План занятия. Тема «Музыка весны».
Цель урока: показать способность музыки изображать просыпающуюся природу.
Задачи:
- Учить понимать особенности музыкального языка. Вызывать яркий эмоциональный отклик на слушаемые произведения. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыке.
- Развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения. Формировать музыкальный вкус учащихся.
- Воспитывать через музыку любовь и бережливое отношение к природе.
Программно – техническое обеспечение: компьютер, проектор.
Оснащение урока: Презентация Power Point; музыкальный фрагмент
Э.Грига «Весной»; песни «Весенняя», «Кукушечка», «Две сестрички – две руки».
Ход урока
I. Организационный момент. Музыкальное приветствие и разминка.
Продолжаем с вами путешествие в мир музыки.
II. Постановка учебной задачи.
Прежде чем объявить тему урока, послушайте загадки:
Солнце греет всё теплей, начинается… /капель/
Снег с полей бежит ручьями, время года угадали? /весна/
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? /о весне/
- Что происходит с природой весной? /она просыпается/
Правильно. Молодцы! Сегодня на уроке будет звучать музыка весны.
А чтобы нам её понять, давайте вспомним, что мы знаем о весне.
- Скажите, что помогает природе проснуться?
Молодцы! Солнышко светит больше, ярче и в природе начинается движение. Какие движения природы можно наблюдать? (приметы весны)
Дети называют: солнце «улыбается» (светит ярко), тает снег, звенит капель (сосульки капают), журчат (бегут) ручейки, щебечут (поют и прилетают) птицы, на деревьях набухают почки, и т.д.
- Что можно сказать о весенней природе, она радуется или огорчается?
Правильно, радуется движению, а движение это жизнь, гласит народная мудрость. Давайте и мы подвигаемся, но сначала послушаем песню.
Задание для прослушивания: О чём песня? Какое настроение, движение?
Звучит песня «Весенняя»
Обсуждение музыки.
- Какое настроение, хотелось двигаться или спать?
/Радостное, игривое, приветливое, хотелось танцевать/
- О чём песня?
- Кто исполнял песню? Чем дети встречают весну? /песнями и танцами/
Вспоминаем: Хоровод - это?/массовый танец, плавное движение по кругу/
Песня – запев и припев. Что в песне повторяется без изменения?
Внимание на экран. Слова припева, кто не запомнил:
«А мы песенку споём, хоровод заведём»
Пульс – ровное биение (счёт в музыке).
А сейчас мы обыграем эту песню. Своими движениями, мимикой, голосом вы покажите, как понимаете музыку весны. А она светлая, радостная, лёгкая, приветливая, игривая.
Слушаем внимательно задание:
Мелодию куплета - отбиваем пульс ладошками (имитация «капели», лёгкое, негромкое, отрывистое движение).
Мелодия припева – идём хороводным шагом (имитация «ручейка», плавное движение)Повтор мелодии припева – танцуем и поём со словами.
Обыгрывание песни «Весенняя» в хороводе
Молодцы! Дети рассаживаются на места.
Учитель читает: Солнце весело взглянуло, улыбнулось, подмигнуло…
И плывет капель на солнце, и стучит, стучит в оконце…
Ребята, мы уже знаем о способности музыки не только рассказывать, но и рисовать картины природы. Сейчас прозвучит фрагмент инструментальной музыки. (Какую музыку называют инструментальной?)
Попробуйте определить, сколько и какие инструменты? Но главное, попытайтесь увидеть картину, которую «нарисует» музыка.
Какое движение – явление весенней природы услышите – увидите?
Звучит фрагмент «Весной» Э.Григ
Идёт обсуждение музыки.
- Что «нарисовала» музыка? Какое движение? (плавное или отрывистое)
- Какое настроение, регистр, тембр, звуковедение?
- Кто исполнял?Молодцы!
Учитель. Нет зимы! Пришла весна! Значит, песни петь пора.
А сейчас снова прозвучит вокальная музыка. Послушайте песню.
- О чём, кто герои – сколько?
Эстонская н.п. «Кукушечка»Обсуждение песни.
Внимание на экран. Знакомство с песней.
Выразительное чтение по ролям. Два образа. Кукушка – весёлая, игривая и медведь – недовольный, обиженный. ( Показать разное настроение героев)
Работа в группах.
Вывод: - Что общего в музыке звучащей на уроке?
- Как музыка помогла понять просыпающуюся природу?
Разное движение (от неторопливого плавного, до озорного скачущего)
Настроение (радостное, весёлое, сияющее)
Характер (лёгкий, танцевальный)