Открытое занятие на тему: «Лермонтов и музыка», посвящённое 200 – летию со дня рождения поэта.
Открытое занятие на тему: «Лермонтов и музыка», посвящённое 200 – летию со дня рождения поэта.
«Я мало жил и жил в плену» - говорит с тоской страстно любящий свободу герой поэмы Лермонтова «Мцыри».
Эти слова могут быть отнесены и к самому поэту. Он прожил всего 26 лет и его как четыре года назад Пушкина убили «Свободы, Гения и Славы палачи». Но за свою короткую, стремительную жизнь, Лермонтов успел совершить такой творческий подвиг, что имя его стало бессмертным.
200 лет назад, когда русские войска возвращались из-за границы и вступали в спаленную пожаром Москву, когда гремела музыка, развевались закопченные в дыму сражений знамена, а народ, стоя на улицах вдоль стен обгорелых домов, приветствовал победителей, в это самое время в небольшом домике у Красных ворот в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил.
Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил руки и слабый голос матери, напевавшей ему грустную песню. Марья Михайловна была одарена душою музыкальною. Посадив ребенка своего к себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно и слушал. Мать умерла когда ему не было трех лет. Отца мальчик видел редко. Бабушка не любила его отца и выговорила себе право воспитывать внука. Она увезла своего любимого, болезненного внука в свое имение в Тарханы Пензенской губернии. Там и прошло детство поэта. Три раза возила бабушка ребенка на Кавказ, чтобы укрепить его здоровье. И Кавказ вошел в сознание Лермонтова как край свободы и чести. Вот почему он назвал Кавказ своей второй Родиной. Он писал стихи, посвящая их Кавказу, как посвящают друзьям:
«Тебе, Кавказ, - суровый царь земли, -
Я снова посвящаю стих небрежный:
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной!»
Лермонтову было 14 лет, когда он, одаренный, хорошо подготовленный домашними учителями, поступает в Московский университетский пансион, в тот самый пансион, в котором учились многие из участников декабрьского восстания 1825 года. Стихи Рылеева, запрещенные стихи Пушкина, Полежаева, грибоедовское «Горе от ума» ходили по рукам, тайно читались учениками. Лермонтов воспитывался под впечатлением исторической трагедии – поражения декабристов. И уже в самых первых его стихах зазвучали мотивы декабристской поэзии:
«Ты знал ли дикий край под знойными лучами
Где рощи и луга поблёкшие цветут?
Где хитрость и беспечность злобе дань несут?
Где сердце жителей волнуемо страстями? –
И где являются порой
Умы холодные и твёрдые как камень?
Но мощь их давится безвременной тоской,
И рано гаснет в них добра спокойный пламень.
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!
Друг! Этот край…моя Отчизна!»
(«Жалобы турка»1829г.)
Из пансиона Лермонтов перешел в Московский университет, где учились Белинский, Герцен, Огарев. Недовольство студентов нередко выражалось в шумных выходках против реакционных профессоров. И только в тесном дружеском кружке юный поэт читал свои стихи. Но он не публикует их, а пишет для себя. Это его дневник.
К 1832г. Юный мастер перепробовал практически все стихотворные жанры (элегия, романс, песня, посвящение и т. д. вплоть до свободного стиха).
Не может не поражать и количество написанного! А ведь до нас дошло далеко не всё. Родственники поэта, полагая, что ученические сочинения Мишеля недостойны славы Михаила Лермонтова, мало заботились о том, чтобы сохранить этот, по их представлению ненужный хлам.
В юношеских тетрадях Лермонтов пишет стихи об июльской революции в Париже, народные песни, наброски «Демона». Здесь же и чудесное стихотворение «Парус», в котором ощущается тревога, беспокойство. Это глубокое раздумье о судьбе неудовлетворенного жизнью, мятежного человека, это раздумья и о себе. Он мечтал о великом подвиге во имя отчизны:
«Мне нужно действовать, я каждый день бессмертным сделать бы желал как тень Великого героя и понять я не могу, что значит отдыхать».
Мечты его исполнились. Он совершил свой подвиг в поэзии.
Слушаем песню А. Варламова «Белеет парус одинокий».
Природа одарила Лермонтова редкой музыкальностью. В два года он плакал на коленях у матери от грустной песни, которую она напевала ему.
Лермонтов увлекался театром марионеток, сам участвовал в домашних спектаклях, хорошо играл на многих инструментах: флейте, фортепиано, скрипке.
При переходе в шестой класс Московского благородного пансиона, успешно выдержал «испытание в искусствах», сыграв allegro из скрипичного концерта Маурера, который исполняли в те времена самые известные виртуозы. Лермонтов даже романсы пел и сочинял музыку.
Есть сведения, что он положил на музыку свою «Казачью колыбельную». Это стихотворение 29 раз было переложено на музыку, но ноты не дошли до нас. Однако, если бы мы даже не знали об этом, то догадались бы, прочитав его.
Послушайте «Казачью колыбельную» в исполнении Н. Фаустовой.
Не много было в мире поэтов, умевших передавать тончайшие душевные состояния, живой разговор посредством стиха и прозаические фразы звучание которых составляла прелесть, заключенная в музыкальности каждого слова.
Природа также наделила Лермонтова страстями. Он впервые полюбил в десятилетнем возрасте на Кавказе. Вспоминая через пять лет золотокудрую девочку и Кавказские горы, он записал в свою тетрадь: «Говорят, что ранняя страсть, означает душу, которая будет любить изящные искусства. Я думаю, что в такой душе много музыки». Позже Лермонтов влюбляется в девушку на несколько лет старше себя и проносит тайно свою любовь, о которой до 1831 года никто не знал. Не знали кто вдохновлял поэта. Это была любовь к Варваре Лопухиной.
«Мне грустно» - это замечательный романс А. Даргомыжского, написанный на стихотворение «Отчего». В нем передается смятение души, которое сопутствует любви всех героев Лермонтова, любви, как правило мученической.
Романс проникнут глубоким лиризмом. Мелодия чутко следует за текстом и подчеркивает основную мысль стихотворения: невозможно счастье среди лицемерного общества, среди людей коварных и злобных.
Звучит романс А. Даргомыжского «Мне грустно».
В 1832году Лермонтов уезжает доучиваться в Петербургский университет. Там он был замечен в студенческих протестах и ему посоветовали уйти из университета. В этом же году был исключен за политическую неблагонадежность Белинский.
Несколько позже Лермонтова постигло ещё одно горе – он разочаровался в любимой девушке (она предпочла ему какого- то богатого офицера). Внешне он старался скрывать свои чувства, а в душе очень страдал. И лишь только в своих стихах вылилась эта горечь разочарования.
Послушаем романс А. Шишкина «Нет, не тебя так пылко я люблю» в исполнении Дмитрия Хворостовского.
И пожалуй только после смерти Пушкина, творчество Лермонтова возвестило миру о появлении гения. Этот период ограничивается четырью годами (с 1837г. по 1840г.) Только четыре года прожил Лермонтов с того дня как навеки закрылись глаза Пушкина.
И новый, никому не известный поэт пошёл сказать правду, о которой молчали даже друзья Пушкина:
«Погиб поэт! – невольник чести
Пал, оклеветанный молвой.
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!»
В стихотворении он не только обличает виновников смерти великого Пушкина, но и разоблачает их, бесстрашно называя бездушный свет палачом поэта и грозит им «народной расправой» :
«Есть грозный судия: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед
Тогда напрасно вы прибегните к злословью
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь».
Это была неслыханная смелость. Через несколько дней Лермонтов был арестован. В неволе он написал стихотворение «Узник». За эти четыре года Лермонтов создал эпическую поэму «Песня про царя Ивана Васильевича», которую теперь справедливо ставят рядом с величайшими творениями народной поэзии. Можно с уверенностью сказать, что Лермонтов был первым русским историческим писателем, кто взял на себя труд создания исторического романа в форме эпической народной песни.
Последние редакции «Демона» и «Мцыри» являются вершинами романтического искусства.
Сборник стихотворений «Герой нашего времени» включает 26 гениальных творений, которые многие считают высшим достижением Лермонтова.
И это все за четыре года! При этом надо помнить, что у него совсем не было времени для спокойной работы и почти все, что было написано, сочинялось в почтовых кибитках, на постоялых дворах, в полку на дежурстве, в тюремной камере, в перерывах между боями. Это конечно же был подвиг!
Может быть Лермонтов шагнул бы ещё дальше Пушкина, если бы пуля Мартынова не остановила его в пути?
На сегодняшний день пишется множество документальных воспоминаний о Лермонтове, которые довольно противоречивы, но есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть!
Образ Демона «преследовал» Лермонтова в течение многих лет – он долго не мог завершить поэму. Замысел «Демона» мужал, взрослел, зрел по мере того, как взрослел и мужал его автор. Первый набросок был сделан четырнадцатилетним мальчиком. Шестая Кавказская редакция была закончена в 1838 году. И только тогда Михаил отослал его подруге юных дней: Варваре Александровне Лопухиной.
Величавый образ отверженного, страдающего героя проходит через все творчество Лермонтова.
Появление гордого духа – Демона – типично лермонтовского персонажа, привлекало многих музыкантов. Красота и мелодичность стиха вызывали у многих желание воплотить в музыке бессмертную поэму. Однако только выдающемуся Антону Рубинштейну удалось создать лирическое произведение, которое явилось классическим воплощением лермонтовской поэмы.
Либретто оперы было составлено литературоведом, исследователем творчества поэта П. Висковатовым. В ней центр тяжести падает на лирические переживания основных героев – Демона и Тамары. В образе Демона он видел себя, а в образе Тамары – Варвару Лопухину.
Послушайте романс Тамары «Ночь тепла, ночь тиха».
Природа одарила поэта разнообразными талантами. За что бы Лермонтов ни брался, он все делал хорошо, все давалось ему легко. Он легко решал сложные математические задачи и был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками: французским, немецким, английским, читал по – латыни, на Кавказе изучает азербайджанский язык. Михаил Юрьевич Лермонтов прекрасно рисовал и мог бы стать выдающимся художником, если бы посвятил себя живописи. Рисовал он не только с натуры, но и по памяти: пейзажи, лица, фигуры. Любил рисовать, обдумывая стихотворные строки.
Лермонтов большую часть своей короткой жизни провел на Кавказе: сначала в Пятигорске вместе с родственниками в 1825году, затем была ссылка после опубликования «Смерти поэта» - это уже в 1837 году. Откликом на занимаемое его воображение при виде горных пейзажей, столкновением с крутым кавказским характером горцев – стали шедевры поэзии «Мцыри», несколько глав «Демона», «Кавказский пленник», а также главы из «Героя нашего времени». В этих произведениях очень ярко изображается кавказская природа. Здесь каждый листок, утёс, тучка наделены человеческими страстями.
Это стихотворение написано как – бы в подражание Гёте. Оно занимало воображение многих композиторов. Среди них такие мастера как А.Варламов, А. Гурилёв, А. Рубинштейн.
Послушаем задумчиво – сосредоточенный романс А. Рубинштейна на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова «Горные вершины».
Автор бессмертного «Бородино», «Повести о купце Калашникове», других произведений, обращенных к истории, подлинной своей стихией считал всё – таки современность.
Как только поэт познакомился с петербургским высшим светом, он сразу же увидел маскарад, маскарад жизни, где нет места правде, искренности, где все отношения между людьми построены на притворстве и лицемерии.
Эта тема воплотилась в замечательном произведении, которое так и называется «Маскарад».
«При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей
Приличьем стянутые маски….»
«О как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих
Облитый горечью и злостью: - говорит Лермонтов в одном из своих стихотворений.
Драма глубоко взволновала выдающегося армянского композитора Арама Ильича Хачатуряна.
В этой музыке на первый план вышла русская интонация.
В пьесе «Маскарад» рассказывается о драматических событиях, которые зародились на костюмированном балу и завершились трагической смертью героини пьесы Нины Арбениной.
Вальс – это развязка пьесы.
У Хачатуряна вальс напряженный, страстный, полный драматической взволнованности. Вальс – это драматическая сцена. Звучит вальс к драме Лермонтова «Маскарад».
Ещё на Кавказе Лермонтов пишет свое стихотворение «Завещание». Как многие великие люди, он предчувствует смерть и в поэтической форме обращается к своим близким друзьям с предсказанием:
«Не смейся над моей пророческой тоской:
Я знал: удар судьбы меня не обойдет
Я знал, что голова, любимая тобой,
С твоей груди на плаху перейдет;
Я говорил тебе: ни счастия; ни славы
Мне в мире не найти; - настанет час кровавый
И я паду, и хитрая вражда
С улыбкой очернит мой недоцветший гений;
И я погибну без следа
Моих надежд, моих мучений.
Но я без страха жду довременный конец».
Лермонтов знал, что вокруг него плетется интрига, его высылают из Петербурга в Ставрополь, а далее в Пятигорск, где по приказу царя Николая I нужно было обуздать «неудобного» юношу – писателя.
За какие – то дни до рокового 15 июля до дуэли и смерти Лермонтова написано стихотворение «Выхожу один я на дорогу».
В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону скалы Машук.
В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля.
Звезды мерцают, их далекие лучи делаются то ярче, то бледнее.
Там, на высоте, таинственная беседа (звезда с звездою говорит).
Мир и покой.
В лунном свете стелится покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога – кремнистый путь. Одиноко по ней идет поэт. Думается о жизни, вспоминается прошлое. А будущее?
«Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя
Я б хотел забыться и заснуть».
Над часовней, где находится фамильный склеп Лермонтовых, как бы исполняя желание поэта шумит столетний дуб.
«…Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел».
Это стихотворение послужило источником вдохновения для многих музыкантов.
Этим замечательным произведением я хочу завершить наш разговор о гении русской поэзии Михаиле Юрьевиче Лермонтове, творчество которого заключает в себе особенную связь с музыкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие на тему: «Лермонтов и музыка», посвящённое 200 – летию со дня рождения поэта. »
Открытое занятие на тему: «Лермонтов и музыка», посвящённое 200 – летию со дня рождения поэта.
«Я мало жил и жил в плену» - говорит с тоской страстно любящий свободу герой поэмы Лермонтова «Мцыри».
Эти слова могут быть отнесены и к самому поэту. Он прожил всего 26 лет и его как четыре года назад Пушкина убили «Свободы, Гения и Славы палачи». Но за свою короткую, стремительную жизнь, Лермонтов успел совершить такой творческий подвиг, что имя его стало бессмертным.
200 лет назад, когда русские войска возвращались из-за границы и вступали в спаленную пожаром Москву, когда гремела музыка, развевались закопченные в дыму сражений знамена, а народ, стоя на улицах вдоль стен обгорелых домов, приветствовал победителей, в это самое время в небольшом домике у Красных ворот в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил.
Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил руки и слабый голос матери, напевавшей ему грустную песню. Марья Михайловна была одарена душою музыкальною. Посадив ребенка своего к себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно и слушал. Мать умерла когда ему не было трех лет. Отца мальчик видел редко. Бабушка не любила его отца и выговорила себе право воспитывать внука. Она увезла своего любимого, болезненного внука в свое имение в Тарханы Пензенской губернии. Там и прошло детство поэта. Три раза возила бабушка ребенка на Кавказ, чтобы укрепить его здоровье. И Кавказ вошел в сознание Лермонтова как край свободы и чести. Вот почему он назвал Кавказ своей второй Родиной. Он писал стихи, посвящая их Кавказу, как посвящают друзьям:
«Тебе, Кавказ, - суровый царь земли, -
Я снова посвящаю стих небрежный:
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной!»
Лермонтову было 14 лет, когда он, одаренный, хорошо подготовленный домашними учителями, поступает в Московский университетский пансион, в тот самый пансион, в котором учились многие из участников декабрьского восстания 1825 года. Стихи Рылеева, запрещенные стихи Пушкина, Полежаева, грибоедовское «Горе от ума» ходили по рукам, тайно читались учениками. Лермонтов воспитывался под впечатлением исторической трагедии – поражения декабристов. И уже в самых первых его стихах зазвучали мотивы декабристской поэзии:
«Ты знал ли дикий край под знойными лучами
Где рощи и луга поблёкшие цветут?
Где хитрость и беспечность злобе дань несут?
Где сердце жителей волнуемо страстями? –
И где являются порой
Умы холодные и твёрдые как камень?
Но мощь их давится безвременной тоской,
И рано гаснет в них добра спокойный пламень.
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!
Друг! Этот край…моя Отчизна!»
(«Жалобы турка»1829г.)
Из пансиона Лермонтов перешел в Московский университет, где учились Белинский, Герцен, Огарев. Недовольство студентов нередко выражалось в шумных выходках против реакционных профессоров. И только в тесном дружеском кружке юный поэт читал свои стихи. Но он не публикует их, а пишет для себя. Это его дневник.
К 1832г. Юный мастер перепробовал практически все стихотворные жанры (элегия, романс, песня, посвящение и т. д. вплоть до свободного стиха).
Не может не поражать и количество написанного! А ведь до нас дошло далеко не всё. Родственники поэта, полагая, что ученические сочинения Мишеля недостойны славы Михаила Лермонтова, мало заботились о том, чтобы сохранить этот, по их представлению ненужный хлам.
В юношеских тетрадях Лермонтов пишет стихи об июльской революции в Париже, народные песни, наброски «Демона». Здесь же и чудесное стихотворение «Парус», в котором ощущается тревога, беспокойство. Это глубокое раздумье о судьбе неудовлетворенного жизнью, мятежного человека, это раздумья и о себе. Он мечтал о великом подвиге во имя отчизны:
«Мне нужно действовать, я каждый день бессмертным сделать бы желал как тень Великого героя и понять я не могу, что значит отдыхать».
Мечты его исполнились. Он совершил свой подвиг в поэзии.
Слушаем песню А. Варламова «Белеет парус одинокий».
Природа одарила Лермонтова редкой музыкальностью. В два года он плакал на коленях у матери от грустной песни, которую она напевала ему.
Лермонтов увлекался театром марионеток, сам участвовал в домашних спектаклях, хорошо играл на многих инструментах: флейте, фортепиано, скрипке.
При переходе в шестой класс Московского благородного пансиона, успешно выдержал «испытание в искусствах», сыграв allegro из скрипичного концерта Маурера, который исполняли в те времена самые известные виртуозы. Лермонтов даже романсы пел и сочинял музыку.
Есть сведения, что он положил на музыку свою «Казачью колыбельную». Это стихотворение 29 раз было переложено на музыку, но ноты не дошли до нас. Однако, если бы мы даже не знали об этом, то догадались бы, прочитав его:
«Спи младенец, мой прекрасный,
Баюшки – баю, тихо смотрит
Месяц ясный в колыбель твою.
Стану сказывать я сказки
Песенку пою
Ты ж дремли, закрывши глазки
Баюшки – баю».
Звучит «Казачья колыбельная» в исполнении Н. Фаустовой.
Не много было в мире поэтов, умевших передавать тончайшие душевные состояния, живой разговор посредством стиха и прозаические фразы звучание которых составляла прелесть, заключенная в музыкальности каждого слова.
Природа также наделила Лермонтова страстями. Он впервые полюбил в десятилетнем возрасте на Кавказе. Вспоминая через пять лет золотокудрую девочку и Кавказские горы, он записал в свою тетрадь: «Говорят, что ранняя страсть, означает душу, которая будет любить изящные искусства. Я думаю, что в такой душе много музыки». Позже Лермонтов влюбляется в девушку на несколько лет старше себя и проносит тайно свою любовь, о которой до 1831 года никто не знал. Не знали кто вдохновлял поэта. Это была любовь к Варваре Лопухиной.
«Мне грустно» - это замечательный романс А. Даргомыжского, написанный на стихотворение «Отчего». В нем передается смятение души, которое сопутствует любви всех героев Лермонтова, любви, как правило мученической.
Романс проникнут глубоким лиризмом. Музыка тонко передает содержание стихотворения, ещё более усиливая его печальное настроение.
На фоне сопровождения, которое напоминает нежные и тихие переборы струн гитары, звучит искренняя исповедь. Это как бы живая человеческая речь, прерываемая паузами, как вздохами.
Мелодия чутко следует за текстом и подчеркивает основную мысль стихотворения: невозможно счастье среди лицемерного общества, среди людей коварных и злобных.
Звучит романс А. Даргомыжского «Мне грустно».
В 1832году Лермонтов уезжает доучиваться в Петербургский университет. Там он был замечен в студенческих протестах и ему посоветовали уйти из университета. В этом же году был исключен за политическую неблагонадежность Белинский.
Несколько позже Лермонтова постигло ещё одно горе – он разочаровался в любимой девушке (она предпочла ему какого- то богатого офицера). Внешне он старался скрывать свои чувства, а в душе очень страдал. И лишь только в своих стихах вылилась эта горечь разочарования.
Послушаем романс А. Шишкина «Нет, не тебя так пылко я люблю» в исполнении Дмитрия Хворостовского.
И пожалуй только после смерти Пушкина, творчество Лермонтова возвестило миру о появлении гения. Этот период ограничивается четырью годами (с 1837г. по 1840г.) Только четыре года прожил Лермонтов с того дня как навеки закрылись глаза Пушкина.
И новый, никому не известный поэт пошёл сказать правду, о которой молчали даже друзья Пушкина:
«Погиб поэт! – невольник чести
Пал, оклеветанный молвой.
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!»
В стихотворении он не только обличает виновников смерти великого Пушкина, но и разоблачает их, бесстрашно называя бездушный свет палачом поэта и грозит им «народной расправой» :
«Есть грозный судия: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед
Тогда напрасно вы прибегните к злословью
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь».
Это была неслыханная смелость. Через несколько дней Лермонтов был арестован. В неволе он написал стихотворение «Узник». За эти четыре года Лермонтов создал эпическую поэму «Песня про царя Ивана Васильевича», которую теперь справедливо ставят рядом с величайшими творениями народной поэзии. Можно с уверенностью сказать, что Лермонтов был первым русским историческим писателем, кто взял на себя труд создания исторического романа в форме эпической народной песни.
Последние редакции «Демона» и «Мцыри» являются вершинами романтического искусства.
Сборник стихотворений «Герой нашего времени» включает 26 гениальных творений, которые многие считают высшим достижением Лермонтова.
И это все за четыре года! При этом надо помнить, что у него совсем не было времени для спокойной работы и почти все, что было написано, сочинялось в почтовых кибитках, на постоялых дворах, в полку на дежурстве, в тюремной камере, в перерывах между боями. Это конечно же был подвиг!
Может быть Лермонтов шагнул бы ещё дальше Пушкина, если бы пуля Мартынова не остановила его в пути?
На сегодняшний день пишется множество документальных воспоминаний о Лермонтове, которые довольно противоречивы, но есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть!
Образ Демона «преследовал» Лермонтова в течение многих лет – он долго не мог завершить поэму. Замысел «Демона» мужал, взрослел, зрел по мере того, как взрослел и мужал его автор. Первый набросок был сделан четырнадцатилетним мальчиком. Шестая Кавказская редакция была закончена в 1838 году. И только тогда Михаил отослал его подруге юных дней: Варваре Александровне Лопухиной.
Величавый образ отверженного, страдающего героя проходит через все творчество Лермонтова.
Появление гордого духа – Демона – типично лермонтовского персонажа, привлекало многих музыкантов. Красота и мелодичность стиха вызывали у многих желание воплотить в музыке бессмертную поэму. Однако только выдающемуся Антону Рубинштейну удалось создать лирическое произведение, которое явилось классическим воплощением лермонтовской поэмы.
Либретто оперы было составлено литературоведом, исследователем творчества поэта П. Висковатовым. В ней центр тяжести падает на лирические переживания основных героев – Демона и Тамары. В образе Демона он видел себя, а в образе Тамары – Варвару Лопухину.
Демон – изгнанник рая , проклятый Богом и людьми, нигде не находящий себе покоя. Ему ненавистен весь мир. Ангел уговаривает Демона покаяться, и тогда он будет прощён.
Опера открывается Кавказским пейзажем, где слышны голоса природы. Демон замечает Тамару, которая спускается с девушками к реке. Он поражён её красотой. Его любовный призыв заронил в душу девушки тревогу и волнение. Но Тамара помолвлена с молодым князем Синодалом, который в это время спешит к невесте. Его караван вынужден заночевать в горах. В то время, когда все засыпают, подкрадываются направленные Демоном разбойники, и смертельно ранят Синодала.
А в замке отца Тамары – свадебный пир. Все ждут прибытия жениха. Внезапно веселье прерывается. Вносят убитого Синодала. Тамара в отчаянии. Незримый Демон пытается её утешить.
Тамара уходит в монастырь. Находясь в монастыре, её неотступно преследует Демон, сначала в видениях, затем наяву. Под влиянием его признания, ужас Тамары сменяется сочувствием к нему. Но от первого же поцелуя Демона девушка падает замертво. Ангелы уносят душу Тамары на небеса.
Демону же нет ни прощения, ни обновления. В ярости он проклинает весь мир.
Звучит романс Тамары «Ночь тепла, ночь тиха».
Природа одарила поэта разнообразными талантами. За что бы Лермонтов ни брался, он все делал хорошо, все давалось ему легко. Он легко решал сложные математические задачи и был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками: французским, немецким, английским, читал по – латыни, на Кавказе изучает азербайджанский язык. Михаил Юрьевич Лермонтов прекрасно рисовал и мог бы стать выдающимся художником, если бы посвятил себя живописи. Рисовал он не только с натуры, но и по памяти: пейзажи, лица, фигуры. Любил рисовать, обдумывая стихотворные строки.
Лермонтов большую часть своей короткой жизни провел на Кавказе: сначала в Пятигорске вместе с родственниками в 1825году, затем была ссылка после опубликования «Смерти поэта» - это уже в 1837 году. Откликом на занимаемое его воображение при виде горных пейзажей, столкновением с крутым кавказским характером горцев – стали шедевры поэзии «Мцыри», несколько глав «Демона», «Кавказский пленник», а также главы из «Героя нашего времени». В этих произведениях очень ярко изображается кавказская природа. Здесь каждый листок, утёс, тучка наделены человеческими страстями:
«Горные вершины спят во тьме ночной
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы.
Подожди немного, отдохнешь и ты».
Это стихотворение написано как – бы в подражание Гёте. Оно занимало воображение многих композиторов. Среди них такие мастера как А.Варламов, А. Гурилёв, А. Рубинштейн.
Послушаем задумчиво – сосредоточенный романс А. Рубинштейна на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова «Горные вершины».
Автор бессмертного «Бородино», «Повести о купце Калашникове», других произведений, обращенных к истории, подлинной своей стихией считал всё – таки современность.
Как только поэт познакомился с петербургским высшим светом, он сразу же увидел маскарад, маскарад жизни, где нет места правде, искренности, где все отношения между людьми построены на притворстве и лицемерии.
Эта тема воплотилась в замечательном произведении, которое так и называется «Маскарад».
«При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей
Приличьем стянутые маски….»
«О как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих
Облитый горечью и злостью: - говорит Лермонтов в одном из своих стихотворений.
Драма глубоко взволновала выдающегося армянского композитора Арама Ильича Хачатуряна.
В этой музыке на первый план вышла русская интонация.
В пьесе «Маскарад» рассказывается о драматических событиях, которые зародились на костюмированном балу и завершились трагической смертью героини пьесы Нины Арбениной.
Вальс – это развязка пьесы.
У Хачатуряна вальс напряженный, страстный, полный драматической взволнованности. Восточные интонации почти незаметны. Блестящая оркестровая звучность. Вальс – это драматическая сцена. В этой музыке легкая и серьезная музыка уживаются рядом в одном произведении.
Звучит вальс к драме Лермонтова «Маскарад».
Ещё на Кавказе Лермонтов пишет свое стихотворение «Завещание». Как многие великие люди, он предчувствует смерть и в поэтической форме обращается к своим близким друзьям с предсказанием:
«Не смейся над моей пророческой тоской:
Я знал: удар судьбы меня не обойдет
Я знал, что голова, любимая тобой,
С твоей груди на плаху перейдет;
Я говорил тебе: ни счастия; ни славы
Мне в мире не найти; - настанет час кровавый
И я паду, и хитрая вражда
С улыбкой очернит мой недоцветший гений;
И я погибну без следа
Моих надежд, моих мучений.
Но я без страха жду довременный конец».
Лермонтов знал, что вокруг него плетется интрига, его высылают из Петербурга в Ставрополь, а далее в Пятигорск, где по приказу царя Николая I нужно было обуздать «неудобного» юношу – писателя.
За какие – то дни до рокового 15 июля до дуэли и смерти Лермонтова написано стихотворение «Выхожу один я на дорогу».
В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону скалы Машук.
В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля.
Звезды мерцают, их далекие лучи делаются то ярче, то бледнее.
Там, на высоте, таинственная беседа (звезда с звездою говорит).
Мир и покой.
В лунном свете стелится покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога – кремнистый путь. Одиноко по ней идет поэт. Думается о жизни, вспоминается прошлое. А будущее?
«Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя
Я б хотел забыться и заснуть».
Над часовней, где находится фамильный склеп Лермонтовых, как бы исполняя желание поэта шумит столетний дуб.
«…Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел».
Это стихотворение послужило источником вдохновения для многих музыкантов.
Этим замечательным произведением я хочу завершить наш разговор о гении русской поэзии Михаиле Юрьевиче Лермонтове, творчество которого заключает в себе особенную связь с музыкой.