Методический доклад "«Художественно - воспитательное значение репертуара в исполнительских фортепианных классах»
Методический доклад "«Художественно - воспитательное значение репертуара в исполнительских фортепианных классах»
Материал методического доклада "Художественно - воспитательное значение репертуара в исполнительских фортепианных классах" можно использовать в работе методических объединений ДМШ и ДШИ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методический доклад "«Художественно - воспитательное значение репертуара в исполнительских фортепианных классах»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Методический доклад
«Художественно - воспитательное значение репертуара в исполнительских фортепианных классах»
Автор –
Воронежская Светлана Анатольевна
пгт. Верхнеднепровский
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
I.Вступление……………………………………………………………………….3
II.Художественно-воспитательное значение репертуара в исполнительских фортепианных классах……………………………………………………………5
2.1. О тематике детских фортепианных пьес……………………………………5
2.2. Изобразительность как один из путей достижения художественной выразительности музыки…………………………………………………………7
2.3. Значение детских пьес для постижения различных средств музыкальной выразительности…………………………………………………………………..8
III. Заключение…………………………………………………………………...11
IV. Список литературы………………………………………………………….12
ВСТУПЛЕНИЕ
Одна из специфических особенностей различных видов исполнительского искусства заключается в том, что воспитанию музыкантов - артистов служит сам художественный репертуар. Тема, связанная с исполнительским репертуаром, его ролью в профессиональном развитии, воспитании и совершенствовании исполнителя, многогранна. Поражаешься богатству и многообразию такого репертуара в отношении стилей, жанров, времени создания, а также национальных, творчески индивидуальных особенностей фортепианных произведений. Различным сторонам художественно-эстетического воспитания и развития маленьких музыкантов способны помочь детские пьесы.
Если перелистать детские пьесы различных времен, можно легко убедиться, что они подразделяются на пьесы, связанные с народно-жанровой основой (танцем, маршем, песней) и пьесы с образным содержанием, получившим отражение в названиях. К последним относятся и сочинения изобразительного характера, и пьесы с определенным сюжетом, в которых получили отражение различные стороны внутреннего мира человека, образы окружающей действительности.
Трудно переоценить роль такого рода музыкальных произведений для художественного развития обучающихся: именно они в наиболее доступной форме способствуют пониманию теснейшей связи музыки с жизнью. Д. Б. Кабалевский говорил: «Развитие и обогащение музыкальной культуры учащихся подразумевает более глубокое понимание ими жизненного содержания музыки, её роли в окружающей жизни. Музыка и жизнь – это гениальная тема, своего рода «сверхзадача» школьных занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделить в самостоятельный более и менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех их звеньях от первого до последнего класса».
Любовь, товарищество, долг, патриотизм нельзя выучить по учебнику: это живые человеческие чувства. И чтобы помочь ребятам стать лучше, сильнее, красивее необходимо их эстетическое воспитание - воспитание эмоциональной отзывчивости на все окружающее.
II.ХУДОЖЕСТВЕННО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕПЕРТУАРА В ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ КЛАССАХ
2.1. О ТЕМАТИКЕ ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ ПЬЕС
Неиссякаемым источником вдохновения музыкантов была и будет природа. «С понятием красоты и гармонии мы часто связываем представление о первозданной природе. И хотя человек во многом подчинил себе природу, заставляя её служить на благо, свое же, его представление о природе осталось в принципе незыблемым. А именно: гармоническое, прекрасное, вечное заключается в природе, окружающей нас и переживающей нас… Сколько шедевров во всех областях искусства создано художниками, поэтами, писателями, композиторами – всеми теми, кого вдохновляла природа и любовь к нашей земной красоте!» - писал Е. Светлаков.
При всей многогранности отражения природы в детских фортепианных пьесах можно выделить наиболее характерные образы. Это настроения, чувства, пробуждаемые различными временами года или рисующие разное время дня. Разнообразие возможностей воплощения в звуках образов природы ярко раскрывается в пьесах, посвященных и цветам, и самым разным представителям животного мира. «Чем я виноват, что так люблю цветы? Чудно действует на человека этот мир бессловесных созданий, полной прелести, жизни и красоты», - писал А. Скрябин.
Многие детские музыкальные произведения посвящены играм (в куклы, солдатики), многие из них отражают веселую беготню, прыжки (салки, пятнашки), игру в мяч и так далее. Игровые пьесы не только подсказаны композиторам детской жизнью, но и связаны с одной из наиболее радостных её сторон, что способствует их особенной привлекательности. Пробуждение же положительных эмоций в свою очередь, как известно, в состоянии помочь преодолению различных художественно – технических трудностей.
Характерной чертой пьес игрового содержания является и динамичность: это не пьесы – состояния, а пьесы – действия. Обычно это действия, хорошо знакомые обучающимся, что также способствует живости, непосредственности воплощения музыкальных образов. Многие игры представляют собой своего рода сценки («Казаки-разбойники» О. Тактакишвили), то есть включают элементы сюжета. Именно на пьесах – сценах развиваются начальные представления об очень важном свойстве музыкальных сочинений – драматургии, которая получает вполне определенное, очень конкретное жизненное обоснование.
Одна из разновидностей пьес с образными названиями связана с созданием музыкальных портретов. Подчеркивание в таких произведениях ведущей черты характера очень помогает развитию ассоциативного мышления детей. Среди наиболее легких пьес Д. Кабалевского много произведений, изображающих психологические портреты: «Резвушка», «Плакса», «Злюка». Можно также вспомнить пьесу «Упрямец» Г. Свиридова или «Маленький попрошайка» А. Гречанинова - все это портреты детей, сверстников маленьких исполнителей. Пьеса П. Чайковского «Мама» - собирательный образ материнской ласки и доброты. «Незнакомец» Р. Шумана – воплощение чего-то таинственного, грозного.
Очень часто встречается среди детских фортепианных пьес жанр музыкальной сказки: «Баба-Яга» П. Чайковского, «Колдун» Г. Свиридова, «Танец Эльфов» Э. Грига. К разряду сказочных пьес можно отнести «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева. Пьеса эта очень характерна для творчества С. Прокофьева своей гротесковостью, основанной на комическом преувеличении. А еще есть множество пьес - сказок, наименования которых характеризуют лишь эмоциональную окраску того, что происходит в музыке. Например: «Веселая сказка» и «Грустная сказка» Д. Шостаковича, «Страшная сказка» А. Хачатуряна. И еще в репертуаре маленьких музыкантов много пьес, предоставляющих полную свободу воображению маленьких исполнителей и слушателей («Сказочка» С. Прокофьева).
2.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКИ
Элементы изобразительности встречаются в музыкальных произведениях со всевозможной тематикой – картины природы, отображение игр, сцен окружающей жизни, музыкальные сказки, «портреты».
Развитию воображения учеников прекрасно служат пьесы, звучанию различных инструментов, подражающие звукам природы, другим явлениям окружающей действительности. Звуки рогов легко услышать в пьесах, посвященных охоте (Р. Шумана, Р. Глиэра), наигрыш пастушеского рожка – в «Пастушке» С. Майкапара. Звуки духового оркестра мы слышим в «Похоронах куклы» П. Чайковского, подражание игре на гармони – в пьесе «Парень с гармошкой» Г. Свиридова.
Очень часто изобразительность используется в фортепианных пьесах, посвященных картинам природы. Музыкальная образность этих сочинений связана с голосами птиц, журчанием ручья, шелестом листьев. Очень часто изобразительность достигается сочетанием элементов звукоподражания с воспроизведением характера движения: например, в «Смелом наезднике» П. Чайковского, «Коннице» А. Хачатуряна, «Попрыгунье» Г. Свиридова.
Замечательным свойством музыки является то, что она в состоянии совершенно переосмыслить в звуках самые разные, но весьма конкретные впечатления и ощущения.
В области вокальной литературы музыка и слово составляют единый комплекс художественного воздействия. Первое соприкосновение с музыкой маленьких пианистов связано с песней: с её помощью начинается первое знакомство с тем или иным инструментом, подбирание на нем простейших мелодий, интонации которых напоминают о словах знакомых им песен. Развитию этой стороны музыкальной выразительности служат прекрасные образцы детских фортепианных пьес: «Первая утрата» Р. Шумана, где отчетливо слышны интонации жалобы, «Ласковая просьба» Г. Свиридова, основанная на просительных интонациях. Хорошо, чтобы одновременно с пониманием близости речевой и музыкальной декламации в произведении было бы подчеркнуто ощущение специфических отличий обеих этих видов. Образец в этом отношении представляет пьеса композитора С. Прокофьева «Раскаяние», где на редкость тонко передаются интонации и сожаления о случившемся в основной части, и утешения в середине и особенно в конце пьесы. В переводе на словестный язык последние, вероятно, звучали бы примерно так: «Ну что же! Ничего не поделаешь, да и не так уж страшно то, что произошло, - просто наперед надо быть умнее! В этом случае имеется в виду отнюдь не попытка буквально подтекстовать звуки мелодических фраз, а выявить общесмысловой, лишь до известной степени могущий быть выраженным словами музыкальный «подтекст».
2.3. ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКИХ ПЬЕС ДЛЯ ПОСТИЖЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Помимо развития художественного воображения, понимая связи музыки с жизнью, пьесы с образными, характерными названиями могут сыграть большую роль для осознания обучающимися самих средств музыкальной выразительности, общих закономерностей, присущих музыкальному искусству.
«Подлинное постижение шедевра – помимо любых «литературных» толкований – означает…понять, и не только «что», но и «как»; не только «что» хотел сказать нам композитор, но и «как» доносит до нас мастер свое высказывание, почему он избрал именно это выражение, а не другое, именно этот способ разработки, развития. Именно на этом пути достигается подлинная разносторонность музыкального обучения в специальных классах. Ведь пользуясь любым самым простым романсом или оперным отрывком, можно дать множество сведений о гармонии, сольфеджио, голосоведении, музыкальной форме. Учитель на любом инструменте…должен быть прежде всего учителем, то есть толкователем музыки, что особенно необходимо на низших ступенях развития. Тут уже совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, то есть учитель должен довести до ученика не только так называемое «содержание», но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной структуры, он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано», - говорил Г. Нейгауз.
Передача авторами детских фортепианных пьес музыкального содержания обычно тесно связана с каким-либо одним главным средством музыкальной выразительности или сочетанием таких средств между собой. Сюда входят: характер мелодических интонаций, ритмика, регистр, особенности гармонических созвучий, темп, динамика и так далее. Речь идет об изменениях какого-то элемента музыкального высказывания. То, что своеобразие «Шествия кузнечиков» из альбома С. Прокофьева прежде всего определяется ритмикой, может быть легко продемонстрирована «стиранием» пунктирности. Зато «Тарантелла» в неменьшей степени показывает огромное значение острой акцентуации – убирание последней сразу приведет к потере упругой темпераментности танца.
Для передачи отраженного в самом названии образа в «Песне жаворонка» П. Чайковский использует и высокий регистр, и характер мелодико – ритмического рисунка, и силу звучания, определенный темп. Достаточно изменить одно из этих свойств, и в значительной мере исчезнет сходство музыки с её образным прототипом.
Для наглядной демонстрации значения определенных средств музыкальной выразительности может оказаться полезным применение аналогий, сопоставлений с другими пьесами, так как сочинения с близким содержанием обычно основываются на сходных выразительных приемах. Например, непрерывность движения служит отображению бега, кружения, журчания воды или падения струй дождя; низкий регистр связан с воплощением фантастических, «пугающих» образов; неторопливость движения – со спокойной повествовательностью, характерной для пьес – «раздумий» и так далее.
В произведениях композиторов - пианистов встречаются примеры, связанные с понятием производного контраста. Так, в пьесах Р. Шумана «Бедный сиротка» и «Незнакомец» мелодический рисунок почти одинаков. Однако плавность мелодической линии вместе со звучанием довольно высокого регистра и игрой legato создает в первом случае образ, вызывающий сочувствие и жалость, использование же острого пунктирного ритма, низкого регистра вместе с кратким, решительным звучанием аккордов сопровождения и игрой staccato вызывает совсем иные чувства: настороженности, тревоги – а это совсем другой музыкальный образ.
Пьесы, входящие в репертуар ДМШ очень разнообразны. Выбор той или иной из них точки зрения художественного развития обучающегося основывается на принципе педагогической целесообразности. Принцип этот включает доступность образного восприятия и воспроизведения музыки, постепенное усложнение художественных задач, индивидуальный подход, характер способностей, склонностей и потребностей каждого отдельного обучающегося на данном этапе обучения музыки.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из специфических особенностей различных видов исполнительского искусства заключается в том, что воспитанию артистов служит сам художественный «объект» - репертуар. Конечно, и композитор также учится, воспитывается на произведениях классиков и современности, но знакомство с такими образцами все же не совпадает с процессом собственной творческой деятельности. Эту черту исполнительского искусства поистине можно назвать драгоценной: ведь часто музыкантов «учат»; оказываются как бы рядом с ними величайшие гении разных времен и народов. Это накладывает особую ответственность в отношении выбора репертуара, связанную в данном случае с художественным развитием и воспитанием самих исполнителей. Ведь одно дело – взглянуть на художественно слабое, профессионально несовершенное произведение изобразительного искусства, другое – постоянно, в течении долгого времени общаться с аналогичными по недостаткам музыкальными произведениями, общаться с тем, кто не может пробудить сильных чувств, художественной фантазии. Поистине бессмертным представляется в связи с этим завет Р. Шумана: «Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают». Таким образом, репертуар музыканта - пианиста имеет не только познавательное значение, не только расширяет музыкальный кругозор, пианистические умения обучающегося, но оказывает весьма большое воспитательное воздействие общеэстетического и этического плана.
IV.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Благой Д. Д. Роль детских фортепианных пьес в художественном развитии учащихся / Д. Д. Благой // Вопросы методики начального музыкального образования: сб. статей / ред. – сост. В. Натансон, В. Руденко. – М., 1981. – С. 190-214.
2. Кабалевский Д. Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1–4-е классы / Д.Б. Кабалевский. — М., 1974.
3. Светланов Е. Музыка сегодня / Е. Светланов - М., 1976 г.
4. Сигети Й. Скрипичные произведения Бетховена / Й. Сигети - М.,1970 г.
5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Нейгауз - М.,1980 г.
6. Шуман Р. О музыке и музыкантах / Р. Шуман - М.,1977 г.