kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический доклад «Педагогическое воздействие и индивидуальность ученика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования 

«Детская музыкальная школа»

Методический доклад

 

«Педагогическое воздействие и индивидуальность ученика»

Преподаватель   О.А. Слободскова

пгт. Октябрьское

декабрь 2015

 

План:

  1. Общая характеристика педагогической профессии.
  2. Деятельность учителя в процессе обучения.
  3. Взаимодействие учителя и ученик

С момента возникновения педагогической профессии за учителями, прежде всего, закрепилась воспитательная, единая и неделимая функция. Учитель, кроме того, что он педагог, обучающий какой либо деятельности, это  ещё воспитатель и наставник. Ещё А.С. Пушкин писал такие строки и посвятил их своему любимому учителю Царскосельского лицея: «Он создал нас, он воспитал наш пламень, заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена».

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена: Конфуций (Китай), Ян Амос (чешский педагог), а также представители русской педагогики – В. А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский. Что касается музыкальной сферы, то стоит вспомнить имя выдающегося педагога – пианиста – Г. Г. Нейгауза, который воспитал целую плеяду великих музыкантов – В. Крайнев, С. Рихтер, Э. Гилельс, Т. Николаева и много другие.

Цель педагогической деятельности – становление, преобразование личности. Педагог призван управлять процессом ее эмоционального, интеллектуального и физического развития, формирования духовного мира. «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель». (Л. Н. Толстой)

            Основное содержание педагогической профессии составляет взаимоотношения с детьми. Процесс обучения учащегося протекает под руководством учителя. Насколько правильным будет это руководство, зависят знания и умения учеников. Учитель ставит задачи перед учеником, постепенно их усложняя, тем самым обеспечивая поступенное движение мысли ребенка по пути познания.

            Интерес к учебе зависит не только от трудностей, который учащиеся должны преодолеть, но и ещё от одного фактора – это особенность обращения учитель-ученик. Учитель в процессе обучения осуществляет свои социально-ролевые обязанности и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессам обучения и воспитания, особенности развития личности.

            Результативность педагогической деятельностьи зависит от глубины изучения педагогом личности ученика. «Легче познать людей вообще, чем одного человека в чачтности». (Ф. Ларошфуко)

            К. Ушинский говорил: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она дожна, прежде всего, узнать его во всех отношениях». Особенно в деятельности музыканта-педагога, когда он имеет тесное общение с ребенком, педагог должен быть человековедом – для того, чтобы ребенок полностью расскрылся за инструментом, доверился педагогу и был уверен, что все чувства и понимание исполняемого произведения будут приняты и не будут высмеяны со стороны педагога.

            Но как же педагогу научая, сохранять и развивать свойства индивидуальности? Рассмотрим некоторые взгляды по этому вопросу музыкантов-педагогов.

            Представитель Питерской школы Л.В. Наумов говорил, что «в области художественнрого развития ученика, учитель должен стараться развивать и расширять его индивидуальность, не давая ученику останавливаться на достигнутом», но и не надо бояться того, что индивидуальность педагога может отразиться и сильно повлиять на индивидуальность ученика. Наша работа совместна – мы влияем на учеников, а они на нас. Учащиеся начального звена особенно восприимчивы, все впитывают. Поэтому очень рано подражают педагогу. Несмотря на это, важно стараться воспитывать свое, личное. Например, сказать: «Сыграй так, как ты понимаешь, представляешь». Пусть будет что-то не так, но свое, личное.

Николаев считал, что нужно всегда проявлять чуткость. Встречаются педагоги, которые создав неизменное представление как будет звучать данное музыкальное произведение, так называемый трафарет, не отходят от этого. Урок – это всегда импровизация. Выслушать ученика, вникнуть в его игру, найти хорошее, затем перейти к критическому анализу. Некоторые педагоги девизом считают «Мой класс - моя крепость», но не нужно вредить ученику излишним попечением о нем, не оберегать от «чужих влияний».

В  подростковом возрасте, в старших классах, ребенку кажется, что его не понимают, все, что бы он не делал, все не правильно. Поэтому здесь нужно тоже быть осторожным. Иногда, наоборогт, ученик, почувствовав, что он что-то может, начинает мнить о себе, не прислушиваясь к мнению педагога. Здесь нужен умный подход, чем интереснее и самобытнее личность ученика, тем меньше он озабочен сохранением своей индивидуальности. Как говорил Г.Г.Нейгауз, одна из составных задач педагога – как можно скорее и основательнее сделать так, чтобы быть ненужным ученику. Важную роль играет воспитание самостоятельности ученика. И. Гофман рассказывал, как А.Рубинштей после прослушивания пьесы задавал ему вопросы, касающиеся характера пьесы, правильные ответы должны воплотиться в исполнении.

Ка же воспитать ученика, не навредив его индивидуальности, сохранить ее т развить. Некоторых учеников не надо заражать поэтическим образом, он сам понимает то, что играет и музыка сама льется. Некоторым нужнло послушать гармонии, проанализировать форму, мелодию.

Итак, важные формы воздействия на ученика:

  1. Педагог, как учитель музыки, проежде всего,  ане только фортепмано.
  2. Педагог – исполнитель. Больше исполнять произведений ученику.
  3. Воспитание самостоятельности ученика.

Список использованной литературы:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997
  2. Немов Р.С. Психология М., 2002
  3. Ражников В.О. Диалоги о музыкальной педагогике. М., Классика XXI, 2003
  4. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М. Классика XXI, 2002. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад «Педагогическое воздействие и индивидуальность ученика»»


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Районная детская школа искусств»






Методический доклад


«Педагогическое воздействие и индивидуальность ученика»






Преподаватель О.А. Слободскова












пгт. Октябрьское

декабрь 2015





Тема доклада: «Педагогическое воздействие и индивидуальность ученика»


План:


  1. Общая характеристика педагогической профессии.

  2. Деятельность учителя в процессе обучения.

  3. Взаимодействие учителя и ученика.



































С момента возникновения педагогической профессии за учителями, прежде всего, закрепилась воспитательная, единая и неделимая функция. Учитель, кроме того, что он педагог, обучающий какой либо деятельности, это ещё воспитатель и наставник. Ещё А.С. Пушкин писал такие строки и посвятил их своему любимому учителю Царскосельского лицея: «Он создал нас, он воспитал наш пламень, заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена».

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена: Конфуций (Китай), Ян Амос (чешский педагог), а также представители русской педагогики – В. А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский. Что касается музыкальной сферы, то стоит вспомнить имя выдающегося педагога – пианиста – Г. Г. Нейгауза, который воспитал целую плеяду великих музыкантов – В. Крайнев, С. Рихтер, Э. Гилельс, Т. Николаева и много другие.

Цель педагогической деятельности – становление, преобразование личности. Педагог призван управлять процессом ее эмоционального, интеллектуального и физического развития, формирования духовного мира. «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель». (Л. Н. Толстой)

Основное содержание педагогической профессии составляет взаимоотношения с детьми. Процесс обучения учащегося протекает под руководством учителя. Насколько правильным будет это руководство, зависят знания и умения учеников. Учитель ставит задачи перед учеником, постепенно их усложняя, тем самым обеспечивая поступенное движение мысли ребенка по пути познания.

Интерес к учебе зависит не только от трудностей, который учащиеся должны преодолеть, но и ещё от одного фактора – это особенность обращения учитель-ученик. Учитель в процессе обучения осуществляет свои социально-ролевые обязанности и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессам обучения и воспитания, особенности развития личности.

Результативность педагогической деятельностьи зависит от глубины изучения педагогом личности ученика. «Легче познать людей вообще, чем одного человека в чачтности». (Ф. Ларошфуко)

К. Ушинский говорил: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она дожна, прежде всего, узнать его во всех отношениях». Особенно в деятельности музыканта-педагога, когда он имеет тесное общение с ребенком, педагог должен быть человековедом – для того, чтобы ребенок полностью расскрылся за инструментом, доверился педагогу и был уверен, что все чувства и понимание исполняемого произведения будут приняты и не будут высмеяны со стороны педагога.

Но как же педагогу научая, сохранять и развивать свойства индивидуальности? Рассмотрим некоторые взгляды по этому вопросу музыкантов-педагогов.

Представитель Питерской школы Л.В. Наумов говорил, что «в области художественнрого развития ученика, учитель должен стараться развивать и расширять его индивидуальность, не давая ученику останавливаться на достигнутом», но и не надо бояться того, что индивидуальность педагога может отразиться и сильно повлиять на индивидуальность ученика. Наша работа совместна – мы влияем на учеников, а они на нас. Учащиеся начального звена особенно восприимчивы, все впитывают. Поэтому очень рано подражают педагогу. Несмотря на это, важно стараться воспитывать свое, личное. Например, сказать: «Сыграй так, как ты понимаешь, представляешь». Пусть будет что-то не так, но свое, личное.

Николаев считал, что нужно всегда проявлять чуткость. Встречаются педагоги, которые создав неизменное представление как будет звучать данное музыкальное произведение, так называемый трафарет, не отходят от этого. Урок – это всегда импровизация. Выслушать ученика, вникнуть в его игру, найти хорошее, затем перейти к критическому анализу. Некоторые педагоги девизом считают «Мой класс - моя крепость», но не нужно вредить ученику излишним попечением о нем, не оберегать от «чужих влияний».

В подростковом возрасте, в старших классах, ребенку кажется, что его не понимают, все, что бы он не делал, все не правильно. Поэтому здесь нужно тоже быть осторожным. Иногда, наоборогт, ученик, почувствовав, что он что-то может, начинает мнить о себе, не прислушиваясь к мнению педагога. Здесь нужен умный подход, чем интереснее и самобытнее личность ученика, тем меньше он озабочен сохранением своей индивидуальности. Как говорил Г.Г.Нейгауз, одна из составных задач педагога – как можно скорее и основательнее сделать так, чтобы быть ненужным ученику. Важную роль играет воспитание самостоятельности ученика. И. Гофман рассказывал, как А.Рубинштей после прослушивания пьесы задавал ему вопросы, касающиеся характера пьесы, правильные ответы должны воплотиться в исполнении.

Ка же воспитать ученика, не навредив его индивидуальности, сохранить ее т развить. Некоторых учеников не надо заражать поэтическим образом, он сам понимает то, что играет и музыка сама льется. Некоторым нужнло послушать гармонии, проанализировать форму, мелодию.

Итак, важные формы воздействия на ученика:

  1. Педагог, как учитель музыки, проежде всего, ане только фортепмано.

  2. Педагог – исполнитель. Больше исполнять произведений ученику.

  3. Воспитание самостоятельности ученика.



























Список использованной литературы:


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997

  2. Немов Р.С. Психология М., 2002

  3. Ражников В.О. Диалоги о музыкальной педагогике. М., Классика XXI, 2003

  4. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.. Классика XXI, 2002.

































5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методический доклад «Педагогическое воздействие и индивидуальность ученика»

Автор: Слободскова Ольга Александровна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265720

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Самообразование учителя"
    ["seo_title"] => string(27) "samoobrazovaniie-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "297271"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456159209"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Доклад  на тему:  «Деятельность  учителя на уроках  математики» "
    ["seo_title"] => string(64) "doklad-na-tiemu-dieiatiel-nost-uchitielia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "125098"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414912809"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "ДОКЛАД  К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ  СОВЕТУ «Организация учебного процесса в классе специального  фортепиано»"
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-k-piedagogichieskomu-sovietu-orghanizatsiia-uchiebnogho-protsiessa-v-klassie-spietsial-nogho-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "248920"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446805249"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Внедрение проблемного обучения на уроках математики в классах 2 и 3 ступеней об учения как средство развития творческой активности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(165) "vniedrieniie-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-v-klassakh-2-i-3-stupieniei-ob-uchieniia-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskoi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "232141"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442758847"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_uchiebno_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_na_osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "380234"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484597644"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства