Активизация познавательной деятельности на уроказ специальности по классу баяна,как одна из форм эффенткивного подхода в процессе обучения.Для меня как учителя,галвное создать условия при которых ученики будут работать активно и творчески.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методический доклад»
Слайд (1)
Активизация познавательной деятельности – как одна из форм эффективного подхода в обучении на уроках баяна.
Слайд (2)
Активизация – это постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Слайд (3)
Главная цель активизации – формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса через разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.
Для меня как учителя, главное – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека.
Слайд(4)
А помогают активизации различные приемы и методы, которые я стараюсь реализовать на разных формах и этапах урока.
Слайд(5)
уроки-соревнования- здесь я использую одинаковые произведения, этюд или пьесу . При выборе пьес, проигрываю, ученики одного класса или равные по силе , а возможно даже кто и по слабее (но для того чтобы подтянуть свои знания)выбирают одно понравившееся произведение и учат его соревнуясь друг с другом. Кто быстрее выучит и лучше исполнит?
уроки взаимообучения учащихся – это нравится моим ученикам. Играя друг перед другом, они находят и видят ошибки товарища, говорят с помощью каких упражнений можно добиться правильной игры. При игре пиано считать тише, во время форте - громче. Нередко случается, что обучающийся плохо считает под собственную игру. Чтобы устранить этот недостаток, ему полезно считать под игру преподавателя .
уроки творчества- настолько разнообразны и интересны .Сочиняем простейшую мелодию в определенной тональности и размере, подбираем бас и исполняем.Играем по правилам Т,S,Т,Д,Т.В старших классах играем по кварта квинтовому кругу.
уроки-конкурсы- провожу как среди своих учеников и среди учащихся народного отделения в присутствии всех конкурсантов . Потом анализируем свое исполнение ,проводим рефлексию ,где желающий может высказать свои замечания и предложения, а так же определить лучшего.
уроки- обобщения- вместе с учеником посещаем уроки пианистов, гитаристов и домбристов. Здесь ученики видят как проходит работа другого педагога с учеником. А так как каждый педагог использует различные формы и методы на уроках, ученики иногда просят применять на уроках с ними.
уроки-игры – особенно интересны для младшего и среднего возраста. Например: динамические оттенки крещендо () «Приближение самолета» ,» Топаем по длительностям»,»Повтори мелодию»,»Исполняют ручки»,»Рисуем то что слышим»,»Слушаем тишину» и др.Исполняем ритм этюда или пьески на шумовых инструментах.
Слайд (6)
Традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний:
Словесные:
рассказ- ученики с огромным удовольствием слушают биографию, в которой кратко затрагиваются интересные факты композитора. Тогда они запоминают в памяти надолго
беседа- стараюсь вести урок не принужденно, расположить ученика к занятию игре на баяне, эмоциональный настрой очень важен как для игры так и для здоровья ребенка.
Чтение- по нотам. Для малышей обязательно провожу «технику чтения нот,на скорость» нотной грамоты, в течении года. Играют по нотам но даю возможность выбирать ноты для игры из предложенного мною репертуара.
Слайд (7)
Наглядные:
Демонстрация- показываю игру на инструменте сама, применяю компьютерные технологии. Даю прослушать ровесников и профессиональных исполнителей на ютуб канале. Во время игры попутные замечания делаю и в форме жестов: в одних случаях - дирижерскими жестами указывая ученику нюансировку, акцент и т.д., в других – напоминаю указание жестом как условным знаком.
Указания делаю также путем вмешательства в техническую работу рук. Например, толкнуть мех или нажать на палец над той клавишей, на ноте которой надо сделать акцент, либо удержать палец обучащегося на клавише, когда нужно извлечь протяжный звук, на фоне которого проходят подголоски. Либо напомнить о скачке, помогая перенести руку. Тем, кто лишь начинает учиться, полезно даже поставить палец на нужную клавишу. Попутные замечания удобно делать путем подыгрывания на баяне или подпевания. Иногда же попутные замечания делаются в виде подсчета и тактирования ритмического рисунка.
метод тренировки - Он вполне оправдал себя.Важно только, чтобы этот метод не был единственным, а умело сочетался с другими. При использовании этого метода, руководство, направление работы и инициатива, принадлежат педагогу. На уроке я добиваюсь от учащегося выполнение всех своих указаний в преодолении художественных или технических трудностей и по возможности стремится закрепить результаты работы. Если художественные или технические трудности столь велики, что на уроке нельзя их сразу преодолеть, то я подсказываю, как работать над этим самостоятельно. Однако стараюсь не подавлять инициативу учащегося, а напротив, ее развиваю.
Тренировки можно проводить по-разному. Возможен, например, такой прием, когда г каждый раз перед повторением указывать ученику на недостатки в его исполнении. В других случаях можно делать попутные замечания ученику, не прекращая его игры. В некоторых случаях, заметив шероховатость или неточность исполнения, я могу останавить ученика. Эти приемы в музыкальной педагогике называются: направляющие указания, попутные замечания, поправочные остановки. Все они тесно связаны между собой и в процессе тренировки органически сочетаются.
наглядные пособия – карточки для работы с длительностями, в соответствии с размером. Нотная грамота. Листы с басовым ключом для левой руки.
Слайд(8)
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами принимают участие в обсуждениях, ставят вопросы товарищам, сами оценивают свою работу и работу других учащихся, самостоятельно выбирают произведения, создают ситуацию самопроверки и анализа практических заданий.
А показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид ученика, выходящего с занятия: спокойное, деловое, утомленное, растерянное или взвинченное.
Слайд (9)
Таким образом, рациональная организация урока специальности по классу баяна включает в себя разнообразные виды активизации познавательной деятельности, частоту их чередования, насыщенность урока, смену позы, физические и эмоциональные разрядки – все это можно отнести к эффективным формам бучения.