Личностно-ориентированный подход к одаренным учащимся
Личностно-ориентированный подход к одаренным учащимся
Раскрыта сущность понятий «творчество», «одаренность», «одарённые дети», «личностно-ориентированное обучение». Рассмотрены особенности педагогического развития одаренных детей, способы реализации личностно-ориентированного подхода в начальной школе. Раскрыты цели и задачи личностно-ориентированного обучения. Показаны возможности педагогической деятельности по развитию одаренности учащихся, методы работы с одаренными учащимися, а также формы организации учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход к одаренным учащимся»
Личностно-ориентированный подход к одаренным учащимся
Грабовецкая В.В.
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 21 г. Макеевка»
г. Макеевка, ДНР
АННОТАЦИЯ. Раскрыта сущность понятий «творчество», «одаренность», «одарённые дети», «личностно-ориентированное обучение». Рассмотрены особенности педагогического развития одаренных детей, способы реализации личностно-ориентированного подхода в начальной школе. Раскрыты цели и задачи личностно-ориентированного обучения. Показаны возможности педагогической деятельности по развитию одаренности учащихся, методы работы с одаренными учащимися, а также формы организации учебной деятельности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: индивидуальность, личность, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированный подход, творчество.
«Учитель, подготовь себе ученика,
у которого сам сможешь учиться»
Сократ
В настоящее время воспитание и развитие творческих способностей, расширение диапазона чувств, воображения, развитие эмоциональной чувствительности к окружающему миру, является одной из приоритетных задач современного воспитания и образования подрастающего поколения.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Проблема раннего раскрытия и обучения одаренной молодежи – самая значительная в сфере образования, через её решение зависит умственный и экономический потенциал не только района, города, но и Республики в целом. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни Донбасса завтра. Поэтому на образовательные организации ложатся важнейшие стратегические задачи: раскрытие талантов каждого учающегося, воспитание инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения личности, умеющей выбирать профессиональный путь, готовой обучаться на протяжении всей жизни.
Одаренный ребенок – это учащийся с высоким интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе взаимодействия личностного потенциала и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах жизни. В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети обладают более высокими по сравнению с большинством интеллектуальными способностями, восприимчивостью к учению, творческие способности; активную, насыщенную познавательную потребность.
Исходя из этого, обнаружение одарённых детей, на мой взгляд, должно завязываться уже в начальной школе. В современной школе работа с одаренными детьми – это неограниченное поле деятельности. Способности и талант – это понятие индивидуальное. Кто-то имеет художественные способности, кто-то музыкален, есть дети, способные к анализу, есть прирождённые исследователи, которым интересен процесс исследования. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Под личностно ориентированным подходом принято понимать: обучение и воспитание направленное на развитие личности, можно сказать – это процесс обучения и воспитания, который позволяет обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребёнка, развитие его индивидуальных качеств. Какая же цель данного подхода? Заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, необходимые для становления самобытной личности. Согласно принципам обучения для развития одаренных детей и их творческих способностей возможно использование только личностно-ориентированного подхода, который одновременно является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников и способствует проявлению их индивидуальных способностей.
Планируя работу с одаренными детьми начиная с начальной школы, необходимо учитывать черты, характеризующие одаренного ребенка, а именно хорошую память, высокий уровень интеллекта, развитую речь, большой словарный запас, стремление к лидерству, повышенные требования как к себе, так и к и окружающим, стремление к совершенству во всех видах деятельности. Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают изученным материалом, коммуникативными умениями, поэтому им необходим высокий темп урока, сложность и оригинальность заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Исходя из этого, обучение одаренных детей должно строиться в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность.
Методы работы с одаренными учащимися, которые позволяют поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию.
Метод вживания. Данный метод озволяет учащимся посредством чувственно-образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Метод эвристических вопросов. Заключается в ответах на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможных сочетаниях, которые порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т.д.
Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков прогнозирования.
Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
Метод "если бы". Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
"Мозговой штурм". Метод позволяющий собрать большое число идей.
В учебном процессе младших школьников наиболее эффективными будут следующие формы организации учебной деятельности:
Проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Задания творческого и нестандартного характера.
Игровые технологии.
Проблемно-развивающее обучение.
Информационно-коммуникативные технологии.
Работа в группах.
Коллективные учебные или творческие проекты.
Коллективная изобразительная деятельность.
Более подробно, рассмотрим такие формы работы, как коллективная изобразительная деятельность, работа в малых группах и коллективные учебные исследования. Изобразительная деятельность ребенка отличается от большинства учебных занятий тем, что в результате нее рождается осязаемый продукт – рисунок, объемное изображение. Данный продукт дает новые возможности для развития совместной деятельности детей. Поэтому характер такого взаимодействия детей в процессе совместной работы может быть очень разнообразен, это создает большие и практически не используемые в традиционной образовательной деятельности развивающие возможности. Систематическая забота о смене «ролей» в процессе взаимодействия в сочетании с разнообразием форм взаимодействия детей, разнообразием заданий, материалов порождает бесконечно большое количество возможностей для самоутверждения каждого ребенка в процессе совместной работы. Возможность оказаться в положении лидера, а также потерять в той или иной ситуации эту позицию, в коллективной изобразительной деятельности значительно выше, чем в традиционном проблемном обучении. Не менее важным направлением учебной работы является проведение коллективных учебных исследований в небольших группах (2-5 человек).
Еще одной формой организации учебной деятельности является создание коллективных творческих проектов различной направленности. длительность творческих коллективных проектов может быть от одного урока до нескольких месяцев. К выполнению таких проектов могут привлекаться не только сами учащиеся, но их родители, друзья. Результаты таких проектов могут публиковаться и обсуждаться в глобальной сети Интернет. Главной формой внеклассной работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют раскрытию более способных и одаренных детей.
Таким образом, работа с творческими учениками будет эффективной, если осуществить следующий ряд условий:
– организовать и разработать программу развития одарённых детей;
– активно включать одарённых ребят в общую творческую деятельность;
– развивать мотивацию обучения и познавательные интересы учащихся;
– вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, побуждать использование дополнительной литературы;
– извлекать все выше перечисленные формы организации учебного процесса.
При соблюдении данных условий предлагаемая методика будет содействовать повышению качества знаний, умений и уровня самостоятельности учащихся; формированию мыслительной деятельности, речи и творческих способностей школьников.
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
В заключении хотелось бы познакомить с 10 заповедями творческой личности, сформированными профессором П. Вайнцвайгом:
Будь хозяином своей судьбы.
Достигни успеха в том, что ты любишь.
Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
Строй свои отношения с людьми на доверии.
Развивай свои творческие способности.
Культивируй в себе смелость.
Заботься о своем здоровье.
Не теряй веру в себя.
Старайся мыслить позитивно.
Сочетай материальное благополучие с духовным удовольствием. Соблюдение этих простых и одновременно емких правил позволит нам самим стать творческими личностями, а также – воспитать творческую личность в наших детях.
Следует помнить, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями и задатками. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы творческие порывы можно загубить при неумелом развитии и при отсутствии условий для реализации их творческого потенциала. Наша работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от нас личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Список использованной литературы
Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. — Минск, 2010. — 256 с.
Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских
дидактических систем / Н. И. Запрудский. — Минск, 2008. — 336 с.
3. Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. — М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. — 224 с.
4. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. — М.: Наука, 1978. —130 с.
5. Новиков, А. М. Основания педагогики / А. М. Новиков. — М.:
Издательство «Эгвес», 2010. — 2008 с.
6. Позняков, В. В. Моделирование метапредметных компетенций:
инновационный ракурс / В. В. Позняков // Материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 22 – 23 дек. 2011 / редк. : С. А. Аксючиц [и др.]; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2011. – С. 203 -213.
7. Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства /А. И. Савенков. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220 с.