Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы и формы работы с одаренными учащимися »
Методы и формы работы с одаренными учащимися.
О.В.Васильева- учитель музыки МБОУ СОШ №30
«Если дети – национальное достояние любой страны,тоодаренные дети – её интеллектуальный итворческийпотенциал».
Р.Н. Бунеев
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Главное: с одаренным ребенком должен работать одаренный учитель. Считаю, что традиционный урок, на котором учитель выступает в роли транслятора учебного материала, должен уйти в прошлое. Предпочтение в работе с одаренными детьми должно быть за активными и интерактивными методами в уроке, стимулирующими познавательную и творческую активность детей. Уникальность и значимость предметной области «Искусство» определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала школьника, формирование художественного типа мышления – ассоциативно-образного пространственного мышления и интуиции, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей творческой личности.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
Формы работы: - классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; - консультирование по возникшей проблеме; - дискуссия; - игры.
Очень важны:
- предметные олимпиады; - интеллектуальные марафоны; - различные конкурсы и викторины; - словесные игры и забавы; - проекты по различной тематике; - ролевые игры; - индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.
Как правило, у одаренных детей проявляются:
- высокая продуктивность мышления; - легкость ассоциирования; - способность к прогнозированию; - высокая концентрация внимания.
Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.
Считаю, что при работе с одаренными детьми учитель должен уметь:
- обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; - стимулировать познавательные способности учащихся; - работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; - принимать взвешенные психолого-педагогические решения; - анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; - отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Уверена, порой школьному учителю нужно дать ученику толчок, задать нужный вектор и обычный ребенок станет одаренным.