kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Личностно-ориентированный подход к одаренным учащимся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыта сущность понятий «творчество», «одаренность», «одарённые дети», «личностно-ориентированное обучение». Рассмотрены особенности педагогического развития одаренных детей, способы реализации личностно-ориентированного подхода в начальной школе. Раскрыты цели и задачи личностно-ориентированного обучения. Показаны возможности педагогической деятельности  по развитию одаренности учащихся, методы работы с одаренными учащимися, а также формы организации учебной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход к одаренным учащимся»

Личностно-ориентированный подход к одаренным учащимся

Грабовецкая В.В.

учитель начальных классов

МБОУ «СШ № 21 г. Макеевка»

г. Макеевка, ДНР

АННОТАЦИЯ. Раскрыта сущность понятий «творчество», «одаренность», «одарённые дети», «личностно-ориентированное обучение». Рассмотрены особенности педагогического развития одаренных детей, способы реализации личностно-ориентированного подхода в начальной школе. Раскрыты цели и задачи личностно-ориентированного обучения. Показаны возможности педагогической деятельности по развитию одаренности учащихся, методы работы с одаренными учащимися, а также формы организации учебной деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: индивидуальность,  личность,  личностно-ориентированное образование,  личностно-ориентированный подход, творчество.


«Учитель, подготовь себе ученика,

у которого сам сможешь учиться»

Сократ

В настоящее время воспитание и развитие творческих способностей, расширение диапазона чувств, воображения, развитие эмоциональной чувствительности к окружающему миру, является одной из приоритетных задач современного воспитания и образования подрастающего поколения.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Проблема раннего раскрытия и обучения одаренной молодежи – самая значительная в сфере образования, через её решение зависит умственный и экономический потенциал не только района, города, но и Республики в целом. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни Донбасса завтра. Поэтому на образовательные организации ложатся важнейшие стратегические задачи: раскрытие талантов каждого учающегося, воспитание инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения личности, умеющей выбирать профессиональный путь, готовой обучаться на протяжении всей жизни.

Одаренный ребенок – это учащийся с высоким интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе взаимодействия личностного потенциала и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах жизни. В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети обладают более высокими по сравнению с большинством интеллектуальными способностями, восприимчивостью к учению, творческие способности; активную, насыщенную познавательную потребность.

Исходя из этого, обнаружение одарённых детей, на мой взгляд, должно завязываться уже в начальной школе.
В современной школе работа с одаренными детьми – это неограниченное поле деятельности. Способности и талант – это понятие индивидуальное. Кто-то имеет художественные способности, кто-то музыкален, есть дети, способные к анализу, есть прирождённые исследователи, которым интересен процесс исследования. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Под личностно ориентированным подходом принято понимать: обучение и воспитание направленное на развитие личности, можно сказать – это процесс обучения и воспитания, который позволяет обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребёнка, развитие его индивидуальных качеств. Какая же цель данного подхода? Заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, необходимые для становления самобытной личности.
Согласно принципам обучения для развития одаренных детей и их творческих способностей возможно использование только личностно-ориентированного подхода, который одновременно является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников и способствует проявлению их индивидуальных способностей.

Планируя работу с одаренными детьми начиная с начальной школы, необходимо учитывать черты, характеризующие одаренного ребенка, а именно хорошую память, высокий уровень интеллекта, развитую речь, большой словарный запас, стремление к лидерству, повышенные требования как к себе, так и к и окружающим, стремление к совершенству во всех видах деятельности. Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают изученным материалом, коммуникативными умениями, поэтому им необходим высокий темп урока, сложность и оригинальность заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Исходя из этого, обучение одаренных детей должно строиться в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность.

Методы работы с одаренными учащимися, которые позволяют поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию.

  1. Метод вживания. Данный метод озволяет учащимся посредством чувственно-образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

  2. Метод эвристических вопросов. Заключается в ответах на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможных сочетаниях, которые порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

  3. Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т.д.

  4. Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

  5. Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков прогнозирования.

  6. Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

  7. Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

  8. Метод "если бы". Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

  9. "Мозговой штурм". Метод позволяющий собрать большое число идей.

В учебном процессе младших школьников наиболее эффективными будут следующие формы организации учебной деятельности:

  • Проектно-исследовательская деятельность учащихся.

  • Задания творческого и нестандартного характера.

  • Игровые технологии.

  • Проблемно-развивающее обучение.

  • Информационно-коммуникативные технологии.

  • Работа в группах.

  • Коллективные учебные или творческие проекты.

  • Коллективная изобразительная деятельность.

Более подробно, рассмотрим такие формы работы, как коллективная изобразительная деятельность, работа в малых группах и коллективные учебные исследования. Изобразительная деятельность ребенка отличается от большинства учебных занятий тем, что в результате нее рождается осязаемый продукт – рисунок, объемное изображение. Данный продукт дает новые возможности для развития совместной деятельности детей. Поэтому характер такого взаимодействия детей в процессе совместной работы может быть очень разнообразен, это создает большие и практически не используемые в традиционной образовательной деятельности развивающие возможности. Систематическая забота о смене «ролей» в процессе взаимодействия в сочетании с разнообразием форм взаимодействия детей, разнообразием заданий, материалов порождает бесконечно большое количество возможностей для самоутверждения каждого ребенка в процессе совместной работы. Возможность оказаться в положении лидера, а также потерять в той или иной ситуации эту позицию, в коллективной изобразительной деятельности значительно выше, чем в традиционном проблемном обучении. Не менее важным направлением учебной работы является проведение коллективных учебных исследований в небольших группах (2-5 человек).

Еще одной формой организации учебной деятельности является создание коллективных творческих проектов различной направленности. длительность творческих коллективных проектов может быть от одного урока до нескольких месяцев. К выполнению таких проектов могут привлекаться не только сами учащиеся, но их родители, друзья. Результаты таких проектов могут публиковаться и обсуждаться в глобальной сети Интернет. Главной формой внеклассной работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют раскрытию более способных и одаренных детей.

Таким образом, работа с творческими учениками будет эффективной, если осуществить следующий ряд условий:

– организовать и разработать программу развития одарённых детей;

– активно включать одарённых ребят в общую творческую деятельность;

– развивать мотивацию обучения и познавательные интересы учащихся;

– вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, побуждать использование дополнительной литературы;

– извлекать все выше перечисленные формы организации учебного процесса.

При соблюдении данных условий предлагаемая методика будет содействовать повышению качества знаний, умений и уровня самостоятельности учащихся; формированию мыслительной деятельности, речи и творческих способностей школьников.

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

В заключении хотелось бы познакомить с 10 заповедями творческой личности, сформированными профессором П. Вайнцвайгом:

  1. Будь хозяином своей судьбы. 

  2. Достигни успеха в том, что ты любишь. 

  3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело. 

  4. Строй свои отношения с людьми на доверии. 

  5. Развивай свои творческие способности. 

  6. Культивируй в себе смелость. 

  7. Заботься о своем здоровье. 

  8. Не теряй веру в себя. 

  9. Старайся мыслить позитивно. 

  10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовольствием. 
    Соблюдение этих простых и одновременно емких правил позволит нам самим стать творческими личностями, а также – воспитать творческую личность в наших детях.

Следует помнить, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями и задатками. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы творческие порывы можно загубить при неумелом развитии и при отсутствии условий для реализации их творческого потенциала. Наша работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от нас личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.















Список использованной литературы

    1. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. — Минск, 2010. — 256 с.

    2. Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских

дидактических систем / Н. И. Запрудский. — Минск, 2008. — 336 с.

3. Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. — М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. — 224 с.

4. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. — М.: Наука, 1978. —130 с.

5. Новиков, А. М. Основания педагогики / А. М. Новиков. — М.:

Издательство «Эгвес», 2010. — 2008 с.

6. Позняков, В. В. Моделирование метапредметных компетенций:

инновационный ракурс / В. В. Позняков // Материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 22 – 23 дек. 2011 / редк. : С. А. Аксючиц [и др.]; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2011. – С. 203 -213.

7. Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства /А. И. Савенков. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Личностно-ориентированный подход к одаренным учащимся

Автор: Грабовецкая Виктория Владимировна

Дата: 26.10.2021

Номер свидетельства: 589628


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства