание.
Нужно помнить, что после начала вокально – воспитательной работы, и особенно над дыханием, звук в хоре становится более слабым по силе и как бы безтембровым. Это явление временное. Все необходимые качества со временем к хору вернутся, но в новом, лучшем качестве.
С теми детьми, которые не могут длительное время усвоить какой-либо навык, руководитель должен поработать отдельно, чтобы выяснить, что именно не понимает певец или что он делает неправильно, и постараться различными способами помочь ему в исправлении замеченных недостатков.
Таковы некоторые навыки, с усвоения которых может быть начата работа над голосом в неопытном, начинающем коллективе.
Хотелось бы упомянуть еще один компонент, без которого трудно рассчитывать на успех в таком трудном деле, как работа над голосом. Имеется в виду «вокальная среда», в которой воспитывается участник детского хора. Необходимая вокальная атмосфера создается не только в процессе непосредственной работы над голосом, но и совместных посещениях концертов хоровых коллективов, как детских, так и взрослых, после которых происходит обсуждение исполнения, репертуара, обмен мнениями между участниками.
Таким образом, вокально – воспитательная работа включает в себя комплекс средств, направленных не только на приобретение чисто вокальных данных и навыков, но и на расширение кругозора, общее и музыкальное образование участников детского хорового коллектива.