Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение "Художественный этюд"»
ЭССЕ
на тему: «Художественный этюд»
Слово «этюд» в переводе с французского языка обозначает «учение, изучение». В музыке так называют инструментальные пьесы, как правило, небольшого объёма, основанные на определенном приеме исполнения и предназначенные для развития технического мастерства музыканта. Нет такого исполнителя, которому не пришлось бы сыграть ни одного этюда в музыкальной школе, колледже, консерватории. В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (1911г.): «Этюд (esercizo, exercice) – музыкальное упражнение, написанное с целью развить технику играющего или поющего [6]. Этюды существуют для пения (вокализы) и для всех инструментов, им придаётся музыкальное содержание и форма. Каждый из них рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры гаммообразными пассажами, пунктирным ритмом, хроматическими гаммами, скачками, октавами, двойными нотами, техника трели и другие. Обращаясь к различным словарям для уточнения значения слова этюд, обнаруживаем, что оно достаточно широко представлено в разных сферах деятельности человека от музыки, живописи, литературы, до музыкознания, шахмат, хореографии, научных работ. В жанре этюда создавались и создаются работы, относящиеся к различным сферам человеческой деятельности. Известны математические этюды, шахматные этюды. В жанре этюда создаются научные и научно-популярные труды: этюды о Вселенной, теологические этюды, медицинские этюды, литературные этюды, поэтические этюды, архитектурные, театральные этюды. Таким образом, этюд является и техническим упражнением и может выступать в роли подготовительного этапа к определенной объемной работе, а также быть самостоятельным художественным произведением.
В музыкальном творчестве определение жанра этюда известно с XVII века и связано с разграничением понятий «этюд» и «упражнение». В музыкальном искусстве жанр этюда становится своеобразной школой для творческого развития музыканта и представлен как упражнение, и как целостное художественное произведение. Этюды писались в различные исторические периоды, но всем им характерна связь с исполнительскими и композиторскими особенностями (стилем), которые напрямую зависят от эстетического предпочтения той или иной эпохи, особенностями мировосприятия и философии.
В истории развития западноевропейского этюда можно выделить три этапа. Первый из них, эпоха барокко – время нераздельного существования процесса музицирования и упражнения. Начало следующего периода в развитии жанра этюда было обусловлено интенсивным развитием литературы для фортепиано – новый инструмент выходил на эстраду и требовал специальной подготовки виртуозов. Основы методики воспитания, роста уровня технического мастерства молодежи были заложены усилиями виднейших педагогов лондонской и венской пианистических школ. Главы этих школ – М. Клементи и И. Крамер в Лондоне, И. Гуммель и К. Черни в Вене – стали авторами большого количества инструктивных этюдов, предназначенных для совершенствования различных элементов фортепианной техники.
Исследователь жанра этюда Н.А. Терентьева подразделяет этюды на три вида: инструктивные, характеристичные и концертно-художественные [3.с.7]. Конечно, такое подразделение носит условный характер. Развитие самого жанра этюда связано с усложнением музыкального языка. Среди инструктивных этюдов выделяют этюды на разные виды техники: мелкую, крупную, ритмические этюды. В таких этюдах в основном отрабатываются приемы исполнения фактурных технических формул, которые чаще встречались в нотной литературе того времени, а также различные приемы звукоизвлечения.
Исследователь Н. А. Терентьева инструктивному этюду как разновидности жанра дала следующее определение: «Инструктивный этюд – законченное музыкальное произведение, предназначенное для совершенствования мастерства исполнителя и преследующее учебные цели. В основе этюда лежит, как правило, одна техническая задача (определенный вид исполнительской техники), он строится на материале одной фактурной формулы, которую композитор непрерывно использует на протяжении всего сочинения (принцип сохранения единства мелоритмофактурной формулы)» [3, с. 15].
Есть ещё этюды, предназначенные не для развития техники, а для развития «мелодической фразировки …» [1, c. 234]. Аналогичное определение этюда даётся в музыкальном словаре Дж. Гроува, где наряду с характеристикой инструктивных особенностей жанра, приводятся примеры большого числа концертных этюдов, в которых преследуются цели художественные. Они предназначены «не столько для упражнений, сколько для публичного исполнения» [4]. Например: этюды Ф. Листа (Etuden 12 exercises, 1827), впоследствии переработанные в «Большие этюды» (Grandes etudes, 1839) и в «Этюды трансцендентного исполнения» и Ф. Шопена (два сборника по 12 этюдов, соч.10 и 25 (1829 -1836г.), фортепианный цикл Ф.Шумана «Симфонические этюды», выдающиеся сборники фортепианных этюдов Шарля Алькана (две тетради по 12 этюдов во всех тональностях), А.Н. Скрябина (12 этюдов соч. 8), К. Дебюсси (12 этюдов и тринадцатый этюд «Найденный этюд»).
Третий этап в развитии жанра открыла эпоха романтизма. В этот период начинается процесс дифференциации этюдного жанра, не теряя своего инструктивного назначения в качестве материала для совершенствования технического мастерства пианиста, этюд развивается в двух направлениях – как инструктивный и как концертный. К середине XIX века в развитии жанра западноевропейского фортепианного этюда намечаются два вектора: первый из них – выявление имманентных качеств инструмента в жанре, трактовка «рояля как он есть» (шопеновская традиция)[2, c.12], второй – симфонизация жанра в русле симфонической трактовки фортепиано (листовская «фортепианная партитура») [2, c.13]. Обобщающей жанровой характеристикой их становится концертность. «Концертный этюд – этюд, предназначенный не для развития техники в учебном классе, а для демонстрации её в концертном зале. Это, как правило, «этюды высшего исполнительского мастерства» [1, с. 89]. Однако различия звуковых идеалов Ф. Шопена и Ф. Листа породили противоположные установки в сферах художественного и технического (пластического) мышления. Для Ф. Шопена доминанта – вокальное начало, мелодика bel canto, в его творчестве представлен тип концертного непрограммного этюда. В трактовке жанра этюда Ф. Шопен проявляет себя истинным романтиком и смелым новатором: во-первых, исполнение его этюдов предполагает агогическую свободу и импровизационность; во-вторых, Ф. Шопен даже в рамках инструктивного жанра стремится воплотить свой принцип «пения на инструменте», преодолеть ударную природу фортепианного звучания. Звуковой идеал Ф. Листа – симфоническая трактовка инструмента, оркестровая красочность. Чуткость к тембровой палитре рояля привела его к эффектам колористического обогащения – выявлению максимального своеобразия разных регистров. В жанровом отношении этюды Ф. Листа представляют собой разновидность концертного этюда – программный этюд (в данном случае речь идет исключительно о цикле «Двенадцать этюдов высшего исполнительского мастерства»). Сюжетность, картинность этюдов заложена композитором в программе, воплощение образов в них отличается яркой визуализацией, театральными эффектами. Концертные этюды Ф. Шопена и Ф. Листа воплощают идею свободы, раскрепощения и пластической координации всех частей пианистического аппарата. Концертность как качество этюдного жанра проявила себя в высокой концентрации артистизма исполнителя, в виртуозном и монументальном стиле, в реализации крупного штриха, полнозвучной аккордовой и пассажной технике, мелодической выпуклости, декламационности интонирования, волевой ритмике, яркой контрастности динамических уровней. Такие характеристики расширили границы семантического поля жанра, приобрели статус его константных составляющих. Многие композиторы, писавшие этюды, были знаменитыми виртуозами, блистали высочайшей техникой. Модели этюдов Ф. Шопена и Ф. Листа явились той матрицей, на основе которой русские композиторы-пианисты создали свои образцы жанра концертного этюда в России.
Во второй половине XX – начале XXI века происходит ренессанс интереса к жанру этюда: помимо широкого использования большинства сочинённых ранее этюдов (как инструктивных, так и концертно-художественных) в педагогической, концертной и конкурсной практике вновь исполняются этюды ранее забытых авторов, например виртуозные этюды Шарля Алькана. Итак, рассматривая этюд как явление художественного творчества, подчеркнем, что в музыкальном искусстве этюд становится своеобразной школой, необходимой ступенью творческого развития музыканта и существует во всех перечисленных ипостасях.
Использованная литература:
1. Мильштейн Я. Ференц Лист: монография: в 2-х т. / Я. Мильштейн. - М.: Музыка, 1971. Т. 1. 864 с.; Т. 2. 600 с.
2. Терентьева Н. А. Зарубежные инструктивные этюды и упражнения первой половины XIX века для фортепиано: автореф. диссертации/ Н.А. Терентьева. - Л., 1974. 24 с.
3. Терентьева Н.А. Карл Черни и его этюды / Н.А. Терентьева. - Музыка, Ленинградское отделение, 1999. 68с.
4. Электронный ресурс: Музыкальный словарь Дж.Гроува под ред. Л.О. Акопяна http://yako.lib.ru/books/muzic/gr-a-b.htm
5. Электронный ресурс: filosofika.ru статья Портная И.В. Этюд как явление художественного творчества, 2012