kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Музыка весны в голосах птиц»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагается занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Эстрадно-джазовый вокал», разработанной для детей 11-13 лет. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Музыка весны в голосах птиц»»

4

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по программе «Эстрадно-джазовый вокал»

Составитель: педагог дополнительного образования

МАУДО «Центр дополнительного образования»

г. Балаково Саратовской области

Саенко Ирина Вадимовна


Авторская разработка

Вашему вниманию предлагается занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Эстрадно-джазовый вокал», разработанной для детей 11-13 лет. Занятия по данной программе включают следующие разделы: развитие музыкального слуха и голоса (регистры, диапазон, тембр, резонанс), певческое дыхание, звукообразование, работа над артикуляцией – выработка четкой дикции, развитие чувства ритма, специальные навыки владения звуком и приемы исполнения, пение в различных стилях.

В процессе занятия организована целенаправленная деятельность учащихсяна развитие слуха и голосового аппарата, развитие чувства ритма, интеллектуальная деятельность (просмотр и обсуждениевидеоматериалов по заданной теме и их анализ), работа над четкой артикуляцией и творческий процесс с элементами импровизации.

Наработки в данной области могут быть полезны и интересны педагогам дополнительного образования, работающим по программам художественной направленности.


Тема занятия: «Музыка весны в голосах птиц»

Цель занятия: знакомство учащихся с голосами весенних птиц (высота звука, тембр, фонетика звуков, мелодичность, ритмика, орнаментика), анализ природных звуков и практическое применение подобных, как одна из форм проявления творческого мышления и самовыражения личности.

Задачи занятия:

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

образовательные задачи:

  • ознакомление с приемами исполнения (мелизмы);

  • овладение элементами импровизации;

  • обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.

развивающие задачи:

  • развитие у детей фантазии, артистизма, музыкальной памяти, чувства ритма, эмоциональности;

  • осознание близости и единства с природой;

  • снятие психологических и мышечных зажимов.

воспитательные задачи:

  • формирование навыков здорового образа жизни и коммуникативных навыков;

  • воспитание эстетического вкуса детей.


Занятие рассчитано на детей в возрасте 11-13 лет.

Тип занятия: подача нового материала, применение базовых знаний и навыков в условиях творческой импровизации.

На занятии используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Формы обучения:групповая, фронтальная.

Оборудование:

звукотехническое:ноутбук, акустические колонки, микшерский пульт, микрофоны, носитель с видеоматериалами о певчих птицах, фонотека;

инвентарь технический: музыкальные инструменты (маракасы, кастаньеты, барабан).

Ход занятия

Дети входят в класс вокала и становятся у своих стульев

– Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами поговорим о том, какие характерные звуки слышны в весеннее время года. Затем подготовим свои голоса к работе дыхательными и вокальными упражнениями,поработаем над ритмом и дикцией и узнаем о новых приемах исполнения.

Дети поют музыкальное приветствие и садятся на стулья

– Скажите, дети, с какими звуками у вас ассоциируется весна? (ответы детей: капель, журчание ручья, пение птиц…)

– Правильно! Спектр весенних звуков многогранный и разнообразный! Но мы сегодня поговорим с вами о пении птиц. Птицы– любимые существа многих народов. Еще с древних времен им поклонялись, их обожествляли, одомашнивали их и просто любили.Назовитеперелетных птиц, которые весной возвращаются к нам на родину (ответы детей: скворцы, зяблики, жаворонки и.т.д.)

– Хорошо, молодцы, спасибо! Сегодня мы с вами посмотрим фильм о весенних певчих птицах, послушаем их песни и попробуем имитировать их голоса.

(просмотр видеоматериалов и анализ голосов птиц)

– Скажите, как можно отличить голос синички?(дети отвечают)

– У синички яркая свистовая гамма «ти-ти-тититити». Давайте пробовать имитировать звуки!

(дети по очереди имитируют свист синички)

– Что отличает грачей? Они как все вороновые, каркают.

(дети имитируют звуки)

– Трясогузки? Их пение представляет собой неорганизованное щебетание, заполняет все пространство парков.

(имитация звуков)

– Снегирь тоже поет и эту яркую птичку можно узнать по характерному пению: «жю-жю-жю». Снегири – редкое исключение среди пернатых, поют и самцы и самочки (имитация звуков) А что вы можете сказать о соловьях?

(ответы детей)

– Соловьи выводят свои трели и прекрасно себя чувствуют в городе. Главное для них, чтобы был кустарник. Слушать лучше всего соловья по ночам, когда не мешают посторонние звуки. После почина (нескольких тихих, цикающих, свистковых звуков), соловей издает сильные, чистые свисты «ив-иииив-ив» (имитация звуков)

– Славка, пеночка, жаворонок – певчих птиц несчетное множество и каждый отличается своим голосом и манерой. Тема птиц звучит в песнях разных времен, стилей и направлений. Так, например, романс Алябьева «Соловей»исполняется в академической манере (прослушать отрывок). «Жаворонушки»народная, обрядовая песня (прослушать).

– Песня «Птица» в исполнении Ю. Михальчик относится к современной эстрадной музыке. Песня «Ночная птица» в исполнении А. Никольского звучит в стиле рок (прослушать).

– Сейчас мы поработаем над разогревом вашего голоса звуками птиц, чьи трели наиболее удались, но вначале сделаем несколько дыхательных упражнений:

  • стоя, ноги на ширине плеч, рука лежит на диафрагме: 8 коротких вдохов через нос; 8 коротких выдохов со звуком «С»;

  • большой вдох через нос; задержка дыхания; выдох – медленный, ровный, как будто сдувается воздушный шарик.

Распевка:

  • пение по полутонам вверх и вниз по хроматической гамме на звук «вью»;

  • «Кукушка»–поём терциями с верхнего звука вниз постепенно поднимаясь по тональностям на слоги «ку-ку»;

  • «Синичка» – на одном звуке поднимаясь по полутонам вверх и вниз на слоги «ти-ти-ти»;

  • «Снегирь» – на стаккато восьмыми нотками по мажорному трезвучию «жю-жю-жю»;

  • «Соловей» – триолями на звуки «ив-ив-ив» по звукам доминант септ аккорда, можно исполнить всем вместе выстраивая многоголосие;

  • упражнение на интервалы – поднимаясь по полутонам, оставляя основной тон (от звука «до» – прима, малая секунда, большая… и так до октавы вверх и вниз на разные звуки;

  • упражнение на кантилену – Вокализ Л. Хайтович (используя пение каноном).

– В пении птиц прослушивается не только мелодия, но и сложные ритмические рисунки– синкопы, триоли, акценты на разные доли. Вспомним, что ритм, это соотношение длительностей звуков в их последовательности. Объединяясь, длительности звуков образуют ритмический рисунок. Сегодня мы с вами разберем несколько новых ритмических упражнений. А затем исполним их на маракасах, кастаньетах и барабане.

(разучивание предложенных ритмических упражнений из «Джазового сольфеджио» О. Хромушина и их исполнение)

– Молодцы, у вас здорово все получилось! Если эти ритмические фигуры уложить на определенные звуки мелодии, то родится очень красивая музыка! В обычной жизни мы слышим с вами много звуков: стук дождя, шелест ветра, пение птиц. Любой этот звук цикличен и если есть условия для его воплощения в мелодии и ритмике, то мы приходим к выводу, что самая красивая музыка таится в звуках природы.

А если эти звуки украсить дополнительными мелодическими фигурами (орнаментом), то получится совсем другая музыка – более сложная и красивая.Существуют различные способы украшения мелодии, но мы сегодня поговорим о мелизмах. Мелизмы (с греческого «песнь, мелодия») – это различные вокальные и инструментальные украшения. Но в вокале они исполняются на один слог текста– распевы. Сегодня мы послушаем и разберем такие украшения, как форшлаг–вспомогательный звук или несколько звуков перед основным, украшаемым звуком(пример 23 из сборника «Все о джазе» А. Корягиной);группето – мелодическое украшение, состоящее из 4,5 звуков – основного звука и вспомогательных. (пример 24); мордент – мелодическое украшение, состоящее из трех звуков – основного, верхнего или нижнего вспомогательного (пример 25); трель – мелодическое украшение, состоящее из двух быстро чередующихся между собой звуков, как у песни соловья (пример 26). Есть еще много разных приемов исполнения и украшений звука.

– Сегодня разберем и попробуем применить именно эти мелизмы. В примере 27 вы видите несколько вариантов одной и той же 8-тактовой фразы из темы «IWishYouLove» (CharlesTrenet)с использованием орнаментики. Послушаем варианты исполнения этой фразы и будем повторять под фонограмму «минус один».

(Пение предложенных вариантов под фонограмму по очереди) Практическая работа. После того как дети попробовали все варианты украшений, предлагается на этом же музыкальном отрывке поимпровизировать и самостоятельно применить мелизмы там, где хочется, полагаясь на свои чувства

– Ребята, давайте, сделаем вывод! Прекрасная музыка весны, которая звучала на сегодняшнем занятии,была представлена звуками природы и в частности, пением птиц. В ней мы услышали знакомые звуки и открыли много нового, например, орнаменты и украшения. Эти приемы используются в современной эстрадной и джазовой музыке. Давайте больше слушать и узнавать природу земли, ведьмузыка природы может нас многому научить! В конце занятия я вам предлагаю увлекательное задание на дикцию и четкую артикуляцию: скороговорки о птицах. Выбирайте понравившиеся и выучитеих дома. Это будет домашнее задание. А сейчас просто будем повторять за мной по очереди.

Скороговорки о птицах:

  • «Приучить сороку – одна морока, а сорок сорок – сорок морок»;

  • «Орел на горе, перо на орле, орел под пером, гора над орлом»;

  • «Перепелка перепелят прятала от ребят»;

  • «Солнце садится, струится водица. Птица-синица в воду глядится»;

  • «Чистой водицы синица напьется, славно сегодня звенится, поется»;

  • «Три сороки тараторки, тараторили на горке».


– Молодцы, вы успешно справились с заданием! Подведем итог занятия.Скажите, на что были направлены сегодняшние упражнения? (ответыдетей)Трудно ли вам было их выполнить? (ответыдетей)В чем заключалась трудность выполнения упражнений? (ответыдетей)

–Мне было очень интересно с вами заниматься, надеюсь, что вам тоже понравилось!В заключении поблагодарим друг друга за отличную работу аплодисментами и улыбками!

Педагог и дети аплодируют, прощаются


Список использованных источников

  1. Карягина А.В. Джазовый вокал. – СПб.: Планета музыки, 2019. – 48 с.

  2. Лев Хайтович. Сборник эстрадно-джазовых распевок «Boyandgirl». – Нижний Новгород, 2006. – 10 с.

  3. Хромушин О.Н. Джазовое сольфеджио. – СПб.: Композитор, 2017. – 54 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Музыка весны в голосах птиц»

Автор: Саенко Ирина Вадимовна

Дата: 22.10.2022

Номер свидетельства: 615645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Птицы-наши друзья "
    ["seo_title"] => string(22) "ptitsy-nashi-druz-ia-5"
    ["file_id"] => string(6) "202141"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429185784"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Конспект урока.Праздник весны. День птиц. Урок изобразительной деятельности и художественного труда  в 1 классе. "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-prazdnik-viesny-dien-ptits-urok-izobrazitiel-noi-dieiatiel-nosti-i-khudozhiestviennogho-truda-v-1-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "113566"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410467295"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(25) "Музыка весны. "
    ["seo_title"] => string(13) "muzyka-viesny"
    ["file_id"] => string(6) "209576"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431238620"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Интегрированный урок "Природа и музыка. Весна." "
    ["seo_title"] => string(46) "intieghrirovannyi-urok-priroda-i-muzyka-viesna"
    ["file_id"] => string(6) "123256"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414435544"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект открытого занятия "В мой край пришла весна""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiektotkrytoghozaniatiiavmoikraiprishlaviesna"
    ["file_id"] => string(6) "304998"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457859250"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства