Школа искусств, в которой я учусь музыке, носит имя русского композитора Александра Сергеевича Даргомыжского. В феврале этого года исполняется 212 лет со дня его рождения.
Смоленская область, Вяземский район являются малой родиной Александра Сергеевича, так как в усадьбе родителей Твердуново прошло раннее детство знаменитого композитора. Мы являемся земляками Даргомыжского, и не только гордимся этим, но и любим, изучаем его творчество, исполняем прекрасные произведения.
На уроке в концертмейстерском классе, я познакомилась и выучила романс А.С. Даргомыжского на стихи А.С. Пушкина «Юноша и дева». Это произведение произвело на меня большое впечатление, я решила узнать о нем и композиторе поподробнее, приняв решение, участвовать в зональной научно-практической конференции «Музыкальный театр А.С.Даргомыжского».
Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года в Тульском уезде, селе Троицкое в дворянской многодетной семье. Все дети получили домашнее, но широкое и разностороннее образование, в котором первое место занимали поэзия, театр и музыка. Далее, как и большинство русских композиторов, А.С.Даргомыжский поступил на государственную службу, служил успешно, но главным в жизни стала МУЗЫКА.
Слайд№4-фото ( М.И.Глинка).
Решение посвятить себя музыке укрепилось после встречи с великим русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой.
«Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизили нас…Мы скоро сошлись и искренно подружились…
Мы в течение 22 лет сряду были с ним постоянно в самых дружеских отношениях», - писал А.С.Даргомыжский в автобиографической записке.
Даргомыжский был композитором преимущественно вокальным,
он является автором более 100 романсов и песен; стал первым русским композитором, который воплотил в своем творчестве темы и образы из окружающей действительности.
Музыкальный критик Борис Асафьев писал: «В своих романсах Даргомыжский заглядывает в жизнь и рисует яркие образы мелкого чиновника, мещанина, петербургской скромной и чувствительной барышни, разочарованного юноши, отвергнутой женщины…».
А. С.Даргомыжский стремился воссоздать в музыке разнообразные человеческие характеры и образы, согревая их своим сочувствием и вниманием.
Это – настоящий музыкальный театр, театральные сценки с запоминающимися самобытными персонажами, с характерными психологическими зарисовками.
А.С.Даргомыжский писал жанрово-бытовые романсы - сценки («Мельник»), сатирические песни с острой социальной направленностью («Титулярный советник», «Старый капрал», «Червяк»).Романсы и песни Даргомыжского звучат в аристократических салонах, кружках, в чиновничьей среде, привлекая правдой и красотой.
Общеизвестно, как широко отразилась в музыке Даргомыжского поэзия Пушкина: поэт словно не только делился своими вдохновениями с композитором, но и направлял его творческие искания.
В 40-е годы появились такие шедевры на стихи великого поэта А.С, Пушкина, прекрасные романсы - «чистая » лирика : «Я вас любил», «Ночной зефир», «Вертроград»), где следует своему девизу: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово».
Таков романс «Юноша и дева» на стихи А.С.Пушкина.
Юношу, горько рыдая,
Ревнивая дева бранила;
К ней на плечо преклонен,
Юноша вдруг задремал.
Романс Даргомыжского «Юноша и дева» - это незабываемое музыкальное произведение, которое сочетает в себе глубокие эмоции и нежную романтику. Это - лирическая пьеса, в которой раскрывается живое человеческое чувство.
Романс в жанре элегии рассказывает меланхолическую трогательную историю о любви. Передавая чувства героев через слова, композитор насыщает музыку возбужденно - взволнованными переживаниями.
В этом романсе есть что- то и от колыбельной, и от вальса. Романс воспроизводит ритмику стиха, в нем господствует композиционно завершенная мелодика и убаюкивающее - пластичная ритмика.
Исполняется романс «Юноша и дева» (видео)
Исполнять романсы А.С.Даргомыжского – большое творческое удовольствие: они полны тонкого лиризма, яркого эмоционального высказывания, напевны, разнообразны, красивы; обогащают наш эмоциональный и внутренний мир, развивают художественный вкус. А исполнение требует большой отдачи творческих сил.
Список литературы:
1.Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. 3 год обучения. Москва «Музыка», 2010.
2.Медведева. И.А. А.С. Даргомыжский. Москва «Музыка», 1989.
3. Пекелис М. Даргомыжский и его окружение
4. Пугачев А.Н. Смоленщина в жизни и творческой биографии А.С. Даргомыжского.Смоленск «Свиток», 2013.