Предпосылки перспективного обучения
в скрипичном классе
(слуховая ориентировка)
Начальные уроки занятий маленького скрипача имеют огромное значение для последующего обучения на инструменте. И здесь очень важно, что бы ребенку было интересно познавать все сложности инструмента. Увлечь, сделать урок увлекательным, главная задача педагога. «Урок – игра» - наиболее приемлемая форма подобных занятий. Главная цель таких занятий – создание предпосылок для формирования мышления ученика в трех направлениях: слуховом, двигательном и художественно-образном.
Обычно в работе с начинающими скрипачами уроки почти полностью посвящаются постановке. И при этом такая важная задача как – подготовка музыкального слуха – обходиться стороной. Игра на скрипке требует не просто наличие музыкального слуха, а именно слуховой реакции, связанной с двигательным процессом. Поэтому невозможно отделить постановочный момент от воспитания слуха начинающего скрипача.
Каждый педагог знает, что специфика игры на скрипке требует особого внимания к звуковысотности. Можно остановиться на некоторых отправных моментах в этом вопросе. Начальным моментом формирования пальцевых навыков в левой руке является ориентировка интервальных расстояний на грифе. Однако ощущение интервальных расстояний заметно ограничивается, если работа долгое время идет в первой позиции. Поэтому пальцевые движения с первых уроков следует изучать так же во второй и третей позициях. Появляется возможность с самого начала налаживать двигательную ориентировку по слуху не только пальцами, но и рукой, что предохраняет скрипача от механического заучивания расстояний на грифе. В первом классе обычно ученик играет тетрахорды на струнах Ре и Ля в первой позиции. Полезно их играть так же во 2 и 3 позициях, мажорные и минорные, а так же в восходящем и нисходящем движениях.
(образец музыкального примера в файле)
Полезны так же упражнения на сочетание развития пальцевых действий на грифе с ориентировкой при движении руки вдоль грифа на основе слухового запоминания интонаций кварты, квинты и секунды.
(образец музыкального примера в файле)
Важен так же процесс транспонирования в первом классе. Вот простейшая попевочка для подбора на слух и транспонирования.
(образец музыкального примера в файле)
Недостаточная активность слухового восприятия начинающих сказывается так же и на ритме при игре произведений, что не связанно с плохим чувством ритма. Дело в том, что внимание ученика в основном направленно на возникающий новый звук, а в ритме он скорее опирается на работу пальцев левой руки, а не на протяженность смычка. Поэтому важно воспитывать связь слуха с движением правой руки – наблюдать за перемещением смычка, вслушиваться в окончание звуков.
На уроках специальности преподаватель очень критично должен относиться к интонации, т.к. развитие слуха идет не только на уроках сольфеджио, а в основном на специальностях. Как можно больше нужно петь, пропевать все песенки со словами и с названием нот, одну мелодию и с аккомпанементом. То же происходит с гаммами и с этюдами.
Слуховое воспитание юного скрипача должно быть разносторонним и целенаправленным с первых уроков специальности.