Ученые указывают на то, если ребенка с момента рождения оставить без сигналов внешнего мира, то у него будут полностью отсутствовать психические функции. Получается, что сенсорное воздействие просто необходимо для того, чтобы развивать в человеке восприятие и чувства. Так как в возрасте до семи лет нервная система ребенка очень гибкая, то это как раз тот период, когда можно совершенствовать деятельность органов чувств. Именно в этот период необходимо давать как можно больше информации об окружающем мире. По мнению ученых, музыка позволяет максимально развить, сделать более четкой речь у ребенка. Она также способствует быстрому обучению и запоминанию новых фраз, развитию памяти. Кроме того, под воздействием музыки улучшается зрительное восприятие - она помогает сосредоточиться только на предмете и представленной информации. Музыкальное сопровождение также помогает развить пластику движений ребенка, организовать его деятельность в нужном русле.
Таким образом, музыкальное воспитание способствует:
- развитию эмоций;
- развитию речи, слухового и зрительного восприятия;
- обогащению самостоятельной игры и творческой деятельности детей;
- формированию гармоничной личности.
Можно смело утверждать, что восприятие классического искусства расширяет границы личности ребенка, формируя его культурный уровень и ценностные ориентиры. Вместе с тем, очевидно, что для развития всесторонней личности ребенка следует повышать художественные требования к репертуару обучающих программ, начиная с самого начального этапа – строить музыкальный материал по образно-тематическим линиям, доступным восприятию малышей.
Методы музыкального воспитания
Каким образом прививать детям любовь к музыке? На этот вопрос в одном из интервью ответил Михаил Казинник: «Просто сядьте вечером вместе с ребенком на диван, обнимите его, приглушите свет и включите минут на десять произведение Моцарта. Каждый день по десять минут и больше ничего не нужно».
Существует множество приемов, педагогических наработок и просто прекрасных идей для того, чтобы познакомить ребенка с миром музыки. Например, японский скрипач Шиничи Сузуки утверждает, что главное в приобщении ребенка к музыке – это вызвать интерес. Вот как описывает педагогический метод Сузуки автор одной из самых популярных книг о воспитании детей «После трех уже поздно» Исару Имбука: «…вначале доктор Сузуки позволяет детям делать все, что они захотят, но не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух-трех месяцев ребенок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение ребенка достигло апогея и только тогда дает ему первый урок. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий – шесть месяцев».
Главный принцип метода доктора Сузуки – вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По его мнению, принуждение – худший способ обучения. Если у ребенка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребенка к предмету обучения – это и есть лучший педагогический метод». Чтобы вызвать интерес – нужны условия. Нельзя ожидать того, что ребенок начнет рисовать, если он не будет иметь в свободном доступе карандаши и бумагу, и также нельзя ожидать от ребенка интереса к музыке, если он не будет слышать ее, не будет трогать музыкальные инструменты и пытаться музицировать на них.
Методы воспитания многообразны. Они зависят от конкретных учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки, источника информации и т. д. Точной классификации их не существует. В теории российской педагогики основными методами являются: а) убеждение, б) приучение, упражнения.
Рассмотрим сначала, как можно применить метод убеждения, воспитывая маленького ребенка средствами музыкального искусства. Процесс воспитания в этом случае — непосредственное общение с музыкой. Исполнение ее должно быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания и тем самым добиться нужного педагогического эффекта. Следовательно, выразительное исполнение музыки является необходимым условием донесения до слушателя особенностей музыкального произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыка - как средство воспитания подростка»
«Музыка как средство воспитания ребенка»
«Музыкальное образование
не есть воспитание музыканта,
музыкальное образование –
это есть воспитание человека»
М. С. Казиник
«Душа ребенка - это душа чуткого музыканта.
В ней – туго натянутые струны, и
если вы сумеете прикоснуться к ним
– зазвенит чарующая музыка.
И не только в переносном,
но и в прямом смысле. Детство так же
невозможно без музыки, как
невозможно без игры, без сказки»
В. А. Сухомлинский
Введение
Роль музыкального искусства в обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным средством коммуникации между людьми. Она передает мысли, чувства, идеи, объединяющие самые различные слои населения. Обобщая многовековой социокультурный опыт человечества, сосредотачиваясь на самом человеке и его взаимоотношениях с окружающим миром, музыкальное искусство сегодня прочно вошло в целостную систему человековедения.
Музыка - могучий источник мысли. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», - говорил В. А. Сухомлинский. Такие философы как Г.Гегель, Г. Лейбниц, И. Кант, В. Шеллинг, А. Шопенгауэр называли музыку одним из величайших искусств, способных влиять на человека, особо выделяя такие ее функции как коммуникативная, нравственно-эстетическая, социальная. В отечественной философии музыка рассматривается одним из ведущих средств воспитания и развития (М.С. Каган, Н.И. Киященко, А.Ф. Лосев и др.).
Влияние музыки на развитие личности
Ученые указывают на то, если ребенка с момента рождения оставить без сигналов внешнего мира, то у него будут полностью отсутствовать психические функции. Получается, что сенсорное воздействие просто необходимо для того, чтобы развивать в человеке восприятие и чувства. Так как в возрасте до семи лет нервная система ребенка очень гибкая, то это как раз тот период, когда можно совершенствовать деятельность органов чувств. Именно в этот период необходимо давать как можно больше информации об окружающем мире. По мнению ученых, музыка позволяет максимально развить, сделать более четкой речь у ребенка. Она также способствует быстрому обучению и запоминанию новых фраз, развитию памяти. Кроме того, под воздействием музыки улучшается зрительное восприятие - она помогает сосредоточиться только на предмете и представленной информации. Музыкальное сопровождение также помогает развить пластику движений ребенка, организовать его деятельность в нужном русле.
Таким образом, музыкальное воспитание способствует:
- развитию эмоций;
- развитию речи, слухового и зрительного восприятия;
- обогащению самостоятельной игры и творческой деятельности детей;
- формированию гармоничной личности.
Можно смело утверждать, что восприятие классического искусства расширяет границы личности ребенка, формируя его культурный уровень и ценностные ориентиры. Вместе с тем, очевидно, что для развития всесторонней личности ребенка следует повышать художественные требования к репертуару обучающих программ, начиная с самого начального этапа – строить музыкальный материал по образно-тематическим линиям, доступным восприятию малышей.
Методы музыкального воспитания
Каким образом прививать детям любовь к музыке? На этот вопрос в одном из интервью ответил Михаил Казинник: «Просто сядьте вечером вместе с ребенком на диван, обнимите его, приглушите свет и включите минут на десять произведение Моцарта. Каждый день по десять минут и больше ничего не нужно».
Существует множество приемов, педагогических наработок и просто прекрасных идей для того, чтобы познакомить ребенка с миром музыки. Например, японский скрипач Шиничи Сузуки утверждает, что главное в приобщении ребенка к музыке – это вызвать интерес. Вот как описывает педагогический метод Сузуки автор одной из самых популярных книг о воспитании детей «После трех уже поздно» Исару Имбука: «…вначале доктор Сузуки позволяет детям делать все, что они захотят, но не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух-трех месяцев ребенок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение ребенка достигло апогея и только тогда дает ему первый урок. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий – шесть месяцев».
Главный принцип метода доктора Сузуки – вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По его мнению, принуждение – худший способ обучения. Если у ребенка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребенка к предмету обучения – это и есть лучший педагогический метод». Чтобы вызвать интерес – нужны условия. Нельзя ожидать того, что ребенок начнет рисовать, если он не будет иметь в свободном доступе карандаши и бумагу, и также нельзя ожидать от ребенка интереса к музыке, если он не будет слышать ее, не будет трогать музыкальные инструменты и пытаться музицировать на них.
Методы воспитания многообразны. Они зависят от конкретных учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки, источника информации и т. д. Точной классификации их не существует. В теории российской педагогики основными методами являются: а) убеждение, б) приучение, упражнения.
Рассмотрим сначала, как можно применить метод убеждения, воспитывая маленького ребенка средствами музыкального искусства. Процесс воспитания в этом случае — непосредственное общение с музыкой. Исполнение ее должно быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания и тем самым добиться нужного педагогического эффекта. Следовательно, выразительное исполнение музыки является необходимым условием донесения до слушателя особенностей музыкального произведения.
Чтобы исполнение было выразительным, искренним и доступным, надо хорошо знать произведение, продумать его содержание, осмыслить характер, почувствовать настроение. Этому поможет предварительное ознакомление в процессе многократного проигрывания. Композитор Б. В. Асафьев говорил: «Услышать музыку — это уже понять». Осмысленное исполнение оказывает на детей сильное воздействие, вызывая у них различные чувства, обогащает впечатлениями. Сравните, например, широкое и торжественное звучание песни Е. Тиличеевой «Наша Родина», веселое оживление русской народной мелодии «Ах, вы, сени» и легкую, изящную пьесу «Мотылек» С. Майкапара. Ребенку необходимо понять, о чем рассказывает музыка, что такое ее хорошее звучание, затем надо выполнить те или иные требования в пении, танце и т. д. Известно, что эстетические переживания составляют единство эмоционального и сознательного. Поэтому убеждать надо не только непосредственным воздействием музыки, но и организацией целенаправленного внимания, разъяснениемтемы, содержания, выразительных музыкальных средств. Музыка — «язык чувств». Она волнует, создает определенное настроение и тем самым вызывает ответно мысли, заставляет думать. Поэтому так важно пояснением, словом усилить переживание детей. Следует иметь в виду, что каждый понимает музыку по-своему. Слушая, например, пьесу П. Чайковского «Песня жаворонка» и не зная еще ее названия, а воспринимая лишь спокойный, светлый характер, дети, даже имеющие одинаковую подготовку, будут переживать и мыслить по-разному. У одних может возникнуть представление о картине природы, о птицах. Другие могут почувствовать лишь характер изложения: «тихая, легкая, нежная». У третьих появится приятное переживание, которое ассоциируется с жизненными явлениями. Педагог должен словесным пояснением вызвать определенную общность мыслей, переживаний и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности, которые придают произведению светлый, мечтательный характер и создают образ поющего жаворонка. Педагог поощряет правильные реакции на музыку. Таким образом, метод убеждения способствует развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных произведений.
Рассмотрим теперь упражнения как метод организации детской музыкальной деятельности. Чтобы развить эстетическое отношение к музыке, вызвать интерес к ней, потребность общения со звуковыми образами, надо научить детей активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы. Эта работа ведется последовательно — из года в год, изо дня в день. Овладение первоначальными навыками восприятия и исполнения обогащает чувство прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно. Известный советский педагог В. А. Сухомлинский, говоря о трудностях воспитания чувств (в том числе и эстетических), отмечал, что иногда надо ждать годами, чтобы однажды сердце ребенка дрогнуло, переполнилось чувством прекрасного. Вот что он писал: «Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно говоря, дать и руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка». Приучая детей эстетически относиться к музыке, воспитатель проявляет много повседневных усилий, терпения и настойчивости. И если ребенок возьмет «свою скрипку» в руки, это значит, что педагог ввел его в мир музыки, в мир мыслей, чувств, помогая в будущем стать добрым и отзывчивым, творчески активным человеком.
Таким образом, методы музыкального воспитания предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах деятельности, помогающих музыкальному развитию и воспитанию дошкольников.
Важная роль в музыкальном воспитании отводится родителям. Они на своем примере могут показать ребенку любовь к музыке, вызвать интерес к ней:
• Если вы не владеете никаким музыкальным инструментом, начните его осваивать вместе со своим ребенком;
• Подбирайте качественную музыку для прослушивания (не обязательно классическую) – совершенствуйте свой музыкальный вкус;
• Читайте книги о жизни и творчестве известных музыкантов, изучайте музыкальные термины, историю музыки и создания музыкальных инструментов;
• Музицируйте вместе с ребенком на инструментах, которые имеются у вас дома. Устраивайте семейные оркестры;
• И, конечно, используйте любую возможность слушать живое звучание музыки.
У всех ли есть музыкальные способности?
Дмитрий Кобалевский, Золтан Кодай, Карл Орф, Шиничи Судзуки – имена выдающихся музыкантов, живущих в разное время в разных точках мира. Но все они внесли огромный вклад в систему музыкального образования и во многом трансформировали ее. Благодаря педагогам-новаторам обучение музыке перестало быть привилегией лишь «избранных» и «одаренных», теперь оно стало доступно всем. «Каждый ребенок музыкален!» – утверждал немецкий композитор и создатель программы музыкального обучения для детей Карл Орф. Благодаря его программе даже «необучаемые» дети могли исполнять разные части специальных музыкальных произведений с относительной легкостью. «Немузыкальные взрослые – это те, музыкальность которых в детстве не была замечена и развита», – утверждал авторитетный венгерский композитор Золтан Кодай. С его легкой руки уроки музыки в обычной общеобразовательной школе стали ежедневными и занимали больше часов, чем все другие предметы. Теорию раннего обучения музыке подхватили и создатели известных педагогических систем – Мария Монтессори, Рудольф Штайнер (Вальдорфская педагогика), Борис и Елена Никитины – в их образовательные программы включено множество упражнений для слушания, музицирования, движения, пения и создания музыки. Системы разные, а мысль о том, что музыкальное образование доступно каждому, признана всеми. Теперь, когда уже не остается ни единого сомнения в том, что музыкальное воспитание не может остаться на периферии, возникает следующий закономерный вопрос:
Когда начинать?
Традиционно в музыкальную школу приводят детей не раньше четырех лет, а то и многим позже (в зависимости от инструмента). Учитывается тот фактор, что ребенок еще не может надолго концентрировать свое внимание, ему физически трудно держать инструмент, моторика не достаточно развита. Поэтому развитие музыкальных способностей ребенка – слуха, голоса, чувства ритма – начинается только ближе к пяти годам. При этом, современные нейропсихологи утверждают следующее – формирование слуха у эмбриона начинается в 4,5 месяца. Ребенок, находясь в утробе, слышит, чувствует звуки, мамин голос и музыку. Вот почему пренатальные психологи рекомендуют разговаривать с еще не родившимся малышом, петь ему колыбельные, включать мелодичную музыку для него.
После рождения слух начинает развиваться интенсивно, пик развития приходится на период от 2,5 до 3,5 лет. В это время мозг ребенка словно губка впитывает колоссальные объемы информации, сенсорно познает мир. Если мозг имеет достаточно пищи для познания – восприятие утончается, становится более совершенным. Поэтому ребенку необходимы эталоны цвета, формы, звука, которые он сможет усвоить с необычайной легкостью и на этом материале построит свою картину мира. В этот период ребенок должен слышать чистое, правильное звучание музыки, не обязательно классической, но и ее в том числе. Таким образом, развиваясь в правильно сформированной музыкальной среде, к 5 годам ребенок может развить абсолютный музыкальный слух. Как раз к тому времени, когда он может быть принят в обычную музыкальную школу. Современные педагоги уверены – начинать музыкальное воспитание следует как можно раньше. Уже на третьем месяце после рождения вы можете включать ребенку записи инструментальной музыки (2-3 минут вполне достаточно), играть для него на музыкальном инструменте, если владеете, посещать непродолжительные концерты, которые сейчас устраивают для малышей. Но главное – заниматься музыкой можно и нужно с ребенком дома.
Заниматься музыкой дома?
Да. Это может показаться странным, особенно тем родителям, которые сами не имеют музыкального образования. Но именно родители способны передать детям любовь и уважение к музыке, а музыкальное воспитание начинается прежде всего в семье. Все без исключения педагоги-новаторы, о которых я рассказывала выше, предавали огромное значение семейному образованию. Ведь именно в семье зарождаются традиции, воспитывается любовь и уважение к прекрасному, развивается вкус.
Современный мир слишком практичен и постоянно куда-то спешит. И в нем остается совсем немного места для творчества, но именно оно способно делать нас лучше, душевнее, честнее, а главное, счастливее.
Список литературы:
Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
Абдуллин Э.Б. О наших недостатках и достоинствах // Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Саранск, 1998. - Ч.2.
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1983.
Абелян Л.М. Как Рыжик научился петь. - М., 1989.
Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж, 1998.
Алиев Ю.Б. Эмоционально-ценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству // Современные проблемы образования: Сборник. - Тула, 1997.
Апраксина О.А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе // Музыкальное воспитание в школе: Сборник статей / Сост. О.А. Апраксина. - М., 1977. - Вып. 12.
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1985.
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.
Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л., 1971. - Кн. 1, 2.
Боевский В.С. Яворский и некоторые тенденции культуры его времени // Советская музыка. - 1978. - № 5.
Бандина А.В., Попов В.С., Тихеева В.Л. Школа хорового пения. - М., 1981. - Вып. 1.
Баренбойм Л.А. О музыкальном воспитании в СССР // Музыкальное воспитание в СССР. - М., 1978. - Вып. 1.
Барсова И.А. Книга об оркестре. - М., 1978.
Безбородова Л.А. Дирижирование. - М., 2000.
Бернстайн Л. Концерт для молодежи. - Л., 1991.
Васильев Ю.К., Широков А.К. Рассказы о русских народных инструментах. - М., 1986.
Васина-Гроссман В.А. Первая книжка о музыке. - М., 1976.
Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. - М., 1975.
Вендрова Т.Е., Критская Е.Д. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе. - 1994. - № 3.
Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. - Луганск, 1990.
Во А. Классическая музыка: Новое восприятие. - De Agostini Editions.- 1997.
Гундарева Е.Ю. Идет эксперимент // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы Международной конференции "Теория и практика музыкального образования: Исторический аспект, современное состояние и перспективы развития". - М., 1999.
Домрина Е.Н. Беседы о музыке. - М., 1982.
Егоров А.А. Теория и практика работы с хором. - М., 1951.
Еще о педагогических оценках на уроке музыки // Музыка в школе. - 1987.-№3.
Жарова Л.М. Начальный этап обучения хоровому пению // Работа с детским хором: Сборник статей. - М., 1981.
Идеи эстетического воспитания: В 2т. - М., 1973.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М., 1989.
Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательных школ. I -III классы. - М., 1980.
Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое: Книжка о музыке. - М., 1976.
Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. - 1987. - № 4.
Кадобнова И.В., Критская Е.Д. Музыка в движении // Музыка в школе. - 1984. -№ 2.
Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр Л.В. Шестилетние дети и музыка // Воспитание музыкой / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М., 1991.
Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. - М., 1994.
Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. - М., 1999.
Кошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.П. Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2000.
Красотина Е.А. Хороведение. - М., 1986.
Курс теории музыки / Под общ. ред. А.Л. Островского. - М., 1978.
Лифиц И. Ритмика. - М., 1992.
Машенко Н.М. Использование музыки на уроках литературы. - М., 1978.
Медушевский В.В. Стиль в музыке // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. - М., 1993.
Медушевский В.В. Музыкальный жанр // Там же.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.И. Концепция и проект программы общего художественного развития школьников первого года обучения // Искусство в школе. - 1994. - № 2.
Морозова Н.Т. Главное - пробудить интерес // Музыка в школе. - 1983. -№3.
Музыка в начальной школе: Методическое пособие для учителей / Под ред. Д.Б. Кабалевского. - М., 1980.
Об оценках, отметках и ценностях: Школьная оценка как средство педагогической поддержки // Современная гуманитарная гимназия. - М., 1996.
Руднева Э.Д., Фиш Э.М. Ритмика: музыкальное движение. - М., 1972.
Струве Г.А. Школьный хор. - М., 1981.
Тарасов Г.С. Психологические особенности музыкального обучения младших школьников // Музыка в школе. - 1983. - № 2.
Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947.
Терентьева Н.А., Шитикова Р.Г. Программа "Музыка": Музыкально-эстетическое воспитание. I - IV кл. - М., 1994.
Уланов В.И. На уроке театра // Искусство в школе. - 1994. - № 2.
Уралова Т.М. Искусство игры на фортепиано. - СПб., 1997.
Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. - М., 1988.
Философский словарь. - М., 1987.
Занимательное чтение с картинками и фантазиями. - СПб., 1992.
Франио Г.Я., Лифиц И.В. Методическое пособие по ритмике. - М., 1987.
Фриман Дж. Как развить таланты ребенка. - М., 1995.
Циркова Н.П. В мире бального танца // Фольклор - музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. - М., 1999.
Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основные музыкальные формы. - М., 1964.
Чайковский П.И. Литературные произведения и переписка // Полн, собр. соч. - Т. 24. - М., 1974.
Чесноков П.Г. Хор и управление им. - М., 1961.
Чулаки М.И. Инструменты симфонического оркестра. - М., 1972.
Ширяева Н.С. Праздники народного творчества в школе // Воспитание музыкой / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М., 1991.
Энциклопедический музыкальный словарь. - М., 1990.
Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству // Азбука музыкально-творческого саморазвития (Серия "У тебя все получится"). - М., 1997.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
["file_id"] => string(6) "545938"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1586444397"
}
}