Просмотр содержимого документа
««Музыка весны в голосах птиц»»
4
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по программе «Эстрадно-джазовый вокал»
Составитель: педагог дополнительного образования
МАУДО «Центр дополнительного образования»
г. Балаково Саратовской области
Саенко Ирина Вадимовна
Авторская разработка
Вашему вниманию предлагается занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Эстрадно-джазовый вокал», разработанной для детей 11-13 лет. Занятия по данной программе включают следующие разделы: развитие музыкального слуха и голоса (регистры, диапазон, тембр, резонанс), певческое дыхание, звукообразование, работа над артикуляцией – выработка четкой дикции, развитие чувства ритма, специальные навыки владения звуком и приемы исполнения, пение в различных стилях.
В процессе занятия организована целенаправленная деятельность учащихсяна развитие слуха и голосового аппарата, развитие чувства ритма, интеллектуальная деятельность (просмотр и обсуждениевидеоматериалов по заданной теме и их анализ), работа над четкой артикуляцией и творческий процесс с элементами импровизации.
Наработки в данной области могут быть полезны и интересны педагогам дополнительного образования, работающим по программам художественной направленности.
Тема занятия: «Музыка весны в голосах птиц»
Цель занятия: знакомство учащихся с голосами весенних птиц (высота звука, тембр, фонетика звуков, мелодичность, ритмика, орнаментика), анализ природных звуков и практическое применение подобных, как одна из форм проявления творческого мышления и самовыражения личности.
Задачи занятия:
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
образовательные задачи:
ознакомление с приемами исполнения (мелизмы);
овладение элементами импровизации;
обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
развивающие задачи:
развитие у детей фантазии, артистизма, музыкальной памяти, чувства ритма, эмоциональности;
осознание близости и единства с природой;
снятие психологических и мышечных зажимов.
воспитательные задачи:
формирование навыков здорового образа жизни и коммуникативных навыков;
воспитание эстетического вкуса детей.
Занятие рассчитано на детей в возрасте 11-13 лет.
Тип занятия: подача нового материала, применение базовых знаний и навыков в условиях творческой импровизации.
На занятии используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Формы обучения:групповая, фронтальная.
Оборудование:
звукотехническое:ноутбук, акустические колонки, микшерский пульт, микрофоны, носитель с видеоматериалами о певчих птицах, фонотека;
инвентарь технический: музыкальные инструменты (маракасы, кастаньеты, барабан).
Ход занятия
Дети входят в класс вокала и становятся у своих стульев
– Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами поговорим о том, какие характерные звуки слышны в весеннее время года. Затем подготовим свои голоса к работе дыхательными и вокальными упражнениями,поработаем над ритмом и дикцией и узнаем о новых приемах исполнения.
Дети поют музыкальное приветствие и садятся на стулья
– Скажите, дети, с какими звуками у вас ассоциируется весна? (ответы детей: капель, журчание ручья, пение птиц…)
– Правильно! Спектр весенних звуков многогранный и разнообразный! Но мы сегодня поговорим с вами о пении птиц. Птицы– любимые существа многих народов. Еще с древних времен им поклонялись, их обожествляли, одомашнивали их и просто любили.Назовитеперелетных птиц, которые весной возвращаются к нам на родину (ответы детей: скворцы, зяблики, жаворонки и.т.д.)
– Хорошо, молодцы, спасибо! Сегодня мы с вами посмотрим фильм о весенних певчих птицах, послушаем их песни и попробуем имитировать их голоса.
(просмотр видеоматериалов и анализ голосов птиц)
– Скажите, как можно отличить голос синички?(дети отвечают)
– Что отличает грачей? Они как все вороновые, каркают.
(дети имитируют звуки)
– Трясогузки? Их пение представляет собой неорганизованное щебетание, заполняет все пространство парков.
(имитация звуков)
– Снегирь тоже поет и эту яркую птичку можно узнать по характерному пению: «жю-жю-жю». Снегири – редкое исключение среди пернатых, поют и самцы и самочки (имитация звуков) А что вы можете сказать о соловьях?
(ответы детей)
– Соловьи выводят свои трели и прекрасно себя чувствуют в городе. Главное для них, чтобы был кустарник. Слушать лучше всего соловья по ночам, когда не мешают посторонние звуки. После почина (нескольких тихих, цикающих, свистковых звуков), соловей издает сильные, чистые свисты «ив-иииив-ив» (имитация звуков)…
– Славка, пеночка, жаворонок – певчих птиц несчетное множество и каждый отличается своим голосом и манерой. Тема птиц звучит в песнях разных времен, стилей и направлений. Так, например, романс Алябьева «Соловей»исполняется в академической манере (прослушать отрывок). «Жаворонушки»народная, обрядовая песня (прослушать).
– Песня «Птица» в исполнении Ю. Михальчик относится к современной эстрадной музыке. Песня «Ночная птица» в исполнении А. Никольского звучит в стиле рок (прослушать).
– Сейчас мы поработаем над разогревом вашего голоса звуками птиц, чьи трели наиболее удались, но вначале сделаем несколько дыхательных упражнений:
стоя, ноги на ширине плеч, рука лежит на диафрагме: 8 коротких вдохов через нос; 8 коротких выдохов со звуком «С»;
большой вдох через нос; задержка дыхания; выдох – медленный, ровный, как будто сдувается воздушный шарик.
Распевка:
пение по полутонам вверх и вниз по хроматической гамме на звук «вью»;
«Кукушка»–поём терциями с верхнего звука вниз постепенно поднимаясь по тональностям на слоги «ку-ку»;
«Синичка» – на одном звуке поднимаясь по полутонам вверх и вниз на слоги «ти-ти-ти»;
«Снегирь» – на стаккато восьмыми нотками по мажорному трезвучию «жю-жю-жю»;
«Соловей» – триолями на звуки «ив-ив-ив» по звукам доминант септ аккорда, можно исполнить всем вместе выстраивая многоголосие;
упражнение на интервалы – поднимаясь по полутонам, оставляя основной тон (от звука «до» – прима, малая секунда, большая… и так до октавы вверх и вниз на разные звуки;
упражнение на кантилену – Вокализ Л. Хайтович (используя пение каноном).
– В пении птиц прослушивается не только мелодия, но и сложные ритмические рисунки– синкопы, триоли, акценты на разные доли. Вспомним, что ритм, это соотношение длительностей звуков в их последовательности. Объединяясь, длительности звуков образуют ритмический рисунок. Сегодня мы с вами разберем несколько новых ритмических упражнений. А затем исполним их на маракасах, кастаньетах и барабане.
(разучивание предложенных ритмических упражнений из «Джазового сольфеджио» О. Хромушина и их исполнение)
– Молодцы, у вас здорово все получилось! Если эти ритмические фигуры уложить на определенные звуки мелодии, то родится очень красивая музыка! В обычной жизни мы слышим с вами много звуков: стук дождя, шелест ветра, пение птиц. Любой этот звук цикличен и если есть условия для его воплощения в мелодии и ритмике, то мы приходим к выводу, что самая красивая музыка таится в звуках природы.
А если эти звуки украсить дополнительными мелодическими фигурами (орнаментом), то получится совсем другая музыка – более сложная и красивая.Существуют различные способы украшения мелодии, но мы сегодня поговорим о мелизмах. Мелизмы (с греческого «песнь, мелодия») – это различные вокальные и инструментальные украшения. Но в вокале они исполняются на один слог текста– распевы. Сегодня мы послушаем и разберем такие украшения, как форшлаг–вспомогательный звук или несколько звуков перед основным, украшаемым звуком(пример 23 из сборника «Все о джазе» А. Корягиной);группето – мелодическое украшение, состоящее из 4,5 звуков – основного звука и вспомогательных. (пример 24); мордент – мелодическое украшение, состоящее из трех звуков – основного, верхнего или нижнего вспомогательного (пример 25); трель – мелодическое украшение, состоящее из двух быстро чередующихся между собой звуков, как у песни соловья (пример 26). Есть еще много разных приемов исполнения и украшений звука.
– Сегодня разберем и попробуем применить именно эти мелизмы. В примере 27 вы видите несколько вариантов одной и той же 8-тактовой фразы из темы «IWishYouLove» (CharlesTrenet)с использованием орнаментики. Послушаем варианты исполнения этой фразы и будем повторять под фонограмму «минус один».
(Пение предложенных вариантов под фонограмму по очереди) Практическая работа. После того как дети попробовали все варианты украшений, предлагается на этом же музыкальном отрывке поимпровизировать и самостоятельно применить мелизмы там, где хочется, полагаясь на свои чувства
– Ребята, давайте, сделаем вывод! Прекрасная музыка весны, которая звучала на сегодняшнем занятии,была представлена звуками природы и в частности, пением птиц. В ней мы услышали знакомые звуки и открыли много нового, например, орнаменты и украшения. Эти приемы используются в современной эстрадной и джазовой музыке. Давайте больше слушать и узнавать природу земли, ведьмузыка природы может нас многому научить! В конце занятия я вам предлагаю увлекательное задание на дикцию и четкую артикуляцию: скороговорки о птицах. Выбирайте понравившиеся и выучитеих дома. Это будет домашнее задание. А сейчас просто будем повторять за мной по очереди.
Скороговорки о птицах:
«Приучить сороку – одна морока, а сорок сорок – сорок морок»;
«Орел на горе, перо на орле, орел под пером, гора над орлом»;
«Перепелка перепелят прятала от ребят»;
«Солнце садится, струится водица. Птица-синица в воду глядится»;
«Чистой водицы синица напьется, славно сегодня звенится, поется»;
«Три сороки тараторки, тараторили на горке».
– Молодцы, вы успешно справились с заданием! Подведем итог занятия.Скажите, на что были направлены сегодняшние упражнения? (ответыдетей)Трудно ли вам было их выполнить? (ответыдетей)В чем заключалась трудность выполнения упражнений? (ответыдетей)
–Мне было очень интересно с вами заниматься, надеюсь, что вам тоже понравилось!В заключении поблагодарим друг друга за отличную работу аплодисментами и улыбками!
Педагог и дети аплодируют, прощаются
Список использованных источников
Карягина А.В. Джазовый вокал. – СПб.: Планета музыки, 2019. – 48 с.
Лев Хайтович. Сборник эстрадно-джазовых распевок «Boyandgirl». – Нижний Новгород, 2006. – 10 с.
Хромушин О.Н. Джазовое сольфеджио. – СПб.: Композитор, 2017. – 54 с.