kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая работа "Основы работы с начинающими"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической работе освещены проблемы обучения начинающих игре на фортепиано в современных условиях. О том, как нелегко достучаться до души юных учеников и их родителей. Описаны проблемы, возникающие на начальных этапах обучения и пути решения этих проблем.

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа "Основы работы с начинающими"»

Размышление по поводу работы с начинающими





Обучение ребенка игре на любом музыкальном инструменте неотделимо от воспитания его личности. В обучении мы имеем 5 составляющих: ребенок, учитель, родители и, конечно же, музыка и инструмент.

Ребенок нынче очень непростой. Сидит, вроде бы, глазками моргает, говорит, улыбается, а к сознанию не пробиться. Защита. Защита от окружающей его агрессии, от эмоциональной усталости, от перегрузки, от нехватки любви, от отсутствия безопасности. Сидит в своем домике, не достанешь.

А обучение музыке предполагает противоположное: внимание, максимум сосредоточенности, быстроты мышления, быстроты запоминания, готовности учится, трудолюбие, ответственность, желание слушаться учителя. Как же учить, если мозг отключен? Надо искать подход. Через интерес ребенка к обучению.

Учитель должен быть большим выдумщиком. В идеале, учитель должен быть добрым, талантливым, умным, милосердным, справедливым, а главное – любящим. А вот это все дефицит. Ребенка надо перехитрить, завлечь волшебной интонацией, сказкой, смешным сравнением, смехом, неожиданным поведением. Ему должно стать весело и интересно. И на этом фоне надо очень твердо, неукоснительно учить грамоте, навыкам и всему остальному.

Еще одна проблема: дети наши имеют очень бедный ассоциативный ряд, «благодаря» тому, что им редко читают хорошие сказки, рассказывают о красоте природы, редко эмоционально общаются. Вместо этого отсылают детей к планшету или просмотру «странных» мультфильмов, где носятся агрессивные кривые персонажи и постоянно орут какую – то чушь. Нет тишины в жизни ребенка, одна суета и агрессия.

Коснемся родителей. Без их помощи и контроля мало, что получится. Они сейчас предпочитают просто записаться в школу, на танцы, хождение по подиуму, можно еще и на рисование заодно, чтобы в компании друзей сказать о том, какой развитый у них ребенок и как много он посещает кружков. И, при этом, где результат? Одна видимость и пустота. Убегая от жертвенного труда над своим ребенком, они вряд ли получат плоды.

Значит, все ложится на плечи учителя? Но учить детей музыке обязательно надо! Иначе мы потеряем всех своих детей.

Учитель встречает каждого нового ученика с большими надеждами, с распростертыми объятиями: ну вот, этот будет меня слушаться, заниматься, развиваться, тешить мое тщеславие. А не тут-то было. Бывает, начнут родители со рвением небывалым, потом быстренько остывают, и конец надеждам. Постепенно учителя смиряются, засыпают или надрываются безрезультатно.

А вообще, если хочешь напрочь отбить у ребенка интерес, действуй так:

  1. бурли эмоциями, шуми;

  2. старайся как можно больше вместить в урок;

  3. говори громко, быстро. Сядь рядом и, не закрывая рта, кричи в уши ребенку, хватай его за руки;

  4. топай, считай, пой за него;

  5. старайся научить его всему и сразу, думая: «как я хорошо работаю».

Счастлив учитель не слишком эмоциональный, рассудительный, осторожный в словах, тактик и стратег, а главное, умеющий любить и не спешить, давая ребенку проявить себя. Имей терпение выслушать то, что он принес - пусть коряво, не по-твоему. Не спеши поправлять, прерывать, похвали. Поговори, попроси сыграть с какой–то эмоцией. Дай ему самому потрудиться. Не работай за него. Умей молча слушать.

Если ничего не принес, все-равно дай маленькую задачу – пусть поработает.

А еще можно задавать на дом «волшебную» самостоятельную работу. Легкую–легкую, меленькую–премаленькую, одну строчку, отдельно каждую руку, и похвалить за нее. Вообще, хвалить надо за все, что хоть немного получается!

Посадить семена и не ждать, что сразу вырастут цветы. Нужно терпение. Важна и почва, как в притче: где камень, где тернии, где добрая земля.

А еще вот, что сказано в Евангелии: «Из десяти прокаженных только один вернулся поблагодарить». Так и ученики, один из десяти окажется настоящим учеником, на котором останется отпечаток личности учителя.

Но вернемся к конкретике. Как же запустить мыслительный процесс у ребенка, который не умеет и не хочет думать?

Изучаем нотную грамоту с «волшебными» стишками про линеечки и окошечки, и все, что нужно знать с прибаутками. Чем лучше ученик знает грамоту, а это «зашифрованная» музыка и мы «расшифровываем» ее как разведчики–шифровальщики, тем веселее, комфортнее будет ему учиться. Надо очень настойчиво внушать родителям, что начальный этап очень важен.

Как можно раньше начинаем читать с листа. Учить мыслить во времени, в правильном темпо–ритме. Сначала топаем, хлопаем и считаем. Потом топаем, хлопаем и называем нотами. Потом топаем, считаем и играем, стараясь соблюдать ритм, привыкая смотреть вперед, быстро думать, не спать, шевелиться. Потихоньку движемся вперед. Надо, чтобы чтение с листа стало любимым занятием.

Современный ребенок не умеет (в общей массе) собирать внимание, постоянно отвлекается.

Кто имеет опыт молитвы, знает, как порой трудно отделаться от посторонних мыслей. Также трудно и ребенку. Он не умеет управлять потоком сознания.

Тот, кто регулярно занимается дома, выполняет задание вместе с заинтересованными родителями, идет вперед очень быстро, обгоняя своих сверстников. Если же все идет вяло, то обучение может стать мучением для обеих сторон. Чтобы этого избежать, нужен интерес!

Очень помогает игра в ансамбле. Ученик играет одну руку, учитель – другую, и наоборот.

Полезны и всякие соревнования: кто громче сыграет, кто веселее и т.д.

Поможет игра в сочинения: изображаем море, солнце, лес, небо и т.д.

Ребенок - чистая душа. Это мы не можем его зацепить. Это мы закоснели в своих «требованиях», амбициях, в своей усталости. Нам не хватает таланта, выдумки, энергии, доброжелательной интонации, улыбки.

Чтобы собрать внимание, можно рассказать ребенку, что голова – это главное, там находится режиссер, что наши уши – это звукооператор, контролирующий звучание, что клавиатура – это сцена, а наши ручки и пальчики – это акробаты и чтецы, и танцоры, и певцы, и их нужно заставлять работать. Выстраивается цельная интересная картина. Рассказать ребенку, что мы художники, только рисуем мы не на холсте, а на ТИШИНЕ. Говорить с ребенком, сеять слово, может быть отзовется.

Нужно много искать, главное – хотеть искать.

Раньше процесс обучения шел легче, сам собой. И запоминали быстро, и сложные программы учили, и работали над содержанием и над звуком.

Удивительно, куда все делось? А просто, везде потерян интерес к прекрасному, доброму, вечному.

Но не надо сдаваться. А, вообще, нужно начинать с себя. И для начала научиться встречать ученика с искренней улыбкой, показывая, что ты ему рад.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая работа "Основы работы с начинающими"

Автор: Компаниец Нина Михайловна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515520

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Организация и осуществление учебно-методической работы"
    ["seo_title"] => string(68) "orghanizatsiia-i-osushchiestvlieniie-uchiebno-mietodichieskoi-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "297240"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456157212"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Методическая работа "Предпосылки перспективного обучения в скрипичном классе (слуховая ориентировка)" "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-rabota-priedposylki-pierspiektivnogho-obuchieniia-v-skripichnom-klassie-slukhovaia-oriientirovka"
    ["file_id"] => string(6) "218700"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433872273"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Методическая  разработка    «ОСОБЕННОСТИ    РАБОТЫ  КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА  ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО  КОЛЛЕКТИВА» "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-osobiennosti-raboty-kontsiertmieistiera-khorieografichieskogo-kolliektiva"
    ["file_id"] => string(6) "244494"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445950841"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка «Стратегия и тактика обучения детей   5-6 лет в классе скрипки»."
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskaia-razrabotka-stratieghiia-i-taktika-obuchieniia-dietiei-5-6-liet-v-klassie-skripki"
    ["file_id"] => string(6) "288303"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454604747"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Методические принципы построения уроков по классическому танцу "
    ["seo_title"] => string(72) "mietodichieskiie-printsipy-postroieniia-urokov-po-klassichieskomu-tantsu"
    ["file_id"] => string(6) "140887"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418036362"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства